НАСТАВНИЧЕСТВО
НАСТАВНИЧЕСТВО
одна из форм профессиональной подготовки молодых работников опытными квалифицированными специалистами.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Наставничество
индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих, специалистов над отдельными молодыми рабочими или их группами.
Наставничество
Специфическая форма непрофессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование у молодежи активной жизненной позиции, устойчивых профессиональных ориентаций, создание условий полной социально-психологической адаптации в трудовом коллективе. Основные формы н.: индивидуальная (работа наставника с одним подшефным); бригадная (группой молодых рабочих руководит бригадир-наставник); коллективная (коллектив рабочих обучает и воспитывает новичков); шефство предприятий над учащимися школ и ПТУ.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
НАСТАВНИЧЕСТВО
форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Н. имеет индивидуальную и коллективную формы. В Н. сложился ряд направлений: коллективное шефство первичного коллектива (бригады, участка) над отдельными молодыми рабочими; индивидуальное шефство ветеранов труда над группой новичков и Н. в рамках семейных династий и др. В организации вводится должность мастер-наставник, под руководством которого молодой рабочий осваивает профессию и проходит период адаптации к труду коллектива. Подбор наставников ведется индивидуально, с учетом мнения коллективов бригад, смен, участков, где они работают, отделами кадров, руководителями цехов, мастерами. Для координации деятельности наставников организуются советы наставников, в которые выбираются лучшие представители из числа рабочих, педагогов, а также представители общественных организаций и администрации. В совете наставников создаются два сектора: производственный (работа по повышению деловой активности и технического уровня наставников, организация смотров-конкурсов среди наставников); методический (педагогическое воспитание наставников, их методическая подготовка, экскурсии на родственные организации по обмену опытом работы).
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Наставничество
своеобразная форма профессионального обучения, трудового и нравственного воспитания молодого поколения рабочего класса и колхозного крестьянства, осуществляемая старшими, более опытными товарищами совместно с коллективами бригад, участков, звеньев, экипажей. Наставничество является продолжением лучших традиций шефской работы кадровых рабочих и колхозников над молодежью эффективной формой развития преемственности поколений рабочего класса и колхозного крестьянства.
Наставничество существенно отличается и от шефства, и от индивидуального и бригадного ученичества. Во-первых, непрерывностью воспитательного воздействия, которое осуществляется не только в рабочее время, но и во время досуга и не прекращается после того, как молодой рабочий освоится в цехе, бригаде, на предприятии, будет выполнять норму выработки. Во- вторых, коллективностью воздействия, т. е. осуществляется, как правило, в коллективе-в бригаде и при активном содействий партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, в результате чего объединяются усилия наставника, всего коллектива и общественных организаций. Третьей особенностью наставничества является то, что оно призвано не только помочь молодым рабочим овладеть высотами профессионального мастерства, но и воспитать в них коммунистическую убежденность, преданность делу партии, гордость за свою профессию, чувство ответственности, непримиримость к недостаткам. Таким образом, наставничество расширяет рамки шефства, делает его более глубоким и всесторонним по содержанию, более продолжительным по времени воздействия и коллективным по характеру.
Формы наставничества на предприятиях многообразны. Наряду с индивидуальными формами широкое распространение получили комсомольско-молодежные бригады, бригады подростков во главе с опытным наставником, включение в состав передовых коллективов групп новичков и т. д.
Разработаны организационные основы наставничества, сложилась система руководства этим движением. Созданы специальные положения, в которых определены его цели и задачи, права и обязанности воспитателей. В городах, районах, на предприятиях активно действуют общественные советы наставников.
Наставничество существенно отличается и от шефства, и от индивидуального и бригадного ученичества. Во-первых, непрерывностью воспитательного воздействия, которое осуществляется не только в рабочее время, но и во время досуга и не прекращается после того, как молодой рабочий освоится в цехе, бригаде, на предприятии, будет выполнять норму выработки. Во- вторых, коллективностью воздействия, т. е. осуществляется, как правило, в коллективе-в бригаде и при активном содействий партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, в результате чего объединяются усилия наставника, всего коллектива и общественных организаций. Третьей особенностью наставничества является то, что оно призвано не только помочь молодым рабочим овладеть высотами профессионального мастерства, но и воспитать в них коммунистическую убежденность, преданность делу партии, гордость за свою профессию, чувство ответственности, непримиримость к недостаткам. Таким образом, наставничество расширяет рамки шефства, делает его более глубоким и всесторонним по содержанию, более продолжительным по времени воздействия и коллективным по характеру.
Формы наставничества на предприятиях многообразны. Наряду с индивидуальными формами широкое распространение получили комсомольско-молодежные бригады, бригады подростков во главе с опытным наставником, включение в состав передовых коллективов групп новичков и т. д.
Разработаны организационные основы наставничества, сложилась система руководства этим движением. Созданы специальные положения, в которых определены его цели и задачи, права и обязанности воспитателей. В городах, районах, на предприятиях активно действуют общественные советы наставников.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985