(consumption function) Функция, показывающая, чем определяется потребление отдельного человека или страны в целом. Индивидуальное потребление является возрастающей функцией от дохода для лиц, доход которых определяется внешними факторами. У лиц, которые сами могут выбирать, сколько им работать, потребление и доход взаимно определяют друг друга, однако имеют тенденцию к совместному росту или падению. На потребление влияет также множество других факторов, среди которых число иждивенцев в семье, совокупные активы и факторы, определяющие "перманентность дохода", например перспективы относительно сохранения рабочего места и получения пенсии. Суммарное потребление является возрастающей функцией от суммы располагаемых доходов в стране; на него также оказывают воздействие другие факторы, такие, как совокупные активы, возрастная структура населения и структура распределения доходов, если малообеспеченные лица склонны сберегать меньшую долю своих доходов по сравнению с богатыми людьми.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
потребительская функция
График, показывающий связь между совокупными потребительскими расходами (consumption expenditures) и доходом (income), т.е. С = С (У). Потребительские расходы могут быть представлены как функция национального дохода (national income), или располагаемого дохода (disposable income). Эта функциональная зависимость является одним из краеугольных камней общей теории Кейнса (Keynes), так как потребление представляет собой крупнейший компонент совокупных расходов (aggregate expenditure) в большинстве развитых стран. Первоначальные исследования Кейнса привели к формулированию гипотезы абсолютного дохода (absolute income hypothesis), однако в более поздних работах совокупные потребительские расходы рассматривались как функция относительного дохода (гипотеза относительного дохода (relative income hypothesis)), дохода на протяжении жизненного цикла (гипотеза жизненного цикла (life-cycle hypothesis)), постоянного дохода (гипотеза постоянного дохода (permanent income hypothesis)) и богатства (гипотеза эндогенного дохода (endogenous income hypothesis)). Значительная дискуссия разгорелась вокруг спецификации потребительской функции. Эмпирические исследования показали, что краткосрочная (short-run consumption function) и структурная функции потребления (cross-section consumption function) согласуются с гипотезой абсолютного дохода Кейнса. Однако для долгосрочной функции (long-run consumption function) были выявлены значительные расхождения. Все следующие за новаторскими работами Кейнса исследования в этой области были направлены на поиск путей разрешения установленных противоречий. Дальнейшие эмпирические исследования выявили новые проблемы, и по сей день нет единого мнения относительно того, каким образом их следует разрешать. Ниже перечислены главные из этих проблем. На практике трудно точно измерить потребление. Потребительские товары длительною пользования (consumer durable) создают поток услуг по мере их использования, и эти услуги должны быть включены в потребление. Переменные С и У могут быть выражены втекущих фунтах стерлингов или долларах, но их можно также выразить в постоянных ценах (deflated) с помощью индекса потребительских цен (consumer price index) для приведения к реальному выражению. Значения С и У могут быть выбраны совокупные, на душу населения и даже для одного домашнего хозяйства. См. Speight, А.Е.Н., Consumption, Rational Expectations and Liquidity, Harvester Wheatsheaf, London (1990). (См. также marginal propensity to consume, average propensity to consume.)
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003