НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Национализация Банков

переход банков в собственность государства.

Источник: Бизнес-словарь

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ
переход банков в собственность государства. Социально-экономическое содержание Н. б., ее методы, цели, задачи определяются общественным строем, при котором она проводится.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ
переход банков в собственность государства. В разных странах методы осуществления Н.б. различны. После революции 1917 в России коммерч. банки были национализированы на условиях безвозмездного отчуждения собственности. Государственный банк царской России – эмиссионный центр, кассир Казначейства – выполнял роль банка банков и не подлежал национализации, но перешел в собственность нового гос-ва путем захвата (см. Народный банк РСФСР). Во Франции по закону от 2 дек. 1945 были национализированы Центральный эмиссионный банк (Банк Франции) и 4 крупных коммерч. банка. Акции были выкуплены гос-вом, и акционеры национализиров. банков не понесли потерь. Аналогично (путем выкупа акций у их владельцев) была осуществлена национализация Банка Англии в 1946. В Великобритании был национализирован только эмиссионный банк, к-рый и до этого проводил кредитную политику, согласованную с Казначейством, и Н.б. лишь усилила государственное управление его деятельностью.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ
переход банков в собственность гос-ва. Характер, методы и цели Н.б. определяются социально-экономич. строем, при к-ром она осуществляется.
Н.б. капиталистическая проводится в интересах финанс. олигархии, сохраняет доходы быв. собственников банков и руководящую роль финанс. олигархии в кредитной системе страны, носит характер гос.-монополистич. мероприятия и распространяется лишь на часть банков. Собственность капиталистич. гос-ва на банки является разновидностью капиталистич. собственности, используется финанс. капиталом для получения монопольно высоких прибылей. Капиталистич. Н. б. ускоряет перерастание монополистич. капитализма в гос.-монополистический, обостряет антагонистич. противоречия капитализма и объективно способствует созданию в недрах капитализма материальных предпосылок для победы социализма.
В Великобритании в 1946 лейбористское пр-во национализировало эмиссионный англ. банк с полным выкупом акций у их владельцев (им были выданы взамен акций 3-процентные гос. облигации из расчёта среднегодового дивиденда по акциям за последние 20 лет). Национализация не распространилась на гл. звено капиталистич. кредитной системы - коммерч. банки. Во Франции в дек. 1945 под давлением демократич. сил был принят закон о национализации эмиссионного Франц, банка и 4 крупных депозитных банков. Акционеры Франц, банка получили взамен акций гос. 3-процентные облигации; акционеры депозитных банков - облигации, приносящие ежегодный доход не ниже дивидендов 1944. Во главе национализиров. банков были оставлены прежние представители и ставленники финанс. олигархии. В Италии после 2-й мировой войны 1939 - 45 бурж. гос-во скупило ок. 90% всех акций крупных банков по полной стоимости, сохранив представителей финанс. олигархии во главе банков. Выкуп гос-вом части акций крупных банковских монополий (без их национализации) после 2-й мировой войны был проведён в Японии. Капиталистич. национализация отд. банков проводилась также после 2-й мировой войны в Бельгии, Нидерландах и нек-рых др. странах.
Н. б. социалистическая - изъятие банков из капиталистич. собственности и передача их в общенар. гос. собственность после победи социалистич. (народно-демократич.) революции. Социалистич. обобществление банков - одно из первоочередных революц. экономич. преобразований, обеспечивающих и закрепляющих победу социалистич. революции. Назначение социалистич. Н. б. - подрыв финанс. власти капитала и использование банков в интересах социалистич. строительства, планомерного развития экономики и повышения благосостояния народа.
Необходимость Н. б., как одной из закономерностей социалистич. революции и социалистич. строительства, была научно обоснована классиками марксизма-ленинизма. В «Манифесте Коммунистической партии» в качестве одного из гл. мероприятий пролетариата после революции намечалась «централизация кредита в руках государства, посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446). К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали Н. б. в ряду таких важных мероприятий пролетариата после завоевания им власти, как экспроприация зем. собственности, национализация пром-сти, транспорта и связи, всеобщая трудовая повинность и др. Основоположники науч. коммунизма предусматривали не только огосударствление банков, но и централизацию банковского дела в руках пролетарского гос-ва путём объединения национализированных банков в единый центральный государственный банк. В работе «Принципы коммунизма» Энгельс писал, что после захвата власти пролетариатом необходима «централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор» (там же, с. 333). Маркс и Энгельс указывали, что Н. б. с последующей централизацией кредита в руках гос-ва посредством образования нац. банка разрешает две задачи: во-первых, подрывает господство крупного ден. капитала, и, во-вторых, создаёт возможность регулирования пролетарским гос-вом всего кредитного дела в интересах народа.
