машины
Машина
механическое устройство, состоящее из рабочего органа, передаточного устройства, станины и двигателя
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Машина
искусственное орудие труда, состоящее из рабочей машины, механического двигателя и передаточного устройства.
Машина
организация, учреждение и т.п., действующие, подобно механизму, бесперебойно и точно: развернуть ржавую машину нашей экономики в сторону инноваций; китайская экономика - большая копировальная машина и решать вопросы кризиса не может.
Машина
для чистки обуви (e) shoe cleaner (f) machine a nettoyer la chaussure (d) Schuhputzmaschine Круглая волосяная щетка, автоматически приводимая во вращение электромотором и используемая для бесплатной чистки обуви посетителей в общественных местах, напр., у входа в вестибюль гостиницы, ресторана и т.п.
машины
К категории «машины» относятся отдельные машины или наборы машин. Машина представляет собой аппарат, использующий или применяющий механическую энергию, состоящий из нескольких частей - каждая со своими определенными функциями, которые вместе выполняют некоторые виды работ. Для целей оценки это понятие включает отдельные машины или наборы машин. (МР-3, 3.1.2)
Источник: Словарь инновационных терминов 2016
МАШИНА
(франц. machine, от лат. machina, греч. mëchanë - орудие, приспособление), механизм или сочетание механизмов, наиболее важный вещественный элемент производительных сил, материальная основа крупного промышленного произ-ва. Как техническое средство, М. не является экономич. категорией, но внедрение, использование и особенно последствия её применения всегда несут печать тех производств. отношений, в к-рых она функционирует. Экономич. границы применения машин при капитализме и социализме существенно различны, а его социально-экономич. последствия диаметрально противоположны.
Будучи орудием труда, М. есть также и продукт труда; её развитие составляет как предпосылку, так и результат обществ. прогресса. Поэтому в экономич. определении М., подчёркивал К. Маркс, чрезвычайно важным является «исторический элемент», т. е. характеристика М. с точки зрения общественно-историч. условий появления, развития и последствий её применения.
Возникновение и широкое распространение М. исторически связаны с периодом утверждения господства капиталистич. производств. отношений. На определённом этапе создаются механизмы, одновременно оперирующие массой одинаковых или однородных орудий труда: «После того как собственно орудие труда перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 385).
Различие между М. и простым орудием труда состоит прежде всего в том, что количество и мощность рабочих инструментов, к-рыми оперирует М., свободны от ограничений, обусловленных физич. возможностями человека. Т. о., использование М. коренным образом меняет роль рабочего в процессе произ-ва и характер его труда.
М. заменяет физический труд человека и состоит из трёх существенно различных, органически связанных частей: исполнительного механизма (рабочей М.), двигательного механизма и передаточного устройства. В процессе развития М. существенно видоизменилось каждое из трёх звеньев и возникло четвёртое звено - контрольно-управляющее устройство.
Рабочая М. непосредственно воздействует на предмет труда, изменяя его форму. Машина-двигатель приводит рабочую М. в движение. Передаточный механизм регулирует движение, изменяет, если необходимо, его направление, распределяет его и переносит на рабочие машины. Контрольно-управляющее устройство осуществляет управление, регулирование, контроль над производств. процессом, освобождая человека от исполнения этих функций.
Одновременное движение многих однородных или разнородных М. образует их кооперацию. Маркс различал простую кооперацию машин и систему машин. Простая кооперация М. представляет собой совокупность однородных и одновременно действующих рабочих М. (например, ткацкая фабрика). Система машин есть кооперация разнородных и взаимно связанных между собой машин, когда предмет труда проходит при обработке ряд последовательных операций. Кооперация мн. однородных или разнородных машин образует фабрику.
