Психология труда
Психология труда
наука, исследующая требования к психике человека и его отношению к работе, изучающая психологический портрет личности.
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
Психология труда
Изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Психология труда
наука, связанная с исследованием требований к психике человека и его отношения к работе. П.т. включает характеристику способностей, темперамента, направленности (деловой, личностной, коммуникативной), интеллектуальности, эмоциональности (уровня реактивности, устойчивости личности), волевых качеств (умения преодолевать трудности, настойчивости в достижении цели), самооценки, уровня самоконтроля и способности к групповому взаимодействию и коллективному творчеству.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
область науки психологии, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий и психологических качеств личности работника. Основные проблемы П.т.: психология трудового воспитания и обучения, включая психологическую подготовку молодежи к различным видам труда; психологическая трудовая экспертиза, с помощью которой определяется пригодность данного человека к конкретному виду труда (профотбор) или установление наиболее подходящего для него вида труда (профориентация, профконсультация); инженерная психология, разрабатывающая требования к рабочим местам на основе принципов психологических закономерностей трудовых движений. Центральное место в П.т. занимают проблемы, связанные с организацией труда совершенствование организации рабочих мест, внедрение оптимальных режимов труда и отдыха, преодоление монотонности труда, профилактика производственной утомляемости, улучшение соц. психологического климата в коллективе и др.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
научная дисциплина, изучающая и раскрывающая закономерности психических явлений, происходящих в организме человека под воздействием труда с целью повышения его производительности и формирования профессионально важных качеств личности. Основные психические явления в процессе труда, происходящие в сфере сознания человека: ощущение, мышление, восприятие, внимание, эмоции и др. По результатам исследований П. т. разрабатываются научно обоснованные меры по совершенствованию трудовой деятельности людей, улучшению условий труда, рациональной организации рабочих мест, повышению качества производственного обучения, профессиональной ориентации и др. Значительное развитие получает и инженерная психология - отрасль П. т., изучающая взаимодействия человека с управляемой им машиной и разрабатывающая методы приспособления орудий труда к психологическим характеристикам человека. С ее помощью выбирают из ряда сравниваемых вариантов средств труда в наибольшей мере удовлетворяющий психологическим требованиям; находят положительные и отрицательные в психологическом отношении качества оцениваемого объекта; определяют психологические требования, предъявляемые к конструируемой машине. С задачами инженерной психологии связаны вопросы технической эстетики и эргономики, их изучает и физиология труда.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
одна из психология, наук (наряду с социальной, педагогия., медицинской, юридич., военной психологией и др.), предмет к-рой - психология, особенности личности трудящегося и различных видов трудовой деятельности в их зависимости от обществ.-история, и конкретных производств. условий, уровня техники, методов трудового обучения. Объектами изучения П. т. являются как сама трудовая деятельность, так и особенности личности трудящегося (в чём реализуется принцип личностного подхода), обществ.-история, особенности условий труда (этого требует принцип историзма), конкретная производств. среда и производств. процесс, предметы, орудия и продукты труда (что вызвано принципом детерминизма), методы проф. обучения (в соответствии с принципом формирования).
Задача П. т. - использовать общие закономерности психологии для повышения эффективности, качества, облегчения трудовой деятельности и более успешного проф. обучения и трудового воспитания трудящихся. В результате проводимых исследований по П. т. могут улучшаться не только трудовая деятельность, но и условия труда, рабочее место, орудия труда, личные качества работника и т. д.
В России начало разработки проблем П. т., одновременно с проблемами физиологии труда, было положено работами И. М. Сеченова (1897, 1900, 1901). За рубежом П. т. возникла в нач. 20 в., в частности в связи с запросами гор. и ж.-д. транспорта в целях борьбы с авариями, получив назв. «психотехника», предложенное в 1903 нем. психологом В. Штерном. В 1908 нем. психолог Г. Мюнстерберг, работавший затем в США, впервые описал задачи, содержание и методы психотехники, являвшейся по существу П. т. Осн. задачей психотехники был (а в странах капитализма и до сих пор является) психология, отбор и и р о ф. ориентация как методы борьбы с аварийностью и травматизмом. Разновидностями психотехники стали в капиталистич. странах «индустриальная психология», «инженерная психология», вскоре слившиеся с тейлоризмом, а в последнее время включаемые в эргономику.
