МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

морское страхование
страхование судна или груза от полной или частичной потери в период морского плавания.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

Морское страхование
(marine cargo insurance, 海上运输保险) совокупность всех видов страхования, обеспечивающих страховую защиту имущественных интересов участников морского предприятия от рисков, связанных с опасностями и случайностями, которым подвергаются судно, груз и фрахт. К морскому страхованию относится также страхование ответственности судовладельцев.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
(marine insurance) Страхование судов или перевозимых на них грузов от специфических, связанных с морским судоходством убытков или ущерба. С годами значение этого термина было расширено и включило транзит грузов по земле в каждом из концов его пути, а термин "судно" теперь охватывает суда, находящиеся в процессе постройки или ремонта.

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

СТРАХОВАНИЕ, МОРСКОЕ
В страховых операциях: общий термин, используемый для обозначения области страхования, которая включает в себя все виды страхования океанских и морских перевозок, а также виды страхования внутренних перевозок (на основе правил морского страхования). К данным видам страхования относятся все виды страхования, обеспечивающие защиту при проведении экспортно-импортных операций, внутренних перевозок, виды страхования средств сообщения, а также те виды индивидуального и коммерческого страхования имущества, которые проводятся на условиях морского страхования. См.: страхование внутренних перевозок; страхование океанских и морских перевозок; страхование, морское - речное.

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ
англ. marine insurance) – страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом. С.м. объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов, фрахта и ответственности судовладельцев перед третьими лицами. Осн. риски, принимаемые на страхование по договору С.м., – убытки в результате нанесения ущерба судну и грузу от пожара, бури, удара молнии, др. стихийных бедствий, столкновения судов, посадки судна на мель, повреждения портовых сооружений, загрязнения моря нефтью, а также убытки в результате принятых мер для спасания груза и судна, розыска судна, по ликвидации последствий морских катастроф. С.м. – один из важнейших видов страхования, что обусловлено характером опасностей, сопровождающих морское судоходство, огромной стоимостью морских судов и большими масштабами водных перевозок. Несмотря на развитие технич. прогресса, мореплавание остается рисковым делом. По сведениям Института лондонских страховщиков, за 1986–95 в мире затонуло 1470 судов общим тоннажем 11 млн т, погибло 12 685 человек, а убытки составили 6,5 млрд долл. США. С.м. является одним из древнейших видов страхования, его становление связано с появлением и развитием морской торговли, особенно в Англии. Первый англ. юридический статут, регулирующий С.м., был издан в 1601 королевой Елизаветой I. Соврем. торговля и морские перевозки неразрывно связаны со страхованием. Оно проводится на базе стандартных условий (оговорок страховых), в основу к-рых положены общепринятые в мировой практике Правила морского страхования, разработанные Институтом лондонских страховщиков, а также т.н. Йорк-Антверпенские правила, применяемые в Кодексе торгового мореплавания РФ (1999). При страховании судов используют условия (сгруппированы по степени уменьшения объема страховой ответственности страховщика и страхового покрытия): «с ответственностью за все риски»; «без ответственности за частную аварию»; «без ответственности за повреждения»; «с ответственностью только за полную гибель» и др. При страховании на условиях «с ответственностью за все риски» страховщик возмещает судовладельцу: убытки от физич. гибели или повреждения судна вследствие огня, молнии, взрыва, бури, др. стихийных бедствий, посадки судна на мель или его столкновения с к.-л. предметами; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки от пропажи судна без вести, от повреждения судна при осуществлении мер по его спасанию и тушению пожара. Возмещаются также гибель и повреждение застрахов. имущества в результате несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки, поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна или оборудования; небрежности экипажа и лоцмана. Не возмещается ущерб, возникший вследствие: военных действий и военных мероприятий; пиратских нападений; народных волнений и забастовок; конфискации; реквизиции; ареста и уничтожения судна по требованию властей; умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности судна, его ветхости и износа; погрузки без ведома страховщика взрывоопасных и самовозгорающихся веществ (предметов) и в нек-рых др. случаях (отд. события могут быть включены в ответственность по соглашению сторон за дополнит. плату). Согласно условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же риски, что и при страховании на полных условиях, однако ответственность страховщика не относится к частной аварии (убытки от к-рой возникают чаще др., хотя и не имеют катастрофич. характера). По условиям страхования «без ответственности за повреждение» страховщик не отвечает за повреждения застрахов. судна и его оборудования и доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом затрат на ремонт судна. При условии страхования «только за полную гибель» убытки возмещаются лишь при гибели судна. Страхование фрахта – это страхование расходов за перевозку груза. Страхованию подлежит валовая сумма фрахта, включающая плату за перевозку груза, прибыль судовладельца и расходы по страхованию. Договор страхования фрахта обычно заключается с судовладельцем сроком на 1 год. При уплате фрахта судовладельцу авансом риск его утраты переходит на владельца груза; в этом случае страхование фрахта включается в договор страхования грузов. При страховании грузов используются три стандартных вида условий: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Страхование ответственности судовладельцев покрывает большое кол-во рисков, включая такие, как смерть, телесные повреждения и увечья, причиненные экипажу судна и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродуктами, ответственность за последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится преим. на принципах страхования взаимного путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования. К С.м. относится также страхование рисков, связ. с добычей нефти и газа на морских буровых платформах и ответственности за возможное нанесение ущерба окружающей среде из-за аварии. Страхование осуществляется на случай повреждения или уничтожения платформы, потери прибыли в результате остановки произ-ва, возникновения дополнит. расходов по ликвидации последствий аварии, смерти или телесных повреждений персонала. Условиями лицензирования страховой деятельности на тер. РФ допускается страхование средств водного транспорта как комбинированный вид страхования, объединяющий в качестве объекта страхования совокупность имуществ. интересов, включая страхование от несчастных случаев и болезней, страхование средств водного транспорта, страхование грузов и страхование гражданской ответственности (см. Авария в морском праве).

