Новая экономическая география
Новая экономическая география
(НЭГ) – направление в пространственной экономике, изучающее межрегиональное распределение экономической активности в условиях возрастающей отдачи от масштаба, монополистической конкуренции при учете транспортных издержек. Методологически НЭГ входит в неоклассическую парадигму и впервые в ней в явной форме включила пространственные факторы, вызвав бум исследований на эту тему. Базовая модель НЭГ П. Кругмана (1991) включает два региона («сельскохозяйственный» сектор с совершенной конкуренцией и «промышленный» сектор с монополистической конкуренцией), один фактор производства (рабочую силу, немобильную между секторами), транспортные издержки по «модели айсберга». Миграция работников промышленного сектора направлена в регион с большей реальной зарплатой, полезность потребителя зависит от разнообразия промышленных товаров. Определяется краткосрочный равновесный уровень производства, цен на продукцию и зарплаты по секторам и регионам, а затем – условия устойчивости равновесия в долгосрочном периоде. Она определяется изменением реальной зарплаты в регионе в результате миграции, которое зависит от соотношения эффекта внутреннего рынка, эффекта стоимости жизни и эффекта конкуренции, а это соотношение задается уровнем транспортных издержек. При их снижении ниже критической отметки (в точке бифуркации) происходит пространственная самоорганизация экономики на базе полного микроэкономического обоснования. В 1990-2000-е гг. в рамках теоретического развития НЭГ показана независимость основных выводов от технических приемов и созданы аналитически решаемые модели. Созданы модели новых классов (модели подвижного капитала и подвижного предпринимателя, глобальных и локальных внешних эффектов, вертикальных связей и т.п.), учитывающие разные факторы производства и сектора экономики, а также неоднородность работников и фирм. В этом направлении исследований, наряду с Кругманом, видную роль сыграли М. Фуджита и Ж.-Ф. Тиссе. Фундаментальная проблема упрощенной пространственной структура моделей НЭГ пока не решена. Эмпирические исследования в рамках НЭГ тестируют ряд гипотез (взаимосвязь снижения транспортных издержек и уровня концентрации экономической активности, доступа к рынкам и экономического роста, устойчивость городских систем к внешним шокам), но слабо связаны с ключевыми идеями новой экономической географии. Н.К. Куричев
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.