Ксенофонт

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КСЕНОФОНТ
(он. 430 - 355 или 354 до н. э.), представитель древнегреч. экономич. мысли, историк и философ, идеолог класса рабовладельцев. Земледелие К. считал основой всего х-ва, выступал в защиту х-ва, основанного на рабском труде, рабство рассматривал как естеств. явление. Дал оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обращения. К. обосновал разделение фиич. и умственного труда (труда исполнителя - раба и труда руководителя - рабовладельца). Одним из первых обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка, что позволило К. Марксу указать на наличие у К. «буржуазного инстинкта» (см. «Капитал», т. 1, 1973, с. 379). Труд К. по экономике Др. Греции - «Экономикос» получил широкое распространение в Др. Риме, а позднее и в феод. Зап. Европе.
Соч.: Полн. собр. соч., пер. Г. А. Янчевецкого, 4 изд., ч. 1 - 5, М., 1887; Сократические сочинения, пер. С. И. Соболевского, Л. - М., 1935.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Ксенофонт
(ок. 430-355 гг. до н.э.) древнегреческий мыслитель, представитель богатой афинской аристократии, осуждал политический и экономический строй Афин, идеализировал порядки аграрной Спарты. В своем трактате «Домострой» он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей. Его идеалом являлось замкнутое, автаркичное натуральное хозяйство. В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых анализировал разделение труда. Он также был одним из первых, кто поставил вопрос о двух сторонах товара: потребительской стоимости и меновой стоимости. При всем его отрицательном отношении к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Из всех функций денег он признавал лишь две: деньги как средство обращения и как сокровище. Вместе с тем он осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

КСЕНОФОНТ
439–355 до н. э.) – древнегреческий ученый. Родился в Афинах, принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии, ученик Сократа. Экономические взгляды К. изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Домоводство характеризовал как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики К. считал земледелие, которое называл «матерью и кормилицей всех искусств». Основную цель хозяйственной деятельности К. видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. Ремесла и торговлю считал недостойными видами деятельности, но допускал использование товарно-денежных отношений, торговли. В них он видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. К. признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. У К. наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости. Последней он не придавал большого значения, так как был идеологом натурального хозяйства. Ценность вещи К. ставил в зависимость от полезности, а цену объяснял движением спроса и предложения.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

