ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНОВЫЕ
Показатели планов
формы количественного выражения принимаемых плановых решений. Определяют структуру и адресность плановых расчетов.
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Показатели плановые
Количественные характеристики, применяемые при составлении планов, в которых выражены плановые задания, намечаемые результаты.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Плановые показатели
установленные на будущее менеджерами и согласованные с владельцами показатели, которых будет необходимо достичь в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Источник: Малый экономический глоссарий (проект www.src-master.ru)
ПОКАЗАТЕЛЬ, ПЛАНОВЫЙ
количественные и качественные характеристики планового развития предприятия, организации, структурного подразделения, выражающие задания плана, определяющие ресурсное обеспечение, параметры процессов производства и потребления в течение планового периода, в том числе и стоимостные показатели.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
важнейший инструмент нар.-хоз. планирования. В них отражаются политич. и экономич. задачи планов в виде конкретных заданий, доводимых до исполнителей. П. п. обосновываются необходимыми расчётами. В СССР существует единая взаимоувязанная система показателей, к-рая охватывает все стороны деятельности предприятий и отраслей, х-в союзных республик и экономич. р-нов страны, а также включает общие показатели процесса расширенного социалистич. воспроиз-ва и роста нар. благосостояния.
Система П. п. разрабатывается на основе общих принципов нар.-хоз. планирования в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и территориального планирования (см. Планирование народного хозяйства).
П. п. подразделяются на две осн. группы: утверждаемые (директивные) и расчётные.
Утверждаемые в нар.-хоз. плане показатели являются обязат. заданиями для всех предприятий, орг-ций, мин-в, ведомств, Сов. Мин. союзных республик. Они включают все осн. задания, определяющие темпы и пропорции развития нар. х-ва, осн. его отраслей, союзных республик в их взаимной связи, в т. ч. объёмы произ-ва и реализации продукции, показатели повышения эффективности произ-ва, развития отраслей сферы обслуживания и роста уровня жизни народа.
Расчётные показатели используются для обоснования и увязки плановых заданий, включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономич. натуральных и стоимостных норм и нормативов, балансовые расчёты и т. н. Осн. принципы формирования системы П. п. едины как для долгосрочных, так и для пятилетних и годовых планов. Однако в пяти летних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых - более детальный их разрез. Напр., в нар.-хоз. плане на год утверждаются задания по произ-ву более чем 4000 видов пром. продукции, титульные списки по 450 - 500 вновь начинаемым крупным стройкам. Наиболее укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов.
Состав П. п. периодически корректируется с учётом осн. задач, предусмотренных в планах, достижений науч.-технич. прогресса, развития произ-ва новых видов продукции и т. п. Так, в составе нар.-хоз. планов 9-й и 10-й пятилеток (1971 - 80) были значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, науч.-технич. прогресса, роста эффективности произ-ва.
П. п. в зависимости от их роли в процессе обществ. воспроиз-ва могут быть объединены в след. группы: 1) население, трудовые ресурсы и их использование: численность рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения; производительность труда и т. д.; 2) осн. фонды: наличие и ввод в действие осн. фондов и производств. мощностей; степень их использования (фондоотдача); 3) оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива, нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов; 4) науч.-технич. прогресс: развитие сети науч. учреждений и объёмы науч. исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в произ-во и их эффективность; 5) произ-во продукции пром-сти и с. х-ва; 6) объём перевозок и грузооборота по видам транспорта; 7) объём капитальных вложений, строит.монтажных, геологоразведочных и проектных работ; 8) финанс. показатели: себестоимость продукции, прибыль и рентабельность; доходы и расходы гос-ва, предприятий и орг-ций; фонды экономич. стимулирования; доходы и расходы населения; различные финанс. нормативы; 9) показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития: реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников, выплаты и льготы из обществ. фондов потребления; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами; бытовое обслуживание; развитие нар. образования и здравоохранения; 10) охрана окружающей природной среды; 11) нар.хоз. пропорции и эффективность обществ. произ-ва; балансы обществ. продукта и нац. дохода; 12) внешнеэкономич. связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели науч.-технич. сотрудничества; показатели развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ и др.
Перечень показателей, устанавливаемых в нар.-хоз. планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется мин-вами, ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик. Вышестоящие орг-ции утверждают предприятиям лишь осн. задания, а в полном объёме П. п. определяются в техпромфинпланах самими предприятиями. Показатели планов предприятий более детальны и отражают специфику каждой отрасли произ-ва.
В целом система показателей нар.-хоз. плана обеспечивает характеристику всего процесса расширенного воспроиз-ва в разрезе важнейших его стадий: произ-ва, распределения, обмена, производств. и личного потребления материальных благ и услуг. Она даёт возможность планировать материально-веществ. и финанс. связи отраслей нар. х-ва, союзных республик и экономич. р-нов страны, весь процесс создания и использования совокупного обществ. продукта и нац. дохода.
