ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ
обоснованное прогнозирование, опирающееся на реальные расчеты предположений о направлениях развития бюджета, его возможных состояниях в будущем и альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогноз базируется на изучении имеющейся информации о состоянии бюджета на данный момент, выявлении на основе существующих закономерностей разных вероятных объемов бюджетных показателей. П. б. ориентирует на поиск оптимального решения, на выбор наилучшего из многих экономически возможных вариантов. В ходе П. б. рассматриваются различные подходы к формированию бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета на основе учета множества факторов (экономических и социальных, объективных и субъективных, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях и т. д.). Прогноз является основой бюджетного планирования. Основное содержание работы по П. б. сводится к прогнозу бюджетных доходов. В ходе такого прогноза решаются следующие задачи: рассчитывается объем финансовых ресурсов в целом по стране; определяется размер их возможного изъятия в доход государства; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разного уровня – федеральным, региональными, местными. Базой для прогнозирования доходов бюджета являются: план-прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период, планы-прогнозы отраслевых министерств и ведомств; прогнозные оценки объемов производства и реализации продукции, услуг, прибыли; доходы негосударственных коммерческих и некоммерческих структур; размер имущества юридических и физических лиц; объем доходов населения, другие платежи.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
англ. budgetary forecasting) – обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщат. изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюдж. показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. П.б. ориентирует на поиск оптим. решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе П.б. рассматриваются разл. варианты бюджетной политики гос-ва, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономич. и соц., объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях, и т.д. При этом непрерывность П.б. обусловливает систематическое уточнение бюдж. показателей по мере формирования новых данных. Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установл. причинноследств. связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, к-рые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для П.б. являются: прогнозы социально-экономич. развития страны, ее регионов, муницип. образований на соотв. период времени; статистич. информация по основным макроэкономическим показателям [объем и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объемы и рост прибыли); прогнозы развития гос. и муницип. секторов экономики; наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т.п.) мер; приоритеты социально-экономич. политики; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в т.ч. данные о поступлении и использовании доходов от гос. (муницип.) имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др. Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финанс. положение страны, отд. тер.; финанс. последствия проводимых реформ; возможности осуществления мер, намеч. на перспективу. П.б. зависит от качества прогноза осн. показателей социально-экономич. развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния ден. обращения, курса рубля и т.п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономич. развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюдж. прогнозов, при разработке к-рых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономич. процессов в прогнозир. периоде. При этом учитываются осуществляемые госвом меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию произ-ва и т.п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения гос. целевых программ. В процессе П.б. используются разл. методы: математич. моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др. Метод математического моделирования, основ. на применении экономико-математич. моделей, позволяет учесть множество взаимосвяз. факторов, влияющих на бюдж. показатели, и выбрать из неск. вариантов проекта бюджета наиболее подходящий – соответствующий принятой концепции социально-экономич. развития страны и проводимой бюдж. политике. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) – коэффициент пересчета цен в неизменные, предназнач. для расчета бюдж. доходов и расходов, т.к. на них прежде всего отражается инфляция. Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюдж. доходов на основе установл. налоговых ставок и учета нек-рых макроэкономич. ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюдж. дефицита (в % к ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины гос. долга и т.п. К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономич. процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполн. расчеты специалистов-экспертов экстракласса. Балансовый метод, при к-ром осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами. П.б. сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к соотв. уровню бюджетной системы: федеральному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования бюдж. средств, установлению возможных изменений в межбюдж. отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, – для основных параметров и структуры соотв. бюджета. В ходе прогнозирования бюдж. доходов решаются след. задачи: рассчитывается объем финанс. ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение гос-ва и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия ден. средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие произ-ва и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным). При разработке прогнозов бюдж. расходов сначала определяют: осн. показатели развития отраслей экономики, регионов и муницип. образований; направления развития гос. и муницип. секторов экономики; направления проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета. Затем на их основе устанавливают: перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюдж. средств; предельные объемы бюдж. финансирования целевых программ; распределение объемов финансирования по получателям бюдж. средств в соответствии с функцион. и экономич. классификациями расходов. При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают: осн. принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюдж. системы; размеры и формы оказания финанс. помощи бюджетам нижестоящих уровней. Важным направлением П.б. являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечет за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих, направл. на своеврем. и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюдж. расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюдж. средств, укрепление бюджетной дисциплины. В России П.б. до недавнего времени ограничивалось одним годом, причем наряду с годичными прогнозами, начиная с 1994, разрабатывались также квартальные прогнозы. Они использовались для уточнения бюдж. проектировок текущего года, для лучшей организации работы по исполнению бюджета. С 1998 в процессе П.б. составляется прогноз на 3-летний период (в странах с развитой рыночной экономикой и высокой степенью компьютеризации управленч. процессов прогнозы охватывают и 5-летний, и 7-летний периоды). Разработанный прогноз ежегодно уточняется и дополняется расчетами на последний год прогнозируемого периода. Так, прогноз на 1999–2001, составленный в 1998, был в 1999 дополнен прогнозом на 2002 и превратился в прогноз на 2000–2002. Соответственно в 2000 он стал прогнозом на 2001–2003, в 2001 – на 2002–2004 и т.д

