Принципы развития рыночной экономики

Найдено 1 определение
Принципы развития рыночной экономики
совокупность основных правил действующих в рыночных условиях. Применительно к сфере агропромышленного производства следует учитывать следующие принципы. Принцип свободной отрасли предполагает развитие и функционирование сельского хозяйства свободного от прямого субъективного административного вмешательства в хозяйственную практику. Аграрная сфера относится к наиболее чувствительным отраслям экономики, отзывчивым на малейшие изменения в системе методов управления и хозяйствования. Производство здесь ограничено множеством объективных факторов природного, организационно-экономического, «человеческого» характера, в связи с чем возникает необходимость постоянной корректировки методов и средств трудовой деятельности на объективные условия хозяйствования. Отсюда только динамичное, непрерывно приспосабливающееся сельское хозяйство к условиям внутренней и внешней среды, являющимся объективно неизбежными, может быть эффективным и экономически состоятельным. Привнесение искусственных факторов реформирования производства, основанных на административно-командных началах препятствует динамизму и изменчивости текущих методов хозяйствования, сдерживает реализацию оперативных меро-приятий, умаляет значение объективных условий, мешает выработке обоснованной стратегии, подменяет собой инициативу и самостоятельность непосредственных товаропроизводителей, тормозит оперативность решений и замораживает самоуправление, придает системе инерционность. В связи с этим производственной сфере навязываются излишние управленческие структуры и звенья, возрастает ступенчатость и сложность системы управления, формируются преимущественно вертикальные управленческие отношения и игнорируются горизонтальные. Между средствами производства и продуктами труда — с одной стороны, и товаропроизводителями — с другой, возникает промежуточное звено — управленческий аппарат, присваивающий себе функции безраздельного собственника имущества. Непосредственные товаропроизводители и исполнители работ превращаются в наемный персонал.Во избежание этого в рыночной экономике, сельское хозяйство должно быть свободной от административного распорядительства отраслью и основываться на отношениях самохозяйствования. Это не говорит, однако, об абсолютном исключении из практики мер административного воздействия на товаропроизводителей, особенно при выявлении противоправных способов хозяйственной деятельности. Эффективная рыночная экономика не исключает регулирования хозяйства при помощи административных мер, но они должны быть функцией специальных государственных структур, исходить только из действующего законодательства, быть правовыми. Такие меры обычно должны занимать весьма несущественный удельный вес в структуре методов управления производством и быть направлены не на подмену решений непосредственных товаропроизводителей, а на обеспечение и поддержание эффективных, действенных и оперативных методов самохозяйствования различных темпов производителей. Основные же задачи регулирования сельского хозяйства в условиях рынка должны осуществляться с помощью преимущественно экономико-правовых методов и рычагов, гарантирующих требуемую свободу действий товаропроизводителей и обеспечивающих динамичность и гибкость производства. Принцип свободной зоны предопределяет необходимость становления сельского хозяйства в качестве свободной и открытой зоны (отрасли) для вложения капитала. Принцип основывается на закономерности свободного перелива капитала между отраслями и перемещения средств из сфер экономики, достигших высокой интенсификации, где исчерпаны возможности дальнейшего наращивания прибыли, в отрасли, отстающие по уровню капиталовложений и имеющие повышенную окупаемость вкладываемых средств. По опыту ряда стран, сельское хозяйство является отраслью, способной обеспечить сравнительно высокий уровень отдачи капитала в связи с диверсификацией производства и поэтому может стать достаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. Привлечение различного рода инвестиций и их приемлемая окупаемость служат основным условием ускоренного развития материально-технической и производственной базы сельского хозяйства, опережающего обеспечения растущего потребительского спроса на качественное продовольствие. Важно создать условия для беспрепятственного привлечения инвестиций в сферу аграрного производства: все, кто заинтересован в инвестировании сельского хозяйства, должны получить возможность беспрепятственно осуществлять свои цели. В связи с этим важен конкурс инвесторов и вкладчиков за получение преимущественного права финансирования, кредитования и субсидирования сельского хозяйства. Вложения могут носить общеотраслевой или целевой характер, осуществляться с целью получения дивидендов, а также процентов от последующих доходов или по праву создания совместного (смешанного, долевого, паевого и т. д.) производства. Основные условия регулирования капиталовложений должны определяться исключительно законом и создавать режим благоприятствования