Промышленный переворот

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Промышленный переворот

Промышленный переворот - качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
(60-е годы XVII I в. - конец XI X в.) переход от мануфактурного к фабричному типу кооперации труда: от основанной на ручном труде мануфактуре к крупной машинной индустрии. Начался с внедрения в производство рабочих машин, а завершился - производством машин при помощи машин. Это стало мощным ускорителем общественного прогресса, способствовало быстрому росту обобществления производства.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Промышленный переворот
(промышленная или индустриальная революция) – совокупность технико – технологических, экономических, социальных перемен, обусловивших переход от мануфактурной стадии промышленности к фабрично – заводской, от ручного труда на мануфактурах к механизированному, с внедрением системы машин, соединенных передаточным механизмом с общим двигателем.
П. п. привел к вытеснению с рынка продукции домашнего промысла, ремесла и мануфактуры фабричной продукцией за счет значительного удешевления товаров, а также подчинения мелкого производства. П. п. углубил общественное разделение труда, стимулировал рост товарно‑денежных отношений, общий рост производства. Фабричное производство требовало крупных инвестиций, поэтому свободные капиталы перетекали из сферы торговли в промышленность.
Термин П. п. впервые был введен в научный оборот Л. Бланком в 1837 г., окончательно утвердился в экономической литературе в 1884 г. в лекциях А. Тойнби.

Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
переворот в технике производства, заключающийся в замене ручного труда механизированным трудом, переход от капиталистических мануфактур к фабричной системе капиталистического производства, обусловивший победу капиталистических отношений. В результате промышленного переворота была создана основа для быстрого развития производительных сил капиталистического общества, возникла крупная машинная индустрия, развилось общественное разделение труда, возникли новые отрасли производства, города и промышленные центры. Главным социально-экономическим последствием переворота было утверждение капитализма как общественно-экономической формации. С переходом к машинному производству капитализм создал соответствующую ему материально-техническую базу и подчинил себе докапиталистические формы производства. Вместе с тем он способствовал обострению и проявлению всех противоречий капитализма, что нашло выражение в периодически повторяющихся экономических кризисах, в росте богатства капиталистов и обнищания трудящихся, в росте рабочего движения. Промышленный переворот начался в последней трети XVIII в. в Англии. Впервые машины получили распространение в хлопчатобумажном производстве. В 1765 г. была изобретена механическая прялка «Дженни», в 1767 г.— ватерная машина, а в 1779 г. — мюль- машина. Коренное изменение техники прядения хлопка вызвало перестройку ткацкого производства на основе применения механического ткацкого станка. Важную роль в процессе промышленного переворота сыграло применение паровой машины (1784 г.). Однако полная перестройка промышленности стала возможной лишь после того, как возникло машиностроение — машинное производство машин, которое в свою очередь способствовало развитию металлургии, В первой половине XIX в. промышленный переворот происходил в других странах Европы и в США. В Германии, где феодальные отношения тормозили экономическое развитие, промышленный переворот начался в 40-х годах XIX в. В России применение машин в промышленности и на транспорте началось еще в первой половине XIX в., однако во всей широте промышленный переворот развернулся лишь после отмены крепостного права. В Японии промышленный переворот начался только в 70-х годах XIX в. Особенности промышленного переворота в отдельных странах определялись историческими условиями развития этих стран.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
система экономич. и социально-политич. изменений, в к-рых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. П. п. начался с изобретения и внедрения в произ-во рабочих машин, а завершился - произ-вом машин машинами, т. е. развитием машинного производства. Переход к крупной машинной индустрии знаменовал окончат. победу капиталистич. способа произ-ва над феодальным. П. п. дал мощный толчок капиталистич. обобществлению произ-ва. В условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда: многие раздробленные процессы произ-ва сливаются в один обществ. производств. процесс. Утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистич. противоречий капитализма. Характеризуя переход к фабричной системе капиталистич. произ-ва, К. Маркс отмечал (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 451 - 52), что машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистич. применение удлиняет рабочий день; сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистич. применении превращает его в паупера.
