НАСТАВНИЧЕСТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАСТАВНИЧЕСТВО
одна из форм профессиональной подготовки молодых работников опытными квалифицированными специалистами.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Наставничество
индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих, специалистов над отдельными молодыми рабочими или их группами.

Источник: Управление персоналом Толковый словарь. — М. Издательско-торговая корпорация Дашков и К° 2014. — 120 с.

Наставничество
Специфическая форма непрофессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование у молодежи активной жизненной позиции, устойчивых профессиональных ориентаций, создание условий полной социально-психологической адаптации в трудовом коллективе. Основные формы н.: индивидуальная (работа наставника с одним подшефным); бригадная (группой молодых рабочих руководит бригадир-наставник); коллективная (коллектив рабочих обучает и воспитывает новичков); шефство предприятий над учащимися школ и ПТУ.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

НАСТАВНИЧЕСТВО
форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Н. имеет индивидуальную и коллективную формы. В Н. сложился ряд направлений: коллективное шефство первичного коллектива (бригады, участка) над отдельными молодыми рабочими; индивидуальное шефство ветеранов труда над группой новичков и Н. в рамках семейных династий и др. В организации вводится должность мастер-наставник, под руководством которого молодой рабочий осваивает профессию и проходит период адаптации к труду коллектива. Подбор наставников ведется индивидуально, с учетом мнения коллективов бригад, смен, участков, где они работают, отделами кадров, руководителями цехов, мастерами. Для координации деятельности наставников организуются советы наставников, в которые выбираются лучшие представители из числа рабочих, педагогов, а также представители общественных организаций и администрации. В совете наставников создаются два сектора: производственный (работа по повышению деловой активности и технического уровня наставников, организация смотров-конкурсов среди наставников); методический (педагогическое воспитание наставников, их методическая подготовка, экскурсии на родственные организации по обмену опытом работы).

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Наставничество
своеобразная форма профессионального обучения, трудового и нравственного воспитания молодого поколения рабочего класса и колхозного крестьянства, осуществляемая старшими, более опытными товарищами совместно с коллективами бригад, участков, звеньев, экипажей. Наставничество является продолжением лучших традиций шефской работы кадровых рабочих и колхозников над молодежью эффективной формой развития преемственности поколений рабочего класса и колхозного крестьянства.
Наставничество существенно отличается и от шефства, и от индивидуального и бригадного ученичества. Во-первых, непрерывностью воспитательного воздействия, которое осуществляется не только в рабочее время, но и во время досуга и не прекращается после того, как молодой рабочий освоится в цехе, бригаде, на предприятии, будет выполнять норму выработки. Во- вторых, коллективностью воздействия, т. е. осуществляется, как правило, в коллективе-в бригаде и при активном содействий партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, в результате чего объединяются усилия наставника, всего коллектива и общественных организаций. Третьей особенностью наставничества является то, что оно призвано не только помочь молодым рабочим овладеть высотами профессионального мастерства, но и воспитать в них коммунистическую убежденность, преданность делу партии, гордость за свою профессию, чувство ответственности, непримиримость к недостаткам. Таким образом, наставничество расширяет рамки шефства, делает его более глубоким и всесторонним по содержанию, более продолжительным по времени воздействия и коллективным по характеру.
Формы наставничества на предприятиях многообразны. Наряду с индивидуальными формами широкое распространение получили комсомольско-молодежные бригады, бригады подростков во главе с опытным наставником, включение в состав передовых коллективов групп новичков и т. д.
Разработаны организационные основы наставничества, сложилась система руководства этим движением. Созданы специальные положения, в которых определены его цели и задачи, права и обязанности воспитателей. В городах, районах, на предприятиях активно действуют общественные советы наставников.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.11 кб

Наставничество как элемент развития человеческих ресурсов организации в условиях модернизации эконом

Новая Инга Анатольевна, Камалтдинова Рузалия Маратовна
Раскрывается проект наставничества как форма развития человеческих ресурсов организации.
Читать PDF
72.51 кб

