Регулирование экономики
Регулирование экономики
воздействие государства на народное хозяйство посредством косвенных методов
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Регулирование экономики
целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов.
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Р. э. может выступать в трех основных формах: директивного планирования, индикативного регулирования и рыночного саморегулирования. В реальной экономике возможно сочетание всех трех форм регулирований в определенных соотношениях.
Регулирование экономики
Регулирование экономики - воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Регулирование экономики может осуществляться в формах директивного планирования, стимульного регулирования и рыночного саморегулирования.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
воздействие центральных и местных органов управления на процессы и явления экономической жизни общества с целью ее развития и совершенствования, предотвращения негативных результатов хозяйствования. Осуществляется в различных формах, так или иначе сочетающих элементы директивного планирования и рыночного саморегулирования. Преобладание тех или иных элементов зависит от действующей в стране системы хозяйствования.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. В централизованной экономике регулирование осуществляется с помощью преимущественно директивных, распорядительных методов, в рыночной - путем использования в основном рыночных регуляторов, настройки рыночного механизма. Регулирование экономики, экономических процессов, действий экономических субъектов может осуществляться в формах директивного планирования, стимульного регулирования, рыночного саморегулирования.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
(ГОСУДАРСТВЕННОЕ «ВМЕШАТЕЛЬСТВО») Способ управления экономикой, при котором имеются стимулы, сохраняющие движение экономической системы в нужном направлении. Для корректировки хода экономического развития используются ставки налогообложения, кредита и другие экономические рычаги, включая изменение цен. Различают два вида регулирования: регулирование по рассогласованиям (отклонениям) и по критическим параметрам. В первом случае регулирование строится на принципе учета обратной связи и возникших рассогласований. Во втором регулирование производится при достижении каким-либо параметром уровня, признанного критическим. Регулирование антиинфляционное включает два основных способа борьбы с инфляцией: сокращение бюджетного дефицита, регулирование цен и доходов. Концепция саморегулирования рынка и сведения роли государства к «наблюдателю» за соблюдением установленных рыночных правил игры, как показывает анализ экономической практики, не может быть принята в качестве достаточно обоснованной или эффективной. Она может привести к отрицательным последствиям, так как интересы общества и рынка далеко не всегда совпадают. В свою очередь, государственное вмешательство предполагает профессионализм и тщательную оценку последствий принимаемых мер. Непрофессионализм и соответствующие ошибки также приводят к значительным народнохозяйственным потерям и непоправимому ущербу для хозяйственных субъектов. Современные наиболее крупные экономические державы построили свое благосостояние не в условиях открытого рынка, а в условиях активного вмешательства государства в экономику. Только развив собственную обрабатывающую промышленность, Англия, Германия, США, Япония и другие развитые страны выходили на открытый международный рынок. Стимулы, создаваемые политикой и мероприятиями правительства, могут оказывать сильное воздействие на уровень предпринимательства в сообществе. Главные параметры инвестиционного климата, на которые влияет политика и поведение власти это издержки, риски и барьеры для конкуренции. Четкое разграничение обязанностей между разными уровнями государственной власти уменьшает степень неопределенности и риска для фирм и повышает степень ответственности. Повышение степени доверия к этой политике приводит в конечном итоге к наибольшим выгодам с точки зрения общественного благосостояния.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
распределение природных, материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов в соответствии с потребностями общества на данном этапе. В индустриально развитых и продвинутых развивающихся странах осуществляется с помощью механизма рыночной конкуренции и государственного регулирования. Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Роль и удельный вес каждого из них меняется от страны к стране в зависимости от национальных особенностей и этапа развития страны.
В современной рыночной экономике пропорции в распределении ресурсов складываются, в первую очередь, на основе рыночного регулирования. Его инструментами служат цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. Они регулируют объемы предложения (производства) и спроса (потребления). Сложные по своей структуре взаимо - переплетающиеся рынки товаров и услуг, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему ценовых, курсовых сигналов направляют ресурсы в сферы их наиболее эффективного использования. Давление конкуренции побуждает производителей к инновациям, снижению издержек, повышению качества и расширению ассортимента продукции.
Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночному механизму распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к потребностям научно - технического прогресса, экономического роста, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.
Однако этих рыночных механизмов экономического регулирования недостаточно для бесперебойного функционирования современного общества, удовлетворения некоторых потребностей как всего общества, так и его отдельных членов. Поэтому их действие дополняется и корректируется государственным регулированием экономики. Последнее создает условия для нормального функционирования рыночного механизма и нейтрализует связанные с ним негативные тенденции. Для этого используется обширный арсенал средств административного и правового воздействия государства на экономику, прямого и косвенного экономического регулирования.
Формирование социальной ориентации рыночной экономики, развитие системы социальной защиты направлены на смягчение социальной дифференциации, связанной с действием рыночного регулирования. На полном или частичном обеспечении финансовыми ресурсами государства находятся отрасли инфраструктуры (например дорожное строительство и дорожное движение), другие сферы производства общественных благ и услуг (учреждения здравоохранения, культуры), сектора, выполняющие общенациональные функции (фундаментальная наука, оборона, образование).
Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели: ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизацию отрицательных последствий НТП, охрану окружающей среды.
В современной рыночной экономике пропорции в распределении ресурсов складываются, в первую очередь, на основе рыночного регулирования. Его инструментами служат цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. Они регулируют объемы предложения (производства) и спроса (потребления). Сложные по своей структуре взаимо - переплетающиеся рынки товаров и услуг, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему ценовых, курсовых сигналов направляют ресурсы в сферы их наиболее эффективного использования. Давление конкуренции побуждает производителей к инновациям, снижению издержек, повышению качества и расширению ассортимента продукции.
Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночному механизму распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к потребностям научно - технического прогресса, экономического роста, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.
Однако этих рыночных механизмов экономического регулирования недостаточно для бесперебойного функционирования современного общества, удовлетворения некоторых потребностей как всего общества, так и его отдельных членов. Поэтому их действие дополняется и корректируется государственным регулированием экономики. Последнее создает условия для нормального функционирования рыночного механизма и нейтрализует связанные с ним негативные тенденции. Для этого используется обширный арсенал средств административного и правового воздействия государства на экономику, прямого и косвенного экономического регулирования.
Формирование социальной ориентации рыночной экономики, развитие системы социальной защиты направлены на смягчение социальной дифференциации, связанной с действием рыночного регулирования. На полном или частичном обеспечении финансовыми ресурсами государства находятся отрасли инфраструктуры (например дорожное строительство и дорожное движение), другие сферы производства общественных благ и услуг (учреждения здравоохранения, культуры), сектора, выполняющие общенациональные функции (фундаментальная наука, оборона, образование).
Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели: ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизацию отрицательных последствий НТП, охрану окружающей среды.
Источник: Экономический словарь