Историч. предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистич. произ-ва. Интенсивное развитие процессов т. н. первоначального накопления капитала обеспечило важнейшие условия дальнейшего развития капиталистич. отношений: с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию людей, к-рые могли предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу и с другой - накопление крупных ден. богатств для приобретения формировавшимся классом капиталистов средств произ-ва и рабочей силы. Рост капиталистич. произ-ва неизбежно вызывал быстрое расширение как внутр., так и внеш. рынков; но стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на огранич. возможности основанного на ремесл. технике мануфактурного произ-ва. На смену мануфактуре пришла фабрика.
П. п. представлял собой общеисторич. явление, характеризовавшее определ. этап развития капитализма в пром-сти ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно. Раньше др. стран в 60-х гг. 18 в. на путь П. п. стала Англия. Англ. бурж. революция 17 в. расчистила путь для ускоренного развития капиталистич. отношений. В кон. 17 - 1-й пол. 18 вв. мануфактурное произ-во в Англии достигло расцвета; к этому времени голл. мануфактуры были далеко превзойдены английскими. Однако узкий технич. базис мануфактуры на известной ступени развития вступил в противоречие с ею же самой созданными потребностями произ-ва. Наиболее остро это противоречие проявилось в произ-ве хл.-бум. тканей, спрос на к-рые увеличивался особенно быстрыми темпами. Исходным пунктом превращения ремесл. и мануфактурного произ-ва в машинное явились изменения в средствах труда. В 70 - 80-х гг. 18 в. в прядении хлопка всё большее распространение получили механич. прялки «Дженни» (изобретена рабочим Дж. Харгривсом). К 1787 в англ. пром-сти использовалось уже более 20 тыс. таких машин. Дальнейшее развитие механич. прядения связано с применением мюль-машин (впервые применены в кон. 70-х гг. 18 в. С. Кромптоном); после того как мюль-машины получили распространение, хл.-бум. пряжа стала изготовляться только фабричным способом. «Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует множеством одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней» (там же, с. 387).
Механизация отд. произ-в порождала экономич. необходимость повышения производительности труда и в др. отраслях: так, с совершенствованием техники произ-ва в хлопкопрядении обнаружилась серьёзная диспропорция между прядением и ткачеством. В 1785 был запатентован образец механич. ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала действовать первая механич. ткацкая ф-ка, насчитывавшая ок. 200 станков. Внедрение в ткацкое произ-во новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного и др. произ-в. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарной пром-сти и разорение массы мелких товаропроизводителей.
Развитие рабочей машины, оснащение её множеством одновременно действующих орудий произ-ва порождало необходимость в новом, более совершенном двигателе. С кон. 90-х гг. 18 в. в текстильной пром-сти стал широко использоваться паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 в Великобритании насчитывалось ок. 5 тыс. паровых машин. Быстрый рост масштабов пром. произ-ва и дальнейшее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта и связи. В 1-й четверти 19 в. начинают функционировать пароходное сообщение и паровой ж.-д. транспорт.
Всё более широкое распространение машинной техники вступило в противоречие с ремесл. техникой изготовления самих машин. Одна из самых острых и длит. диспропорций, обнаружившихся в процессе П. п., - несоответствие между стремительно расширявшимся спросом на новые средства труда и огранич. возможностями их мануфактурного произ-ва. Это несоответствие было преодолено в результате широкого внедрения машин в машиностроит. произ-во. С нач. 19 в. в пром-сти всё шире используются металлообр. станки, и прежде всего - токарные, снабжённые механич. суппортом, механич. молоты и гидравлич. прессы. Увеличивавшееся произ-во машинного оборудования и новых трансп. средств способствовало расширению спроса на металл. Механизация различных произ-в и дифференциация механич. орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, представлявшей собой основной и наиболее существ. признак крупной машинной индустрии. В 10 - 20-х гг. 19 в. крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесл. произ-вом; страна постепенно превращалась в пром. державу, «мастерскую мира». Быстрый рост производит. сил сопровождался резким обострением противоречий, присущих капиталистич. способу произ-ва; в 1825 в Великобритании разразился первый экономич. кризис перепроиз-ва.
Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной пром-сти вступили США, Франция, Германия и др. страны. Общие экономич. условия для развития капиталистич. произ-ва в США были созданы в результате победы в Войне за независимость 1775 - 83. Интенсивному технич. перевооружению хл.-бум. пром-сти и нек-рых др. отраслей способствовало полное отсутствие мелочных цеховых стеснений и использование технич. опыта англ. пром-сти. Массовое применение паровых двигателей в пром-сти и ускоренное развитие машиностроения в сев.-Вост. штатах США приходится на 50 - 60-е гг. 19 в.
Решающую роль в ускоренном развитии капиталистич. отношений во Франции сыграла Великая франц. революция, ликвидировавшая феод. порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного произ-ва в этой стране были сделаны ещё в 80-х гг. 18 в., однако переход от мануфактурного произ-ва к использованию машин в др. ведущих отраслях пром-сти занял мн. десятилетия. С большим запозданием осуществлялся переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии в Германии, где развитие капиталистич. пром-сти сдерживалось засильем сохранявшихся феод. и полуфеод. отношений. Франция и особенно Германия, как отмечал Ф. Энгельс, в области крупной пром-сти лишь плелись за Англией и «...собственно только с 1848 г. узнали, что такое крупная промышленность...» (там же, т. 18, с. 243). После революций 1848 - 49 рост крупной машинной индустрии в этих странах резко ускоряется; дальнейшее развёртывание П. п. в Германии характеризовалось особенно бурным развитием тяжёлой пром-сти. В Италии П.п. развернулся в 40-х гг. 19 в. Фабричное произ-во развивалось гл. обр. в сев. р-нах страны; в связи с этим усугублялась экономич. отсталость агр. Юга. Окончат. победу над кустарным произ-вом и мануфактурой крупная машинная индустрия одержала в Италии в последней трети 19 в. В Японии условия для развития капиталистич. фабричного произ-ва были созданы происшедшей во 2-й пол. 60-х гг. 19 в. революцией Мэйдзи (1867 - 68). В ходе П. п., начавшегося в последние десятилетия 19 в., япон. предприниматели широко использовали технич. опыт зап.-европ. стран и США, ввозя значит. часть машинного оборудования из-за границы. В организации и финансировании крупных пром. предприятий, прямо или косвенно участвовавших в технич. перевооружении япон. армии, особенно активное участие принимало гос-во.
Переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии знаменовал собой не только коренное изменение технич. базы произ-ва, но и серьёзные изменения в сфере обществ. отношений. Характеризуя пром. революцию, В. И. Ленин подчёркивал, что она означала крутое и резкое преобразование всех обществ. отношений. Утверждение крупной машинной индустрии в ведущих отраслях произ-ва создало материальные предпосылки для дальнейшего быстрого развития производит. сил. Превратив пром-сть в ведущую отрасль обществ. произ-ва, П.п. вместе с тем привёл к полному отделению её от земледелия и к быстрому росту крупных пром. центров. Развитие капиталистич. машинной индустрии неизбежно влекло за собой окончат. ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Однако в силу внутр. противоречивого характера своего развития П. п. сопровождался обострением и расширением антагонизмов капитализма; буржуазия стремилась использовать машинную технику для безудержного усиления эксплуатации наёмных рабочих. Капиталистич. применение машинной техники превращало крупные предприятия в места «фабричной каторги», а рабочего - в придаток машины, в придаток капитала. Рост фабричного произ-ва в огромной степени способствовал обострению противоречий между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Механизация произ-ва вела к вытеснению с капиталистич. фабрик части рабочих и возникновению массовой резервной армии труда. Углубление осн. противоречия капитализма - противоречия между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения - вызвало к жизни мировые экономич. кризисы перепроиз-ва.
Победа капиталистич. фабричной системы знаменовала окончат. раскол между различными группами участвующих в произ-ве лиц и всё более глубокую дифференциацию классов капиталистич. общества - пролетариата и буржуазии. Именно пром. революция, писал Ф. Энгельс, «...породила подлинную буржуазию и подлинный крупнопромышленный пролетариат, выдвинув их на передний план общественного развития» (там же, т. 22, с. 535). Рост крупной машинной индустрии увеличивал численность фабричных работников, вместе с тем фабрика превращала их в постоянных наёмных рабочих, формируя пролетариат как само- стоят, класс, призванный выполнить особую историч. миссию. По мере того как крупная пром-сть завоёвывала господствующее положение во всей системе обществ. произ-ва, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. Так, в Великобритании к сер. 40-х гг. 19 в. по меньшей мере 3/4 населения принадлежали к рабочему классу. С возникновением рабочего класса началась и его борьба против буржуазии. Доведённые до отчаяния чудовищным усилением эксплуатации в кон. 18 - нач. 19 вв. англ. рабочие выражали свой протест, прибегая в ряде случаев к разрушению машин, в к-рых они видели причину своих бедствий (см. Луддиты), С развитием крупной машинной индустрии и ростом классового самосознания пролетариат переходил к более зрелым и организованным формам борьбы против системы капиталистич. эксплуатации.
Такие средства экономич. борьбы, как стачка, рабочие стали сочетать со всё более активными политич. выступлениями. В 30 - 40-х гг. 19 в. в Великобритании получило развитие первое массовое политически оформленное революц. движение пролетариата - чартистское движение. В этот же период имели место первые крупные выступления рабочего класса во Франции (лионские восстания 1831 и 1834) и Германии (восстание силезских ткачей 1844). Кульминац. пунктом борьбы рабочего класса явилось восстание парижских рабочих в июне 1848 - «...первая великая битва за господство между пролетариатом и буржуазией» (там же, с. 532). В ходе классовых битв пролетариат постепенно превращался в гл. движущую силу всех революц. преобразований
В России развитие П. п. тормозилось длит. господством феод.-крепостнич. отношений. Вопрос о его хронология, рамках до последнего времени активно обсуждается историками и экономистами; мн. исследователи относят начало технич. переворота в рус. пром-сти к 30-м гг. 19 в., нек-рые - к 40 - 50-м гг.
Одной из важнейших предпосылок развития капиталистич. произ-ва в России, как и в др. странах, являлось наличие вольнонаёмной рабочей силы. Крупная машинная индустрия требовала значит. проф.-технич. подготовки рабочих, к-рая могла быть достигнута лишь в результате длит. специализации мануфактурных рабочих на выполнении отд. операций. В текстильном произ-ве и нек-рых др. отраслях рус. пром-сти, где применялся вольнонаёмный труд, механич. фабрики стали появляться с кон. 30-х гг. 19 в.; на протяжении 40 - 50-х гг. сфера применения машин расширилась. Особенно интенсивно использовалась машинная техника на бумагопрядильных предприятиях. Медленней происходило вытеснение ручного труда в ткацком произ-ве. Отмечая неравномерность механизации различных стадий текстильного произ-ва, Маркс писал: «...машинное прядение доставляло пряжу столь дешево и в таком изобилии, что ручные ткачи, без всякого увеличения затрат, сначала могли работать полное время» (там же, т. 23, с. 454). Первые механич. ткацкие фабрики появились в России в 40-х гг. 19 в.; в эти годы значит. технич. усовершенствования имели место в ситцепечатании, свеклосахарной пром-сти и др. На протяжении 1837 - 56 было учреждено 13 акц. компаний в текстильной пром-сти, 8 - в свеклосахарном произ-ве и 7 - в пром-сти, занимающейся обработкой продуктов животноводства. Первым словом капиталистич. применения машин в России, как и в др. странах, была эксплуатация женского и детского труда. Так, в 40-х гг. 19 в. лишь на Моск. бумагопрядильных и шерстопрядильных ф-ках работало ок. 3 тыс. подростков.
