МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
учение о совокупности осн. принципов, методов и системе важнейших показателей, к-рые применяются при составлении и обосновании единого гос. плана развития нар. х-ва, разработке мероприятий, необходимых для его обеспечения, контроле за ходом его выполнения. В М. с. п. также входит учение о системе экономич. рычагов, используемых для претворения планов в жизнь. По своему содержанию М. с. п. - это внутр. логика процесса планирования социалистич. воспроиз-ва в целом. Она получает своё внешнее выражение в соответствующей организации планирования и хоз.-организаторской деятельности социалистич. гос-ва. М. с. п. исходит из основополагающих принципов диалектич. материализма, теоретич. положений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о социализме и коммунизме, из конкретизации их положений применительно к определённым этапам развития с учётом конкретно-историч. обстановки. Своё выражение это находит в Программе КПСС, решениях парт. съездов, экономич. политике и определении очередных хиз.-политич. задач нар.-хоз. плана. В методологии планирования получает отражение и науч. обобщение богатейший опыт планового руководства развитием экономики СССР и др. социалистич. стран.
М. с. п. складывалась постепенно и непрерывно совершенствовалась в ходе строительства и утверждения нового общества в обстановке классовой борьбы как внутри страны, так и на междунар. арене. Она продолжает совершенствоваться по мере углубления и расширения знаний об объективных экономич. законах становления и развития социалистич. экономики и всё более полного и точного их учёта и использования в планировании.
Социалистич. планирование, обусловленное господством социалистич. собственности и действием закона планомерного, пропорционального развития, имеет всеобъемлющий характер. Оно охватывает производств. и непроизводств. сферы, отд. предприятия и производств. объединения, отрасли, их совокупности, экономич. р-ны, авт. и союзные республики в их взаимозависимости, взаимодействии и единстве. Объектом планирования в социалистич. обществе является процесс воспроизводства в целом - отношения произ-ва, распределения, обмена, потребления. Важнейшие элементы этого процесса планируются в аспекте различных социальных форм х-ва (гос. и кооперативно-колхозный секторы нар. х-ва, кооперативные орг-ции и личное подсобное х-во граждан) и социальной структуры общества (рабочие и служащие, крестьяне-колхозники и там, где они ещё сохранились, крестьяне-единоличники, ремесленники и кустари), а также по натурально-веществ. составу продукции и по стоимости в ден. выражении. Координация хоз. деятельности миллионов трудящихся в рамках единого плана обеспечивает единство цели и воли трудящихся, к-рое порождает качественно новую производит. силу, ускорение темпов экономич. развития и прогресса общества не только в сфере материального произ-ва, но и в области просвещения, образования, культуры, здравоохранения, науки и техники, благосостояния народа. В этом процессе многосторонне проявляются преимущества социализма перед капитализмом.
Социалистич. общество планомерно и эффективно направляет развитие производит. сил и производств. отношений в интересах полного удовлетворения материальных и культурных потребностей общества, обеспечения благосостояния народа и всестороннего свободного развития всех членов общества. Для этого социалистич. общество располагает определёнными политич., экономич. и науч. предпосылками. Гос. власть находится в руках рабочего класса в союзе со всеми трудящимися. Все важнейшие средства произ-ва - фабрики и заводы, электростанции, средства транспорта и связи, банки, земля, её недра, леса и другие природные богатства - являются собственностью трудящихся. Наука и техника, все их совр. завоевания, а также средства просвещения, массовой информации, культуры и здравоохранения, подготовка высококвалифицированных кадров - всё это ставится на службу интересам народа. Планомерное развитие экономики в масштабах всей страны возможно только при социализме, поскольку при нём имеются все эти предпосылки.
Важнейшие принципы планирования.
Научная обоснованность плана. Предпосылкой составления плана является глубокое знание объективных экономич. законов социалистич. общества и механизма их действия применительно к конкретным условиям развития общества, данной ступени развития производит. сил и зрелости социалистич. производств. отношений. Цель планирования - обеспечение эффективного функционирования социалистич. экономики в процессе её постепенного перерастания в коммунистическую. Это предопределяет ведущую роль долгосрочных перспективных планов, рассчитанных на длит. период (15 - 20 лет), с конкретизацией их в пятилетних и годовых планах с разбивкой отд. показателей на кварталы, что в целом образует единую систему планов.