Наставничество в системе государственной гражданской службы Российской Федерации (региональный опыт)

Малахова Оксана Владимировна, Лозинская Светлана Ильясовна
В статье предпринимается попытка определения сущности института наставничества, а также его особенности в системе государственной гражданской службы.
Читать PDF
219.37 кб

Наставничество как форма адаптации государственных гражданских служащих

Крутцова Марина Николаевна
Статья посвящена внедрению наставничества в системе государственной гражданской службы.
Читать PDF
935.09 кб

Наставничество как способ повышения эффективности адаптации

Ухоботов Владимир Владимирович, Домкина Диана Олеговна
Система управления персоналом в наше время представляет собой набор инструментов, позволяющий качественно управлять кадрами на всех этапах функционирования в организации, от подбора до адаптации.
Читать PDF
1.02 мб

Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников

Липатов Сергей Евгеньевич
Представлен опыт организации наставничества в проектном институте, освещаются формы работы с молодыми специалистами, поднимаются проблемы и показываются пути их решения.
Читать PDF
268.13 кб

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Шкерин Александр Владимирович
Раскрываются понятие и функции самообучающейся организации как гибкой и одновременно адаптивной системы организации процессов управления знаниями и компетенциями, приводятся инструменты, необходимые для построения самообучающейся
Читать PDF
686.22 кб

ЭЛЕКТРОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Бондалетов В.В, Бондалетов Е.В.
Наставничество является хорошо зарекомендовавшей практикой вовлечения молодых специалистов в профессиональную деятельность.
Читать PDF
324.32 кб

Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания

Елисеева Людмила Афанасьевна
В статье вопросы взаимодействия наставника и ученика рассматриваются в качестве важного механизма передачи неявных аспектов профессиональных навыков, групповых норм и ценностей в условиях иерархической организационной структуры, о
Читать PDF
1.12 мб

Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприят

Щевьева Анастасия Алексеевна
В статье рассматривается понятие и сущность наставничества. Приводятся история явления наставничества, анализируются исследования в данной области развития персонала.This article discusses the concept and the essence of mentoring.
Читать PDF
282.03 кб

Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект

Иванова Людмила Леонидовна
В статье проанализированы подходы к определению наставничества, его задачам. Выделены модели наставничества; определены категории граждан, которые могут быть наставниками на государственной гражданской службе.
Читать PDF
533.31 кб

Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала про

Чеглакова Людмила Михайловна
В статье рассматриваются возможности и проблемы наставничества в крупных промышленных компаниях России. Анализируются подходы к определению наставничества, его функциям в фирме и обществе.
Читать PDF
169.03 кб

Наставничество как механизм профессионального и личностного развития государственных служащих и депу

Пастухова Лариса Сергеевна, Крючков Валерий Анатольевич
В статье рассмотрен институт наставничества как механизм профессионального и личностного развития молодых государственных и муниципальных служащих, депутатов разного уровня.
Читать PDF
319.16 кб

Наставничество как фактор эффективности организации

Субочева Оксана Николаевна
В статье наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики предприятий, помогающий решить ряд организационных задач, среди которых адаптация и обучение новых работников, снижение текучести кадров, развитие поте
Читать PDF
310.82 кб

Наставничество как один из методов обучения и развития персонала

Тонгуш В.В., Рощектаева У.Ю.
В данной статье рассмотрен один из методов обучения и развития персонала как «Наставничество». Сформулированы основные требования к его применению.
Читать PDF
275.72 кб

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСТАВНИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕС

Карташова Александра А., Камалиев Булат И.
В статье представлены результаты исследования профессионально-педагогических компетенций наставников производственного обучения в сфере управления талантами с целью закрепления молодых специалистов на предприятиях.

Похожие термины:

  • Функции наставничества

    Обучение профессиональному мастерству, передача норм данного коллектива новым его членам, воспитание молодого поколения.