Неоколониализм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Неоколониализм
под этим понятием подразумеваются новые, более тонкие, замаскированные формы колониального порабощения народов империалистическими державами. Особенно активно применяют эти формы (т. н. «экономическая помощь», проникновение капитала в национальную экономику и т. п.) Соединенные Штаты Америки.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ
совокупность экономических, политических и идеологических средств, используемых империалистическими государствами в целях сохранения колониальной эксплуатации (см.) народов экономически слаборазвитых стран, обретших государственную самостоятельность. Неоколониализм имеет целью свести на нет последствия распада колониальной системы империализма (см.), не допустить политической самостоятельности и экономической независимости молодых развивающихся стран, сохранить их в орбите системы мирового капитализма. «В борьбе против национально-освободительного движения, - говорится в принятом 17 июня 1969 г. итоговом Документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве, - империализм, с одной стороны, упорно защищает остатки колониализма, а с другой - старается воспрепятствовать методами неоколониализма экономическому и социальному прогрессу развивающихся государств, стран, завоевавших национальный суверенитет». Широко используемым методом неоколониализма является насаждение в странах, завоевавших государственную режимов (Южный независимость, марионеточных и диктаторских Вьетнам, Южная Корея, ряд стран Латинской Америки и др.), опора на реакционные силы и оказание им всевозможной поддержки, использование многообразных средств идеологического воздействия на массы. Создаются военно-политические блоки (НАТО, СЕАТО, СЕНЮ), в которые империалисты стремятся вовлечь молодые суверенные государства, заключаются с ними соглашения о строительстве на их территориях военных баз и т. п. Существенное место в арсенале средств неоколониализма занимают многообразные экономические и политические «союзы», «содружества», «сообщества», заключаемые метрополиями со своими бывшими колониями. Империалистические державы осуществляют экономическую экспансию. При этом, наряду с экспортом частного капитала, характерной чертой неоколониализма является вывоз государственного капитала, осуществляемого под видом «помощи» экономически слаборазвитым странам. Этим же целям служат коллективные формы неоколониализма в лице таких финансово-кредитных организаций, как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. Империалистическая «помощь» развивающимся странам является одной из наиболее изощренных форм неоколониализма. Об истинных целях, преследуемых империалистами, говорит тот факт, что более % всей предоставляемой «помощи» направляется на чисто военные нужды, на создание военных баз, поддержание антинародных режимов, реакционных сил, используемых для подавления национально-освободительного движения, укрепления своих позиций. Империалисты эксплуатируют слаборазвитые страны также путем неравноправных условий торговли, манипуляций с ценами и курсом валют. Осуществляя политику неоколониализма, империализм делает ставку на национализм и сепаратизм, пытается внутренне ослабить развивающиеся страны, противопоставить их друг другу, затруднить их контакты с социалистическими странами. Однако политике неоколониализма противостоит усиливающаяся национально-освободительная борьба народов, поддерживаемая мировой социалистической системой, оказывающей народам бывшего колониального и полуколониального мира политическую, экономическую, а при необходимости и военную помощь.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ
система неравноправных (экономич. и политич.) отношений, навязываемая империалистич. гос-вами суверенным развивающимся странам Азии, Африки и Лат. Америки; стратегия мирового империализма, направленная на сохранение в завуалированной форме империалистич. эксплуатации и зависимости народов развивающихся стран. Как система Н. возник в условиях, когда прямое колониальное господство в результате распада колониальной системы империализма, создания и развития мировой системы социализма почти полностью было ликвидировано. Н. развёртывает борьбу за экономич. передел мира между гл. странами империализма, за создание новых политич., экономич. и воен.-стратегич. сфер и зон влияния. Это обостряет отношения не только между быв. колониями и империалистич. гос-вами, но и вызывает усиление межимпериалистич. конфликтов и противоречий. Идеологии, обоснованию Н. служат неоколониалистские теории. Осн. идеологии, оружие Н. - антикоммунизм.
В области политики важной формой Н., возникшей как следствие роста нац.-освободит. движения, неизбежности утраты империалистич. гос-вами своих владений, явилось «добровольное» предоставление политич. независимости колониальным и полуколониальным странам. При этом власть передавалась заранее подготовленным режимам, ориентирующимся на мировую систему капитализма, и в первую очередь - на быв. метрополии. В ряде случаев адм., полицейский и судебный аппараты оставались почти неизменными. Особенно широко использовали эту форму Н. Франция и Великобритания. Др. формой Н. стало расчленение колоний к моменту предоставления им независимости в целях ослабления молодых гос-в и искусств, создания противоречий между населяющими их народами и племенами.