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
В зарубежной практике класс (отрасль) страхования в отношении судов морского и речного флота, а также смешанного плавания (типа река и - море). Различают договорное М.с. и М.с. в клубе взаимного страхования судовладельцев. Объектами М.с. выступают 1) судно (как транспортное средство, hull); 2) перевозимый на судне груз (карго); 3) фрахт (доходы от фрахта, получаемые судовладельцем); 4) правовая (гражданская) ответственность за халатность или преступную небрежность судовладельца или перевозчика. Страхование судна как транспортного средства производится на определенных уровнях, обычно заранее оговариваются географические районы мореплавания, с учетом которых, а также класса (присвоенного классификационным обществом) и дедвейта судна, определяется тарифная ставка при М.с.Страхование перевозимого судна (карго) обычно осуществляется на условиях открытого полиса (все партии прибывающих и отправляемых грузов автоматически становятся застрахованными в интересах судовладельца, который периодически сообщает страховщику об их стоимости и оплачивает страховую премию в процентах или промилле от их стоимости). Посредством открытого грузового сертификата, приложенного к коносаменту, страховое покрытие автоматически обращается в пользу каждого, кто имеет юридические права на товары в процессе их перемещения (перевозки) от продавца к покупателю. Доходы от фрахта, получаемые судовладельцем, могут быть застрахованы несколькими способами. Если существует обязанность судовладельца оплачивать счет перевозчика на сумму выставленного фрахта, независимо от того, был или нет доставлен груз в порт назначения, стоимость фрахта декларируется как часть стоимости груза и соответственно считается застрахованной (в указанной части) в рамках страхования груза на условиях М.с. Если доходы от фрахта зависят от сохранности доставки товаров в порт назначения, перевозчик страхует фрахт как часть стоимости судна (hull) на условиях М.с.В международной практике М.с. широко используются стандартные оговорки договора М.с. До 1978 г. применялись оговорки к договору М.с. Страховой корпорации Ллойд (оригинальные формулировки которых были приняты в 1779 г.). По требованию Конференции по торговле и развитию ООН в 1978 г. архаичный язык оговорок Ллойда был модернизирован, и на их основе разработана новая система оговорок договора М.с., которая используется в настоящее время. Общепринятыми в мировой практике являются правила М.с., действующие на лондонском страховом рынке и в первую очередь разработанные Институтом лондонских страховщиков, а также Йорк-антверпенские правила.Обладая страховым интересом к М.с., в заявлении страхователь обязан сообщить точные сведения об объекте страхования. При страховании грузов сообщается: точное название, род упаковки, число мест, вес груза; номера и даты коносаментов или др. документов; название, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпно, наливом и т.д.); пункты отправления, перегрузки и назначения груза, дата отправления груза, страховая сумма, условия страхования. Указанный перечень не является исчерпывающим. Страхователь обязан сообщить также все др. известные ему сведения об обстоятельствах, существенных для суждения страховщика о степени риска (хотя страховщик не запрашивал напрямую страхователя об этих обстоятельствах). При страховании судов в заявлении страхователя должны быть указаны следующие точные сведения: тип, название, год постройки, брутто- и нетто-регистровый тоннаж судна, страховая сумма, условия страхования, порт отправления и порт назначения (при страховании на рейс), район и время плавания (при страховании на срок), характер грузов, перевозимых на судне. При страховании судов действуют несколько видов условий, различающихся между собой объемом страховой ответственности страховщика: "с ответственностью за все риски", "без ответственности за частную аварию", "без ответственности за повреждения", "с ответственностью только за полную гибель" и др. Каждый из указанных видов условий