сбор, хранение, обработка и воспроизведение данных средствами компьютерной техники
Обработка информации
Обработка информации
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Обработка информации
Обработка информации - в информатике - любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Обработка информации
процесс расположения ее в определенном порядке, придание ей неких завершенных форм, что наполняет информацию новым смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
совокупность целенаправленных воздействий на входную информацию с целью получения качественно новой формы её представления. Охватывает все процедуры с момента поступления информации до готовности результатов и передачи потребителю; осуществляется в вычислит. центре. Осн. цель О. и. — централизованное вынесение решений при максимальном удовлетворении потребности в информации низовых звеньев управления. Способствует значит. сокращению затрат труда в сфере управления, сроков принятия решений и более углублённому анализу исследуемых процессов. Рациональная организация О. и. и соответствующих ей технич. средств — одно из гл. условий эффективного функционирования АСУ и снижения сроков их окупаемости. О. и. делится на этапы: 1) приём, контроль и регистрация входной информации; 2) подготовка носителей информации с исходными данными и их контроль; 3) обработка данных в ЭВМ; 4) контроль выпуска, подготовка выходной документации и передача её потребителю. Это деление условно, т. к. отдельные действия часто переходят с одного этапа на другой.
Первый этап О. и. включает операции по приёму входной документации, её регистрации, а также контролю, который выполняется до переноса информации на машинные носители и до решения задачи на машинах. Информация может поступать в виде различных печатных или рукописных документов; отперфорированных перфокарт, перфолент или магнитных лент, если они подготавливаются децентрализованно; по линиям связи в виде телеграмм с выводом информации на машинных носителях, а также при непосредственном вводе информации в ЭВМ. Из-за возможных ошибок при передаче по электрич. каналам связи в пункте приёма может быть предусмотрен автоматич. контроль.
Во второй этап О. и. входят подготовка информации на технич. носителях и её контроль, а также подготовка хранимой информации к вводу в машину и формирование информационных массивов. Этап подготовки носителей информации отличается большим разнообразием схем его организации и зависит от способа получения носителя, требуемой достоверности, выбранного способа сортировки информации й др. факторов Этот этап обеспечивает получение достоверных результатов, что зависит от правильной организации контроля информации на её носителях. Методы контроля носителя информации в каждом конкретном случае различны. В ряде случаев проводится внешний контроль по контрольной сумме. Подготовка хранимой информации для решения задачи включает операции поиска необходимой информации и подготовку её к вводу в машину. При этом при необходимости может производиться подкомплектовка входной информации, подсортировка и т. п. На втором этапе производится также сортировка входной информации, если её целесообразно производить до ввода в машину. Сортировка информации — Осн. логич. операция при О. и.
Третий этап включает операции ввода, накопления, хранения информации, её переработки в соответствии с имеющейся программой, машинный контроль и вывод результатов решения из машины. Типовая блок-схема
О. и. при использовании ЭВМ третьего поколения приведена на схеме. При обработке данных в ЭВМ обеспечивается решение задач в режиме местной и дистанционной пакетной обработки, автоматизация контроля входных и выходных данных, автоматизация процесса регистрации поступившей информации в ЭВМ, организация хранения информации, частичная или полная автокоррекция обрабатываемых данных и т. п. Дальнейшее развитие вычислит. техники и средств передачи данных предполагает реализацию режима «запрос-ответ» для всех пользователей ЭВМ и режима «диалога» для ограниченного числа пользователей. При этом обработка данных в ЭВМ предусматривает весь комплекс операций по организации, хранению и введению информационных массивов в базу данных, поиску и выбору данных по заданным критериям. Хранение данных в информационных фондах обеспечивает их достоверность, для чего предусмотрено дублирование, обновление и использование арифметич. и логич. методов контроля и исправления.
Четвёртый этап О. и. объединяет операции по выведенной информации, по оформлению и размножению выходной документации, её регистрации и передачи данных. Для контроля выходной документации привлекаются высококвалифицированные и опытные контролёры — операторы. Правильность вывода информации на технич. носители контролируется автоматически в процессе вывода. Передача данных — процесс обмена информации между пользователем и вычислит. центром (см. Вычислительные центры, т. 4, Дополнения). С учётом использования в перспективе средств телеобработки данных и диалогового режима с выдачей данных на дисплей будет обеспечено полное и эффективное использование возможностей развивающейся технич. базы в интересах бесперебойного и высококачеств. обслуживания управления. Применение более совершенных технич. средств для контроля выходной информации обеспечивает её высокую достоверность, улучшает копировально-множительные работы. О. и. может выполняться с помощью программного диспетчера, представляющего собой сложную человеко-машинную систему, в к-рой чётко определены как функции человека-оператора, так и функции программного диспетчера. Назначение последнего — планирование процесса прохождения задач по этапам техно логич. процесса и управления этим процессом, т. е. регулирование очерёдности запуска задач на обработку и времени прохождения операций этой обработки. Для обеспечения эффективной работы высокопроизводит. оборудования и чёткой организации его работы в числе др. средств действуют строго установленная технологич. документация ко всей обрабатываемой информации и система нормативов.