Социалистич. общество имеет возможность ставить действие экономич. законов под сознательный контроль общества, использовать их, овладевать ими в интересах общества. Закон планомерного, пропорционального развития нар. х-ва как объективный экономич. закон социализма порождает планирование как новую хоз.организаторскую функцию социалистич. гос-ва, приводит к созданию центр. гос. органа планирования - Госплана СССР и его органов на местах. Гос. планы в процессе их составления и реализации выражают превращение объективной необходимости и возможности планомерного развития экономики в действительность, в сознательный и целенаправленный процесс развития нар. х-ва в результате хоз.-организаторской деятельности социалистич. гос-ва и активного творческого участия в этом процессе народных масс. В планах воплощена экономич. политика социалистич. гос-ва, определены коренные хоз.-политич. задачи развития на каждом история, этапе и пути их решения на основе действия экономич. законов с учётом внутренней и междунар. обстановки и задач по укреплению обороны страны.
Экономич. законы социализма действуют и тогда, когда они ещё не осознаны либо ещё не используются в планировании. Однако только в результате взаимодействия объективных экономич. законов с субъективной, осознанной деятельностью людей экономич. законы получают простор для своего проявления и реализуются в соответствии с их действительной природой на пользу общества. Науч. планирование предполагает определение осн. хоз.-политич. задач плана на предстоящий период и выделение его ведущих звеньев, что составляет прерогативу высших органов Коммунистич. партии и Сов. гос-ва.
Обеспечение единства развития производит. сил и социалистич. производств. отношений. Планирование развития нар. х-ва включает как планирование роста произ-ва совокупного обществ. продукта и нац. дохода и всех важнейших факторов их увеличения на основе научно-технич. прогресса, так и все главные показатели социального развития: рост нар. благосостояния, культурные мероприятия, обеспечение разносторонней деятельности членов социалистич. общества. Т. о. достигается единство развития производит. сил и социалистич. производств. отношений. Планирование вместе с тем является процессом укрепления и развития социалистич. производств. отношений.
История социалистич. планирования показывает, что принцип марксистской М. с. п. - единство развития производит. сил и производств. отношений - не сразу и не всегда последовательно применялся в практике планирования. Так, первые плановые документы Госплана СССР (проектировки годовых т. н. контрольных цифр развития нар. х-ва СССР на 1925/26 и 1926/27) не содержали показателей социальных секторов произ-ва. По этой и др. причинам они не были утверждены пр-вом. Контрольные цифры развития нар. х-ва Госплана СССР на 1927/28, 1928/29 и 1929/30 отличались многими достоинствами. Они, в частности, включали развёрнутую характеристику социально-экономич. укладов х-ва и предусматривали опережающие темпы роста социалистич. сектора в экономике страны.
Задача внедрения классового подхода в планирование, обеспечения в планах единства роста производит. сил с укреплением и развитием социалистич. производств. отношений получила своё дальнейшее решение при разработке первой и последующих пятилеток. Последоват. и всестороннее применение этого принципа планирования нашло своё выражение в Программе КПСС, в к-рой поставлена задача создания материально-технич. базы коммунизма (развитие производит. сил) и сформулированы коренные социальные проблемы перехода от социализма к коммунизму (развитие социалистич. производств. отношений и их перерастание в коммунистические) и намечены пути их решения.
Комплексный подход к разработке всех планов произ-ва и программы строительства. Произ-во основывается на обществ. разделении труда, специализации и кооперировании. Производимая продукция, в свою очередь, выступает в качестве одного из звеньев обществ. произ-ва, отраслевого и территориального планирования. Поэтому требуется комплексный подход к планированию, учёту всех условий (объективных и субъективных) и факторов (производственно-технических, природных, людских, финансовых), обеспечивающих бесперебойный ход произ-ва и строительства и всесторонний учёт их результатов для развития экономики в масштабе отрасли, экономич. района, союзной республики и нар. х-ва в целом.
Разработка и внедрение единой системы экономико-математич. моделей, автоматизированных систем плановых расчётов и единой информационной базы для построения комплексных программ развития нар. х-ва позволит серьёзно повысить уровень экономич. анализа и планирования, эффективность произ-ва и капитального строительства.
Обеспечение пропорциональности в развитии экономики. Пропорциональность в той или иной степени присуща всем общественно-экономич. формациям, основанным на обществ. разделении труда. В капиталистич. обществе пропорциональность устанавливается стихийно как момент в диспропорциональности - преобладающей форме развития. Установление пропорциональности в социалистич. экономике, в к-рой господствует общественная, социалистич. собственность, происходит планомерно, основывается на экономич. законе планомерности, позволяющем обществу устанавливать необходимую пропорциональность воспроизводства заранее при разработке нар.-хоз. планов и сознательно поддерживать её, направляя развитие всего нар. х-ва по пути строительства социализма и коммунизма. Планомерность - это сознательно поддерживаемая пропорциональность, устанавливаемая обществом в соответствии с требованиями экономич. законов. Пропорциональность при социализме органически связана с действием осн. экономич. закона.
