Кредитная политика
Источник: Большой финансовый словарь
Кредитная политика - планификация кредитной политики, реализация контроля за проведением и использованием кредитов.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Основы менеджмента. Глоссарий к книге
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
В капиталистич. странах К. п. подчинена интересам крупного капитала и служит одним из гл. инструментов гос.-монополистич. вмешательства в процесс капиталистич. воспроиз-ва. С помощью К. п. бурж. гос-во пытается смягчить противоречия, присущие капиталистич. экономике, ослабить периодически возникающие кризисы перепроиз-ва, ограничить инфляцию, обеспечить выравнивание платёжного баланса и т. п. В большинстве капиталистич. стран центр. банки регулярно осуществляют различные мероприятия, направленные на ограничение или стимулирование кредитных операций банковской системы. Путём воздействия на процесс кредитования они стремятся целенаправленно изменять состояние капиталистич. экономики, приспосабливать её развитие к интересам господствующих классов. Большое влияние на состояние кредитно-ден. сферы оказывают заёмные операции мин-ва финансов.
Попытки «управлять конъюнктурой» с помощью кредитных методов имели место в капиталистич. странах ещё в кон. 19 в. Но активно и в широких масштабах эти операции начали проводиться лишь в 20 - 30-х гг. 20 в. После 2-й мировой войны 1939 - 45 капиталистич. центр. банками наиболее широко применяется т. н. компенсационный принцип К. п. Он заключается в сочетании и последовательном использовании на различных этапах развёртывания экономич. цикла двух противоположных типов политики: кредитной рестрикции (т. е. ограничения кредита) и кредитной экспансии (т. е. стимулирования кредита). Политика кредитной рестрикции (или как её иначе называют - политика «дорогих денег») применяется, как правило, в условиях пром. подъёма и роста хоз. активности. Она имеет целью затруднить использование кредита и затормозить пром. бум, грозящий «перегревом конъюнктуры» и перепроиз-вом товаров. Напротив, политика кредитной экспансии (политика «дешёвых денег») направлена на стимулирование кредитных операций банковской системы в расчёте на то, что более льготные условия кредитования будут способствовать хоз. оживлению и росту произ-ва.
Совр. центр. банки располагают обширным арсеналом методов воздействия на операции кредитной системы. К числу наиболее распространённых относятся: изменение величины учётного процента, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов банковской системы, а также разнообразные выборочные («селективные») способы регулирования отд. видов кредита. Политика варьирования учётного процента является наиболее широко и давно используемым средством К. п. Повышение учётного процента затрудняет для коммерч. банков получение кредитов центр. банка в форме переучёта векселей и др. кредитных обязательств, а это, в свою очередь, ограничивает сферу операций банков с клиентурой. Учётная политика широко применяется капиталистич. странами в периоды нарушения равновесия платёжного баланса и обострения валютного кризиса. Обычно страна, испытывающая валютные затруднения, проводит политику «вздувания» процента с целью привлечения иностр. капитала и ускорения процесса выравнивания платёжного баланса. Типичной в этом отношении является политика Банка Англии, который в периоды обострения валютных трудностей и особенно большого давления на фунт стерлингов резко повышал учётную ставку (в 1957 и в 1964 - с 5 до 7%, в 1968 - с 6,5 до 8%). Хотя в послевоен. годы роль учётной политики как инструмента кредитного регулирования несколько снизилась, она продолжает интенсивно применяться в ряде стран (Великобритании, Франции, Швейцарии и т. д.).
Важным методом К. п. являются операции на открытом рынке. Они состоят в покупке и продаже центр. банком гос. ценных бумаг, а также нек-рых видов особо надёжных частных обязательств (банковских акцептов, соло-векселей крупных пром. компаний и т. п.). Объём операций на открытом рынке влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы, используемых для кредитных операций. В случае продажи центр. банком ценных бумаг соответствующие суммы ден. средств списываются со счетов в коммерч. банках. Это снижает возможности банков предоставлять дополнит. кредиты. И, напротив, покупка центр. банком ценных бумаг ведёт к появлению у коммерч. банков дополнит. ресурсов и расширяет тем самым возможности кредитной экспансии. Операции на открытом рынке в более широких масштабах проводятся обычно в странах, обременённых крупным гос. долгом и при наличии развитого рынка гос. облигаций (США, Канада, Великобритания). В меньших размерах они осуществляются в ФРГ, нек-рых скандинавских и латиноамер. странах.