Ксенофонт

(ок. 425-356 г. до н. э.)
Xenofon
Ксенофонт - греческий историк и философ, сын Грилла, из богатой всаднической семьи в Афинах; с молодых лет сделался последователем Сократа; в 401 г. поступил на службу к Киру младшему. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большою смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасенным соединиться с спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков, а сам с Агезилаем отправился в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев с Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Полный стремления. к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетною ученостью и сухими отвлеченностями; но ему недоставало творческой оригинальности и патриотизма. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли аттической пчелой.
Из того, что написал Ксенофонт, почти все дошло до потомков (правда, некоторые историки считают, что часть сочинений приписывается ему ошибочно). Ксенофонт был очень разносторонним человеком и его произведения принято делить на четыре группы: исторические - Анабасис , История Греции , Агесилай , Киропедия , философские - Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Домосторой , Пир , Гиерон , политические - Государственное устройство Спарты , Государственное устройство Афин , О доходах города Афины , дидактические - Гиппархик , О верховой езде, Кинегетик .
Из этих сочинений нас интересуют два непосредственно экономических произведения ( а именно Домосторой и О доходах города Афины , и еще одно историческое, которое по счастливой случайности содержит небольшой фрагмент рассуждения о разделении труда ( Киропедия ).
Домострой
По форме это произведение представляет собой диалог Сократа с Критобулом (сын друга Сократа Критона). Причем во второй части устами Сократа передается уже диалог между другими персонажами - Исхомахом (идеальным хозяином) и его женой. Мысли о хозяйстве и земледелии, скорее всего, принадлежат Ксенофонту, так как Сократ не занимался ни тем, ни другим. Историки считают, что Домострой был написан в Скиллунте, где Ксенофонт приобрел опыт в сельском хозяйстве.
По сути Домострой - это теория домоводства. Кроме того, Домострой является первым известным литературным отражением этой теории. Конечно, домоводству учились всегда, но знание достигалось практическим путем. Известно, что первыми теоретиками домоводства были софисты (например, софист Протагор учил как лучше всего управлять своим домом и как сделаться способным государственным деятелем и оратором (см. диалог Платона Протагор). В первой половине 4 в. до н. э. было уже много сочинений по отдельным практическим вопросам - по земеледелию, коневодству, кулинарному искусству.
В дальнейшем Домострой был достаточно известен и приобрел популярность. Цицерон перевел его на латинский язык. Домострой упоминается в сочинениях Феофаста, Вергилия. В средние века в Западной Европе появлялись его аналоги. Парижский хозяин (XV в.), сочинение Заточника в Бари (XIII в.), Рассуждение об управлении семьей А. Падольфини (XV в.).
Что касается экономической теории, то она практически не нашла отражения в этом произведении. Есть только очень краткие рассуждения о ценности, которые хотя и содержат зерна здравого смысла, на самом деле большой ценности для истории экономической мысли не представляют. Вот этот фрагмент:
- По-видимому, ты называешь имуществом каждого вещи полезные ему.
- Конечно: а то что вредит я считаю скорее убытком, чем ценностью:
- Значит, если человек, купивши лошадь, не умеет ею пользоваться, а падает с нее и получает вред, тот лошадь для него не ценность?
- Нет, коль скоро ценность для человека есть нечто хорошее:
- Так ты, по-видимому, полезные предметы считаешь ценностью, а вредые - не ценностью. Так. Значит, эти предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться ими - ценность, а для неумеющего - не ценность: Например, флейта для того, кто умеет искусно играть - ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он ее продаст:.
О доходах города Афины
Суть этого произведения заключается в том, что Ксенофонт предлагает купить государству несколько сотен рабов, отправить их на серебряные рудники и получать от продажи добываемого серебра доход в казну.
В работе есть пример экономического расчета - чтобы доказать прибыльность предлагаемой сделки Ксенофонт считает затраты, выручку и прибыль.
С точки зрения экономической теории интересны рассуждения Ксенофонта о том, что мы бы наазвали разной эластичностью спроса на серебро и все остальные блага. По мнению Ксенофонта спрос наа серебро настолько велик, что никакое количесвто металла, выброшенное на рынок не снизит его цены (то есть спрос имеет эластичность, близкую к бесконечности).
Киропедия
Это произведение посвящего военному доходу Кира и не должно было бы нас интересовать, если бы в нем не был обнаружен фрагмент с рассуждением о разделении труда, который представляет для нас ценность, и который мы целиком приводим ниже.
:все искусства достигают в больших городах высокой степени совершенства: В небольших городах один и тот же человек изготовляет кровати, двери, плуги, столы; он часто строит даже дома и счастлив, если находит таким путем достаточно работы для своего пропитания. Нельзя конечно, ожидать, чтобы человек, занимающийся столькими ремеслами, исполнял хорошо все работы. В больших же городах, есть много покупателей на каждый вид продуктов, и достаточно знания одного ремесла, чтобы раздобыть себе средства к жизни. Часто и одного ремесла для этого много: случается, что один изготавливает мужскую обувь, а другой - женскую; иногда один человек занимается только сшиванием обуви, а другой одним ее выкраиванием; : Очевидно, что тот, кто занят наименее сложной работой, знает ее в наиболее совершенном виде:
Это поистине замечательное наблюдение все же остается только наблюдением, а не рациональным выводом. Обратите внимание на причину разделения труда (нужно учиться хорошо), на степень разделения труда (она зависит от величины спроса на продукцию), на логическую законченнность рассуждения (чем более простую работу выполняет человек, тем выше его производительность). Все это в некоторой степени предвосхищает теорию разделения труда А. Смита, хотя последний вряд ли был подвержен какому-то влиянию со стороны Ксенофонта.
Переведенные работы:
Сократические сочинения. Киропедия. Издательство: АСТ, 2003.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
592.73 кб

Проблемы управления в экономической теории Ксенофонта

Окунь Т.В.