Обеспечение пропорциональности на основе закона планомерного, пропорционального развития охватывает все осн. пропорции социалистич. воспроизводства. Чтобы обеспечить планомерную пропорциональность в развитии произ-ва и потребления, в плане учитываются обществ. потребности, их структура и факторы, их обусловливающие. Изучение ресурсов и возможностей их увеличения в перспективе позволяет согласовать в плане темпы и пропорции произ-ва с выявленными потребностями общества и установить необходимые соотношения в развитии производств. и непроизводств. сфер.
Исключительно важное значение для процесса воспроиз-ва имеет отраслевой и межотраслевой разрез планирования, особенно правильное определение пропорций пром-сти и с. х-ва.
Ввиду агрессивности империализма социалистич. общество должно укреплять обороноспособность страны. Это обусловливает необходимость при планировании конкретных пропорций воспроиз-ва уделять большое внимание оборонному произ-ву, отвлекать на эти цели часть ресурсов национального дохода.
Все отмеченные различные формы проявления пропорциональности характеризуют собой лишь одну её сторону, к-рая связана с развитием производит. сил, другая же сторона пропорциональности связана с развитием производств. отношений. В этой области прежде всего следует иметь в виду (напр., в период многоукладной экономики) соотношения, складывающиеся на основе и в результате планирования между различными социально-экономич. укладами х-ва (или социальными секторами), чтобы обеспечивать опережающий рост социалистич. форм х-ва по сравнению с частным х-вом, вытеснение, а затем и ликвидацию капиталистич. элементов в экономике. В условиях победившего социализма объектами планирования развития производств. отношений являются совершенствование связей гос. и кооперативно-колхозного секторов, развитие производств. отношений внутри каждого из этих секторов. Сближение двух форм социалистич. собственности, конкретные формы и условия постепенного преобразования их в единую коммунистич. собственность, преодоление существенных различий между городом и деревней, физич. и умственным трудом и др. социальные проблемы решаются в период развитого социализма и его перерастания в коммунизм.
Большое значение в ходе планомерного социалистич. воспроиз-ва имеет обеспечение единства двух аспектов воспроиз-ва - натурально-вещественного и стоимостного (в ден. выражении, в текущих ценах), обусловленного товарно-ден. отношениями и действием закона стоимости при социализме.
Пропорциональность в социалистич. экономике не сводится только к поддержанию пропорций в натуральнонвеществ. форме, хотя эта линия связей, отношений и соотношений совершенно обязательна для бесперебойного хода процесса планомерного социалистич. воспроиз-ва. Наряду с ней приобретают всё большее значение также и стоимостная пропорциональность, увязка объёма и структуры платёжеспособного спроса не только населения, но и социалистич. предприятий (гос. и кооперативно-колхозных), обоснование необходимого уровня цен с учётом ден. доходов и расходов общества, оптового и розничного товарооборота, финансов и т. д. Однако одни стоимостные пропорции сами по себе не могут обеспечить социалистич. обществу пропорциональность в развитии, если они всесторонне не увязаны с натура л ьно-веществ. пропорциями воспроиз-ва.
Решающее воздействие на формирование всей системы пропорций воспроиз-ва, особенно на перспективу развития имеет динамика соотношения накопления и потребления в нац. доходе страны. Одним из важнейших преимуществ социализма является возможность планомерной централизации осн. массы накоплений и резервов и направление их на производит. цели, форсирование технич. прогресса, развитие науки и культуры, повышение уровня жизни и благосостояния народа. При прочих равных условиях высокий удельный вес накопления в нац. доходе страны обеспечивает высокие темпы экономич. развития и рост нац. дохода для целей дальнейшего расширения произ-ва и потребления. В результате упразднения эксплуататорских классов и паразитич. потребления в социалистич. обществе открылась возможность направлять значительно большую, чем при капитализме, долю нац. дохода на производит. цели. Это определило высокую норму накопления и быстрые темпы экономич. развития страны. Вместе с тем высокая норма накопления не является обязательной на всех этапах развития. Она в большей степени характерна для экстенсивного типа расширенного воспроиз-ва при сравнительно невысоких темпах увеличения производительности труда. В условиях интенсификации произ-ва, развёртывания научно-технич. революции вполне возможны высокие темпы экономич. развития без дальнейшего повышения нормы накопления, а при её стабильности и даже в известных условиях при понижении либо росте накопления с изменением его структуры в пользу отраслей, обеспечивающих увеличение потребления и благосостояния народа. Рост эффективности обществ. произ-ва позволяет одновременно успешно решать две взаимосвязанные проблемы - обеспечивать на основе исторически сложившейся высокой нормы накопления устойчивые высокие темпы экономич. развития и неуклонный, быстрый рост уровня жизни и благосостояния трудящихся.
