ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Найдено 1 определение
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
англ. transportation facilities appraisal) – один из видов экспертной деятельности на транспорте, основной целью которой является определение стоимости транспортного средства при возникновении правоотношений между физическими лицами, юридическими лицами и государством, связанных с владением, распоряжением и использованием транспортных средств. Под транспортным средством понимают устройство, предназнач. для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установл. на нем. К трансп. средствам относят: механические трансп. средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и др. трансп. средства с аналогичными характеристиками. Механич. трансп. средства включают автотрансп. средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы и автопоезда), мототрансп. средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины. Признаки, облегчающие проведение работ по оценке или способствующие увеличению рынка услуг по О.с.т.с.: стандартная конструктивная компоновка трансп. средств из небольшого кол-ва агрегатов, узлов, механизмов и систем (до 20–30 наименований); обязательная гос. регистрация трансп. средств (позволяющая однозначно идентифицировать их при проведении оценки стоимости); высокий уровень аварийности в процессе эксплуатации трансп. средств (что вызывает необходимость в большом объеме работ по оценке стоимости повреждений, получ. в дорожнотрансп. происшествиях – ДТП); перемещение в больших объемах трансп. средств через таможенную границу РФ (к-рое осуществляется в разл. таможенных режимах и требует определения таможенной стоимости). Транспортные средства представляют собой продукцию массового произ-ва; уровень автомобилизации постоянно возрастает. В РФ с 1992 ежегодный прирост численности парка автотрансп. средств составляет около 5%, при этом увеличение происходит в основном за счет легковых автомобилей: их численность возрастает не менее чем на 1 млн в год. Общее кол-во трансп. средств как объектов оценки в 2000 превысило 30 млн единиц. При этом осн. доля парка трансп. средств является собственностью физич. лиц, что существенно увеличивает число сделок, при к-рых требуется их оценка. Признаки, затрудняющие проведение О.с.т.с.: высокая конструктивная сложность трансп. средств на уровне деталей и низкий уровень подетальной унификации (номенклатура запасных частей соврем. автомобиля насчитывает до 10 000 позиций; в 1999 в эксплуатации находились более 30 000 разл. марок и моделей автомобилей, вся номенклатура запасных частей к-рых насчитывала несколько сотен миллионов невзаимозаменяемых деталей), что создает значит. трудности по формированию информационного обеспечения оценки стоимости ремонта и ущерба при повреждении трансп. средств; необходимость количеств. учета эксплуатационной надежности (безотказности и долговечности) трансп. средства, в основном определяющей его стоимость [безотказность – свойство трансп. средства сохранять работоспособное состояние в течение нек-рой наработки без вынужденных перерывов – определяет также величину эксплуатационных затрат, осн. показателями являются «наработка на отказ» и «удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта»; долговечность – свойство трансп. средства сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технич. обслуживания и ремонта; показателями выступают «ресурс» (в тыс. км) и «срок службы» (в годаx)]; трансп. средство служит объектом повыш. опасности, поэтому при его оценке необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, т.к. при недостаточном ее уровне потери (в т.ч. и финанс.) для владельца (покупателя) трансп. средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки. При О.с.т.с. учитывают 4 вида конструктивной безопасности: активную, пассивную, послеаварийную и экологическую. О.с.т.с. проводят: при переоценке активной части осн. фондов по группе «транспортные средства» и в случаях, когда необходима их оценка в процессе приватизации; в таможенных целях; для целей налогообложения; при купле-продаже, в т.ч. аукционной; при залоге, аренде и лизинге; при оформлении в качестве вклада в уставный капитал пр-тия и выделении вклада участника общества при выходе из общества; при реорганизации и ликвидации общества; при страховании; при определении размера ущерба от их повреждения; при дарении, наследовании и разделе имущества в судебном порядке; при заключении договоров мены и бартерных сделок; при конфискации, списании и утилизации. О.с.т.с. в указ. целях получила активное развитие с 1992, до этого проводилась лишь оценка ущерба от повреждения трансп. средств в ДТП. При О.с.т.