ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ

Найдено 1 определение
ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ
(concentration measures) — показатели распределения фирм, участвующих в экономической деятельности, по величине. Наиболее общим показателем концентрации является показатель совокупной концентрации который отражает долю крупнейших фирм в общем объёме производства в экономике, например доля 200 крупнейших фирм в объёме промышленного производства или доля общего выпуска обрабатывающей промышленности, произведённая 100 крупнейшими компаниями. Для исчисления этого показателя можно использовать различные характеристики величины фирм, в частности объём продаж, объём выпуска продукции, число занятых и объём используемого капитала, которые могут дать несколько расходящиеся результаты из-за разброса капиталоемкости и других параметров. Такие показатели позволяют дать оценку концентрации и её изменениям во времени на общенациональном уровне.
Хотя показатели совокупной концентрации широко используются, они являются слишком обобщенными, когда анализируются отдельные рынки и их функционирование. Поэтому экономисты разработали ряд показателей концентрации РЫНКА, позволяющих измерить КОНЦЕНТРАЦИЮ ПРОДАВЦОВ ИЛИ КОНЦЕНТРАЦИЮ покупателей. Наиболее распространённым из них является коэффициент концентрации, который показывает рыночную долю определённого числа крупнейших фирм. В Великобритании коэффициент концентрации обычно рассчитывается для трёх или (с недавних пор) для пяти крупнейших фирм, в США используется коэффициент концентрации для четырёх фирм.
Однако коэффициент концентрации отражает концентрацию продавца лишь в одной точке кривой кумулятивной концентрации, как это можно видеть на рис. 85а. Это затрудняет сравнение кривых концентрации для двух различных рынков (см. на рисунке рынки А и Б), когда их кривые концентрации пересекаются. Например, если используется коэффициент для трёх фирм, то более концентрированным оказывается рынок А, когда же мы применяем коэффициент концентрации для пяти фирм, то более концентрированным оказывается рынок Б. Но существует альтернативный показатель концентрации, так называемый ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ, он решает эту проблему, учитывая количество всех фирм на рынке и их рыночные доли. Индекс Херфиндаля рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм. Величина индекса может варьировать от нуля (когда имеется множество фирм одинакового размера) до единицы (когда на рынке действует только одна фирма).
Такие показатели концентрации, как коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля, называются показателями абсолютной концентрации, так как они отражают доли рынка данного (абсолютного) числа фирм. Показатели относительной концентрации, напротив, измеряют неравенство распределения всех фирм, поставляющих продукцию на данный рынок, по рыночной доле. Эти различия можно отобразить в виде кривой Лоренца, как это сделано на рис. 85б. Диагональ соответствует равенству рыночных долей фирм, поэтому степень отклонения кривой Лоренца от этой линии служит показателем относительной концентрации продавцов. Например, при равенстве долей мы можем ожидать, что 50% объёма продаж придётся на 50% всех фирм, однако в действительности, как свидетельствует кривая Лоренца, 50% объёма продаж приходится лишь на 25% крупнейших фирм. Коэффициент Джини измеряет для данного рынка степень отклонения кривой Лоренца от диагонали. Этот коэффициент позволяет определить степень отклонения путём деления площади заштрихованной фигуры, лежащей ниже кривой Лоренца, на площадь, ограниченную снизу линией равенства долей. Значение коэффициента Джини может варьировать от нуля (полное равенство) до единицы (полное неравенство).

На практике в большинстве исследований рыночной концентрации используются коэффициенты концентрации, рассчитанные по данным промышленных переписей.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
122.13 кб

Показатели уровня концентрации в медиаиндустрии России: проблемы измерения

Смирнов С.С.
В статье представлены результаты исследования возможности применения показателей CR4, ННI и MOCDI для оценки уровня концентрации в российской медиаиндустрии.
Читать PDF
362.26 кб

Обоснование и анализ показателей концентрации производства в растениеводстве

Артеменко І.С.
Предметом дослідження виступають показники концентрації в рослинництвіза напрямком зерновиробництва.
Читать PDF
256.40 кб

Концентрации объектов недвижимости - новый показатель оценки застройки городов

Большеротова Людмила Васильевна, Большеротов Аркадий Леонидович
Программа реновации в Москве требует новых подходов к оценке застраиваемых территорий для обеспечения качества жизни населения.
Читать PDF
278.24 кб