для привлечения и конкурсности капиталов. Принцип приоритетного развития сельского хозяйства указывает на необходимость первоочередного по сравнению с другими отраслями народного хозяйства финансирования, кредитования, инвестирования, обеспечения необходимыми ресурсами. Сельское хозяйство призвано обеспечить первейшие потребности населения в продовольствии. Полное удовлетворение потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию в свою очередь предопределяет преимущественную эффективность большинства закупочных, перерабатывающих, торговых и иных предприятий из смежных сфер агропромышленного комплекса. Следовательно, сельскохозяйственные, производственные предприятия, как источники сырья и готового продовольствия, должны обеспечиваться всеми необходимыми ресурсами и средствами в первоочередном порядке. В связи с данным принципом сельскохозяйственным предприятиям важны различные льготы при налогообложении, кредитовании, снабжении ресурсами, направленные на стимулирование товарности и качества продукции. Однако принцип приоритетного развития не означает нарушения эквивалентности межотраслевого продукто-и товарообмена в пользу сельских товаропроизводителей. Эквивалентность является неотъемлемой нормой свободных, самостоятельных и равноправных межотраслевых партнерских экономических отношений. Становление принципа приоритетности означает преимущественно устранение действия остаточного принципа при определении совокупности мер экономического стимулирования и регулирования по отношению к сельскому хозяйству (который бытовал в прежние времена), а также практики необоснованного изъятия из сельского хозяйства вновь созданных стоимостей и их перекачки в другие сферы. С его введением аграрный сектор становится первоочередным объектом государственной поддержки, основной целью которой является обеспечение и ускорение нового качества экономического роста АПК. Принцип базового значения (исходного состояния) сельского хозяйства при определении направлений, темпов и стимулов развития всей совокупности отраслей агропромышленного комплекса. Этот принцип призван предотвратить понимание сельского хозяйства как одностороннего донора и поставщика исходного сырья и материальных ресурсов для развития других отраслей и сфер АПК, что представляет ныне довольно распространенное явление в связи с неадекватным и непропорциональным изменением цен, расценок и тарифов на ресурсы, средства и услуги промышленного происхождения. Принцип означает, что деятельность всех снабженческих (поставляющих сельскохозяйственным предприятиям ресурсы и услуги), закупочных (закупающих сельскохозяйственную продукцию), перерабатывающих, посреднических, торговых и иных предприятий и отраслей, выступающих в роли партнеров сельских товаропроизводителей, должна оцениваться и стимулироваться, прежде всего, в зависимости от работы центрального производственного звена АПК — сельскохозяйственных предприятий. Преобладающая часть функций партнерских отраслей и предприятий должна быть прямым образом направлена на создание лучших условий хозяйствования для сельских товаропроизводителей. В связи с этим сельскохозяйственным предприятиям должны принадлежать узаконенные права и реальная возможность выбора партнеров, определения условий взаимоотношения, оценки выполненных партнерами обязательств, самостоятельного определения размеров и порядка возмещения затрат партнеров и стимулирования их труда. Принцип интегрированного приложения сил означает, что сельскохозяйственные товаропроизводители должны по преимуществу заниматься свойственными им функциями, относящимися непосредственно к производству. Все остальные функции и работы, составляющие суть инфраструктурного комплекса — строительство, снабжение ресурсами, транспортировка за пределами хозяйства, переработка сырья, сбыт продукции и прочие, должны выполняться, как правило, специализированными подразделениями, фирмами и организациями. В связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь возможность быстро разместить заказ, выбрать партнеров, отвечающих взаимным интересам, свободно делегировать им часть своих прав, добровольно и самостоятельно договориться о сроках выполнения работ, получить по итогам выполнения заказа высококачественный конечный результат деятельности подрядчика. Экономически неоправданно, когда сельские товаропроизводители, наряду с производством, занимаются, например, возведением производственных помещений и сооружений (видимая текущая экономия средств оборачивается при этом нередко скрытым проигрышем в долгосрочном использовании таких сооружений), строительством дорог, переработкой крупных партий продукции (глубокой и безотходной переработки сырья в пределах отдельных сельскохозяйственных предприятий достичь практически не удается), транспортировкой продукции на большие расстояния, реализацией продукции (отдельному предприятию сложно выполнить все условия конъюнктуры рынка), поиском поставщиков ресурсов и снабжением материально-техническими средствами и т. д. Все это вызывает нецелесообразные затраты труда со стороны сельских