КРИЗИС
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Управление персоналом. Глоссарий
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Термин имеет следующие значения1. CRISIS. Окончание периода процветания, т. е. прекращение тенденции подъема цен, периода общего оптимизма, инфляции и спекуляций. К. является поворотным пунктом или решающим моментом на пике делового цикла, когда становится ясно, что структура цен достигла высшей точки и движение может быть только вниз. К. может быть ускорен внезапным осознанием того, что цены поднялись слишком высоко (забастовка покупателей), неожиданным ограничением предложения кредитов, внезапным банкротством какого-либо заметного банка или концерна либо началом войны.К. не следует отождествлять с ПАНИКОЙ, к-рая представляет собой значительное расстройство фин. и кредитной системы и в к-рую может вылиться К. За К. может последовать паника и почти всегда следует депрессия в производстве.См. ЦИКЛ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ.2. RECESSION. Падение экон. активности. Для экономики естественна подверженность экон. циклам, включающим периоды К. и роста. Самый сильный К. этого столетия в Соединенных Штатах известен под названием Великая депрессия 1929 и 1930 гг. Последний К. был между 1981 и 1982 гг. С тех пор экономика растет хотя и медленными, но устойчивыми темпами.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
По основной причине, вызывающей нарушения нормальной хозяйственной жизни, и по отрасли последней, захватываемой кризисом, различают следующие виды кризисов:
1) финансовые — причины которых коренятся в области финансовых условий:
денежные кризисы — вызванные недостатком или избытком денежных средств в обращении;
кредитные кризисы, созданные недостатком или резким сокращением кредитования хозяйственной деятельности, дезорганизацией кредитных учреждений страны, и т. д.;
2) торгово-промышленные — вызванные расстройством производственных или торговых отношений и условий:
кризисы недопроизводства (товарный кризис — “товарный голод”, сырьевой кризис и пр.) — недостаточное предложение товаров, на которые рынок предъявляет спрос;
кризис перепроизводства — производство товаров в количестве, превышающем потребности населения;
кризис сбыта — производство товаров в количестве, превышающем платежные способности населения или торговли (ср. спрос).
3) сельскохозяйственные кризисы — угнетенное состояние всех или некоторых отраслей сельскохозяйственного производства, вследствие низкого уровня цен на сельскохозяйственные продукты (аграрный кризис);
4) кризисы общего характера — вызванные совокупностью нескольких из указанных причин или иными общего характера причинами (стихийными бедствиями, войнами, смутами и т. д.).
Источник: Справочный коммерческий словарь
Современные подходы к изучению кризисов сводятся к следующим утверждениям: кризисы неизбежны в развитии любой системы, в том числе экономической, и выполняют три функции в динамике систем: подрывают основы устаревших элементов, открывают дорогу для становления новых, сохраняют и обогащают наследственное ядро (генотип) системы. Завершаются кризисы либо переходом системы в новое качественное состояние, либо ее распадом, заменой иной системой. Кризисы проходят несколько этапов - латентный период (скрытое накопление предпосылок), обвал, депрессию (нижнее равновесие), оживление, завершающееся достижением докризисного состояния на новой основе.
Согласно теории кризисов, изложенной отечественным специалистом А. А. Богдановым в работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», существуют два типа кризисов: разделительные «дезъюнгтивные» кризисы - разрыв существующих связей, и соединительные «конъюгацион - ные» кризисы - образование новых связей. Такой подход позволяет считать, что кризисы не только обладают негативным и разрушительным характером, но и одновременно несут в себе потенциал изменения и таким образом способствуют эволюции, что в конечном итоге может активно способствовать повышению эффективности функционирования системы, побудившей данный кризис.
Первоначально термин «кризис» использовался в медицине и понимался как решающая, с наивысшей интенсивностью, фаза развития болезни. В XVII - XVIII вв. понятие «кризис» стало применяться в отношении процессов, происходящих в обществе (военные, политические потрясения). В XIX в. это понятие перешло в экономику. В частности, был опубликован ряд работ, связывающих кризисы с конъюнктурными колебаниями спроса, потреблением, природными циклами.
Источник: Экономический словарь
Однако она приходит к выводу, что: «В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисе в развитии экономической системы» [«Новая экономическая энциклопедия», 4-е издание, с. 323]. Можно согласится с тем, что, несмотря на значительный объем теоретических исследований кризиса … сегодня проблема его идентификации является весьма актуальной». Ломсадзе М. Ю. Проблемы идентификации кризиса социально-экономической системы региона // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1–1. С. 182–183. http://elibrary.ru/item.asp?id=20411297.
