претензия
притязание, заявление о наличии своего права на что-либо; отсюда — претендовать — предъявлять претензию на что-либо.
Источник: Справочный коммерческий словарь
ПРЕТЕНЗИЯ
требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
ПРЕТЕНЗИЯ
В страховых операциях: требование о возмещении ущерба, предъявляемое страхователем или другой стороной по договору страхования или бонду; фактическая или оцененная сумма ущерба.
Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010
ПРЕТЕНЗИЯ
требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении причиненных убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
ПРЕТЕНЗИЯ
требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. До предъявления иска, вытекающего из отношений между организациями, обязательно предъявление ПРЕТЕНЗИИ.
Источник: Большой финансовый словарь
ПРЕТЕНЗИЯ
(от лат. praetensio — притязание, требование) — 1) притязание, заявление права на обладание чем-либо, получение чего-либо; 2) заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженного недостатка в полученном товаре или в выполненной работе.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Претензия
лат. praetensio), сообщение о невыполнении какого-либо пункта договора, заключенного между организациями в связи с оказанием друг другу услуг, поставок и пр. На предприятиях претензионной работой занимается юридический отдел, к претензии прилагается акт экспертной комиссии, удостоверяющий факт отклонения от пункта договора.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Претензия
А. Жалоба, требование.
Б. Заявление прав на владение или получение имущества. В
Требование кредитора, покупателя, заказчика, клиента к должнику, поставщику и т.д. о добровольном урегулировании спора по поводу обнаруженного недостатка в полученном товаре, в выполненной работе или нарушения имущественных прав и интересов.
Источник: Бизнес-словарь
ПРЕТЕНЗИЯ
1) притязание, заявление права на обладание чем-либо; 2) заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе; 3) требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора.
Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.
ПРЕТЕНЗИЯ (claim)
требование кредитора должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа и т.п. В соответствии с действующим претензионным порядком должнику сначала предъявляется П., затем, если должник в установленный срок не дал обоснованного ответа на П., спор может быть передан в суд. Действующим законодательством установлены сроки предъявления П. по договору поставки, договору перевозки и т.п., а также в розничной торговле по товарам и изделиям народного потребления (в т.ч. по тем, на которые установлен гарантийный срок). См. также Исковая давность.
Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению
ПРЕТЕНЗИЯ
1) притязание, заявление права на обладание чем-либо, получение чего-либо; 2) требование, жалоба, выражение неудовольствия; 3) требование кредитора, покупателя, заказчика, клиента к должнику, поставщику и т. д. о добровольном урегулировании спора по поводу обнаруженного недостатка в полученном товаре, в выполненной работе или нарушения имущественных прав и интересов; 4) стремление приписать себе несвойственные качества, домогательство признания их другими людьми. Направление П. и получение ответа на нее – обязательные условия (в хозяйственных вопросах) обращения в арбитраж.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Претензия
(позднелат. praetensio – требование, притязание; англ. claim complaint) – требование, предъявляемое предприятием к своему контрагенту при нарушении последним условий хозяйственного договора; требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Направление П. и получение на нее неадекватного ответа является обязательным условием обращения в арбитражный орган. Если на арбитражном заседании выясняется, что претензия ответчику не направлялась или направлялась до (после) истечения срока ответа, производство по делу прекращается.
Источник: Внешнеэкономическая деятельность в таблицах схемах рисунках графиках.
Претензия
Претензия - требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов.
Заявленное требование страхователя, правопреемника или третьего лица о возмещении ущерба, следующее за страховым случаем. Порядок предъявления и урегулирования претензии определяются правилами страхования.
Обычно претензия оформляется в письменной форме, на бланке страховщика. В претензии описываются факт и существенные обстоятельства страхового случая, которые при крупных убытках проверяются аджастером.
Претензия одной из сторон договора к своему контрагенту о невыполнении им взятых по условиях договора на себя обязательств. Претензия обычно сопровождается требованием возместить возможные убытки, связанные с невыполнением указанных обязательств
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ПРЕТЕНЗИЯ
Заявленное требование страхователя, правопреемника или третьего лица о возмещении ущерба (в пределах страховой суммы), следующее за страховым случаем. Вытекает из содержания договора страхования. П. оформляется в письменной форме, обычно на бланке страховщика, где обосновывается факт и обстоятельства страхового случая. Права и обязанности сторон, порядок предъявления и урегулирования п. определяются правилами страхования (прилагаются к страховому полису). Обычно П. возникает в связи с реализацией страхового риска. Содержит существенные факты и обстоятельства страхового случая, которые при крупных убытках проверяются аджастером. По результатам проверки аджастер составляет акт (экспертное заключение). Одновременно страховщик собирает дополнительную информацию о страховом случае, заявленном в п., из независимых источников. Как правило, для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в П., страховщик может передать ее аджастеру (который документально подтверждает или опровергает сведения, содержащиеся в заявленной П. С учетом этих сведений принимается решение о выплате страховой суммы или страхового возмещения (удовлетворении заявленной П.).
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
ПРЕТЕНЗИЯ
требование, предъявляемое должнику об уплате долга, возмещении причиненных убытков, уплате штрафных санкций, устранении недостатков в поставлен-ной продукции или выполненной работе или снижении цены. П. предъявляется в иись меняем виде. Постановлением Совета Министров СССР утверждено Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам(1973 г.) .В п. 9 этого Положения говорится, что П. о возмещении стоимости недостающей продукция, по поставке продукции ненадлежащего качества, некомплектной, об уплате штрафа за поставку такой продукции предъявляются в течение одного месяца. П., возникающие но другим основаниям, - в течение двух месяцев. Для предприятий, организаций Крайнего Севера и приравненных к ним районов по П., возникающим га отношений по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции, эти едоки составляют: два месяца по вышеуказанным основаниям и три месяца по другим основаниям. Сроки исчисляются со дня, когда данная организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права. Порядок предъявления П., связанных с транспортом, указан в Уставе железных дорог Союза ССР и в Правилах перевозки грузов.