Для неоколониалистской экспансии в развивающиеся страны широко практикуется создание политич. и воен.политич. блоков, заключение двусторонних и многосторонних соглашений между империалистич. гос-вами и экономически отсталыми странами. Так, США для усиления своей экономич. и политич. экспансии в страны Лат. Америки образовали в 1948 «Организацию американских государств» (ОАГ), в к-рую вошли почти все страны Зап. полушария. Великобритания в целях сохранения политич. влияния на быв. колонии стремится удержать их в рамках Содружества. Франция поощряет молодые гос-ва к образованию замкнутых политич. союзов, участники к-рых ориентируются в своей внеш. политике на быв. метрополию и мировую систему капитализма (напр., «Общая афро-маврикийская организация», объединяющая 10 гос-в, большинство из к-рых входило ранее во франц. колониальную империю). Ряд развивающихся стран (Таиланд, Филиппины и др.) оказался втянутым в империалистич. воен.-политич. блоки (СЕАТО, СЕНТО), направленные против стран социализма, нац.-освободит. и демократич. движения. Воен.-политич. цели преследует и ОАГ, участники к-рой связаны договором о взаимной обороне и рядом др. воен. соглашений. ОАГ причастна к свержению демократич. пр-ва в Гватемале (1954), интервенции против Кубы (1961), подавлению нар. движения за восстановление конституц. правления в Доминиканской Республике (1966). Получили распространение двусторонние воен. соглашения (соглашения США с Филиппинами, Тайванем, Юж. Кореей, Ираном, Турцией; Франции - с большинством своих быв. колоний в Экваториальной Африке).
Там, где это представлялось возможным, империализм пытался использовать политич. методы «традиционного» колониализма. Однако гл. акцент политики Н. перенесён в область экономики. Завоевание политич. независимости быв. колониями и полуколониями, развитие мировой системы социализма обусловили существ. изменение форм и методов колониализма по сравнению с эпохой колониальных империй.
Ведущей силой неоколониальной экспансии стало само империалистич. гос-во, что объясняется рядом причин. Во-первых, с распадом колониальной системы империализма мн. страны Азии и Африки стали зонами «неблагоприятного инвестиционного климата» для частного монополистич. капитала вследствие широкого антиимпериалистич. движения, стремления ряда развивающихся гос-в к ограничению деятельности иностр. капитала посредством национализации принадлежащей ему собственности, высокого налогового обложения и т. д. Это привело в 50 - 60-е гг. к торможению темпов роста экспорта частного монополистич. капитала, а в отд. годы (1958, 1959, 1962, 1966) и к абс. сокращению размеров его вывоза. Замедление темпов вывоза частного капитала в эти страны «третьего мира», а в ряде случаев его отлив компенсируются высокими темпами роста экспорта гос. капитала (с 1956 по 1972 увеличение размеров вывоза в 2,7 раза - с 3,2 до 8,65 млрд. долл.). Во-вторых, империалистич. гос-во имеет больше возможностей использовать завуалированные способы проникновения в экономику развивающихся стран, оказывая одновременно экономич. и политич. давление, используя свой междунар. авторитет. В-третьих, рост экономич. экспансии империалистич. гос-ва определяется его возросшей ролью в экономике капиталистич. стран. Разветвлённый гос. сектор ряда стран (в первую очередь - Великобритании, Франции, Италии, ФРГ) «проявляет интерес» к рынкам сбыта продукции; источникам сырья, сферам высокоприбыльного приложения капитала. Доля гос. средств достигла 60 - 70% общего вывоза капитала из империалистич. стран в кон. 50-х - нач. 60-х гг. Лишь с кон. 60-х гг. она стала снижаться при постоянном росте абс. объёмов вывоза.
Важной особенностью Н. является то, что вывоз гос. капитала в развивающиеся страны осуществляется под видом экономич. «помощи», представляющей особую форму экспорта капитала, преследующую, помимо экономич., также и политич. цели: удержать развивающиеся страны в рамках мировой системы капитализма, воспрепятствовать их переходу на некапиталистический путь развития, сближению с социалистич. гос-вами. Т. н. экономич. помощь направлена на искусств, поддержание и сохранение основы капиталистич. строя - частной собственности на средства произ-ва, на создание социальной опоры Н. в развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки. Быв. метрополии используют «помощь» для сохранения политич. и экономич. влияния в странах, входивших ранее в состав их колониальных империй. Предоставляя «помощь», империалистич. гос-ва стремятся заставить развивающиеся страны идти в фарватере своей внеш. политики (так, в 1963 США приняли решение, согласно к-рому амер. «помощь» не могли получать страны, не разорвавшие в 60-дневный срок экономич. связей с Кубой), создать условия для поддержания тесных