Требования Н. б. и централизации банковского дела в руках пролетарского гос-ва получили глубокое науч. обоснование в марксовой теории сущности капиталистич. кредита и банков. Маркс показал, что банковская система является одной из экономич. предпосылок социализма, появляющихся в недрах капитализма. Диктатура пролетариата, осуществляя национализацию банков, превращает их в мощный рычаг построения социализма, в аппарат обществ. учёта и распределения.
Основоположники науч. коммунизма подвергли критике мелкобурж. реакц. «теории» о социалистич. преобразовании общества путём изменения одной лишь кредитной системы. Эта критика в полной мере сохраняет своё актуальное значение и сейчас, когда бурж. экономисты вопреки фактам утверждают, что происходит «трансформация капитализма в социализм» посредством гос. регулирования экономики с помощью кредита и банков при сохранении капиталистич. собственности на средства производства и эксплуатации труда капиталом.
Маркс писал: «...кредитная система послужит мощным рычагом во время перехода от капиталистического способа производства к способу производства ассоциированного труда, - однако лишь как элемент в связи с другими великими органическими переворотами в самом способе производства» (там же, т. 25, ч. 2, с. 157). Использование банков в качестве рычагов социалистич. переустройства общества возможно лишь при условии обобществления произ-ва, создания социалистич. производств. отношений. Социалистич. обобществление банков вместе с тем само является элементом указанных переворотов в способе произ-ва, т. к. процесс формирования нового экономич. строя включает в себя создание социалистич. системы распределения и обмена обществ. продукта, важное место в к-рой принадлежит банкам.
Программные положения Маркса и Энгельса о Н. б. были творчески развиты В. И. Лениным на основе анализа империалистич. стадии капитализма, а позднее - практики Великой Окт. социалистич. революции. Ленин исходил из того, что пролетариат, придя к власти, должен сохранить банки, наполнить эту форму обществ. счетоводства социалистич. содержанием, превратить банки в органы учёта и контроля над произ-вом и распределением. экономич. возможность Н. б. Ленин видел в достигнутой высокой ступени развития банковского дела в эпоху империализма. Доступность национализации банков «...создана как раз капитализмом, раз он доразвился до векселей, акций, облигаций и проч. Тут остается только объединение счетоводства...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 164). Ленин раскрыл значение Н. б. как прогрессивного демократич. мероприятия в интересах всего народа. От Н. б. выигрывают все трудящиеся, т. к. она сберегает огромные суммы нар. средств, расхищаемых финанс. олигархией в форме учредительской прибыли и доходов от различных спекулятивных операций. Трудовое крестьянство благодаря Н. б. получает возможность пользоваться доступным кредитом. Анализируя развитие финанс. капитала, Ленин пришёл к выводу о необходимости осуществлять Н. б. в неразрывной связи с национализацией пром. и торг. монополий. «Банки и крупнейшие отрасли промышленности и торговли срослись неразрывно... Это значит. что регулирование экономической жизни, если его осуществлять серьезно, требует одновременно национализации и банков и синдикатов» (там же, с. 168).
Социалистич. Н. б. сопровождается установлением гос. монополии банковского дела, к-рой Ленин придавал огромное значение. Только гос. монополия банковского дела даёт возможность пролетарскому гос-ву, во-первых, направлять и контролировать работу банков в соответствии с задачами социалистич. строительства, планомерного развития экономики и роста благосостояния народа, и, во-вторых, использовать банки в качестве аппарата контроля за произ-вом и распределением.
Коллективный опыт стран социализма показал, что социалистич. обобществление банков может быть проведено путём Н. б. как единовременного гос. акта или постепенно: Н. б. с конфискацией банковских капиталов; Н. б. с частичным выкупом их у собственников; постепенного преобразования капиталистич. банков сначала в гос.-капиталистические, а затем в социалистич. орг-ции, и др. методами.
Н. б. и сосредоточение банковского дела в руках гос-ва позволяет социалистич. странам рационально организовать банковскую систему; аккумулировать временно свободные средства нар. х-ва, населения и гос. бюджета и планомерно использовать их в форме кредита на нужды расширенного социалистич. воспроиз-ва; регулировать ден. обращение в стране; осуществлять через банки безналичные расчёты в нар. х-ве; производить междунар. расчёты на основе гос. валютной монополии.
