представления потребителей и фирм о том, что произойдет или какие условия сложатся в будущем.
Ожидания
ОЖИДАНИЯ
Ожидания
Договоренность, согласно которой клиентам, выплачивающим всю сумму до окончательной даты, может быть предоставлен нормальный ссудный процент.
ожидания
Предположения или мнения относительно будущих значений экономических переменных. Вследствие неопределенности будущего отдельные лица, фирмы и правительства формируют ожидания будущих значений экономических переменных. Это понятие приобрело значение после введения в 30-е годы концепций ex ante и ex post применительно к сбережениям (saving) и инвестициям (investment). Ожидания относятся к концепции ex ante, т.е. к некоторому мнению о будущем событии или группе событий, которые ex post могут оказаться либо реализованными, либо нет. Правильность или ошибочность ожиданий очень важна для достижения равновесия (equilibrium). Состояние экономики, получившееся в результате принятия решений на базе неправильных ожиданий, никогда не будет равновесным, В настоящее время не существует общепринятой теории ожиданий. О трех основных направлениях теоретической мысли в этой области см. adaptive expectations, rational expectations, behavioural expectations.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
ОЖИДАНИЯ
(expectations) — прогнозы в отношении будущих событий, которые влияют на текущее экономическое поведение. Как справиться с неопределенностью будущего, особенно когда каждый индивид имеет своё особое, субъективное восприятие этого будущего, — вот в чём состоит основная нерешённая проблема экономической науки (см. РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ).
Поэтому в большинстве случаев экономический анализ включает ожидания в различные модели в качестве заданной переменной, обычно либо используя принцип ceteris paribus, либо допуская, что индивид действует в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Ещё одна проблема заключается в том, что ожидания подразумевают тот или иной период времени, а экономический анализ большей частью статичен, т. е. объектом его исследования являются лишь состояния равновесия, но не процесс движения от одного такого состояния к другому (см. анализ в сравнительной статике). Тем не менее ожидания играют значительную роль в экономической теории, особенно в работах Кейнса. Считается, что ожидания — основная переменная, определяющая динамику деловых циклов; кроме того, ожидания воздействуют на ВРЕМЕННУЮ СТРУКТУРУ ПРОЦЕНТНЫХ ставок, а также на СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС на деньги.
Чтобы включить ожидания в экономическую теорию, поведение индивида можно рассматривать как адаптивное. Примером такого подхода является гипотеза адаптивных ожиданий. Хотя эта концепция, состоящая в том, что ожидания будущего отражают события прошлого и настоящего, достаточно очевидна, попытки как можно точнее отобразить реальность привели к созданию гораздо более сложных теоретических построений.
См. КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИКА, УЧИТЫВАЮЩАЯ ОЖИДАНИЯ/ПРИРОСТНАЯ КРИВАЯ ФИЛЛИПСА, СПЕКУЛЯНТ, ОЖИДАЕМАЯ ИНФЛЯЦИЯ.
Поэтому в большинстве случаев экономический анализ включает ожидания в различные модели в качестве заданной переменной, обычно либо используя принцип ceteris paribus, либо допуская, что индивид действует в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Ещё одна проблема заключается в том, что ожидания подразумевают тот или иной период времени, а экономический анализ большей частью статичен, т. е. объектом его исследования являются лишь состояния равновесия, но не процесс движения от одного такого состояния к другому (см. анализ в сравнительной статике). Тем не менее ожидания играют значительную роль в экономической теории, особенно в работах Кейнса. Считается, что ожидания — основная переменная, определяющая динамику деловых циклов; кроме того, ожидания воздействуют на ВРЕМЕННУЮ СТРУКТУРУ ПРОЦЕНТНЫХ ставок, а также на СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС на деньги.
Чтобы включить ожидания в экономическую теорию, поведение индивида можно рассматривать как адаптивное. Примером такого подхода является гипотеза адаптивных ожиданий. Хотя эта концепция, состоящая в том, что ожидания будущего отражают события прошлого и настоящего, достаточно очевидна, попытки как можно точнее отобразить реальность привели к созданию гораздо более сложных теоретических построений.
См. КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИКА, УЧИТЫВАЮЩАЯ ОЖИДАНИЯ/ПРИРОСТНАЯ КРИВАЯ ФИЛЛИПСА, СПЕКУЛЯНТ, ОЖИДАЕМАЯ ИНФЛЯЦИЯ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
ОЖИДАНИЯ
англ. expectations) – представление о будущих значениях тех или иных экономических переменных в условиях неопределенности. О. влияют на экономическое поведение индивидуумов, фирм и гос-ва. Прогнозирование возможной выручки определяет принятие решений о начале произ-ва того или иного товара. Инфляционные О. – О. будущего повышения цен, стимулируют покупательский спрос и в свою очередь ускорение инфляции. В этом случае О. выступают как самооправдывающийся прогноз. Адаптивные О. (adaptive expectations) – О., к-рые постоянно пересматриваются с учетом реально происходящих изменений. В процессе исследования рыночного равновесия разработана теория рациональных ожиданий (rational expectations) – статистич. оценок будущего развития, к-рые основаны на учете всей доступной информации о прошлом протекании процесса и предполагаемых мер по его изменению. Напр., в прогнозе инфляционного процесса рациональными оказываются ожидания будущего роста цен на основе как анализа их движения в прошлом, так и сведений о политич. и экономич. мерах, готовящихся пр-вом и способных влиять прямо или косвенно на уровень цен. При этом прогнозы оказываются в среднем верными. Концепция рациональных ожиданий выдвинута Дж. Мутом в нач. 60-х гг. и развита амер. экономистом лауреатом Нобелевской премии по экономике 1995 Р. Лукасом (р. 1937). Лукас показал, что с учетом рациональных О. экономических агентов росту занятости не обязательно должен сопутствовать рост инфляции (что противоречит выявленной австр. экономистом и статистиком А. Филлипсом по данным экономики Великобритании за 1861–1957 гг. эмпирической зависимости – т.н. кривой Филлипса – об обратной связи уровня безработицы и темпа инфляции, из к-рой следовала возможность управлять безработицей, варьируя инфляцией). Отсюда вытекает, что в борьбе с безработицей необходимо опираться на макроэкономич. и др. меры, способствующие уменьшению инфляции.
ОЖИДАНИЯ
(expectations) События, которые, по мнению людей, должны произойти. В некоторых моделях ожидания принимаются просто экзогенными, т. е. без каких-либо попыток анализа их формирования. Модели статичные или основанные на ближайших ожиданиях рассчитаны на сохранение стабильного положения. В адаптивных моделях предполагается, что ожидания людей постепенно приближаются к фактическим результатам наблюдений. Если результаты фактических наблюдений постоянным или случайным образом колеблются вокруг постоянного уровня, адаптивные ожидания постепенно становятся приблизительно верными; однако, если в фактических результатах наблюдений просматривается тренд, адаптивные ожидания отстают от действительности и систематически оказываются ошибочными. Экстраполированные ожидания основываются на предположении, что наблюдаемые в прошлом тенденции сохранятся и в будущем. Непротиворечивые модели, или модели, основанные на рациональных ожиданиях, исходят из предпосылки, что люди пользуются всей доступной для них информацией, чтобы избежать в своих прогнозах предсказуемых ошибок. Скорректированная на ожидания кривая Филлипса (expectations-augmented Phillips curve) устанавливает связь между ростом заработной платы, уровнем безработицы с учетом ожиданий относительно инфляции (роста цен). Некоторые ожидания можно отнести к категории самосбывающихся: например, если люди ожидают роста цены актива, они начинают его покупать или, наоборот, откладывать его продажу в ожидании повышения цены, что автоматически ведет к росту цены. В других случаях ожидания оказываются самоопровергающими: например, если ожидающие повышения цен фермеры постараются увеличить урожай, это автоматически будет способствовать ограничению роста цены. Ожидания не поддаются непосредственному наблюдению, однако о них можно судить по действиям людей. Даже если организации открыто объявляют о своих намерениях, целью подобных объявлений обычно является оказание воздействия на людей в процессе принятия ими решений, поэтому к ним нельзя относиться как к абсолютно достоверной информации.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь