РАСХОДЫ ВОЕННЫЕ

Найдено 1 определение
РАСХОДЫ ВОЕННЫЕ
денежные средства, выделяемые государством на подготовку военной организации и страны к действиям по обеспечению обороны и военной безопасности, на осуществление таких действий в различных формах в мирное и военное время, а также на ликвидацию некоторых их последствий. В составе Р.в. выделяют прямые, косвенные, явные и скрытые затраты. Прямые Р.в. – затраты, официально выделяемые в гос. (федер.) бюджете страны на цели обороны и военной безопасности (осн. часть всех Р.в.). Они охватывают затраты вооруж. сил, др. войск и воинских формирований, направляемые: 1) на создание, поддержание и наращивание нац. военной мощи путем комплектования их личным составом (вкл. затраты на привлечение к службе, обеспечение установл. видами довольствия и обслуживания, боевую и морально-психологич. подготовку и т.п.), обеспечения вооружением, военной техникой и имуществом (включая затраты на разработку, закупку, эксплуатацию и ремонт), капит. стр-ва в интересах обороны и военной безопасности; 2) на оказание военной помощи иностр. гос-вам. Косвенные Р.в. – затраты, не связ. непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи гос-ва, но воздействующие на эти процессы с целью либо создания условий и предпосылок для их осуществления, либо ликвидации последствий военных приготовлений и войн. Косвенные Р.в. сопряжены с прямыми и во многом являются производными от них. Вычленение косвенных Р.в. в гос. (федер.) бюджете производится не только по офиц. наименованию, но и по конкретному целевому предназначению расходов, поскольку часть косвенных Р.в. (как по офиц. наименованию, так и по своему использованию) очень близка к прямым Р.в., другая же может быть отнесена к затратам на военные цели лишь на основе анализа конкретного целевого использования бюдж. ассигнований. Косвенные Р.в. могут включать: выплаты пенсий и пособий ветеранам войн, вооруж. сил, др. войск и воинских формирований, инвалидам, семьям погибших; платежи по гос. долгу, возникшему в связи с военными приготовлениями или с войной; затраты по восстановлению разрушений или возмещению ущерба, причин. войной или военными приготовлениями; выплаты репараций и ряд др. гос. затрат. Прямые и косвенные Р.в. могут быть явными (затраты, к-рые офиц. нац. бюджетная статистика признает военными) и скрытыми (затраты средств бюджета, к-рые фактически направляются на финансирование военных мероприятий, но проходят по расходам бюджета на деятельность гражданских мин-в и ведомств, не связанных напрямую с военными приготовлениями). В странах НАТО к Р.в. кроме затрат, непосредственно выделяемых на строительство и содержание вооруж. сил, относят расходы на: оснащение и содержание военизир. формирований (типа военной жандармерии, карабинеров, береговой охраны и др.); оказание военной помощи иностр. гос-вам и на др. военные мероприятия. По классификации НАТО затраты на гражданскую оборону не относятся к Р.в., собств. же доходы мин-ва обороны (от продажи излишнего вооружения и военной техники, продажи и сдачи в аренду недвижимого имущества, оказания платных услуг юридич. и физич. лицам и т.п.), оставляемые в распоряжении мин-ва обороны и уменьшающие тем самым величину законодательно утверждаемых прямых Р.в., признаются компенсац. поступлениями. Доля компенсационных поступлений в расходах министерств обороны стран НАТО значительно колеблется: от примерно 1% (США) до 5–10% (Великобритания), поэтому при представлении отчетности в НАТО нац. показатели стран по Р.в. претерпевают определ. корректировку. Подход к трактовке состава Р.в., принятый ООН, во многом аналогичен классификации НАТО. Вместе с тем в ООН с 1985 для отчетности по Р.в. применяется таблица (формат), в к-рой в горизонтальных строках отражены организац. комплексы, а в вертикальных графах – целевые направления финансирования (оперативные расходы; технич. оснащение и стрво; НИОКР). Каждая из этих трех групп разделена на статьи, а статьи – на виды расходов. Расходы по каждой целевой статье и ее видам распределяются по организац. комплексам вооруж. сил: стратегич. силы (согласно определению в Договоре СНВ-2); сухопутные войска; военно-морские силы; военно-воздушные силы; др. боевые силы; централиз. тыловое обеспечение и управление (в разбивке на обеспечение и управление); военизир. силы. Самостоят. комплексом формата отчетности выделены расходы на оказание военной помощи. Расходы на гражданскую оборону показываются отдельно от общих Р.в. гос-ва. Государствам–членам ООН рекомендовано ежегодно к 30 апреля представлять в ООН данные по Р.в. в нац. валюте за последний финанс. год, по к-рому имеются такие данные. Россия впервые передала в ООН в 1990 данные о Р.в. за 1989. Классификация Р.в., принятая ООН, позволяет проводить анализ и межгос. сопоставления абс. размеров военных затрат. Вместе с тем в практике межгос. сопоставлений широко применяют показатели относит. размеров или уровней Р.в., в т.ч.: доля Р.в. в ВВП страны; доля Р.в. в расходах гос. (федер.) бюджета страны; размер Р.в. в расчете на душу населения страны; размер Р.в. в расчете на одного военнослужащего вооруженных сил и т.п. Нек-рые данные о Р.в. ряда стран НАТО и России приведены в таблицах 1–3. v:shapes="_x0000_i1115">  v:shapes="_x0000_i1116">  v:shapes="_x0000_i1117"> 

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
367.10 кб

Мировой экономический кризис как фактор сокращения военных расходов

Газимагомедов Курбан Ризванович
Статья посвящена анализу ситуации, сложившейся под давлением последствий разразившегося в 2008 году мирового экономического кризиса. Был зафиксирован перелом в многолетней тенденции ежегодного повышения мировых военных расходов.
Читать PDF
177.78 кб

Методологические основы оценки эффективности военно-бюджетных расходов

Намитулина А.З., Прокофьев М.Н.
В статье рассмотрена оценка эффективности военно-бюджетных расходов, которая содержит ряд методических аспектов, разработку и обоснование системы критериев и показателей эффективности бюджетных расходов, а также методик оценки дея
Читать PDF
6.27 мб

Военные расходы и экономический рост: эконометрические оценки зависимости

Арженовский С.В.
Предмет. Исследуется влияние военных расходов европейских стран на экономический рост. Цели. Построение эконометрических моделей для выявления направления влияния военных расходов на экономический рост.
Читать PDF
356.34 кб

Мировое военное производство и основные расходы на его содержание в контексте глобального финансовог

Малахов Владимир Сергеевич
Автор в статье исследует современное состояние мировой военной промышленности в мире и выявляет основные тенденции его развития.
Читать PDF
498.99 кб

Статистический анализ временных характеристик локальных конфликтов и военных расходов(на примере Рос

Симонов Петр Михайлович, Прудский Михаил Владимирович
На основе статистического анализа подавляющего большинства военных конфликтов ХХ и ХХI вв. (до конца 2016 г.
Читать PDF
291.14 кб

Правовое регулирование военных расходов в Российской Федерации как одно из направлений обеспечения н

Еремина Елизавета Анатольевна
В статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования расходов на национальную оборону.