Общие важнейшие требования к разработке П. п.: правильное отражение производств.-технич. и социально-экономич. процессов развития всего нар. х-ва и специфич. условий отд. его отраслей; выявление наиболее эффективных направлений развития на основе широкого внедрения достижений науч.-технич. прогресса, улучшения организации и управления произ-вом; должная увязка отд. групп показателей между собой и обеспечение комплексной системной их разработки по стране в целом, по отраслям и союзным республикам; единство и «сводимость» показателей, начиная от предприятий с учётом необходимого их укрупнения на высшем уровне планирования; органич. связь П. п. с системой хоз. управления и стимулирования, в т. ч. с организацией хозрасчёта, системой финансирования и кредитования и т. д.; обеспечение задач по координации планов стран - членов СЭВ. Методы разработки каждой группы П. п. имеют свою специфику, связанную с особенностями тех или иных экономич. категорий, отраслей нар. х-ва и пром-сти и т. д.
П. п. по экономич. содержанию могут быть сведены в две осн. группы: натуральные для характеристики материально-веществ. структуры произ-ва и стоимостные для определения общих темпов и пропорций развития нар. х-ва, создания, распределения и использования доходов населения и гос-ва. Стоимостные П. п. исчисляются для характеристики реально существующих экономич. отношений в действующих ценах, а для измерения динамики - в сопоставимых ценах. П. п. также делятся на количественные показатели, характеризующие произ-во продукта и объёмы работ в физич. объёмах, и качественные показатели, выражающие структуру и экономич. эффективность произ-ва, производительность труда и оборудования. При разработке количеств, показателей большое значение имеет применение таких единиц измерения продукции, к-рые стимулируют выпуск более качеств. изделий. В этих целях с нач. 70-х гг. в СССР произ-во ряда групп машин и оборудования планируется по их количеству и стоимости, а не в тоннах; минеральных удобрений - по содержанию питательных веществ; отд. видов бумаги - в квадратных метрах и т. п. Однако для ряда отраслей необходимо ещё разработать более совершенные единицы измерения. Осн. виды П. п., как правило, разрабатываются в 3 разрезах - по нар. х-ву в целом и в т. ч. по социальным секторам; по отраслям; в территориальном разрезе (по союзным республикам, экономич. р-нам, областям, краям, городам и т. п.).
Для использования в планировании экономико-математич. методов и электронно-вычислит. техники должна быть достигнута взаимосвязь П. п. на всех уровнях (начиная от предприятий), единство их содержания, конкретности и точности. Особо важную роль при этом играет создание единой системы классификации показателей, их шифровка, позволяющая обеспечить широкую машинную обработку плановых расчётов.
Для нар.-хоз. планирования необходимо единство плановых и отчётных показателей. ЦСУ СССР, руководствуясь плановыми заданиями, устанавливает круг отчётных показателей, порядок отчётности. Это позволяет обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения планов.
Всё возрастающие требования к планированию на этапе развитого социалистич. общества требуют постоянного совершенствования системы показателей, прежде всего, как отмечалось на 25-м съезде КПСС, в направлении усиления их воздействия на повышение технич. уровня, интенсивности и сбалансированности произ-ва и качества . продукции, ускорения темпов роста производительности труда, экономного использования материальных и ден. ресурсов. П. п. должны нацеливать предприятия (объединения) на конечные результаты работы.
Система П. п. разрабатывается на основе общих принципов нар.-хоз. планирования в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и территориального планирования (см. Планирование народного хозяйства).
П. п. подразделяются на две осн. группы: утверждаемые (директивные) и расчётные.
Утверждаемые в нар.-хоз. плане показатели являются обязат. заданиями для всех предприятий, орг-ций, мин-в, ведомств, Сов. Мин. союзных республик. Они включают все осн. задания, определяющие темпы и пропорции развития нар. х-ва, осн. его отраслей, союзных республик в их взаимной связи, в т. ч. объёмы произ-ва и реализации продукции, показатели повышения эффективности произ-ва, развития отраслей сферы обслуживания и роста уровня жизни народа.
Расчётные показатели используются для обоснования и увязки плановых заданий, включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономич. натуральных и стоимостных норм и нормативов, балансовые расчёты и т. н. Осн. принципы формирования системы П. п. едины как для долгосрочных, так и для пятилетних и годовых планов. Однако в пяти летних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых - более детальный их разрез. Напр., в нар.-хоз. плане на год утверждаются задания по произ-ву более чем 4000 видов пром. продукции, титульные списки по 450 - 500 вновь начинаемым крупным стройкам. Наиболее укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов.
Состав П. п. периодически корректируется с учётом осн. задач, предусмотренных в планах, достижений науч.-технич. прогресса, развития произ-ва новых видов продукции и т. п. Так, в составе нар.-хоз. планов 9-й и 10-й пятилеток (1971 - 80) были значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, науч.-технич. прогресса, роста эффективности произ-ва.