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
267.90 кб

Принципы бюджетного планирования и прогнозирования

Салосина Людмила Георгиевна
Читать PDF
503.75 кб

Прогнозирование заключенных договоров бюджетным учреждением

Шиверская М.Г., Савостьянова И.Л.
Рассматриваются интеллектуальные методы анализа заключенных договоров бюджетным учреждением в период с 12.01.2012 по 01.10.2013 г. Построены уравнения на основе регрессионного, авторегрессионного анализа.
Читать PDF
249.89 кб

Проблемы прогнозирования налоговых бюджетных поступлений в России

Коломак Евгения Анатольевна, Сентюрева Надежда Алексеевна
Представлен обзор методов и проблем прогнозирования налоговых бюджетных доходов с учетом особенностей российской ситуации.
Читать PDF
3.88 мб

Совершенствование системы прогнозирования бюджетно-налоговых доходов

Душинская Е.Б.
По мнению подавляющего большинства ученых и специалистов в области исследования проблем экономического развития страны и ее регионов, прогнозирование и планирование экономического и социального развития государства и его территори
Читать PDF
100.70 кб

Прогнозирование уровня бюджетных поступлений на основе их цикличности

Белкин Владимир Алексеевич
Предлагается оригинальная методика прогнозирования доходов бюджетов, основанная на использовании их циклических колебаний. Данная методика отличается от действующей низкой трудоёмкостью и более высокой точностью прогноза.
Читать PDF
1.05 мб

Прогнозирование потребления энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы

Кумаритов А. М., Портнов И. С.
В статье рассматриваются результаты исследования прогнозирования потребления энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы на примере Северо-Кавказского горно-металлургического института.
Читать PDF
400.16 кб

Среднесрочное прогнозирование и планирование в системе бюджетных отношений

Пасечный Н.Д.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы в сфере развития системы бюджетного планирования и прогнозирования как инструмента бюджетно-налоговой политики.
Читать PDF
10.84 мб

Некоторые аспекты бюджетного планирования и прогнозирования в Российской Федерации

Бокова Татьяна Анатольевна, Кадникова Татьяна Геннадьевна
Дается описание системы долгосрочного стратегического планирования, определена роль государственных программ в системе стратегического планирования, представлены результаты анализа структуры и динамики программного бюджета Республ
Читать PDF
82.88 кб

Прогнозирование доходов муниципального образования как составнаячасть бюджетного механизма

Трофимов Д.Ю.
В работе была поставлена и решена задача прогнозирования статей доходов бюджета муниципального образования.
Читать PDF
1.33 мб

Прогнозирование доходов бюджетной организации с помощью корреляционно-регрессионного анализа

Л. И. Саченок
В работе автором на примере бухгалтерской отчетности реального предприятия проведено исследование прогнозирование доходов с помощью корреляционно-регрессионного анализа.
Читать PDF
1.90 мб

О сущности и современной практике применения методов бюджетного планирования и прогнозирования

Истомина Н.А.
Бюджетное планирование и прогнозирование как составная часть экономического планирования и прогнозирования предполагает использование разнообразных методов.
Читать PDF
1.42 мб

Совершенствование бюджетного прогнозирования на основе модели макроэкономического взаимодействия

Зуев В.Е.
Статья посвящена исследованию сложившейся мировой практики бюджетного прогнозирования, а также рассмотрению вопросов обеспечения макроэкономической стабильности и повышения надежности экономических прогнозов при долгосрочном бюдже
Читать PDF
215.98 кб

Использование методов прогнозирования в бюджетном процессе (на примере бюджета Иркутской области)

Клещинский Андрей Игоревич
В статье проведен комплексный обзор подходов к моделированию оптимальной структуры капитала компании на примере ОАО «Сильвинит».
Читать PDF
248.53 кб

Значение процедуры бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах

Бабина Ксения Ивановна
В статье речь идет о важности бюджетного планирования и прогнозирования, направлении бюджетного прогнозирования, соотношении бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах.
Читать PDF
517.46 кб

Стратегическое прогнозирование расходов бюджетных средств Пермского края на строительство и содержан

Левда Нина Михайловна, Постников Владимир Павлович
Приведен анализ расходов бюджетных средств Пермского края на строительство и содержание автомобильных дорог, а также анализ основных индикаторов развития дорожно-транспортного комплекса.