Кризисная ситуация — это новая неоднозначная ситуация, требующая принятия срочных и конструктивных решений и установления в сжатые сроки тесных коммуникаций со средствами массовой информации. В кризисной ситуации проявляются такие характерные недостатки руководства фирм и компаний, как нерешительность аппарата управления, что создает впечатление некомпетентности и отсутствие подготовленности; увиливание от конкретных ответов по сути К.; замедленная реакция на запросы СМИ. В результате К. не дают угаснуть, наоборот, пресса его “подкармливает” за счет догадок. Поэтому целесообразно как можно поскорее предоставить прессе, радио и ТВ только точные и своевременные факты; судебное разбирательство еще в большей степени привлекает общественное внимание к кризису, создает нездоровый интерес.
K. сопровождается резким сокращением числа управляемых параметров, возрастанием роли правдивой информации, увеличением числа неформальных каналов, включением корпоративных систем обеспечения жизнедеятельности и безопасности трудового коллектива.
В соответствии с теорией американского менеджмента K. как событие, в котором всегда присутствует дефицит времени, имеет следующие формы. Постоянный K. — K. затяжного характера, который длится месяцами, годами, несмотря на усилия по его приостановлению. В основе данной формы устойчивого K., как правило, многолетняя конфронтация. Возникающий K. зарождается постепенно, и у компании есть время его проанализировать, разработать элементы кризисного управления, главной задачей которого становится своевременная коррекция кризисной ситуации до того, когда она перейдет в критическую фазу, т. е. примет необратимый характер. В условиях назревающего K. надо иметь план с четкой последовательностью основных шагов выхода из K. При этом очень важно определение причин возникновения кризисной ситуации, факторов кризисной среды, стратегий управления и тактики выхода из кризисной ситуации. Внезапные K. — это непредсказуемые, стихийные K., которые не могут быть даже спрогнозированы. Для них всегда нет времени на подготовку и планирование. Эти K. требуют наличия проработанной модели управления поведением трудового коллектива, чтобы не дать повода для кривотолков, вредных слухов, провокаций, нежелательных версий. При этом в высшей степени важно наличие продуманного сценария взаимодействия со СМИ в целях объективной интерпретации событий и поддержки со стороны журналистов и властных структур. Сложность кризисной ситуации в ее новизне и внезапности, никто не бывает готов к решению кризисных проблем.
Фирмы и компании постоянно ощущают влияние внешних кризисных явлений, которые в конце концов вызывают личностные, межличностные и групповые конфликты. Конфликтная ситуация в отличие от кризисной ситуации — это уже не разрушающая система. Конфликты в трудовом коллективе часто воспринимаются как норма, способствующая жизнестойкости корпоративной системы.
Кризисная ситуация — это новая неоднозначная ситуация, требующая принятия срочных и конструктивных решений и установления в сжатые сроки тесных коммуникаций со средствами массовой информации. В кризисной ситуации проявляются такие характерные недостатки руководства фирм и компаний, как нерешительность аппарата управления, что создает впечатление некомпетентности и отсутствие подготовленности; увиливание от конкретных ответов по сути К.; замедленная реакция на запросы СМИ. В результате К. не дают угаснуть, наоборот, пресса его «подкармливает» за счет догадок. Поэтому целесообразно как можно поскорее предоставить прессе, радио и ТВ только точные и своевременные факты; судебное разбирательство еще в большей степени привлекает общественное внимание к кризису, создает нездоровый интерес.
К. сопровождается резким сокращением числа управляемых параметров, возрастанием роли правдивой информации, увеличением числа неформальных каналов, включением корпоративных систем обеспечения жизнедеятельности и безопасности трудового коллектива.
