см. этнос) - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии.
Нация
Нация
Нация
исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности национальной культуры. Лишь наличие всех этих,- признаков придает той или иной общности людей качество нации. Нация —• общность не только биологическая, но и социальная, в отличие от расы, в основе которой лежит биологический признак (цвет кожи и т. д.). Народы прошли длительный путь исторического развития, прежде чем сформировались в нации и образовали свои национальные государства. Капитализм порождает и углубляет национальное неравенство и угнетение одною нацией другой, противопоставляет нации друг другу. Социализм в корне меняет взаимоотношения наций, уничтожает все виды социального и национального гнета, порождает братские отношения между нациями, основанные на великих принципах социалистического интернационализма. Советский строй основал и утвердил эти принципиально новые отношения между нациями внутри СССР. С образованием мировой социалистической системы такие взаимоотношения установились между народами стран социалистического лагеря. Цементирующей, прогрессивной силой наций является рабочий класс во главе со своими коммунистическими и рабочими партиями, ведущий нации по пути национальной независимости, свободы, демократии и социализма. Нация — явление историческое, невечное. С победой коммунизма произойдет еще большее сближение наций, возникнут условия для постепенного отмирания национальных различий.
Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
Нация
1) Гражданская (политическая) Н. – общность граждан суверенного государства; в международном праве (согласно трактовке ООН) – синоним государства. 2) Этническая Н. (этнонация; используется также термин «культурная нация») – устойчивая социально-экономическая и культурная общность людей, отличающаяся единым этническим самосознанием и характерная (в отличие от племени и народности) для индустриальной и постиндустриальной эпох. Гражданские (политические) Н. – продукт Нового времени. В Европе их генезис происходил в условиях формирования национальных государств и национальных рынков, становления единой системы государственного управления, роста народного образования, стирания многих локально-культурных и региональных различий, интеграции землячеств, утверждения гражданских норм и общей идентичности. Само понятие Н. как суверенного сообщества граждан, противостоящего прежним феодальным, династическим и религиозным общностям, утвердилось в Европе лишь в XVIII в. – в эпоху Просвещения и Великой Французской революции. Под влиянием и как следствие переселенческой колонизации из Европы происходило формирование Н. во многих регионах Америки, в Австралии и Новой Зеландии. Становление гражданских наций в Азии и Африке имело место большей частью в ХХ в., в ходе деколонизации и формирования национальных государств. Подавляющее большинство современных гражданских (политических) Н. – полиэтничны, а некоторые из них включают десятки и даже сотни разных этносов. Национальная и этническая идентичности представителей одной гражданской Н. во многих странах благополучно сосуществуют. Вместе с тем, этнические (также как и конфессиональные, расовые, региональные) различия внутри одной гражданской Н. могут порождать кризисы и конфликты вплоть до раскола единой Н. Понятие этнической (культурной) Н. получило распространение с конца XIX – начала ХХ вв.; оно имеет истоки, прежде всего, в идеологии австро-марксизма и восточноевропейской социал-демократии. В отличие от гражданской (политической) Н., этническая (культурная) Н. трактуется как одна из разновидностей этноса, особый тип этнических общностей, характерный (в отличие от племени или народности) именно для Нового и Новейшего времени. Для современных версий такой трактовки термина «Н.» характерен отказ от строгих критериев, но с обязательным сохранением понимания Н. как первичной по отношению к государству и независимо от государства сложившейся общности, выступающей в качестве естественного государствообразующего начала и первичного источника государственного суверенитета. Важные типологические черты этнических Н. – существование литературного национального языка, появление национальной интеллигенции, наличие государственности либо влиятельных общественных движений, направленных на ее обретение, более высокая (по сравнению с народностями) степень общности хозяйственной жизни. В Западной Европе многие культурные Н. сложились в рамках возникших в Раннее Новое время централизованных государств на базе предшествовавших им (одной или нескольких этнокультурно близких друг другу) средневековых народностей. Однако некоторые этнические Н. в Европе (немцы, итальянцы и др.) сформировались еще в условиях территориальной и политической раздробленности; в таких странах гражданские Н. возникли существенно позже этнических (культурных). В Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе формирование этнических Н. происходило внутри обширных, полиэтничных и культурно гетерогенных империй (Османской, Австро-Венгерской, Российской). В СССР понятие культурной (этнической) «Н.» официально закрепилось в форме понятия «национальность». Оба подхода к определению Н. широко применяются в практической национальной политике. Государство предпочитает использовать концепцию политической Н. как инструмент консолидации полиэтничных и мультикультурных гражданских сообществ, а лидеры многих этнических движений в разных странах – понятие культурной (этнической) Н. как средство политической мобилизации масс для защиты интересов «своих» этносов и достижения соответствующих политических, экономических и иных целей (проведение государственных границ в соответствие с границами расселения этнической Н. является главным принципом национализма). См. ст. Национальное государство. В.Н. Стрелецкий, Ф.А. Попов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.