Одним из важных методов К. п. является установление и периодич. изменение норм обязательных резервов, к-рые коммерч. банки обязаны хранить на счёте в центр. банке в качестве обеспечения своих обязательств по депозитам. Напр., в 60-х гг. в США были установлены следующие пределы изменения миним. резервов: для вкладов до востребования - от 10
до 22%, для срочных вкладов - от 3 до 6%. Фактич. нормы, действовавшие в США в сент. 1972, были: 12,5 - 17,5% по вкладам до востребования (для различных категорий банков) и 3 - 5% (для срочных вкладов). Изменение норм обязательных резервов влияет на наличие в банковской системе свободных ден. средств, используемых для расширения активных операций. Понижение нормы процента сокращает ресурсы, к-рые могут быть использованы банками для кредитования, покупки ценных бумаг и т. п., а её повышение, напротив, высвобождает дополнит. средства для проведения таких операций. Это орудие кредитного контроля используется не так интенсивно, как, напр., операции на открытом рынке. Так, в США с 1950 до 1972 нормы обязательных резервов изменялись по вкладам до востребования 12 раз, по срочным и сберегат. вкладам 6 раз.
Предпринимаемые неоднократно бурж. гос-вами попытки смягчить цикличность процесса экономич. развития, как правило, оканчиваются неудачей. За более чем полувековую историю активной К. п. выявилась ограниченность кредитных методов как стимуляторов экономич. роста. Особенно это проявилось в годы мирового экономич. кризиса 1929 - 33, когда значит. увеличение ден. резервов коммерч. банков не сопровождалось увеличением кредитных операций в связи с отсутствием спроса на кредит со стороны предпринимателей. Но всё же методы К. п. оказывают известное влияние на динамику экономич. развития, на процессы инвестирования капиталов, на масштабы операций кредитной системы, на финанс. мероприятия казначейства и отражаются на др. важных сферах хоз. жизни капиталистич. стран.
Недостаточная эффективность наиболее распространённых «общих» методов К. п. заставляет центр. банки всё шире использовать разного рода «селективные» (выборочные) методы контроля над операциями банковской системы. Эти мероприятия в сфере кредита носят более определённый жёстко очерченный адм. характер. Они направлены на регулирование отд. видов и форм кредитования. К ним относятся: установление предельного лимита учётных операций для различных категорий кредитных учреждений и даже для отд. банков, установление допустимых размеров кредитования операций с биржевыми ценными бумагами, регламентация условий потребительского кредита (размер первоначального взноса, сроки и т. п.). Число «селективных» методов К. п. неуклонно растёт, что свидетельствует о стремлении центр. банков расширить и укрепить своё влияние на кредитную систему.
К. п. в капиталистич. странах служит интересам монополистич. кругов и бурж. гос-ва. Так, проводившаяся в годы 2-й мировой войны и в послевоен. период политика «дешёвых денег» (обильный кредит, низкие процентные ставки) определялась в первую очередь стремлением облегчить размещение гос. займов и снизить процентные платежи по гос. долгу. Политика же «дорогих денег», выражающаяся во «вздувании» процента путём ограничения кредита часто намеренно форсировалась банковскими кругами с целью повышения доходности кредитных операций. Она проводилась гл. обр. по отношению к широким слоям населения капиталистич. стран - трудящимся, фермерам, мелким предпринимателям. Крупные же фирмы имели возможность нейтрализовать неблагоприятные последствия этой политики, перекладывая возросшую стоимость кредита на покупателей товаров.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 центр. банки капиталистич. стран пытались использовать К. п. для смягчения валютного кризиса и преодоления внешнеэкономич. трудностей. С этой целью в различных странах предпринимались попытки сдерживания инфляционных процессов, предотвращения утечки краткосрочных капиталов, применялась прямая интервенция на валютных рынках для поддержания курса своей валюты. Особенно широко такую К. п. проводили США и Великобритания.
