ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА
Ломаная кривая спроса
теоретическая конструкция, пытающаяся объяснить жесткость цен на олигополистическом рынке.
Источник: Управленческая экономика. Инструментарий руководителя
ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА
кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, а не примут решение о повышении цен.
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Ломаная кривая спроса
(или независимое ценовое реагирование) - один из четырех основных сценариев ценового реагирования фирм-олигополистов. Реализуется, когда одна из фирм спонтанно и несогласованно меняет цену на свою продукцию.
Ломаная кривая спроса
Ломаная кривая спроса - кривая спроса, желательная для олигополиста, не участвующего в сговоре. Такая кривая основана на допущении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен, но не присоединятся к решению о повышении цен.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА
кривая спроса, отражающая тенденцию поведения на рынке факторов производства выступающего в качестве их покупателя олигополиста, не участвующего в сговоре. Кривая строится в предположении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен спроса на факторы, но не последуют решению о повышении цен.
ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА
(kinked demand curve) — кривая, объясняющая, почему цены, назначенные конкурирующими олигополистами (см. олигополия), будучи однажды установленными, сохраняют свою стабильность и в дальнейшем. На рис. 59 DD — КРИВАЯ спроса для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки ЛГ, если одна из фирм назначит более высокую цену, чем у её соперников, она уступит своим конкурентам часть объёма продаж, поэтому кривая спроса для неё ограничивается DHK. С другой стороны, если эта фирма назначит более низкую, чем у конкурентов, цену, она не сможет захватить у них часть рынка, поскольку конкуренты, чтобы не допустить этого, также сократят цены в соответствии с кривой DD. Таким образом, очевидно, что повышения и понижения цены самоустраняются. Это показано на ломаной кривой спроса, где все цены тяготеют к уровню, соответствующему точке К. Теоретически утверждается, что цена К способна «держаться» даже при изменении затрат.
На рисунке виден резкий скачок кривой предельной выручки, соответствующий излому кривой спроса. Это означает, что при вертикальных сдвигах кривой предельных затрат (в пределах отрезка XY) К остаётся ценой максимизации прибыли.
См. ТЕОРИЯ ИГР, ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО.
На рисунке виден резкий скачок кривой предельной выручки, соответствующий излому кривой спроса. Это означает, что при вертикальных сдвигах кривой предельных затрат (в пределах отрезка XY) К остаётся ценой максимизации прибыли.
См. ТЕОРИЯ ИГР, ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
ломаная кривая спроса
Основывается на предположении о том, что на олигополистическом (oligopoly) рынке осознанная взаимозависимость заставляет бизнесменов считать, что снижение их иены ниже преобладающей нарынке заставит конкурентов сделать то же самое, что, однако, не относится к увеличению цены. Это вызывает излом кривой спроса (demand curve) в точке преобладающей цены и соответствующий разрыв кривой предельного дохода (marginal revenue curve), что объясняется различием в эластичности спроса (elasticity of demand) выше и ниже преобладающей цены. Спрос относительно неэластичен при движении от этой цены вниз - расширение спроса может быть только результатом постоянной доли несколько увеличившегося рынка. Однако эластичность спроса при одностороннем повышении цены одной из фирм приведет к значительному уменьшению ее доли на постоянном или несколько уменьшившемся рынке. Ломаная кривая спроса используется для объяснения жесткости цен на олигополистических рынках по сравнению с конкурентными рынками (competitive markets). Приведенный график иллюстрирует основную идею этой теории. Предположим, что целью фирмы является максимизация прибыли (profit maximization), жесткость цен возникает потому, что значительные изменения предельных издержек оставляют уровень производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу, неизменным. Таким образом, любые изменения издержек, не выводящие кривую предельных издержек за пределы области разрыва кривой предельного дохода, оставляют цену неизменной.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003