страхования является более узким по объему страхования покрытия по отношению к предыдущему виду. В стандартные условия страхования судов не включаются ответственность страховщика по "военным" рискам. Страхование рисков на случай забастовок, "военных" рисков, мятежей, гражданских волнений осуществляется путем включения их в полисы в качестве специальных разделов. При этом объем ответственности страховщика распространяется на убытки судовладельца, связанные с гибелью или повреждением судна вследствие его ареста, задержания, захвата, пиратских актов, подрыва на любых плавучих средствах военного назначения, в результате любах военных действий, вне зависимости, была объявлена война или нет, забастовок, революционных действий, военных переворотов, народных волнений и др.Договор страхования фрахта обычно заключается с судовладельцем сроком на 1 г. Страхованию подлежит валовая сумма фрахта, включающая прибыль судовладельца и расходы по страхованию. При уплате фрахта судовладельцу авансом риск его утраты переходит на владельца груза; в этом случае страхование фрахта включается в договор страхования грузов. Существуют типовые условия (оговорки) страхования фрахта.Договор страхования грузов заключается либо на конкретную перевозку определенного груза, либо по открытому полису на период, обычно не превышающий 12 мес. Для определения объема ответственности страховщика при страховании грузов, перевозимых морским транспортом, применяются 3 стандартных вида условий: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения". В первом случае компенсируются все убытки в результате повреждения или полного уничтожения грузов, за исключением убытков, специально оговоренных в страховом полисе. Страховщик, однако, не несет ответственности по убыткам неизбежного характера, т.е. при отсутствии фактора случайности ущерба. Во втором случае (этот вид оговорок страхования грузов иногда кодируется буквой "Б") возмещению подлежат убытки в результате пожара, взрыва, выброса судна на берег, посадки на мель, затопления, опрокидывания, схода с рельсов погрузочных кранов, столкновения с другим судном и плавающими в море предметами, убытки в результате выгрузки застрахованных грузов в порту бедствия (промежуточном порту или порту-убежище), землетрясения, вулканической активности, удара молний, пожертвования груза по общей аварии, выброса груза волной за борт, попадания морской, речной или озерной воды в судно, контейнеры, лифты, транспортеры и т.д.; порчи груза при погрузке и выгрузке.При страховании на условиях третьего вида "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" (или оговорок типа "С") ответственность страховщика ограничивается примерно тем же кругом рисков, что и на условиях типа "Б", но возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне. По договоренности между сторонами в стандартные условия могут быть внесены изменения и уточнения. По отдельным видам грузов применяются специальные условия страхования. Существуют оговорки М.с. перевозок замороженных продуктов (отдельно оговорки по замороженному мясу, маслу, семенам, жирам, джуту, каучуку, лесоматериалам и т.д.). Договор страхования грузов при М.с. позволяет страхователю передавать свои права др. лицу без уведомления страховщика.В практике М.с. судов и грузов различают общие (полные) и частичные (неполные) потери (убытки). К числу общих (полных) потерь (убытков) относят фактическую общую гибель имущества и общие конструктивные убытки.По общему правилу фактическую общую гибель имущества составляют разрушения (повреждения) судна до такой степени, что его невозможно признать за корабль, который первоначально был застрахован; безвозвратные потери страхователем застрахованного имущества.Общими конструктивными убытками признаются потери, когда страхователь разумно отказывается от nзастрахованного имущества в пользу страховщика (абандон), когда судно не могло быть защищено от фактической общей гибели имущества без затрат, превышающих стоимость судна если такие.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
78.99 кб