П. п. в зависимости от их роли в процессе обществ. воспроиз-ва могут быть объединены в след. группы: 1) население, трудовые ресурсы и их использование: численность рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения; производительность труда и т. д.; 2) осн. фонды: наличие и ввод в действие осн. фондов и производств. мощностей; степень их использования (фондоотдача); 3) оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива, нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов; 4) науч.-технич. прогресс: развитие сети науч. учреждений и объёмы науч. исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в произ-во и их эффективность; 5) произ-во продукции пром-сти и с. х-ва; 6) объём перевозок и грузооборота по видам транспорта; 7) объём капитальных вложений, строит.монтажных, геологоразведочных и проектных работ; 8) финанс. показатели: себестоимость продукции, прибыль и рентабельность; доходы и расходы гос-ва, предприятий и орг-ций; фонды экономич. стимулирования; доходы и расходы населения; различные финанс. нормативы; 9) показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития: реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников, выплаты и льготы из обществ. фондов потребления; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами; бытовое обслуживание; развитие нар. образования и здравоохранения; 10) охрана окружающей природной среды; 11) нар.хоз. пропорции и эффективность обществ. произ-ва; балансы обществ. продукта и нац. дохода; 12) внешнеэкономич. связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели науч.-технич. сотрудничества; показатели развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ и др.
Перечень показателей, устанавливаемых в нар.-хоз. планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется мин-вами, ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик. Вышестоящие орг-ции утверждают предприятиям лишь осн. задания, а в полном объёме П. п. определяются в техпромфинпланах самими предприятиями. Показатели планов предприятий более детальны и отражают специфику каждой отрасли произ-ва.
В целом система показателей нар.-хоз. плана обеспечивает характеристику всего процесса расширенного воспроиз-ва в разрезе важнейших его стадий: произ-ва, распределения, обмена, производств. и личного потребления материальных благ и услуг. Она даёт возможность планировать материально-веществ. и финанс. связи отраслей нар. х-ва, союзных республик и экономич. р-нов страны, весь процесс создания и использования совокупного обществ. продукта и нац. дохода.
Общие важнейшие требования к разработке П. п.: правильное отражение производств.-технич. и социально-экономич. процессов развития всего нар. х-ва и специфич. условий отд. его отраслей; выявление наиболее эффективных направлений развития на основе широкого внедрения достижений науч.-технич. прогресса, улучшения организации и управления произ-вом; должная увязка отд. групп показателей между собой и обеспечение комплексной системной их разработки по стране в целом, по отраслям и союзным республикам; единство и «сводимость» показателей, начиная от предприятий с учётом необходимого их укрупнения на высшем уровне планирования; органич. связь П. п. с системой хоз. управления и стимулирования, в т. ч. с организацией хозрасчёта, системой финансирования и кредитования и т. д.; обеспечение задач по координации планов стран - членов СЭВ. Методы разработки каждой группы П. п. имеют свою специфику, связанную с особенностями тех или иных экономич. категорий, отраслей нар. х-ва и пром-сти и т. д.
П. п. по экономич. содержанию могут быть сведены в две осн. группы: натуральные для характеристики материально-веществ. структуры произ-ва и стоимостные для определения общих темпов и пропорций развития нар. х-ва, создания, распределения и использования доходов населения и гос-ва. Стоимостные П. п. исчисляются для характеристики реально существующих экономич. отношений в действующих ценах, а для измерения динамики - в сопоставимых ценах. П. п. также делятся на количественные показатели, характеризующие произ-во продукта и объёмы работ в физич. объёмах, и качественные показатели, выражающие структуру и экономич. эффективность произ-ва, производительность труда и оборудования. При разработке количеств, показателей большое значение имеет применение таких единиц измерения продукции, к-рые стимулируют выпуск более качеств. изделий. В этих целях с нач. 70-х гг. в СССР произ-во ряда групп машин и оборудования планируется по их количеству и стоимости, а не в тоннах; минеральных удобрений - по содержанию питательных веществ; отд. видов бумаги - в квадратных метрах и т. п. Однако для ряда отраслей необходимо ещё разработать более совершенные единицы измерения. Осн. виды П. п., как правило, разрабатываются в 3 разрезах - по нар. х-ву в целом и в т. ч. по социальным секторам; по отраслям; в территориальном разрезе (по союзным республикам, экономич. р-нам, областям, краям, городам и т. п.).
Для использования в планировании экономико-математич. методов и электронно-вычислит. техники должна быть достигнута взаимосвязь П. п. на всех уровнях (начиная от предприятий), единство их содержания, конкретности и точности. Особо важную роль при этом играет создание единой системы классификации показателей, их шифровка, позволяющая обеспечить широкую машинную обработку плановых расчётов.
Для нар.-хоз. планирования необходимо единство плановых и отчётных показателей. ЦСУ СССР, руководствуясь плановыми заданиями, устанавливает круг отчётных показателей, порядок отчётности. Это позволяет обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения планов.
Всё возрастающие требования к планированию на этапе развитого социалистич. общества требуют постоянного совершенствования системы показателей, прежде всего, как отмечалось на 25-м съезде КПСС, в направлении усиления их воздействия на повышение технич. уровня, интенсивности и сбалансированности произ-ва и качества . продукции, ускорения темпов роста производительности труда, экономного использования материальных и ден. ресурсов. П. п. должны нацеливать предприятия (объединения) на конечные результаты работы.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.