с. определяют след. виды стоимости: восстановительную, таможенную, рыночную на первичном и вторичном рынках, страховую, остаточную, ремонта трансп. средств и ущерба от их повреждения. Методология О.с.т.с. базируется на сравнительном и затратном подходах. Наиболее подходит сравнительный подход, т.к. трансп. средства являются продукцией крупносерийного и массового произ-ва и число сделок купли-продажи достаточно велико, поэтому ценовая информация стабильна, представительна и доступна. Затратный подход используется только при оценке переоборудования трансп. средств и при изготовлении их в порядке индивидуального творчества (поскольку изготовление одного-единственного трансп. средства представляет собой единичное произ-во, удельные затраты на изготовление выше, чем при серийном произ-ве). Он рационален при оценке стоимости ремонта (восстановления) трансп. средств и реализуется на основе составления калькуляций на ремонтные работы. Доходный подход возможен лишь при оценке раритетных (редких, ценных) автомобилей в том случае, когда они приносят доход своим владельцам путем использования на съемках фильмов, участия в демонстрац. пробегах, экспонирования на выставках и т.п. Для получения наиболее точной оценки износа трансп. средств целесообразен метод оценки износа с инструментальным контролем технич. состояния трансп. средства, позволяющий объективно определить его эффективный возраст. Этот метод – основной в мировой практике О.с.т.с. В России в связи с отсутствием необходимой производств. базы он не получил широкого распространения. При отсутствии средств инструментального контроля износ может быть определен нормативным методом с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации. Нормативно-методич. документы, регламентирующие проведение работ по О.с.т.с. – утвержденные Минтрансом России «Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-03112194-0376-98» и «Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения. Р-03112194-0377-98». Методики разработаны с учетом требований законодательства РФ и устанавливают общие положения, принципы и методы, на основе крых рекомендуется проводить оценку: остаточной стоимости трансп. средств; стоимости поврежденных трансп. средств; стоимости ремонта (восстановления) поврежденных трансп. средств; ущерба от их повреждения. Документы регламентируют проведение работ по оценке на единой методич. основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке трансп. средств в соответствии с требованиями законодательства РФ. Результаты, получаемые при использовании методик, действительны для условий конкретных товарных рынков трансп. средств, запасных частей к ним, материалов для ремонта, услуг по их ремонту на территории РФ (место оценки транспортного средства). В методиках приведен перечень оснащения оценщика автотрансп. средств, а также формы договоров на проведение оценки автотрансп. средств и формы отчетов об оценке, соответствующие требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998). Развитие методического и регламентного обеспечения работ по О.с.т.с. осуществляется в рамках Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта «СЕРТОЦАТ» [утверждена Министерством транспорта РФ 15 окт. 1997 и зарегистрирована Госстандартом РФ в Государственном реестре – свидетельство РОСС RU. 0001.03ЮФОО]. Задачи Системы «СЕРТОЦАТ»: обеспечение экономич. безопасности гос-ва, общества, юридич. лиц и физич. лиц (граждан); защита имущественных прав потребителей услуг по оценке; содействие потребителям в компетентном выборе исполнителя услуг по оценке; формирование единого правового, нормативного, методич. и информац. обеспечения оценочной деятельности; содействие совершенствованию системы профессион. подготовки экспертов по оценке; информационно-методологич. поддержка орг-ций и специалистов на рынке услуг по оценке; создание апелляционных механизмов, обеспечивающих защиту прав потребителей услуг по оценке; повышение профессион. этики экспертов и проведение контроля за оценочной деятельностью; гармонизация нац. норматив. и методич. документов с междунар. документами в этой сфере. Решение задач обеспечивается: государственной головной организацией – Министерством транспорта России; руководящим административным органом по сертификации – Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России; Советом по сертификации; головным методич. и учебным центром – Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ); методич. центрами; учебными центрами; органами по сертификации; исполнителями услуг. Номенклатура сертифицируемых услуг включает более 100 наименований и охватывает в качестве объектов оценки практически все виды автотранспортных средств, пр-тий и др. имуществ. объектов автотранспортной отрасли, а также гражданско-правовых отношений, при к-рых необходима оценка.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь