МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. История Министерства финансов начинается с 1802, когда Манифестом Императора Александра I «Об утверждении Министерств» был образован ряд мин-в, в т.ч. и Министерство финансов. В Манифесте особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, в ведении к-рого находились все источники доходов, Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролером, к-рому поручалась ревизия всех счетов. В нач. период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и др. функции, обусловл. структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. Департамент государственных имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось управление монетным делом, частными и казенными горными заводами, добычей соли и минералов. Департамент внешней торговли ведал внешними отношениями и тамож. делами. Департамент податей и сборов ведал поступлениями всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, др. ведомствами, вела дела по внутренним и внешним займам, рассматривала финанс. проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет с библиотекой. В 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство. Во 2-й пол. ХIХ в. и нач. ХХ в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качеств. изменения, существенно усилившие его роль в экономич. и политич. жизни страны. Полномочия, имевшиеся у Министерства финансов в нач. ХХ в., отражает его структура, сложившаяся к 1917. Во главе Министерства стоял министр, являвшийся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, к-рому подчинялись: два товарища (заместителя) министра; совет министра; совет по тарифным делам; тарифный комитет; департамент железнодорожных дел; совет по делам казенной продажи «питей» и главное управление неокладных сборов; совет по делам страхования доходов и капиталов; департамент окладных сборов и департамент таможенных сборов; управление отдельного корпуса пограничной стражи, включая морскую, военно-судебную, санитарную и ветеринарную службы; департамент Государственного казначейства; общая канцелярия министра; особая канцелярия по кредитной части, ведавшая вопросами внутреннего и внешнего гос. долга и монетными делами; юрисконсульт с помощниками, а также государственные банки. Второй Всероссийский съезд Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Наркомфин) РСФСР. В связи с образованием в дек. 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР. По Положению о Наркомфине СССР, принятому в нояб. 1923, наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 осн. структурных подразделений (в т.ч. управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансовоконтрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). В марте 1946 в связи с реорганизацией Совнаркома СССР в Совет Министров СССР Наркомфин СССР преобразован в Минфин СССР. Министерство финансов СССР являлось союзно-республиканским министерством, в состав к-рого входили министерства финансов союзных республик, в т.ч. Министерство финансов РСФСР, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов. В связи с распадом Советского Союза Министерство финансов СССР было ликвидировано, и в 1992 на базе Минфина РСФСР было образовано Министерство экономики и финансов, преобразованное в 1993 в два самостоятельных мин-ва: Министерство финансов РФ (к-рое функционирует в наст. время) и Министерство экономики РФ (ныне Министерство экономического развития и торговли РФ). В своей деятельности Минфин РФ руководствуется Конституцией РФ, федер. конституционными законами, федер. законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» № 273 от 6 марта 1998 (с изменениями от 18 июня 1999). Гл. задачами Минфина РФ являются: совершенствование бюджетной системы РФ; развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация стратегич. направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики; обеспечение устойчивости гос. финансов и их активного воздействия на социально-экономич. развитие страны и эффективность хозяйствования; осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономич. развития России и ее регионов; разработка предложений по привлечению в экономику страны отечеств. и иностр. кредитных ресурсов и источников их погашения; управление гос. внутр. и внешним долгом. В число задач входят также: совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов; участие в комплексном анализе развития экономики; разработка необходимых мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимат. и др. хоз. деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет; участие в составлении долговрем. и краткосроч. прогнозов функционирования экономики; определение совместно с др. федеральными органами исполнит. власти потребности в государственных финансовых централизованных ресурсах. Минфин РФ подготавливает предложения о распределении финанс. ресурсов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. На Минфин РФ возложено составление проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета, представление их в Правительство РФ. При этом Минфин РФ разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и др. платежей, размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации. Для обеспечения проведения государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность мин-в финансов и др. финанс. органов в субъектах Федерации на соблюдение единых принципов финансовобюджетного планирования, финансирования производств. и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономич. развития соотв. территорий. В этих же целях Минфин РФ организует и проводит работу по совершенствованию методов и форм деятельности финансовых органов РФ по повышению профессион. уровня их работников, а также издает методич. указания, инструкции и др. документы по вопросам составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении, организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций, включая осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осуществляет методич. руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производств. и социально-культурной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет доходов и расходов организаций, финансируемых из бюджета. Минфин РФ организует исполнение федерального бюджета, предварительный и текущий контроль за его исполнением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета пр-тиям, учр-ниям и орг-циям, а также средств гос. внебюджетных фондов, составляет отчеты об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за истекший год и представляет их в Правительство РФ. Совместно с др. федеральными органами исполнительной власти Минфин РФ анализирует ход преобразований в экономике, состояние экономики и финансов отраслей нар. хоз-ва и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования. Кроме того, с участием др. федер. органов Минфин РФ разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики, развитию налогового законодательства и налоговой системы в РФ, исходя из необходимости обеспечения устойчивости государственных финансов, оптим. финанс. условий для производственно-хозяйств. деятельности пр-тий, орг-ций и предпринимательской деятельности граждан и социально справедливого перераспределения доходов. Одной из задач Минфина РФ является участие в определении ценовой политики, анализ уровня цен в стране и совершенствование ценообразования. Совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ Минфин РФ осуществляет меры по обеспечению товарноден. пропорций и сбалансированности ден. доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также подготавливает предложения по осн. направлениям денежно-кредитной политики РФ, улучшению состояния расчетов в нар. хоз-ве и совершенствованию организации ден. обращения. Минфин РФ разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ. Кроме того, Минфин РФ согласовывает общий объем и условия выпуска долговых обязательств субъектами Федерации и докладывает об этом Правительству РФ, вместе с Центральным банком РФ обслуживает гос. внутренний долг. Минфин РФ составляет предложения по совершенствованию системы федеральных органов, участвует в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюдж. учрний и орг-ций. Минфин РФ по поручению Правительства РФ сотрудничает с междунар. финанс. орг-циями, проводит с представителями этих орг-ций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики, участвует в переговорах о предоставлении этими орг-циями кредитов России; анализирует валютно-финанс. проблемы, связ. с междунар. экономич. сотрудничеством, подготовкой предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностр. гос-вами; участвует в разработке валютно-кредитной политики, в формировании таможенной политики страны, в выработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин; составляет проекты программ внешних заимствований, организует привлечение в экономику страны иностр. кредитных ресурсов, осуществляет обслуживание гос. внешнего долга и задолженности иностр. гос-в РФ, ведет государственную книгу внешнего долга РФ. На Минфин РФ возложено методическое руководство бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных орг-циях), утверждение плана счетов, типовых форм бух. учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации. Минфин РФ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематич. проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Минфин РФ организует: проведение аудита в РФ (кроме аудита в банковской системе), аттестации по аудиту пр-тий, их объединений, орг-ций и учр-ний, товарных и фондовых бирж, инвестиц., пенс., обществ. и др. фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность; ведение государственного реестра выдачи квалификац. аттестатов аудиторам; лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов и общего аудита и ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии. В задачи Минфина РФ входят: организация и проведение пробирного надзора, рассмотрение проектов планов отпуска драгоц. металлов и драгоц. камней, проектов планов сдачи драгоц. металлов и драгоц. камней в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, установление расчетных, отпускных и др. видов цен на драгоц. металлы и драгоц. камни; осуществление контроля за их извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением, реализацией на внешнем рынке; выдача соотв. регистрац. удостоверений орг-циям, осуществляющим сделки с драгоц. металлами и драгоц. камнями. Минфин РФ лицензирует деятельность страховых орг-ций и осуществляет надзор за их деятельностью, ведет единый государственный реестр страховщиков, контролирует обеспечение их платежеспособности. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр финансов имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции, иные нормативноправовые акты и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнит. власти, пр-тиями, учр-ниями и оргциями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. Он наделен исключительными полномочиями по ряду осн. вопросов, связанных с расходованием бюджетных средств. В Министерстве образуется коллегия (министр, его заместители по должности, др. руководящие работники центрального аппарата министерства, утверждаемые Правительством РФ, и др.). Коллегия рассматривает осн. вопросы организации работы по совершенствованию финансового механизма, составлению проекта и исполнению федерального бюджета, иные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и другие наиболее важные вопросы деятельности министерства. Структура и штатное расписание центр. аппарата министерства утверждаются министром в пределах установл. численности работников и фонда оплаты труда. Министр также утверждает смету расходов на содержание министерства в пределах выделяемых ассигнований, а также положения о самостоятельных структурных подразделениях Минфина РФ

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.63 кб

Министерство финансов Российской Федерации

Приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»
Читать PDF
2.00 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
944.43 кб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
659.21 кб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.91 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.87 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.41 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.87 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
2.59 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.99 мб

Консультации экспертов министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
2.06 мб

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
1.14 мб

Консультации экспертов. Министерство финансов Российской Федерации

Читать PDF
376.13 кб

Открытость в деятельности Министерства финансов Российской Федерации

Дудко Е.П.
В статье рассматривается вопрос о значимости принципа открытости в деятельности Министерства финансов Российской Федерации, анализируется комплекс мероприятий по повышению открытости деятельности ведомства.
Читать PDF
90.97 кб

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16. 07. 2010 № 72н

«О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.
Читать PDF
321.48 кб

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24. 08. 2007 № 72н

«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»