ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ

Найдено 1 определение
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ
1) полезность блага (вещи или услуги) не только для её владельца (или производителя), но и для др. членов общества. 2) Предмет - носитель О. п. с.
Предпосылкой обществ. признания потребительных стоимостей является соответствие не только их качественных свойств определ. общественным потребностям, но и соответствие их количества объёму и структуре этих потребностей. «...Если потребительная стоимость отдельного товара зависит от того, удовлетворяет ли он сам по себе какую-либо потребность, то потребительная стоимость известной массы общественных продуктов зависит от того, адекватна ли она количественно определенной общественной потребности в продукте каждого особого рода и, следовательно, от того, пропорционально ли, в соответствии с этой общественной, количественно определенной потребностью распределен труд между различными сферами производства» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 185 - 86). В условиях товарного х-ва формирование О. п. с. неразрывно связано с товарным обращением и действием закона стоимости. Для превращения вещи в товар наличие О. п. с. - необходимое, но недостаточное условие. Продукт, произведённый крепостным крестьянином и отчуждённый им в виде оброка помещику или в форме десятины - церкви, не является товаром. «Для того, чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена» (там же, т. 23, с. 49). Более того, предложение данного вида товаров должно соответствовать платёжеспособному спросу на них, т. е. товары должны быть проданы, реализованы. Если часть товаров не находит сбыта, они не представляют собой О. п. с. В рамках антагонистич. социально-экономических систем формирование О. п. с. осуществляется стихийно, вслепую.
Проблема реализации становится особенно острой при капитализме, когда товарная форма продукта приобретает всеобщий характер. Капиталистич. эксплуатация и накопление капитала закономерно ведут к обострению противоречия между произ-вом и потреблением, постоянным нарушениям пропорциональности в ходе экономич. цикла. Во время кризисов эти противоречия временно разрешаются путём массового обесценения товаров и утраты частью из них своей О. п. с.
Качеств. структура и количеств, пропорции платёжеспособного спроса при капитализме формируются под воздействием таких факторов, как степень эксплуатации наёмной рабочей силы и распределение национального дохода, темпы роста экономики и сдвиги в пропорциях обществ. произ-ва, норма накопления, уровень науч.-технич. прогресса, политика гос-ва, социальная психология и т. д. Классовые антагонизмы оказывают деформирующее влияние на этот процесс.
Паразитич. потребление господствующих классов, агрессивная политика империалистич. гос-ва, разлагающее влияние бурж. культуры приводят к тому, что в качестве О. п. с. выступают товары и услуги, произ-во к-рых представляет собой социальное расточительство, наносит ущерб благосостоянию трудящихся. Характерная черта совр. капитализма - гипертрофированное развитие произ-ва таких „О. п. с.“, как оружие и воен. снаряжение, включая оружие массового уничтожения.
При социализме потребительная стоимость товаров имеет тенденцию всё в большей степени приобретать характер непосредственно общественной. Учитывая исторически сложившиеся обществ. потребности, социалистич. гос-во сознательно и планомерно определяет качеств. природу и количеств, пропорции обществ. продукта, предназначенного для их удовлетворения. Вопрос о ранжировании обществ. потребностей решается в соответствии с общими задачами социально-экономич. политики коммунистич. и рабочих партий, руководящих обществ. развитием. Поскольку при социализме сохраняются товарно-ден. отношения, базой соизмерения О. п. с. различных товаров остаётся их стоимость. Вместе с тем приведение произ-ва продуктов в соответствие с потребностью в них общества осуществляется в плановом порядке. Установление правильных пропорций между произ-вом товаров и платёжеспособным спросом - важное условие планомерного, пропорционального развития социалистич. х-ва. В ходе развития с ростом материальных ресурсов происходит возвышение обществ. потребностей, в соответствии с к-рыми расширяется номенклатура и растёт количество предметов, представляющих собой О. п. с. Целенаправленное воздействие на этот процесс оказывают политика, идеология, мораль социалистич. общества.
Классики марксизма-ленинизма предвидели, что в коммунистич. обществе после полного отмирания товарно-ден. отношений появится возможность непосредственного «... взвешивания и сопоставления полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с необходимыми для их производства количествами труда» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 321).
В сов. экономич. лит-ре обсуждается вопрос о принципиальной возможности и конкретных путях оценки обществ. полезности товаров уже на данном этапе коммунистич. строительства. Разработанные в нач. 70-х гг. условные методы измерения экономич. эффекта, получаемого потребителем, используются при решении ряда конкретных нар.-хоз. задач, напр. для оценки эффективности новой техники. Ускорение технич. прогресса расширяет сферу сравнимости стоимости продуктов и различных полезных эффектов, полученных от их применения.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
305.36 кб

О потребительно-стоимостной парадигме общественного развития

Антонов Алексей Васильевич
В статье доказывается, что использование потребительной стоимости в качестве всеобщего эквивалента при продуктообмене не решает проблем современной экономики.
Читать PDF
281.06 кб

Формы проявления общественной потребительной стоимости как закономерности движения общественного тру

Федотова Е.И., Волостнов Н.С.
В статье показано, как различные формы общественной потребительной стоимости, проявляющиеся через цену, тариф, общественно необходимое рабочее время и проч., влияют на закономерности динамики общественного труда.