экономич. связей со странами «третьего мира» с целью стимулирования экспорта своих товаров (от 85 до 90% вывоза товаров из индустриально развитых капиталистич. стран кредитуется гос-вом). Подавляющая часть гос. капитала экспортируется в соответствии с двусторонними соглашениями в форме ссудного капитала, субсидий, «даров» и т. н. безвозмездной помощи. В целом для вывоза гос. капитала характерна тенденция к росту уд. веса кредитов и займов, предоставляемых слаборазвитым странам на тяжёлых для них условиях (в 1976 гарантированный долг развивающихся стран по займам и кредитам достиг 130 млрд. долл. против 9 млрд. в 1955; ежегодно на его погашение уходит свыше 10% экспортной выручки стран «третьего мира», а у нек-рых гос-в - от 20 до 30%). «Безвозмездная помощь» - современная форма вывоза капитала, обеспечивающая почти беспрепятственное проникновение в экономику развивающихся стран. Условия её предоставления в большей мере, чем кредиты и займы, связаны со стратегия, целями империализма и носят открыто политич. характер. Всё большее распространение в условиях науч.-технич. революции и связанного с нею углубления разрыва в уровнях развития империалистич. и экономически отсталых стран получает техническая гос. «помощь» в форме технич. и экономич. исследований, выполняемых специалистами капиталистич. стран, предоставления технич. документации, материалов и оборудования, экспертной помощи, подготовки нац. кадров. Предоставление технич. «помощи» - удобная форма проникновения в сферы политич., экономич. и социальной жизни развивающихся стран. Оно, как правило, сопровождается экспортом бурж. идеологии (пропаганда бурж. взглядов технич. экспертами, преподавателями, идеология, обработка студентов и стажёров, обучающихся в капиталистич. странах, и т. д.).
Неоколониалистская экспансия империалистич. гос-в выражается также в создании ими условий, благоприятствующих проникновению частного монополистич. капитала в экономику развивающихся стран. При этом используются следующие методы. В договоре о предоставлении экономич. «помощи» той или иной стране специально оговаривается условие создания режима наибольшего благоприятствования частным капиталам страны-кредитора, включая беспрепятственный вывоз прибылей. Так, согласно закону об экономич. «помощи», президент США может приостановить её оказание любой стране, национализирующей амер. собственность без адекватной компенсации. Пр-во ФРГ при предоставлении гос. «помощи» требует отмены всех ограничений в отношении западногерм. инвесторов. Широкое распространение получила реализация или финансирование капиталистич. гос-вом в рамках «помощи» проектов, подготавливающих условия для последующего притока капиталов своей страны. Чаще все эти проекты связаны с развитием инфраструктуры и характеризуются низкой рентабельностью, большим риском капиталовложений. Формами Н. являются также финансирование гос-вом (в частности, пр-вами США и Франции) под видом «помощи» своих предприятий, функционирующих в развивающихся странах; совместное участие в предпринимат. деятельности гос. орг-ций, действующих под флагом «помощи», и частных монополистич. объединений (напр., англ. «Корпорация развития стран Содружества», западногерм. «Немецкое общество развития»). Создание капиталистич. гос-вом условий, благоприятствующих экспорту частного монополистич. капитала, не ограничивается каналами «помощи». Большую роль играет его финанс. политика, в т. ч. система гарантий инвестиций от риска (экспроприации, затруднений при переводе капиталов, ущерба, нанесённого нац.освободит. революциями, и т. п.). Др. мерой поощрения со стороны капиталистич. гос-ва является предоставление налоговых льгот при экспорте частного монополистич. капитала в развивающиеся страны, что широко практикуется, напр., пр-вом ФРГ.
Великобритания и Франция используют в качестве инструмента политики Н. возглавляемые ими валютные зоны фунта стерлингов и франка, пытаясь сохранить экономич. контроль над странами, входившими ранее в состав их колониальных империй. Франция, напр., добилась от ряда афр. гос-в права на руководство их валютной политикой, имея своих представителей в нац. эмиссионных банках, осуществляя все валютные операции стран зоны франка с др. гос-вами. В рамках валютных зон монополии Великобритании и Франции имеют определ. привилегии при вложении капиталов, вывозе прибылей, экспорте товаров и импорте сырья. Однако с сер. 60-х гг. в связи с усилившимся стремлением слаборазвитых стран к экономич. независимости, с обострением межимпериалистич. противоречий и валютно-финанс. кризиса начался процесс размывания валютных зон, падения их роли в системе Н.