Процесс социалистич. обобществления банков начинается с овладения гл. звеном капиталистич. кредитной системы страны - центр. эмиссионным банком (в большинстве капиталистич. стран эмиссионные банки являются государственными). Эта исключительно важная и первоочередная экономич. мера позволяет революц. пр-ву получить ден. ресурсы, необходимые для закрепления победы революции и строительства социализма. Захват центр. эмиссионного банка даёт возможность революц. народу овладеть эмиссионным механизмом страны, поставить под свой контроль эмиссию ден. знаков и её использование, начать создание социалистич. плановой ден. системы. Через центр. эмиссионный банк социалистич. гос-во имеет возможность контролировать деятельность частных банков, подготовляя их национализацию.
Захватив эмиссионный банк, гос-во трудящихся национализирует остальные банки, в первую очередь крупные коммерч. банки, к-рые являются цитаделью финанс. капитала. Н. б. сопровождается слиянием банков в один или неск. гос. банков и ликвидацией отд. звеньев старой кредитной системы. Осуществляя национализацию капиталистич. банков, социалистич. гос-во не затрагивает кредитную кооперацию и не распространяет на неё принцип гос. монополии банковского дела. В соответствии с ленинским кооп. планом кредитная кооперация сохраняется и получает широкое развитие для подготовки крестьянства к социалистич. преобразованию деревни.
Открытые Лениным общие закономерности социалистич. Н. б. претворялись в жизнь с учётом социально-экономич. и история, особенностей отд. социалистич. стран.
Н. б. в СССР началась с овладения центр. эмиссионным банком - Гос. банком России. Сразу после победы Окт. революции 1917 Сов. пр-во потребовало подчинения аппарата Гос. банка новой власти. Это вызвало ожесточённое сопротивление банковских чиновников, саботировавших распоряжения Сов. власти. Лишь 30 нояб. 1917 Сов. пр-во смогло получить первые 5 млн. руб. для финанс. нужд революции, а в декабре - частично наладить банковские операции. Ленин говорил на 3-м Всероссийском съезде Советов в янв. 1918, что сопротивление чиновников банка «... не остановило Советской власти. Нам удалось основное в организации Государственного банка, это основное в руках рабочих и крестьян ...» (там же, т. 35, с. 273).
В сер. дек. 1917 Сов. пр-во ввело контроль над акц. коммерч. банками. Такой контроль устанавливался не только в качестве подготовит. меры к предстоящей национализации банков, но и для того, чтобы пресечь саботаж частных банков, прекратить финансирование контрреволюции через банки и обеспечить нормальное кредитование нар. х-ва. Это мероприятие было проведено в неразрывной связи с осуществлением рабочего контроля в пром-сти и торговле. Контроль опирался на овладение эмиссионным Гос. банком, от ден. поступлений к-рого зависели частные банки. Но последние саботировали этот контроль, что вынудило Сов. власть ускорить национализацию всей системы банков.
Декрету о Н. б. предшествовал захват петрогр. банков вооруж. отрядами рабочих, солдат и матросов, чтобы не дать возможности капиталистам изъять деньги и ценности. Банки были захвачены утром 27 дек. 1917. Декрет о национализации и слиянии банков рассматривался на совещании Совнаркома, проводившемся 26 дек. под рук. Ленина, и был принят на заседании ВЦИК 27 дек.
Национализация распространялась на все частные кредитные учреждения страны: акц. коммерч. банки, банкирские конторы, об-ва взаимного кредита и акц. зем. банки. Одновременно декрет предусматривал гос. монополию банковского дела и слияние быв. частных банков с Гос. банком в единый общегос. банк - Нар. банк Росс, республики.