Методология расчета показателей концентрации сельскохозяйственного производства

Толмачев Михаил Николаевич
В статье рассматриваются наиболее часто используемые показатели концентрации сельскохозяйственного производства.
Читать PDF
138.76 кб

Сравнительный анализ применения показателей концентрации на примере банковского сектора РФ

Коцофана Татьяна Викторовна, Стажкова Полина Сергеевна
Статья посвящена оценке конкурентной среды с помощью показателей рыночной концентрации. Проведен анализ ключевых (основных) индексов концентрации, наиболее часто применяемых в странах с развитой рыночной экономикой.
Читать PDF
90.78 кб

Концентрация производства на предприятиях по убою и переработке скота: показатели и тенденции

Лисицын Андрей Борисович, Небурчилова Нина Федоровна, Волынская Ирина Петровна, Петрунина Ирина Всеволодовна, Маринина Татьяна Александровна
Сцелью обеспечения высокого уровня эффективности производства убой, переработка скота и выработка мясных продуктов должны осуществляться только в условиях промышленных предприятий.
Читать PDF
147.04 кб

Динамика структурной концентрации и её влияние на показатели деятельности промышленных предприятий

Мамонов Валерий Иванович, Любященко Софья Николаевна, Бородин Владимир Андреевич
В статье обосновывается рост уровня структурной концентрации в отрасли машиностроения и металлообработки Новосибирской области; предложен расчёт коэффициентов эластичности, которые использованы в качестве инструментария для обосно
Читать PDF
293.81 кб

Апробация системы показателей концентрации инвестиций на общероссийском классификаторе видов экономи

Левин В. С.
В статье приводится сравнительный анализ видов экономической деятельности по показателям концентрации инвестиций в разрезе классификатора ОКВЭД.
Читать PDF
1.05 мб

Конкурентная реактивность рынка и показатели рыночной концентрации товаров - возможные направления м

Бабаева Д. Р.
Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар должна работать достаточно надежно и безотказно.
Читать PDF
508.35 кб

Влияние применения ЭТЭ на показатели процесса сгорания, объема содержания и массовой концентрации ок

Зонов А. В.
В данной статье рассмотрены проблемы токсичности дизельных двигателей и возможность расширения топливной базы имеющихся современных дизелей.
Читать PDF
3.36 мб

Апробация системы показателей концентрации инвестиций на общероссийском классификаторе видов экономи

Левин В.С.
В статье приводится сравнительный анализ видов экономической деятельности по показателям концентрации инвестиций в разрезе классификатора ОКВЭД.
Читать PDF
2.42 мб

Апробация системы показателей концентрации инвестиций на общероссийском классификаторе видов экономи

Левин В.С.
В статье приводится сравнительный анализ видов экономической деятельности по показателям концентрации инвестиций в разрезе классификатора ОКВЭД.
Читать PDF
378.06 кб

Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России на основе показателей концентрации

Клевцова Мария Геннадьевна, Кононов Алексей Александрович
Рассмотрено влияние малого и среднего предпринимательства на экономику Российской Федерации. Отражена роль субъектов в социально-экономическом благополучии граждан страны.

Похожие термины:

  • ПОКАЗАТЕЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

    Показатель концентрации - доля четырех или восьми крупнейших продавцов (фирм) в общем объеме продаж конкретной отрасли.
  • ПОКАЗАТЕЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ДЛЯ N-ФИРМ

    (concentration ratio, n-firm) Доля продаж, сосредоточенная в руках n крупнейших фирм. Обычно показатель концентрации выражается в процентах от продаж на данном рынке в целом. Размер фирмы измеряется различными
  • агрегатный показатель концентрации

    Степень, в которой производство в данном секторе экономики или во всей экономике в целом сконцентрировано в нескольких крупнейших корпорациях. (См, concentration, concentration ratio.)
  • ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОТРАСЛЕВЫЕ

    рассчитываются в процентах как доля продаж четырех или восьми крупнейших фирм отрасли в общем объеме отраслевого выпуска.
  • Concentration  measures.  Показатели  концентрации

    Показатели  степени сосредоточения производства на крупнейших предприятиях. Самым широким показателем является совокупный уровень концентрации (aggregate concentration), который определяет, например, дол