товаропроизводителей и не способствует росту эффективности сель-скохозяйственного производства, особенно в долгосрочной перспективе. Действенная рыночная экономика предполагает эффективную межотраслевую и внутриотраслевую специализацию, оптимизацию функционального разделения труда и концентрацию усилий на выгодных направлениях деятельности, наиболее полно отвечающих производственным возможностям и экономической целесообразности сельских товаропроизводителей. Принцип многообразия форм и типов производства предусматривает функционирование различных форм собственности (государственной, арендной, долевой, частной), разнообразие и комбинацию прав на владение, пользование и распоряжение собственностью, разную степень полноты собственности (полная собственность на средства производства и получаемую продукцию, частичная, долевая, наемный труд), различие размеров и структуры хозяйств. В контексте данного принципа предусматривается также создание совместных и смешанных предприятий и производств с различной долей сочетания отдельных или многих форм собственности. Такие предприятия целесообразны как в сфере производства, так и в других отраслях агропромышленной инфраструктуры, особенно при организации сервиса и снабжения ресурсами. Принцип многообразия сопровождается обязательным взаимопроникновением отраслей и сфер хозяйствования. Это происходит на основе диверсификации и расширения видов деятельности. В сельское хозяйство могут и должны вкладывать капиталы предприятия из других сфер экономики, а товаропроизводители из сельского хозяйства направлять свои средства на развитие выгодных производств в иных отраслях народного хозяйства. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия могут развивать у себя подсобные цеха и вспомогательные производства, являющиеся непрофильными для сельского хозяйства, но немало способствующие росту общей эффективности совокупной хозяйственной деятельности, если имеются для этого надлежащие условия. В рамках данного принципа могут реализоваться разные формы рыночной реорганизации и реструктуризации сельскохозяйственных предприятий с целью повышения эффективности производства — трансформация в конкурентоспособные структуры рыночного типа, поглощение слабых хозяйств сильными, присоединение неплатежеспособных предприятий к экономически крепким, передача предприятий и их имущественных комплексов в аренду, а также их продажа состоятельным инвесторам и т. п. Все это должно иметь цель формирования на месте убыточных и бесперспективных хозяйств и производств конкурентоспособных предприятий, имеющих устойчивые перспективы развития. Принцип участия работников в прибылях предприятия является одним из важнейших в формировании действенного мотивационного механизма. В связи с этим возникает необходимость полной собственности товаропроизводителей на результаты своего труда с определением доли участия в производстве возможных сторонних инвесторов. Участвовать в прибылях можно различными способами, а именно при формировании смешенной или совместной собственности на средства производства, посредством приобретения акций предприятия или вложения капитала в производство по целевому назначению, путем трудового участия в производственном процессе, через управленческое, специальное (квалификационное, консультационное) или информационное обеспечение производства и т.п. Товаропроизводители должны иметь возможность беспрепятственно вкладывать свободные капиталы как в свои предприятия (даже если они являются наемными работниками), так и в любые другие предприятия и объединения (как государственные, так и частные самоуправляющиеся) с целью получения дополнительных доходов и дивидендов, если возникает необходимость. Привлечение средств работников в качестве источников инвестирования выполняет три основные задачи: во-первых, в сельском хозяйстве и прежде всего в его производственной сфере начинают концентрироваться дополнительные средства, способствующие ускоренному формированию и развитию производственной базы, и позволяющие избежать коммерческих кредитов банков; во-вторых, в более полной степени удовлетворяются экономические интересы производителей, которые организуют и осуществляют процесс производства, прежде всего ради реализации собственных экономических потребностей; в-третьих, стимулируется предпринимательская инициатива работников. Поощрение предпринимательства означает развитие самостоятельности и ответственности во всех видах хозяйственной деятельности: выборе направлений и структуры производства, управлении производственными процессами, принятии оперативных и перспективных решений, определении каналов и форм сбыта продукции, налаживании экономических отношений с партнерами, изучении конъюнктуры рынка, установлении цен на продукцию, определении порядка использования доходов и т. д. Все это, имея целью удовлетворить экономические потребности производителей, способствует вместе с тем укреплению рыночной инфраструктуры. Кроме того, в контексте данного принципа целесообразно становление многообразной системы стимулирования эффективного и качественного труда, адекватной