Определяющее значение в процессе произ-ва в его прогрессивном развитии принадлежит рабочей М. Она стала исходным пунктом промышленного переворота 18 в. «Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует множеством одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней» (Маркс К., там же, с. 387). Первоначально рабочая М. приводилась в движение водой, ветром, домашними животными, человеком и т. д. Однако увеличение размеров и количества инструментов потребовало более мощной двигательной силы. Эта задача была решена с применением паровой машины двойного действия Дж. Уатта. Со времени пром. переворота весь машинный комплекс в целом и каждый из его элементов претерпели качественные изменения. Огромную роль в этом сыграли развитие и совершенствование механических орудий труда, тесно связанных с развитием машиностроения, т. е. с произ-вом машин машинами, а также средств труда в отраслях с непрерывным процессом произ-ва (металлургия, химия). Паровая М. при всей её «универсальности» перестала удовлетворять требованиям новых видов рабочих М. Двигательную силу пара заменила сила электричества. Глубокие изменения претерпела рабочая М. Использование электричества дало возможность перейти от трансмиссии к индивидуальному приводу. Новое передаточное устройство сделало рабочую М. автономной, освободив её от непосредственной связи с общим источником энергии, сделало систему машин более гибкой, а в дальнейшем привёло к созданию машин-агрегатов, в к-рых и двигатель и передаточное устройство встроены в рабочую М. Машины агрегатного типа послужили, в свою очередь, основой для создания машин-автоматов, автоматич. поточных линий, автоматич. систем. Трёхзвенная система М. создала условия и предпосылки для появления четвёртого звена - контрольно-управляющего устройства, также агрегированного в машинах-автоматах с автономной системой регулирования программы. Вместе с четвёртым звеном возник новый класс машин - информационных и управляющих (кибернетических). Развитие автоматизации и кибернетизации произ-ва принципиально меняет связь человека и машины. Машина берёт на себя не только механич. функции, но и функции контроля, управления, оптимизации режимов работы агрегатов и систем, освобождая тем самым человека от простых операций по управлению. Коренным образом меняется положение человека в процессе производства: он подчиняет движение системы машин себе, управляет, регулирует и контролирует процессы производства без непосредственного участия в нём.
Переход к четырёхзвенному комплексу машин и широкое развитие на этой основе автоматич., информационных и кибернетич. устройств и систем составляют один из элементов современной научно-технической революции.
Капиталистич. применение М. носит антагонистич. характер. М. при своём появлении выступила как новое средство эксплуатации наёмного рабочего. Она послужила материальной основой реального подчинения труда капиталу, а по мере развития капитализма - усиления подчинения труда капиталу. М. при капитализме служит цели капиталистического произ-ва: созданию и увеличению прибавочной стоимости. По определению Маркса, при капитализме не рабочий применяет средство труда, а средство труда применяет рабочего; с введением машин «...это извращенное отношение получает технически осязаемую реальность» (там же, с. 434), рабочий становится придатком машины. М. «...во время самого процесса труда противостоит рабочему как капитал, как мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и высасывает ее» (там же). Машина для капиталиста выступает как средство явного и скрытого удлинения рабочего дня, усиления интенсивности труда рабочего. Она уродует рабочего, способствует расхищению его физич. и духовных сил, моральной деградации нек-рой части общества, служит материальной основой образования армии безработных, способствует ухудшению положения рабочего класса. М. повсеместно выступает конкурентом рабочего, и это даёт основание капиталисту использовать её как мощное средство нажима на рабочий класс. М., пишет Маркс, «...становится мощным боевым орудием для подавления периодических возмущений рабочих, стачек и т. д., направленных против самодержавия капитала... Можно было бы написать целую историю таких изобретений с 1830 г., которые были вызваны к жизни исключительно как боевые средства против возмущений рабочих» (там же, с. 445 - 46). Экономич. граница применения машин определяется основным экономич. законом капиталистич. способа произ-ва. «Если рассматривать машины исключительно как средство удешевления продукта, то граница их применения определяется тем, что труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением. Однако для капитала эта граница очерчивается более узко. Так как он оплачивает не применяемый труд, а стоимость применяемой рабочей силы, то для него применение машины целесообразно лишь в пределах разности между стоимостью машины и стоимостью замещаемой им рабочей силы» (там же, с. 404). Физич. и моральный износ машин в условиях капитализма оказывает существенное влияние на норму прибыли, что порождает для капиталиста проблему определения сроков функционирования машин, нормы амортизационных отчислений, а следовательно, проблему формирования цены. Норма амортизации испытывает сильное и противоречивое воздействие конкуренции и в свою очередь ужесточает условия эксплуатации рабочих, способствует увеличению интенсификации труда и т. д.
М. - мощнейший фактор обобществления процесса труда и процесса произ-ва; за редким исключением М. функционируют в рамках непосредственно-обобществлённого, совместного, кооперированного труда. М. сама по себе представляет общественное условие произ-ва, основу формирования производит. силы труда, к-рая узурпируется капиталом и используется им в своих классовых целях. М. при капитализме представляют собой материальную базу основного противоречия капитализма - между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. способом присвоения; здесь заложена основа экономич. кризисов, свидетельствующих об история, ограниченности капиталистич. произ-ва.
Социалистич. экономика строится на машинной технике как на своей материальной предпосылке. Социализм, не меняя технич. природы М., коренным образом изменяет её социально-экономическую форму. М. перестаёт быть веществ, носителем капитала, орудием эксплуатации, средством увеличения прибавочной стоимости. При социализме машина служит цели основного экономич. закона социализма - максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей всех членов общества на базе неуклонного роста произ-ва. М. является материальной основой изменения характера труда, достижения полной занятости, ликвидации социально-экономич. неоднородности труда, превращения труда в первую жизненную потребность. Уничтожение антагонистич. противоречий в применении М. принципиально меняет экономич. границы их применения. Эффективность применения М. определяется исходя из сочетания интересов предприятия, отрасли, всего нар. х-ва в целом; критерии экономич. эффективности должны учесть диалектически противоречивый характер единства этих интересов. Использование М., связанное с облегчением труда или техникой безопасности, расширяет экономич. границы применения М., однако общим принципом разработки критерия экономич. эффективности внедрения машин является экономия обществ. затрат и повышение обществ. производит. силы труда.
Совершенствование системы машин в социалистическом произ-ве выступает как важнейший фактор создания материально-технической базы коммунизма и развития коммунистических производственных отношений.
Будучи орудием труда, М. есть также и продукт труда; её развитие составляет как предпосылку, так и результат обществ. прогресса. Поэтому в экономич. определении М., подчёркивал К. Маркс, чрезвычайно важным является «исторический элемент», т. е. характеристика М. с точки зрения общественно-историч. условий появления, развития и последствий её применения.
Возникновение и широкое распространение М. исторически связаны с периодом утверждения господства капиталистич. производств. отношений. На определённом этапе создаются механизмы, одновременно оперирующие массой одинаковых или однородных орудий труда: «После того как собственно орудие труда перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 385).
Различие между М. и простым орудием труда состоит прежде всего в том, что количество и мощность рабочих инструментов, к-рыми оперирует М., свободны от ограничений, обусловленных физич. возможностями человека. Т. о., использование М. коренным образом меняет роль рабочего в процессе произ-ва и характер его труда.
М. заменяет физический труд человека и состоит из трёх существенно различных, органически связанных частей: исполнительного механизма (рабочей М.), двигательного механизма и передаточного устройства. В процессе развития М. существенно видоизменилось каждое из трёх звеньев и возникло четвёртое звено - контрольно-управляющее устройство.
Рабочая М. непосредственно воздействует на предмет труда, изменяя его форму. Машина-двигатель приводит рабочую М. в движение. Передаточный механизм регулирует движение, изменяет, если необходимо, его направление, распределяет его и переносит на рабочие машины. Контрольно-управляющее устройство осуществляет управление, регулирование, контроль над производств. процессом, освобождая человека от исполнения этих функций.
Одновременное движение многих однородных или разнородных М. образует их кооперацию. Маркс различал простую кооперацию машин и систему машин. Простая кооперация М. представляет собой совокупность однородных и одновременно действующих рабочих М. (например, ткацкая фабрика). Система машин есть кооперация разнородных и взаимно связанных между собой машин, когда предмет труда проходит при обработке ряд последовательных операций. Кооперация мн. однородных или разнородных машин образует фабрику.
Определяющее значение в процессе произ-ва в его прогрессивном развитии принадлежит рабочей М. Она стала исходным пунктом промышленного переворота 18 в. «Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует множеством одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней» (Маркс К., там же, с. 387). Первоначально рабочая М. приводилась в движение водой, ветром, домашними животными, человеком и т. д. Однако увеличение размеров и количества инструментов потребовало более мощной двигательной силы. Эта задача была решена с применением паровой машины двойного действия Дж. Уатта. Со времени пром. переворота весь машинный комплекс в целом и каждый из его элементов претерпели качественные изменения. Огромную роль в этом сыграли развитие и совершенствование механических орудий труда, тесно связанных с развитием машиностроения, т. е. с произ-вом машин машинами, а также средств труда в отраслях с непрерывным процессом произ-ва (металлургия, химия). Паровая М. при всей её «универсальности» перестала удовлетворять требованиям новых видов рабочих М. Двигательную силу пара заменила сила электричества. Глубокие изменения претерпела рабочая М. Использование электричества дало возможность перейти от трансмиссии к индивидуальному приводу. Новое передаточное устройство сделало рабочую М. автономной, освободив её от непосредственной связи с общим источником энергии, сделало систему машин более гибкой, а в дальнейшем привёло к созданию машин-агрегатов, в к-рых и двигатель и передаточное устройство встроены в рабочую М. Машины агрегатного типа послужили, в свою очередь, основой для создания машин-автоматов, автоматич. поточных линий, автоматич. систем. Трёхзвенная система М. создала условия и предпосылки для появления четвёртого звена - контрольно-управляющего устройства, также агрегированного в машинах-автоматах с автономной системой регулирования программы. Вместе с четвёртым звеном возник новый класс машин - информационных и управляющих (кибернетических). Развитие автоматизации и кибернетизации произ-ва принципиально меняет связь человека и машины. Машина берёт на себя не только механич. функции, но и функции контроля, управления, оптимизации режимов работы агрегатов и систем, освобождая тем самым человека от простых операций по управлению. Коренным образом меняется положение человека в процессе производства: он подчиняет движение системы машин себе, управляет, регулирует и контролирует процессы производства без непосредственного участия в нём.
