ответственность судовладельца по обязательствам, зафиксированным в договоре морской перевозки.
Ответственность Судовладельца
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДОВЛАДЕЛЬЦА
(shipowner's liability). Как перевозчик судовладелец несет ответственность по своим обязательствам, вытекающим из договора морской перевозки (см.). Условия и пределы О.с. определяются чартером (см.), коносаментом (см.) и действующим законодательством. Международный характер морских перевозок, участие в них широкого круга организаций (перевозчики, фрахтователи, грузоотправители, грузополучатели, кредитные учреждения, страховщики), интересы которых весьма противоречивы, предопределили необходимость определенной унификации правовых норм об обязанностях и ответственности судовладельцев. Основным международным нормативным актом, определяющим объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам, являются так называемые Гаагские правила (см.). Указанные Правила приняты большинством стран, которые положили их в основу национальных правовых норм об обязанностях и ответственности судовладельцев. По советскому праву (ст. 129 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР — см.) перевозчик обязан до начала рейса привести судно в мореходное состояние, надлежащим образом снарядить его и укомплектовать экипажем, а также привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. В соответствии с указанной статьей КТМ перевозчик освобождается от ответственности, если он докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки). Кроме того, в соответствии со ст. 160 КТМ перевозчик также освобождается от ответственности за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если он докажет, что они произошли не по его вине, а явились следствием: 1) непреодолимой силы (см.); 2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах; 3) спасания человеческих жизней, судов и грузов; 4) пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5) действий и распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т. д.); 6) военных действий и народных волнений; 7) действий или упущений отправителя или получателя; 8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; 9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза или сплотки леса в плоту; 10) недостаточности или неясности марок; 11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично. Следует также иметь в виду, что в соответствии с общими условиями фрахтования судов (см.) перевозчик несет ответственность за действия, небрежность и упущения стивидоров (см.), если они приглашены судном и оплачиваются им. Это налагает на судовую администрацию обязанность контролировать действия стивидоров и документально фиксировать все их упущения, приводящие к утрате или повреждению груза.