рыночной экономике. В числе наиболее перспективных и действенных методов мотивации можно назвать — начисление дивидендов на акции и паи, начисление процентов на персонифицированные доли собственности, используемые в совместном производстве, предоставление возможности накопления капитала, увеличение размера индивидуальной собственности в общественном имуществе, воспроизводство и расширение долей частной собственности и т. п. Все это в сумме призвано способствовать повышению материальной заинтересованности товаропроизводителей, росту результативности труда и укреплению экономики предприятий. Принцип ориентации производства на потребительские интересы указывает на необходимость первоочередного изучения потребностей в сельскохозяйственной продукции конкретных групп потребителей (закупочных организаций, перерабатывающих предприятий, торговых и сбытовых фирм и т. п.) и создание продукции с заданными качественными свойствами, рассчитанными на потребительский спрос и покупательские возможности. Этот принцип является одним из доминирующих в системе рыночных отношений, несоблюдение которого лишает смысл производство. Принцип направлен на повышение конкурентоспособности реализуемой продукции и призван обеспечивать поступление производителям основных доходов для осуществления расширенного воспроизводства. Принцип предполагает необходимость гибкости и динамизма производства, постоянного совершенствования производственной основы, непременного учета условий рынка и изменяющихся предпочтений потребителей. Наряду с остальными необходимыми условиями принцип требует сбалансированности производства по ресурсам, рационализации хозяйственных форм, оптимизации решений и прежде всего в связи с определением уровня и размера затрат на производство и реализацию продукции. Принцип свободы самостоятельности и добровольности создания хозяйственных организаций и объединений по специализированному признаку исходит из необходимости формирования самоуправляющихся хозяйственных структур (кооперативов, корпораций, финансово-промышленных групп, товариществ, ассоциаций, союзов производителей и т. п.) по отраслевому или продуктовому фактору (например, союз производителей молока, кооперативное объединение или товарищество по производ-ству мяса, финансово-промышленная группа по производству свинины, ассоциация производителей льна и др.). Продуктовый признак проявляет свое значение в связи с укреплением рыночной инфраструктуры и становится непременным фактором организации самоуправляющихся объединений товаропроизводителей в условиях развитых рыночных отношений. Он позволяет выработать совместные целевые программы производственной деятельности однотипных отраслей и производств, определить поведение конкретных типов производителей и поставщиков на рынке, организовать взаимную помощь в технико-технологическом совершенствовании производства, создать совместные перерабатывающие и обслуживающие структуры. Выработать общие меры по защите прав, реализовать совместные действия по укреплению конкурентоспособности и т. п. Надо подчеркнуть, что хозяйственные организации и производственные объединения, созданные не по инициативе товаропроизводителей и первичных трудовых коллективов, а по воле директивных органов государственного и хозяйственного управления, работают весьма неэффективно или не работают вообще. Только когда для их образования вызрели необходимые условия, имеется развитая рыночная среда, реализуются интересы субъектов хозяйствования, соблюдаются принципы свободы, самостоятельности и добровольности, тогда такие организации функционируют устойчиво и эффективно. Принцип означает формирование всех подобных организаций и объединений самими производителями на добровольных началах по схеме «снизу-вверх». Управленческие, хозяйственные и производственные структуры таких формирований становятся подконтрольными их учредителям и направляются в первую очередь на обслуживание потребностей непосредственно товаропроизводителей. Экономически целесообразно создание таких хозяйственных организаций и объединений на общепризнанных принципах кооперации и интеграции, в связи с чем образуются благоприятные возможности консолидации производственных ресурсов, капитала и труда по продуктовым технологическим цепочкам исходя из рыночной выгодности производства, а также в связи с приоритетным развитием наиболее перспективных хозяйственных звеньев. Принцип прямого и равноправного партнерства сельскохозяйственных предприятий с любыми другими управленческими и производственными организациями, хозяйственными и государственными органами, с которыми имеются как горизонтальные, так и вертикальные связи. В соответствии с этим принципом государ-ство, например, лишается монопольных прав на исключительное взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями и становится в один ряд со многими другими претендентами на партнерство. Взаимоотношения между партнерами регулируются в основном с помощью экономических методов и рычагов, опирающихся на действующее законодательство. Для вступления в партнерские экономические отношения