Завершающим актом национализации частных банков явилась конфискация их акц. капиталов. Декретом Совнаркома от 5 февр. 1918 акц. капиталы быв. частных банков передавались Гос. банку на основе полной конфискации. Все банковские акции без всяких ограничений аннулировались. Ипотечные банки, обслуживавшие помещиков и с.-х. буржуазию, были ликвидированы как не соответствующие новым зем. отношениям. Кредитные учреждения, обслуживавшие ср. и мелкую гор. буржуазию, также были ликвидированы, поскольку по объёму и характеру своей деятельности они не могли быть использованы для создания гос. кредитно-расчётного аппарата. Кредитная кооперация не была национализирована и Сов. пр-во оказывало ей большую финанс. и организац. поддержку. Исключение составил обслуживающий кредитную кооперацию Моек. нар. (кооп.) банк, во главе к-рого стояли представители эсеров и меньшевиков. Он занял резко враждебную позицию по отношению к Сов. власти и финансировал контрреволюцию. Декретом от 2 дек. 1918 Моек. нар. банк был национализирован, а его правление преобразовано в Кооп. отдел центр. управления Нар. банка РСФСР.
Н. б. подорвала экономич. мощь росс, буржуазии и навсегда пресекла возможность для иностр. финанс. капитала выкачивать через банки нац. доход, создаваемый рабочими и крестьянами. Н. б. явилась исходным пунктом создания социалистич. кредитной системы, к-рая сыграла большую роль в строительстве социализма и в наст, время поставлена на службу коммунистич. строительству.
Н. б. в СССР имеет важное междунар. значение. Впервые была проверена на практике и полностью подтверждена исторически справедливость программного положения классиков марксизма-ленинизма о необходимости в ходе социалистич. революции осуществить Н. б. наряду с обобществлением осн. средств произ-ва. В процессе Н. б. в СССР выкристаллизовались закономерности социалистич. обобществления кредитных систем. Сов. опыт Н. б. значительно облегчил обобществление банков в др. социалистич. странах.
Процесс Н. б. в зарубежных социалистич. странах, как и обобществление осн. средств произ-ва, различался прежде всего в зависимости от того, приобрела ли революция социалистич. характер сразу или проходила по этапам.
В Болгарии и Югославии, где революция была непосредственно социалистической, Н. б. проведена в сравнительно короткий срок, в органич. связи с социалистич. обобществлением осн. средств произ-ва и сопровождалась слиянием национализиров. коммерч. банков с центр. эмиссионным государственным банком.
Преобладание в дореволюц. кредитной системе Болгарии гос. банков позволило нар.-демократич. власти без особого правительств, акта овладеть не только эмиссионным центром страны - Болг. нар. банком, но и мн. цр. звеньями банковской системы. В 1946 были конфискованы все иностр. и крупные частные банки, принадлежавшие болг. капиталистам, к-рые сотрудничали с нем. оккупантами, а законом от 26 дек. 1947 национализированы все частные банки. Объявленная гос. монополия на банковское дело возлагалась на гос. банки - Болг. нар. банк и Болг. инвестиц. банк. В Югославии национализация банков была осуществлена в 1944 - 45. В 1944 декретом о конфискации имущества врагов народа югославские банки, принадлежавшие итало-герм. оккупантам и коллаборационистам (св. половины всех банков Югославии), были переданы в собственность гос-ва. На банки с иностр. капиталом союзных и нейтральных стран был наложен секвестр. В сент. 1945 Врем. нар. скупщина Югославии приняла закон о национализации всех частных коммерч. банков, кроме секвестрованных райее банков с ийостр: капиталом. Н. б. завершилась законом от 5 дек. 1946 о национализации всех частных пром. и хоз. предприятий, включая предприятия с иностр. капиталом. Национализация сопровождалась слиянием банков с гос. Нац. банком Югославии.
В большинстве др. европ. социалистич. стран революция прошла два этапа и на первом носила антиимпериалистич. характер. Отличит. особенностью обобществления банков в этих странах явилась частичная (в отд. странах полная) национализация их в условиях революц.-демократич. власти. Характер и масштабы демократич. преобразований кредитной системы в каждой из социалистич. стран, где революция прошла два этапа развития, были различны.
В Венгрии, Польше и Румынии в условиях буржуазно-демократич. революции национализации подверглись лишь эмиссионные и нек-рые др. крупные банки; над остальными частными банками был установлен контроль. Национализация же всех частных банков проводилась в процессе перерастания буржуазно-демократич. революции в социалистическую или уже после того, как народно-демократич. власть приступила к социалистич. строительству. В Венгрии пр-во овладело эмиссионным банком и установило контроль над частными коммерч. банками на первом этапе революции. Национализация сопровождалась объединением банков. По пост, пр-ва от 23 апр. 1948 крупные банки слились с Венг. нац. банком, а ср. и мелкие были ликвидированы. В кредитной системе Польши большое место занимали гос. кредитные учреждения, что сказалось на процессе обобществления банков. Они перешли в руки нар. власти без особого акта. Декрет пр-ва от 25 окт. 1948 узаконил фактически осуществлённую на первом этапе революции гос. монополию на банковское дело и ликвидировал все частные банки, практически прекратившие свою деятельность. В Румын и и на первом этапе революции законом от 20 дек. 1946 был национализирован эмиссионный нац. банк, осуществлялся контроль над частными банками и проводились мероприятия по реорганизации нерациональной банковской системы, включавшей св. 450 самостоятельных, преимущественно мелких банков. Н. б. была проведена в 1948 уже в условиях социалистич. революции.