Капиталистич. машинная индустрия с самого начала своего развития вступила в острое противоречие с господствовавшими крепостнич. отношениями; её рост способствовал углублению кризиса феод. системы х-ва. Падение крепостного права и стремительно развивавшиеся процессы отделения непосредств. производителей от средств произ-ва послужили мощным толчком, ускорившим переход к капиталистич. фабричному произ-ву. Реформа 1861, по словам Ф. Энгельса, была связана с развитием крупной капиталистич. пром-сти, «...отчасти как причина, а отчасти как следствие...» (там же, т. 22, с. 406).
Среди отраслей обрабат. пром-сти ведущее место по объёму произ-ва в первые десятилетия после реформы сохраняла хл.-бум. пром-сть. В эти годы завершается технич. перевооружение ткацкого произ-ва; к кон. 70-х гг. 19 в. примерно 9/ю общего количества хл.-бум. тканей изготовлялось с помощью механич. станков. Внедрение машин обеспечило рост производительности труда (выработка ткача на механич. станке в 1879 составляла 202 куска, а на ручном - лишь 34 куска). Капиталиста. применение машин сопровождалось массовым разорением ремесленников-ткачей; так, заработки ручных ткачей в селе Иванове и окрестностях снизились с 3 - 3,5 руб. в месяц в 1860 до 1,5 - 2 руб. в нач. 70-х гг. В металлургич. пром-сти процессы механизации произ-ва развивались медленней, однако и здесь на протяжении 70-х гг. 19 в. нарастало интенсивное применение новых методов произ-ва; к нач. 80-х гг. примерно 9/10 всего металла выплавлялось в пудлинговых печах. Быстро менялась структура источников механич. энергии в пром-сти: в 1859 в чёрной металлургии 88%общей энергетич. мощности приходилось на водяные двигатели, а в нач. 80-х гг. более 50% её обеспечивали паровые двигатели. С кон. 60-х гг. стремительными темпами развёртывалось ж.-д. стр-во; среднегодовой прирост ж.-д. сети в 1865 - 75 превышал 1,5 тыс. км. В эти годы был создан остов сети железных дорог в Европ. части страны с центром в Москве. Совершенствование трансп. средств способствовало ускоренному формированию крупных пром. р-нов. Развитие мн. отраслей машиностроения в России значительно отставало от потребностей, порождённых технич. перевооружением пром-сти и транспорта; существ. часть спроса на производств. оборудование удовлетворялась за счёт его импорта. Иностр. капитал, который в 60 - 70-х гг. устремлялся прежде всего в ж.-д. стр-во, в 80-х гг. начинает интенсивно проникать в пром-сть, и особенно в тяжёлую.
В нач. 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Только в крупной пром-сти Европ. России в 1865 было занято, по расчётам В. И. Ленина, 674 тыс., а в 1879 - уже 998 тыс. наёмных рабочих. В ходе классовых битв развивалась организованность и сплочённость рабочего класса. Во 2-й пол. 70-х гг. в стране возникли первые рабочие союзы, поставившие целью свержение самодержавия. На протяжении 1881 - 86 в стачечной борьбе участвовало не менее 80 тыс. чел. Рабочее движение активизировалось не только в Петербурге, Москве и центр. пром. р-не, но и в быстро развивающихся «окраинных» пром. р-нах страны - на Украине, в Донбассе, на Урале, в Поволжье, Закавказье и др. В 80 - 90-х гг. борьба рабочего класса против гнёта капитализма и самодержавия стала превращаться в осн. поток обществ.-политич. движения в России.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
261.07 кб

Промышленный переворот на Донбассе

Молчанов Владимир Борисович
В статье анализируются особенности перехода от ручного труда к большому машинному производству в Донбассе. Доказывается, что промышленный переворот был большим общенациональным явлением.