В 50 - 70-е гг. наметилась тенденция к росту доли реинвестиций в новых вложениях иностр. капитала в экономику развивающихся стран. В 70-е гг. уд. вес реинвестиций в совокупных прямых вложениях иностр. капитала превышал 40%. Приток новых капиталов сдерживается не только ростом прибылей финанс. монополий в развивающихся странах, но и политич. «нестабильностью» этих сфер приложения капитала. В результате расширение действующих филиалов происходит преим. за счёт самофинансирования (использования нераспределённой прибыли и амортизац. фондов). Заграничные инвестиции монополий продолжают осуществляться преим. в форме предпринимат. капитала. Предпочтение этой форме, несмотря на большой её риск, объясняется тем, что монополии получают возможность прямого контроля над экономикой развивающихся стран, непосредственный выход на рынки сбыта, к источникам сырья и сферам приложения капитала. На капиталы, принимающие предпринимат. форму, монополии получают наиболее высокие прибыли вследствие эксплуатации местной рабочей силы, имеющей низкую стоимость, использования дешёвого сырья, получения различных льгот при вывозе прибылей, отсутствия таможенных и валютных ограничений, менее ожесточённой конкуренции и т. д.
Формы проникновения частного монополистич. капитала в экономику развивающихся стран претерпели известную эволюцию. После 2-й мировой войны 1939 - 1945 в преддверии распада колониальных империй получили распространение монополистич. объединения, в к-рых помимо капитала метрополии участвовали капиталы и др. империалистич. гос-в, - многонац. корпорации (МНК). Это междунар. монополии, широко привлекающие в своих операциях гос. капитал, что приносит участникам объединения ряд политич. и экономич. выгод: во-первых, участие гос-ва облегчает взаимоотношения с нац. пр-вами, тем более, что при заключении двусторонних межправительств, соглашений обычно прямо или косвенно предусматриваются гарантии капиталов монополий; во-вторых, империалистич. гос-ва выступают в качестве гарантов кредитов, предоставляемых междунар. компаниям, осуществляют финансирование капиталоёмких проектов на той стадии, когда их выполнение ещё не рентабельно. МНК явились примером коллективного колониализма (см. Колониализм коллективный). Они обычно проникают в наиболее совр. отрасли нац. экономики, контролируют внутр. рынок и внутр. источники финансирования, используя их в своих интересах. Широко практикуется создание предприятий с незавершённым производств. циклом, что усиливает экономич. зависимость развивающихся стран. Нередко эти предприятия не связаны с нац. экономикой, ориентированы лишь на мировой рынок. Технология, процессы, используемые на предприятиях МНК, нередко приводят к загрязнению окружающей среды, хищнич. эксплуатации нац. богатств стран, в к-рых они функционируют.
В 50 - 70-е гг. получили распространение смешанные компании с участием, с одной стороны, капиталистич. монополий, в т. ч. МНК, а с другой - как частного, так и гос. нац. капитала. Впервые эта форма была использована междунар. монополиями для проникновения в традиц. сферы влияния своих конкурентов. Постепенно образование смешанных компаний стало одним из Осн. способов проникновения иностр. капитала в экономику стран «третьего мира», испытывающих острый инвестиционный голод. К организации смешанных компаний иностр. капитал прибегает как преднамеренно (боязнь национализации, стремление гарантировать невмешательство во внутр. дела компании, завоевать новые сферы приложения капитала), так и вынужденно под давлением пр-в развивающихся стран, ставящих своей целью достижение экономич, независимости. В ряде случаев к организации смешанных компаний с участием иностр. капитала вынуждены обращаться сами развивающиеся страны для осуществления проектов, требующих крупных капиталовложений. Нек-рые развивающиеся страны возвели принцип создания смешанных компаний в основу своей гос. политики, что облегчает проникновение частного монополистич. капитала в их экономику.
Характерная особенность Н. - экспансия междунар. гос.-монополистич. объединений («Общий рынок», Междунар. банк реконструкции и развития, Междунар. валютный фонд и др.) в слаборазвитые страны. Эти объединения представляют удобную форму экспорта частного и гос. капитала. Предоставление займов, кредитов и субсидий обычно связано с требованиями контроля за их расходом, нередко граничащим с полным контролем экономики страны-получателя. Междунар. гос.-монополистич. объединения широко используются для оказания политич. давления на развивающиеся страны посредством экономич. рычагов. Важным орудием Н. продолжает оставаться неэквивалентный обмен на мировом капиталистич. рынке.
Политика Н. - прямое продолжение «традиционного» колониализма, изменившего в условиях распада колониальной системы империализма свои формы и методы. (См. также Колониальная система империализма.) .

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.31 мб

Колония и терпение: внутренний неоколониализм и этнополитика на Урале

Фадеичева М.А.

Похожие термины:

  • неоколониализм неоимпериализм

    Так называется в социалистической (socialist) и марксистской (marxist) литературе контроль над экономиками сла-боразвитых стран, осуществляемый гигантскими транснациональными корпорациями с штаб-кварти
  • НЕОКОЛОНИАЛИСТСКИЕ ТЕОРИИ

    буржуазные, реформистские теории, обосновывающие необходимость сохранения освободившихся от колониального господства стран в рамках мировой капиталистич. системы. Появились после распада коло