Не допускается предъявление иска в арбитраж или иной орган без предварительного обращения с претензией к другой стороне. Если иск предъявлен с нарушением этого требования, он возвращается без рассмотрения.
В случае нарушения сроков предъявления, арбитраж при рассмотрении хозяйственного спора вправе взыскать в доход бюджета с предприятия, организации - нарушителя 2% суммы иска (но не менее 10 р., но свыше 1000 руб.).
Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985
ПРЕТЕНЗИЯ
(claim) — требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Советским законодательством (ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР — см.) предусмотрен претензионный порядок предъявления требований, вытекающих из договора морской перевозки (см.). Это означает, что иск (см.) к перевозчику может быть предъявлен лишь в том случае, если предварительно ему была заявлена П., которую перевозчик полностью или частично отклонил или не рассмотрел в установленные сроки. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, в советских портах удостоверяются коммерческими актами (при каботажных перевозках), актами-извещениями (при загранперевозках), актами общей формы (см.) или отметками на транспортных документах. В иностранных портах эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами и обычаями (см.), существующими в данном порту. Право на предъявление П. имеют отправители и получатели груза. Право это реализуется отправителями либо получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления П. П. за неподачу судна под погрузку или подачу его с опозданием предъявляют отправители груза. П. за недостачу или повреждение груза предъявляют получатели при условии предоставления ими коносамента (см.) и коммерческого акта или иного соответствующего документа, составленного в иностранном порту, а за полную утрату груза — получатели или отправители, в зависимости от того, кто из них представит коносамент. При утрате багажа претензии заявляют предъявители багажной квитанции, а в случае его повреждения или недостачи содержимого — предъявители коммерческого акта. П. за перебор провозных платежей могут предъявлять отправители или получатели груза при условии представления заявителем П. подлинного коносамента. При просрочке в доставке или задержке выдачи груза П. заявляют получатели по предъявлении коносамента. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление П. только друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам (см.). Передача права на предъявление П. удостоверяется передаточной надписью (см.) на транспортном документе. П., возникающие из перевозок в каботаже и заграничном сообщении, предъявляются тому перевозчику, который осуществил или должен был осуществить перевозку. П., связанные с перевозкой багажа, по усмотрению заявителя могут быть предъявлены как перевозчику, так и порту отправления или назначения. При возникновении П., вытекающих из перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщениях, они предъявляются тому перевозчику, в ведении которого находится конечный пункт перевозки. П. подается в письменном виде. В заявлении о П. должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием П., и краткое ее обоснование; содержание требования, сумма П. и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы должны представляться только в подлиннике. По перевозкам в каботаже П. к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, за исключением П. об уплате штрафов и премий, которые предъявляются в течение 45 дней. Эти сроки исчисляются: по П. о возмещении ущерба за утрату груза либо багажа по истечении 30 дней со дня, в который груз должен был быть выдан, а при перевозках в прямом смешанном или прямом водном сообщениях — по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке; по П. о возмещении ущерба за недостачу или повреждение груза либо багажа, о просрочке в доставке или задержке в выдаче груза и возврате переборов провозных платежей — со дня выдачи груза или багажа; по П. об уплате штрафов за неподачу судна под погрузку или подачу его с опозданием, а также диспача (см.) — по истечении месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка; по П. о возврате демереджа (см.), взысканного в безакцептном порядке, — со дня получения заявителем П. копии платежного требования (счета) перевозчика о начислении штрафа; во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления П. По перевозкам в заграничном сообщении П. к перевозчику могут быть Заявлены в течение первых шести месяцев годичного срока исковой давности (см.). Эти сроки исчисляются: по требованиям об уплате штрафов, и в том числе за неподачу судна под погрузку и опоздание в его подаче, диспача — по истечении месяца, следующего за тем, в котором началась или должна быть начаться перевозка; по требованиям о возврате демереджа, взысканного в безакцептном порядке,—со дня получения копии платежного требования (счета) о начислении штрафа; по требованиям, вытекающим из договора перевозки грузов (кроме требований об уплате штрафов и премий), — со дня выдачи груза, а если груз не был выдан,—со дня, в который он должен был быть выдан; по требованиям, вытекающим из договора перевозки багажа, — со дня, в который судно пришло или должно было прийти в порт назначения. П. о недостаче массовых однородных грузов, перевозимых наливом, навалом или насыпью, могут предъявляться по итогам за год или навигацию в целом. Такой порядок предъявления П. допускается лишь при наличии специального соглашения сторон. В конце года или навигации стороны составляют акт сверки всего отгруженного и доставленного за этот период груза и производят зачет излишков в погашение недостач. П. за выявленные в таких случаях недостачи могут быть предъявлены к перевозчику в течение шести месяцев со дня подписания сторонами акта сверки. Для рассмотрения поступивших П. перевозчику установлены следующие сроки: три месяца — по перевозкам в межпортовом и заграничном сообщениях; шесть месяцев — по перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщениях; сорок пять дней — по П. об уплате штрафов и премий.
Источник: Краткий морской коммерческий словарь-справочник.