претенденты используют разнообразные методы заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в налаживании связей — предоставление услуг льготного характера, выполнение дополнительных работ, поставки ресурсов улучшенного качества и др. Государство, например, может практиковать щадящее и стимулирующее сельское хозяйство налогообложение, а также целевую финансово-кредитную поддержку пользующегося спросом и сложного по условиям производства, контролировать поддержание паритетного межотраслевого ценообразования, регулировать баланс рыночного спроса и предложения посредством интервенционных мер и в первую очередь путем скупки избыточной части продукции у сельских производителей и т. п. Принцип открывает различным типам товаропроизводителей равные исходные правовые возможности выхода на рынок, вступления в конкурентную борьбу, ведения равноправного экономического диалога в зависимости от своих возможностей, строгой экономической ответственности партнеров по своим обязательствам перед другими участниками договорных и контрактных отношений. Принцип устоявшейся культуры производства (исторической, технологической и управленческой) — подчеркивает важность и ценность устоявшихся традиций высокой культуры и дисциплины производства. Нельзя достичь устойчивости экономического развития, если отсутствуют долгосрочные тенденции поддержания технологической и управленческой культуры. Такая культура вырабатывается исторически, в течение длительного времени совершенствования производственных отношений. Принцип предполагает широкое понимание устоявшейся исторической, технологической и управленческой культуры. Это и стабилизация структуры производства, и налаживание долгосрочных партнерских связей по сбыту продукции, и оптимизация производственных ресурсов и объемов производства, и использование рациональных методов хозяйствования, и поддержание традиционно высокой культуры труда и производства, и постоянное развитие технико-технологической базы. Определяющее значение имеет формирование устоявшихся традиций и высокой культуры в земледелии и животноводстве, где ключевое значение принадлежит системам обработки почвы, системам возделывания сельскохозяйственных культур, системам удобрений и защиты растений, системам интенсификации производства, системам содержания и кормления скота. Высокую технологическую и управленческую культуру невозможно сформировать быстро — в течение одного года или даже нескольких лет. Приобретение новых машин, модернизация производства или назначение новых квалифицированных кадров еще не может свидетельствовать о высокой культуре производства. Это всего лишь предпосылки возможной культуры в будущем. А частая сменяемость кадров или непрерывная погоня за модернистскими видами производства вообще не говорит о культуре, а скорее, о ее отсутствии. Устоявшаяся (историческая) культура производства — это совокупность (свод) технологических и управленческих правил и норм, которые становятся неотъемлемыми свойствами организации и функционирования производства, характерными чертами деятельности трудового коллектива и предприятия. Они внутренне (имманентно) присущи высокоорганизованному производству. Без них предприятие представить невозможно, без них оно разрушается. Такие правила, нормы и свойства вырабатываются многими годами и приобретают устойчивые традиции и тенденции, которые служат гарантом безопасности на будущее от возможных непредвиденных и непроверенных решений, например, управленческих кадров и исполнителей. Здесь начинают действовать невидимые нормативы высокой ответственности и нравственности, побуждающие внутренне соблюдать устоявшиеся традиции культуры производства. Это не говорит о том, что историческая культура может противоречить инновационному развитию производства. Напротив — устоявшаяся высокая культура предполагает постоянное использование всего нового и прогрессивного, но обдуманно и взвешенно, с учетом имеющихся возможностей и целесообразных перспектив. Рациональность, адаптивность, эффективность и целесообразность — основные критерии высокой культуры производства, а традиционность и ответственность придают ей внутреннюю дисциплину и нравственность. Перечисленные принципы формируют базу, раскрывают суть и определяют основные перспективы рыночных отношений в АПК. При их рассмотрении и использовании во взаимодополнении и развитии создается совокупность необходимых и достаточных требований и предпосылок для реализации целей и задач рыночной экономики. Рыночный механизм становится более определенным, — анализируемым, регулируемым, используемым в соответствии с поставленными задачами.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
171.65 кб

Выбор принципов развития субъектов рыночной экономики по уровням управления

Рябова Т.Ф., Рябова Н.В.
На основе теоретического изучения осуществлен выбор системы принципов устойчивого функционирования и развития предприятий рыночной экономики по уровням управления.
Читать PDF
94.56 кб

2004. 03. 010. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики: (развитие основ гражданско

Алферова Е. В.