С первых месяцев существования Сов. гос-ва вместе с работами по НОТ и охране труда начали проводиться работы по П. т., получившие по инициативе И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна психотехнич. направление. С 1928 по 1931 издавался журн. «Психофизиология труда и психотехника», а в 1932 - 34 «Советская психотехника». На всех крупных пром. предприятиях и на транспорте были созданы психотехнич. или психофизиология, лаборатории (только в НКПС их было 38). В ср. школе получили массовое применение тесты. Однако отрыв этой работы от общей психологии и теоретич. необоснованность метода тестирования, некритически заимствованного из бурж. психотехники, дискредитировали П. т. Постановление ЦК ВКП(б) (1936) осудило массовое применение тестов в ср. школе, что привело к свёртыванию работ по П. т. Вновь развиваться она стала только в 50-х гг., когда курс «Психология труда» был включён в программу Моск. и Ленингр. ун-тов и особенно после совещания по вопросам П. т. (1957). Всесоюзное совещание по организации труда (1967) способствовало созданию на предприятиях центров, лабораторий и групп НОТ, в созтав к-рых включаются специалисты по П. т. Подготовка специалистов по П. т. в основном ведётся на психология. ф-тах ун-тов. Но работу по П. т. ведут также врачи, инженеры и экономисты, получившие подготовну по психологии в вузе, на спец. курсах или путём самообразования.
Осн. проблемы, разрабатываемые П. т., указаны в след. классификационной схеме.
Схема проблем психологии труда
А. Формы приспособления личности к видам труда
1. Психология, рационализация подбора кадров. Проф. ориентация, проф. просвещение (проф. обучение, воспитание и пропаганда), проф. консультация, проф. адаптация, психология, проф. отбор, изучение роли личностного фактора в несчастных случаях и в случаях брака.
2. Психология, рационализация проф. подготовки. Проф. тренировки, с использованием тренажёров, психология. рационализация проф. обучения; психология, рационализация трудового воспитания; психология, подготовка к труду.
Б. Формы приспособления труда к требованиям личности
1. Приспособления условий труда. Рационализация рабочего места и производств. межфункциональных связей; режим труда и активного отдыха; профилактика усталости; борьба с монотонностью расчленённого труда; организация малых групп, управление «психология, климатом» внутри коллективов.
2. Рациональное конструирование новых профессий.
3. Приспособление орудий труда и техники к личности. Инженерная психология (психология, рационализация техники); психология, проблемы технич. эстетики.
Профессиография каждого вида труда является и предпосылкой и обобщением всех работ, приводящихся в любом из указанных направлений.
Как и каждая наука, П. т. имеет свою методологию, опирающуюся на методологию марксизма-ленинизма и методологию общей психологии. Она уточняет специфич. методы определ. отрасли П. т. и методы изучения определ. видов труда.
Рассматривая трудящегося человека как личность, П. т. взаимодействует с физиологией труда, исследующей человека как организм, с гигиеной труда, изучающей трудовую физич. среду, социологией - социальную среду, и проф. педагогикой - организацию и методы подготовки кадров трудящихся. П. т. имеет ряд пограничных проблем со смежными психология, науками: с педагогич. психологией - П. т. учителя, юридич. психологией - П. т. юриста, медицинской - П. т. мед. работника и т. п. П. т. вместе с физиологией и гигиеной труда и антропометрией входит в эргономику, а в составе эргономики с социологией труда и организацией произ-ва - в систему НОТ (см. Научная организация труда).
Задача П. т. - использовать общие закономерности психологии для повышения эффективности, качества, облегчения трудовой деятельности и более успешного проф. обучения и трудового воспитания трудящихся. В результате проводимых исследований по П. т. могут улучшаться не только трудовая деятельность, но и условия труда, рабочее место, орудия труда, личные качества работника и т. д.