Общая характеристика и механизм морского страхования

Кузнецова Наталия Петровна, Кузнецов Иван Владиславович
The article considers the problem on the crossroad of maritime law and marine insurance. The authors analyze classification of marine insurance contracts and main terms in marine insurance practice.
Читать PDF
147.35 кб

Аспекты планирования по морскому страхованию в России

Корезин Александр Сергеевич
Статья посвящена анализу аспектов проблемы развития управления страхованием как основного инструмента корпоративного риск-менеджмента в российских транспортных компаниях.
Читать PDF
28.18 мб

Морское страхование как один из способов борьбы с пиратством

Анянова Екатерина Сергеевна
Цель: исследование особенностей морского страхования с точки зрения борьбы с пиратством на международном уровне и определение путей совершенствования норм права в данном направлении.
Читать PDF
649.48 кб

Проблемы и перспективы морского страхования на северном морском пути

Шепелин Г.И.
Актуальность выбранной темы обусловлена повышением значимости для России Северного морского пути (СМП).
Читать PDF
18.75 мб

Системность рисков и страхования в трансграничной морской перевозке опасных грузов

Скачков Н.Г.
Трансграничная морская перевозка опасных грузов нередко подразумевает появление колоссальных прямых убытков.
Читать PDF
396.25 кб

Презумпция взаимного страхования в трансграничной морской перевозке опасных грузов

Скачков Никита Геннадьевич
Трансграничная морская перевозка партии опасных грузов предрасполагает к появлению многоуровневого страхового покрытия, достаточно лишь осознать, насколько восполнение потерь увязывается с масштабами риска.
Читать PDF
96.87 кб

Спасение и страхование судов как составляющие элементы морских контейнерных перевозок

Скачков Н. Г.
Both rescue of vessels and their insurance form the interconnected components of safety system of trading navigation. Risks related to rescue is caused by definition at KACKO insurance.
Читать PDF
18.67 мб

Модификации пула взаимного страхования при трансграничной морской перевозке опасных грузов

Скачков Никита Геннадьевич
Взаимному страхованию предшествует бескомпромиссность убытков, когда покрытие ущерба явно затруднено.
Читать PDF
77.95 кб

Правовые и финансовые инструменты страхования и хеджирования при морской перевозке опасных грузов

Скачков Н. Г.
The estimation of risk presents one of the most disputable stages of insurance. Insurers prefer to rely on their own pools and means.
Читать PDF
649.61 кб

Совершенствование тарифной политики страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских аквато

Егорова Е. Н.
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения регулирования вопросов страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях.

Похожие термины:

  • АВАРИЯ В МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ

    См. Авария
  • ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    договор, по условиям которого одна сторона (страховщик) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки другой стороны (страхователя), происшед
  • СТРАХОВАНИЕ, МОРСКОЕ - РЕЧНОЕ

    В страховании океанских и морских перевозок: часть морского страхования, объединяющая виды страхования, предназначенные для защиты интересов, связанных с судоходством и грузоперевозками на внут
  • СВИДЕТЕЛЬСТВО О МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ

    В страховании океанских и морских перевозок: свидетельство, оформляемое держателем открытого полиса по страхованию грузов, для подтверждения того, что определенная отправка груза является застр
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Штаб-квартира: г. Цюрих (Zurich), Швейцария (Switzerland). Члены: ассоциации морского страхования более чем из 45 стран. Цели: проведение ежегодных конференций по вопросам морского страхования и развития морс
  • РАСХОДЫ В МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ

    расходы, которые могут быть сделаны страхователем или его агентом с целью предотвратить или уменьшить убыток, вызванный опасностями, покрытыми страхованием.
  • АМЕРИКАНСКАЯ РАСЧЕТНАЯ ПАЛАТА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Год основания: 1938. Штаб-квартира: г. Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: группы андеррайтеров страхования морских и океанских перевозок. Цели: осуществление делопроизводительских функций,
  • АССИСТЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЯМИ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Квалификационное звание, присуждаемое Американским институтом страхования лицам, успешно выдержавшим установленные экзамены (по 6 дисциплинам). Учебный план разработан совместно с Ассоциацией а
  • АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ АНДЕРРАЙТЕРОВ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Год основания: 1898. Штаб-квартира: г.Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: страховщики морского страхования, уполномоченные проводить операции страхования в одном или нескольких штатах США. Ц