Переход к четырёхзвенному комплексу машин и широкое развитие на этой основе автоматич., информационных и кибернетич. устройств и систем составляют один из элементов современной научно-технической революции.
Капиталистич. применение М. носит антагонистич. характер. М. при своём появлении выступила как новое средство эксплуатации наёмного рабочего. Она послужила материальной основой реального подчинения труда капиталу, а по мере развития капитализма - усиления подчинения труда капиталу. М. при капитализме служит цели капиталистического произ-ва: созданию и увеличению прибавочной стоимости. По определению Маркса, при капитализме не рабочий применяет средство труда, а средство труда применяет рабочего; с введением машин «...это извращенное отношение получает технически осязаемую реальность» (там же, с. 434), рабочий становится придатком машины. М. «...во время самого процесса труда противостоит рабочему как капитал, как мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и высасывает ее» (там же). Машина для капиталиста выступает как средство явного и скрытого удлинения рабочего дня, усиления интенсивности труда рабочего. Она уродует рабочего, способствует расхищению его физич. и духовных сил, моральной деградации нек-рой части общества, служит материальной основой образования армии безработных, способствует ухудшению положения рабочего класса. М. повсеместно выступает конкурентом рабочего, и это даёт основание капиталисту использовать её как мощное средство нажима на рабочий класс. М., пишет Маркс, «...становится мощным боевым орудием для подавления периодических возмущений рабочих, стачек и т. д., направленных против самодержавия капитала... Можно было бы написать целую историю таких изобретений с 1830 г., которые были вызваны к жизни исключительно как боевые средства против возмущений рабочих» (там же, с. 445 - 46). Экономич. граница применения машин определяется основным экономич. законом капиталистич. способа произ-ва. «Если рассматривать машины исключительно как средство удешевления продукта, то граница их применения определяется тем, что труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением. Однако для капитала эта граница очерчивается более узко. Так как он оплачивает не применяемый труд, а стоимость применяемой рабочей силы, то для него применение машины целесообразно лишь в пределах разности между стоимостью машины и стоимостью замещаемой им рабочей силы» (там же, с. 404). Физич. и моральный износ машин в условиях капитализма оказывает существенное влияние на норму прибыли, что порождает для капиталиста проблему определения сроков функционирования машин, нормы амортизационных отчислений, а следовательно, проблему формирования цены. Норма амортизации испытывает сильное и противоречивое воздействие конкуренции и в свою очередь ужесточает условия эксплуатации рабочих, способствует увеличению интенсификации труда и т. д.
М. - мощнейший фактор обобществления процесса труда и процесса произ-ва; за редким исключением М. функционируют в рамках непосредственно-обобществлённого, совместного, кооперированного труда. М. сама по себе представляет общественное условие произ-ва, основу формирования производит. силы труда, к-рая узурпируется капиталом и используется им в своих классовых целях. М. при капитализме представляют собой материальную базу основного противоречия капитализма - между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. способом присвоения; здесь заложена основа экономич. кризисов, свидетельствующих об история, ограниченности капиталистич. произ-ва.
Социалистич. экономика строится на машинной технике как на своей материальной предпосылке. Социализм, не меняя технич. природы М., коренным образом изменяет её социально-экономическую форму. М. перестаёт быть веществ, носителем капитала, орудием эксплуатации, средством увеличения прибавочной стоимости. При социализме машина служит цели основного экономич. закона социализма - максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей всех членов общества на базе неуклонного роста произ-ва. М. является материальной основой изменения характера труда, достижения полной занятости, ликвидации социально-экономич. неоднородности труда, превращения труда в первую жизненную потребность. Уничтожение антагонистич. противоречий в применении М. принципиально меняет экономич. границы их применения. Эффективность применения М. определяется исходя из сочетания интересов предприятия, отрасли, всего нар. х-ва в целом; критерии экономич. эффективности должны учесть диалектически противоречивый характер единства этих интересов. Использование М., связанное с облегчением труда или техникой безопасности, расширяет экономич. границы применения М., однако общим принципом разработки критерия экономич. эффективности внедрения машин является экономия обществ. затрат и повышение обществ. производит. силы труда.
Совершенствование системы машин в социалистическом произ-ве выступает как важнейший фактор создания материально-технической базы коммунизма и развития коммунистических производственных отношений.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.