План развития нар. х-ва должен быть внутренне сбалансированным во всех своих разделах и частях и представлять единое взаимосвязанное целое при всех условиях развития экономики, даже при наличии в произ-ве или в сфере обращения определённых диспропорций, преодоление к-рых требует большего времени, чем предусматривает данный план. В нар.-хоз. плане и при разработке мероприятий по его выполнению предусматриваются размеры, формы и методы осуществления перераспределит, отношений (через кредит, финансы, плановые цены, ден. обращение), чтобы обеспечить запланированные пропорции воспроиз-ва. Внутр. сбалансированность нар.-хоз. плана является решающим критерием реальности разработанного плана и методом обеспечения пропорциональности в развитии экономики.
Обеспечение эффективности решений на всех уровнях разработки плана и оптимизации планирования - важнейший принцип социалистич. планирования, состоящий в том, чтобы принимаемый вариант плана на любом уровне был бы эффективен не только для предприятия, объединения, отрасли, экономич. района, республики, но и для нар. х-ва в целом. Это предполагает существование единого общего критерия эффективности и наряду с ним также разнообразных частных, локальных, дифференцированных критериев (они могут быть различной степени обобщения), выра4 жающих более точно и конкретно особенности проявления эффективности применительно к специфич. условиям функционирования различных видов произ-ва и стоящих перед ними конкретных задач. Проблема создания единого общего критерия эффективности произ-ва ещё не решена экономич. наукой, несмотря на то что исследования в этой области ведутся интенсивно.
В большей мере этой задаче отвечает такой обобщающий показатель, как максимум прироста физич. объёма нац. дохода при данной материально-веществ. структуре (соотношении между фондом потребления и фондом накопления). Обобщающим критерием роста производительности труда в масштабе нар. х-ва является не динамика валовой продукции (неизбежно включающая повторный счёт), а динамика чистой продукции, сумма к-рой по всем отраслям материального произ-ва составляет нац. доход в сопоставимых ценах в расчёте на одного работника, занятого в производств. сфере нар. х-ва.
Важным обобщающим показателем эффективности обществ. произ-ва является сравнительная интенсивность снижения полных затрат труда (включающих прошлый и живой труд) на единицу совокупного продукта. По движению совокупной стоимости (что адекватно в определённых границах полным затратам труда) единицы обществ. продукта, напр. по её снижению за определённый период, можно судить о росте производительности обществ. труда, поскольку движение последней получает обратное выражение в движении стоимости. Для определения полных затрат труда применяются математич. методы и межотраслевые балансы.
Обеспечение эффективности в масштабе нар. х-ва в целом при формировании нар.-хоз. плана связано с оптимизацией планирования. Оптимизация плана предполагает разработку мн. вариантов плана, отличающихся различной эффективностью, и научно обоснованный выбор наилучшего. Разработка наилучшего варианта плана развития нар. х-ва всегда была одним из важнейших принципов методологии социалистич. планирования. Однако реализация этого принципа в прошлом неизбежно носила ограниченный характер в силу недостаточности опыта планирования и несовершенства самих планов, а также ввиду того, что составление мн. вариантов плана было сопряжено с большой трудоёмкостью и сложностью. В совр. условиях, когда разработаны основы экономико-математич. моделирования и применения межотраслевых балансов, используется электронно-вычислит. техника и повышается науч. уровень планирования и технико-экономич. обоснования разрабатываемых планов, создаются предпосылки для разработки и принятия всё более оптимальных плановых решений.