В России начало разработки проблем П. т., одновременно с проблемами физиологии труда, было положено работами И. М. Сеченова (1897, 1900, 1901). За рубежом П. т. возникла в нач. 20 в., в частности в связи с запросами гор. и ж.-д. транспорта в целях борьбы с авариями, получив назв. «психотехника», предложенное в 1903 нем. психологом В. Штерном. В 1908 нем. психолог Г. Мюнстерберг, работавший затем в США, впервые описал задачи, содержание и методы психотехники, являвшейся по существу П. т. Осн. задачей психотехники был (а в странах капитализма и до сих пор является) психология, отбор и и р о ф. ориентация как методы борьбы с аварийностью и травматизмом. Разновидностями психотехники стали в капиталистич. странах «индустриальная психология», «инженерная психология», вскоре слившиеся с тейлоризмом, а в последнее время включаемые в эргономику.
С первых месяцев существования Сов. гос-ва вместе с работами по НОТ и охране труда начали проводиться работы по П. т., получившие по инициативе И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна психотехнич. направление. С 1928 по 1931 издавался журн. «Психофизиология труда и психотехника», а в 1932 - 34 «Советская психотехника». На всех крупных пром. предприятиях и на транспорте были созданы психотехнич. или психофизиология, лаборатории (только в НКПС их было 38). В ср. школе получили массовое применение тесты. Однако отрыв этой работы от общей психологии и теоретич. необоснованность метода тестирования, некритически заимствованного из бурж. психотехники, дискредитировали П. т. Постановление ЦК ВКП(б) (1936) осудило массовое применение тестов в ср. школе, что привело к свёртыванию работ по П. т. Вновь развиваться она стала только в 50-х гг., когда курс «Психология труда» был включён в программу Моск. и Ленингр. ун-тов и особенно после совещания по вопросам П. т. (1957). Всесоюзное совещание по организации труда (1967) способствовало созданию на предприятиях центров, лабораторий и групп НОТ, в созтав к-рых включаются специалисты по П. т. Подготовка специалистов по П. т. в основном ведётся на психология. ф-тах ун-тов. Но работу по П. т. ведут также врачи, инженеры и экономисты, получившие подготовну по психологии в вузе, на спец. курсах или путём самообразования.
Осн. проблемы, разрабатываемые П. т., указаны в след. классификационной схеме.
Схема проблем психологии труда
А. Формы приспособления личности к видам труда
1. Психология, рационализация подбора кадров. Проф. ориентация, проф. просвещение (проф. обучение, воспитание и пропаганда), проф. консультация, проф. адаптация, психология, проф. отбор, изучение роли личностного фактора в несчастных случаях и в случаях брака.
2. Психология, рационализация проф. подготовки. Проф. тренировки, с использованием тренажёров, психология. рационализация проф. обучения; психология, рационализация трудового воспитания; психология, подготовка к труду.
Б. Формы приспособления труда к требованиям личности
1. Приспособления условий труда. Рационализация рабочего места и производств. межфункциональных связей; режим труда и активного отдыха; профилактика усталости; борьба с монотонностью расчленённого труда; организация малых групп, управление «психология, климатом» внутри коллективов.
2. Рациональное конструирование новых профессий.
3. Приспособление орудий труда и техники к личности. Инженерная психология (психология, рационализация техники); психология, проблемы технич. эстетики.
Профессиография каждого вида труда является и предпосылкой и обобщением всех работ, приводящихся в любом из указанных направлений.
Как и каждая наука, П. т. имеет свою методологию, опирающуюся на методологию марксизма-ленинизма и методологию общей психологии. Она уточняет специфич. методы определ. отрасли П. т. и методы изучения определ. видов труда.
Рассматривая трудящегося человека как личность, П. т. взаимодействует с физиологией труда, исследующей человека как организм, с гигиеной труда, изучающей трудовую физич. среду, социологией - социальную среду, и проф. педагогикой - организацию и методы подготовки кадров трудящихся. П. т. имеет ряд пограничных проблем со смежными психология, науками: с педагогич. психологией - П. т. учителя, юридич. психологией - П. т. юриста, медицинской - П. т. мед. работника и т. п. П. т. вместе с физиологией и гигиеной труда и антропометрией входит в эргономику, а в составе эргономики с социологией труда и организацией произ-ва - в систему НОТ (см. Научная организация труда).
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.