Осн. показатели, характеризующие качество и эффективность О. и.: выдача потребителям достоверной информации; сокращение продолжительности О. и. и своевременность её выдачи заказчикам; снижение себестоимости машино-часа О. и.; объём выполненных работ на 1 руб. осн. производств. фондов. Мера качества обрабатываемой информации — среднее количество ошибочных знаков на фиксированный объём обрабатываемой информации.
Первый этап О. и. включает операции по приёму входной документации, её регистрации, а также контролю, который выполняется до переноса информации на машинные носители и до решения задачи на машинах. Информация может поступать в виде различных печатных или рукописных документов; отперфорированных перфокарт, перфолент или магнитных лент, если они подготавливаются децентрализованно; по линиям связи в виде телеграмм с выводом информации на машинных носителях, а также при непосредственном вводе информации в ЭВМ. Из-за возможных ошибок при передаче по электрич. каналам связи в пункте приёма может быть предусмотрен автоматич. контроль.
Во второй этап О. и. входят подготовка информации на технич. носителях и её контроль, а также подготовка хранимой информации к вводу в машину и формирование информационных массивов. Этап подготовки носителей информации отличается большим разнообразием схем его организации и зависит от способа получения носителя, требуемой достоверности, выбранного способа сортировки информации й др. факторов Этот этап обеспечивает получение достоверных результатов, что зависит от правильной организации контроля информации на её носителях. Методы контроля носителя информации в каждом конкретном случае различны. В ряде случаев проводится внешний контроль по контрольной сумме. Подготовка хранимой информации для решения задачи включает операции поиска необходимой информации и подготовку её к вводу в машину. При этом при необходимости может производиться подкомплектовка входной информации, подсортировка и т. п. На втором этапе производится также сортировка входной информации, если её целесообразно производить до ввода в машину. Сортировка информации — Осн. логич. операция при О. и.
Третий этап включает операции ввода, накопления, хранения информации, её переработки в соответствии с имеющейся программой, машинный контроль и вывод результатов решения из машины. Типовая блок-схема
О. и. при использовании ЭВМ третьего поколения приведена на схеме. При обработке данных в ЭВМ обеспечивается решение задач в режиме местной и дистанционной пакетной обработки, автоматизация контроля входных и выходных данных, автоматизация процесса регистрации поступившей информации в ЭВМ, организация хранения информации, частичная или полная автокоррекция обрабатываемых данных и т. п. Дальнейшее развитие вычислит. техники и средств передачи данных предполагает реализацию режима «запрос-ответ» для всех пользователей ЭВМ и режима «диалога» для ограниченного числа пользователей. При этом обработка данных в ЭВМ предусматривает весь комплекс операций по организации, хранению и введению информационных массивов в базу данных, поиску и выбору данных по заданным критериям. Хранение данных в информационных фондах обеспечивает их достоверность, для чего предусмотрено дублирование, обновление и использование арифметич. и логич. методов контроля и исправления.
Четвёртый этап О. и. объединяет операции по выведенной информации, по оформлению и размножению выходной документации, её регистрации и передачи данных. Для контроля выходной документации привлекаются высококвалифицированные и опытные контролёры — операторы. Правильность вывода информации на технич. носители контролируется автоматически в процессе вывода. Передача данных — процесс обмена информации между пользователем и вычислит. центром (см. Вычислительные центры, т. 4, Дополнения). С учётом использования в перспективе средств телеобработки данных и диалогового режима с выдачей данных на дисплей будет обеспечено полное и эффективное использование возможностей развивающейся технич. базы в интересах бесперебойного и высококачеств. обслуживания управления. Применение более совершенных технич. средств для контроля выходной информации обеспечивает её высокую достоверность, улучшает копировально-множительные работы. О. и. может выполняться с помощью программного диспетчера, представляющего собой сложную человеко-машинную систему, в к-рой чётко определены как функции человека-оператора, так и функции программного диспетчера. Назначение последнего — планирование процесса прохождения задач по этапам техно логич. процесса и управления этим процессом, т. е. регулирование очерёдности запуска задач на обработку и времени прохождения операций этой обработки. Для обеспечения эффективной работы высокопроизводит. оборудования и чёткой организации его работы в числе др. средств действуют строго установленная технологич. документация ко всей обрабатываемой информации и система нормативов.
Осн. показатели, характеризующие качество и эффективность О. и.: выдача потребителям достоверной информации; сокращение продолжительности О. и. и своевременность её выдачи заказчикам; снижение себестоимости машино-часа О. и.; объём выполненных работ на 1 руб. осн. производств. фондов. Мера качества обрабатываемой информации — среднее количество ошибочных знаков на фиксированный объём обрабатываемой информации.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.