В ГДР и Чехословакии Н. б. проводилась на первом этапе революции. В ГДР Н. б. была осуществлена в период антифашистских демократич. преобразований в Вост. зоне Германии. В июле 1945 в соответствии с решениями Потсдамской конференции ликвидировались с конфискацией имущества все банковские монополии, служившие финанс. базой фашизма, что явилось одной из гл. мер, направленных на искоренение фашизма и демократизацию экономики страны. В Чехословакии Н. б. проводилась на основе декрета от 24 окт. 1945. Процесс национализации и слияния банков проходил в обстановке острой борьбы с бурж. партиями и завершился в 1948.
Существ. особенности имела Н. б. в Китае, где на первом этапе революции были конфискованы банки и банковские акции, принадлежавшие япон. буржуазии и кит. компрадорской буржуазии. На их долю приходилось св. 80% вкладов всех кит. банков. Частные банки, принадлежавшие нац. буржуазии, не подлежали национализации. Их обобществление проводилось путём постепенного социалистич. преобразования через различные формы гос. капитализма.
В Албании и Сев. Корее, где банки фактически находились в руках иностр. капитала, Н. б. была проведена после освобождения этих стран от воен. оккупации и сопровождалась конфискацией банковских капиталов. На К у б е Н. б. была проведена после свержения диктатуры Батисты.
В странах, где до революции не было нац. банков (МНР и др.), в условиях нар. революции встал вопрос об их организации на демократич. началах. Создание банковских систем, как и развитие пром-сти в этих странах, осуществлялось при всесторонней помощи остальных социалистич. стран.
Н. б. в развивающихся странах носит антиимпериалистич. прогрессивный характер. Она помогает странам, сбросившим иго колониализма, встать на путь завоевания экономич. независимости, т. к. во всех колониальных и полуколониальных странах банки находились в руках иностр. финанс. капитала. Н. б. даёт возможность развивающимся странам создать нац. кредитную систему, способствует развитию производит. сил и социальному прогрессу.
Сосредоточение банков в руках гос-ва позволяет развивающимся странам проводить единую ден.-кредитную политику, регулировать ден. обращение и кредитные вложения. Через банковскую систему гос-во может осуществлять экономич. контроль за работой частных предприятий. Находящиеся в руках гос-ва банки помогают проводить демократич. социально-экономич. преобразования в пром-сти и с. х-ве.
В освободившихся странах, где наряду с иностр. банками существовали нац. банки, в первую очередь национализируются банки, принадлежащие иностр. финанс. капиталу. Так, в Индии сначала были национализированы связанные с англ. финанс. капиталом. Резервный банк Индии (1949) и Имперский банк (1955). В 1969 после упорной борьбы прогрессивных сил страны с финанс. олигархией была осуществлена национализация 14 частных банков Индии, в т. ч. «Сентрал банк оф Индия», «Банк оф Индия», «Пенджаб нэшонал банк», «Банк оф Барода» и др. В сер. 70-х гг. более 80% ресурсов инд. банковской системы приходится на гос. сектор. Н. б. улучшила возможности кредитования отраслей нац. экономики.
Эффективной оказалась также национализация кредитной системы Бирмы в 1963. Она затронула 10 нац. и 14 иностр. банков. Н. б. нанесла решит, удар по позициям иностр. капитала, усилила гос. сектор, создала условия для развития страны по социалистич. пути. На примере Бирмы и др. стран социалистич. ориентации видна важная роль гос. обобществления банковского дела в укреплении экономич. самостоятельности. (См. также Национализация в развивающихся странах.)

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.71 мб

Национализация банков в Индии: за и против

Ковалев А.Э.
Статья раскрывает основные аспекты и причины национализации банковского сектора индийской экономики: автором рассмотрены масштабы и предпосылки увеличения доли государства в крупнейших индийских банках.