Важная роль принадлежит принципу демократического централизма, который является осн. принципом организации планового управления нар. х-вом. Он сочетает централизованное директивное гос. управление социалистич. экономикой с самостоят. хоз. деятельностью социалистич. предприятий, объединений в отраслевом и территориальном разрезе (Экономич. районов, областей, краёв, авт. и союзных республик). Принцип демократич. централизма находит своё определённое выражение и в М. с. п. Планы отд. предприятий, объединений, отраслей, важнейших экономич. районов, авт. и союзных республик получают своё завершение (всеобщую сбалансированность) в общем балансе народного хозяйства СССР, который составляется Госпланом СССР. Велико значение участия трудящихся в разработке планов и их инициативы в изыскании и использовании внутр. резервов социалистич. экономики, нахождении рациональных и эффективных решений по реализации планов.
Методы социалистического планирования. В соответствии с рассмотренными выше принципами постепенно сложилась система методов планирования. В основе её лежит балансовый метод в качестве ведущего при разработке нар.-хоз. плана (см. Балансовый метод в планировании). Он носит универсальный характер и позволяет выявить соответствие произ-ва ресурсов и потребления и увязать их в отношении как отд. продуктов, так и произ-ва совокупного обществ. продукта и нац. дохода страны. Его высшей формой является плановый баланс нар. х-ва, охватывающий весь процесс воспроиз-ва в целом, все важнейшие стадии и стороны воспроиз-ва.
Повышение науч. уровня централизованного планирования требует и дальнейшего совершенствования всей балансовой работы и баланса нар. х-ва. Наряду с традиционными методами используются новые методы балансовых разработок, такие, как межотраслевой баланс произ-ва и распределения продукции в нар. х-ве, экономико-математич. методы в плановых расчётах, моделирование, разработка баланса нар. х-ва как системы моделей, позволяющих имитировать важнейшие связи и взаимодействия, закономерности, присущие процессу воспроиз-ва.
Наряду с балансовым методом большую роль играет в планировании нормативный метод. Чтобы построить плановый баланс нар. х-ва (его важнейшие разделы и подразделения), в основу всех плановых расчётов должны быть положены научно обоснованные нормативы затрат сырья, топлива, электроэнергии, материалов и др. средств произ-ва, трудовых и финанс. затрат на единицу создаваемой продукции, а также амортизации осн. производств. фондов с учётом морального износа (см. Нормирование расхода материальных ресурсов). Плановые нормативы затрат должны опираться на передовой опыт и достижения СССР и др. стран.
В практике планирования используются и мн. другие методы, к-рые имеют важное значение при разработке отд. экономич. проблем как территориально-отраслевого, так и нар.-хоз. уровня. Сюда относятся: статистич. методы, корреляционный, индексный, сопоставимых цен, экстраполяции с определёнными ограничениями, итеративный, а также различные виды статич. и динамич. моделей, структурные и функциональные, экономико-математич. многовариантные плановые расчёты с использованием ЭВМ и др. Все они в различных сочетаниях находят применение в процессе составления отд. планов, формирования стадий воспроиз-ва и в процессе поисков оптимальных решений при разработке перспективного плана развития нар. х-ва.
Показатели нар.-хоз. плана выражают в обобщённом виде запланированный процесс воспроизводства на уровне нар. х-ва в целом, отраслей, межотраслевых связей союзных республик, экономич. районов. В них выражаются изменения структуры, важнейших связей, темпов и пропорций различных взаимообусловленных стадий и сторон воспроиз-ва, его экономич. подразделений; процессы распределения и перераспределения нац. дохода, накопления, потребления; технич. прогресс, его внедрение в произ-во, в науч. организацию труда и управление произ-вом; экономия живого и овеществлённого труда в различных формах, повышение качества продукции, уровень жизни. В совокупности показатели плана образуют систему, построенную на строго науч. основах. По самой своей природе плановые показатели директивны, адресны, в них выражено гос. задание, обязательное к исполнению соответствующими хоз. орг-циями, учреждениями, мин-вами, республиками и всеми, к-рым они адресованы. Но в плане имеются и показатели, играющие важную роль в экономич. анализе и науч. обосновании планового задания и способов его выполнения, к-рые непосредственно не утверждаются пр-вом. Подобные расчётные показатели носят в значит. степени обобщающий, синтетич. и безадресный характер, напр. население, его движение, половозрастной состав, деление на городское и сельское в результате демография, прогнозов на плановый период. Расчётные показатели служат для обоснования утверждаемых показателей. Так, напр., численность занятых и средняя зарплата не утверждаются сверху, а определяются самими предприятиями, но в расчётах фонда зарплаты показатель численности работников участвует. Фонд зарплаты утверждается сверху, поскольку необходимо в масштабе нар. х-ва в целом увязать на плановый период движение этого фонда и его товарное покрытие.