В соответствии с теорией американского менеджмента К. как событие, в котором всегда присутствует дефицит времени, имеет следующие формы. Постоянный К. — К. затяжного характера, который длится месяцами, годами, несмотря на усилия по его приостановлению. В основе данной формы устойчивого К., как правило, многолетняя конфронтация. Возникающий К. зарождается постепенно, и у компании есть время его проанализировать, разработать элементы кризисного управления, главной задачей которого становится своевременная коррекция кризисной ситуации до того, когда она перейдет в критическую фазу, т. е. примет необратимый характер. В условиях назревающего К. надо иметь план с четкой последовательностью основных шагов выхода из К. При этом очень важно определение причин возникновения кризисной ситуации, факторов кризисной среды, стратегий управления и тактики выхода из кризисной ситуации. Внезапные К. — это непредсказуемые, стихийные К., которые не могут быть даже спрогнозированы. Для них всегда нет времени на подготовку и планирование. Эти К. требуют наличия проработанной модели управления поведением трудового коллектива, чтобы не дать повода для кривотолков, вредных слухов, провокаций, нежелательных версий. При этом в высшей степени важно наличие продуманного сценария взаимодействия со СМИ в целях объективной интерпретации событий и поддержки со стороны журналистов и властных структур. Сложность кризисной ситуации в ее новизне и внезапности, никто не бывает готов к решению кризисных проблем.
Фирмы и компании постоянно ощущают влияние внешних кризисных явлений, которые в конце концов вызывают личностные, межличностные и групповые конфликты. Конфликтная ситуация в отличие от кризисной ситуации — это уже не разрушающая система. Конфликты в трудовом коллективе часто воспринимаются как норма, способствующая жизнестойкости корпоративной системы.
Источник: Паблик-рилейшенз. 2016 г.
Классификация кризисов:
- по объекту, экономические, социальные, политические;
-экономические кризисы, в свою очередь, по объекту: макроэкономические, микроэкономические (кризис хозяйствующего субъекта), смешанные;
- кризисы хозяйствующего субъекта по глубине:
а) «кризис для собственников» — характеризуется ухудшением финансово-экономического состояния, которое пока не сказывается на расчетах с кредиторами;
б) «кризис для кредиторов» — характеризуется несвоевременным или частичным удовлетворением требований кредиторов, при этом предприятие все еще является самостоятельно действующим хозяйствующим субъектом, управляемым собственником посредством наемного менеджмента;
в) «законодательное регулирование» наступает после возбуждения арбитражным судом процедуры банкротства в отношении предприятия-должника;
г) кризис успеха — характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности и т. д.);
д) кризис стратегии — происходят сбои в развитии предприятия. снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе, хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, технологические инновации), причем процесс. как правило, рассчитан на многие годы; кризисы хозяйствующего субъекта в зависимости от стадии развития организации:
а) кризис лидерства наступает в конце первой стадии развития организации — «развития на основе творчества», когда возникает острая необходимость в формализации основных идей, функций и направлений деятельности;
б) кризис автономии — знаменует собой окончание второй стадии развития организации — «развития, основанного на руководстве», когда степень бюрократизации организации превышает допустимый уровень;
в) кризис контроля — завершает третью стадию «развитие, основанное на делегировании» и характеризуется плохой управляемостью (контролем) организацией, за ним следует новая стадия эволюционного развития организации — «развитие, основанное на координации», которая и является лучшим временем для проведения структурных преобразований;
г) кризис границ — наступает, когда развитие на основе координации полностью исчерпывает себя и организация оказывается перед угрозой распада на отдельные структурные подразделения, выходом из сложившейся ситуации становится следующая стадия — «развитие, основанное на сотрудничестве»;
д) кризис психологической усталости и доверия — является последним кризисным явлением в процессе развития организации, за которым следует либо смерть организации, либо переход се в качественно новое состояние — «дуальную структуру», основанную на «привычках» (для осуществления ежедневной рутинной работы) и «рефлексии» (для стратегически новых видов деятельности и личного духовного обогащения);
- по длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхсрочные;
- по природе: циклические (систематические, регулярные), несистематические (нерегулярные);
-циклические кризисы также дифференцируются в зависимости от длительности цикла: короткие циклы («циклы китчина») — период три года и четыре месяца; средние циклы («циклы жугляра») — период 10 лет; длинные циклы («циклы Кондратьева») период 48 55 лет;
- по характеру (согласно теории А. А. Богданова): «конъюгациОШ1ЫС» — соединительные, «дезюнктивные» — разделительные;
-по характеру (согласно теории Ю. В. Яковцева): кризисы, предшествующие новому этапу в развитии системы; кризисы, предшествующие гибели, распаду системы;
- по степени взаимозависимости: независимые, совпадающие; взаимодействующие;
- по охвату: кризисы отдельных систем, структурные кризисы.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013