Соотношение между утверждаемыми и неутверждаемыми сверху в централизованном порядке показателями плана связано с принципом демократич. централизма и определяет степень рационального сочетания в развитии экономики единого централизованного гос. планирования (к-рое играет определяющую роль) с хоз. самостоятельностью хозрасчётных предприятий, действующих в рамках единого плана и на его основе.
В связи с проводимой с 1966 экономической реформой сокращается количество утверждаемых сверху показателей. Это позволяет централизованным плановым органам концентрировать своё внимание и силы на оптимальном решении наиболее крупных нар.-хоз. проблем. Вместе с тем реформа расширила самостоятельность и права хозрасчётных предприятий и орг-ций, развязала инициативу, что способствует лучшему выполнению гос. планов, мобилизации резервов и более эффективному использованию материального стимулирования коллектива и каждого отд. работника. Процесс сокращения показателей плана вместе с тем не исключает появления в плане новых важных показателей, необходимых для ускорения темпов внедрения достижений науки и научно-технич. прогресса в социалистич. экономику и решения новых задач.
Поскольку процесс воспроиз-ва протекает в единстве натуральных и стоимостных форм, показатели плана также делятся на натуральные и стоимостные, выраженные в ден. форме, т. е. в соответствующих плановых ценах. К стоимостным относятся также показатели ден. доходов и расходов социалистич. предприятий и учреждений, населения, кассового, кредитного планов, гос. бюджета и др. Важнейшие виды продукции в натуре фигурируют не только в планах отд. предприятий, производств. объединений и мин-в, но и различных р-нов, республики нар. х-ва в целом (напр., выплавка стали, чугуна, цветных металлов, добыча коксующихся углей в млн. /гг, произ-во отд. видов машин, турбин, генераторов к турбинам, электродвигателей переменного тока в млн. кет, автомобилей в тыс. шт.). В обобщённом виде движение физич. объёма продукции показывается в сопоставимых ценах.
Показатели делятся на количественные, выражающие объёмы произ-ва, и качественные, характеризующие результативность работы (производительность труда, себестоимость, фондоотдача, эффективность произ-ва и капитальных вложений и др.). Это деление в известном смысле носит условный характер. Так, напр., объём пром. произ-ва сам по себе является количеств, показателем, но взятый в сравнении за плановый период выражает темпы роста, к-рые содержат качеств. характеристику.
Научно обоснованные показатели плана содействуют мобилизации дополнит. резервов, бережному, рациональному использованию сырья, топлива, электроэнергии, материалов, рабочей силы и капитальных вложений, росту эффективности обществ. произ-ва.
Важность показателей плана заключается в том, что они не только отражают содержание плана, но играют активную, организующую роль. Несовершенство тех или иных показателей плана отрицательно сказывается на ходе его выполнения. Так, напр., применение показателя валовая продукция в отношении отд. хозрасчётных предприятий приводило нередко к стремлению расширять произ-во изделий из дорогого сырья, материалоёмкую продукцию. Нек-рые предприятия, используя этот показатель, искусственно увеличивали валовую продукцию и получали премии независимо от выполнения ими планового ассортимента продукции и её реализации. Более совершенным показателем является реализованная продукция в ден. выражении, нормативная стоимость обработки (НСО) и др. Вместе с тем показатель валовой продукции сохраняет своё обобщающее значение в нар.-хоз. масштабе, в планировании социалистич. воспроиз-ва, при разработке баланса нар. х-ва.
На различных этапах планирования возникают новые показатели для решения специфич. хоз.-политич. задач с учётом изменившихся условий произ-ва. В условиях научно-технич. революции и необходимости внедрения её результатов в социалистич. произ-во и в связи с генеральным курсом на интенсификацию всего обществ. произ-ва всё большее значение приобретают такие показатели плана, к-рые позволяют учитывать, планировать и стимулировать ускорение научно-технич. прогресса.
Большое значение для совершенствования М. с. п. имеет разработка методич. указаний к составлению гос. планов развития нар. х-ва СССР. В опубликованных в нач. 1974 Методических указаниях к разработке гос. планов развития народного хозяйства СССР научно обобщены совр. уровень планирования и тенденции его дальнейшего совершенствования. Авторы исходят из необходимости использования наряду с улучшенными традиционными методами также новых, более совершенных (экономико-математич. методов и электронно-вычислит. средств в рамках создания автоматич. системы плановых расчётов - АСПР).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.