Политика кредитных ограничений, проводимая центр. банками капиталистич. стран с целью замедления роста внутренних цен на товары и ликвидации различий в уровне процентных ставок в различных странах, обычно ухудшала внутреннюю экономич. конъюнктуру, вызывала застой произ-ва и увеличение безработицы. Так, в США антиинфляц. меры (сдерживание роста ден. массы, повышение процента и т. д.), к-рые проводила республиканская администрация в 1969 - 70 для улучшения позиций доллара на междунар. рынке капиталов, ускорили наступление экономич. спада, но в то же время они не устранили ни валютных трудностей, ни инфляц. роста цен внутри страны. Ещё более противоречивый характер носят мероприятия капиталистич. центр. банков в сер. 70-х гг., когда острая инфляция сочетается с серьёзным падением произ-ва и массовой безработицей.
В социалистич. странах К. п. направлена на развитие обществ. произ-ва и повышение его эффективности. На всех этапах существования Сов. гос-ва К. п. способствовала решению важнейших нар.хоз. задач, выполнению и перевыполнению заданий народнохозяйственных планов. Одним из первых революц. актов Сов. власти была национализация Госбанка и всего банковского дела, объявление его гос. монополией. Это создало необходимые условия для проведения единой гос. К. п. в качестве одного из активных факторов социалистич. переустройства общества. В. И. Ленин писал: «Банковая политика, не ограничиваясь национализацией банков, должна постепенно, но неуклонно направляться в сторону превращения банков в единый аппарат счетоводства и регулирования социалистически организованной хозяйственной жизни всей страны в целом» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 220).
В переходный период от капитализма к социализму К. п. была направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития и укрепления социалистич. уклада и вытеснения частного капитала из пром-сти и торговли. Так, в 1925 из общей суммы кредитных вложений в нар. х-во в размере 2502 млн. руб. на долю гос. предприятий приходилось 1939 млн. руб. (77,5%), на долю кооперации - 500 млн. руб. (20%) и на долю частного капитала - 63 млн. руб. (2,5%). Единая гос. К. п. играла в тот период особую роль в деле укрепления позиций социализма, т. к. методы прямого планирования нар. х-ва не получили тогда ещё полного развития.
В годы социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва К. п. была направлена на создание базы тяжёлой индустрии, способствуя мобилизации ден. ресурсов и накоплений в нар. х-ве и плановому перераспределению их в пользу важнейших отраслей и предприятий пром-сти. В области с. х-ва К. п. содействовала процессу кооперирования крест. х-в путём льготного кредитования производств. и сбытовой кооперации и всемерной финанс. поддержки колхозов,
Кредитная реформа 1930 - 32 способствовала дальнейшему совершенствованию механизма кредитования и расчётов и укрепила базу К. п. В ходе реформы была ликвидирована практика коммерч. кредитования, создававшая серьёзные препятствия для кредитного планирования. В итоге реформы краткосрочное кредитование и безналичные расчёты были сосредоточены в Госбанке СССР, что значительно повысило эффективность К. п. и привело к усилению банковского контроля за деятельностью хозяйственных предприятий (обращение векселей было ликвидировано). См. также Кредитные реформы.
Великая Отечественная война 1941 - 45 потребовала макс. мобилизации ден. ресурсов предприятий и населения для обеспечения обороны, финансирования строительства новых и налаживания работы эвакуированных предприятий. На режим льготного кредитования были переведены предприятия оборонной пром-сти. На освобождаемых в ходе войны от нем. оккупации территориях проводилась широкая программа кредитных мер, направленных на восстановление пром-сти, с. х-ва, транспорта, а также на развитие жил. строительства. В первые послевоен. годы К. п. была повсеместно направлена на решение задач по ликвидации последствий войны и переводу предприятий на произ-во мирной продукции. Большая кредитная помощь оказывалась колхозам и совхозам, в период войны находившимся на временно оккупированной территории, к-рым был причинён огромный ущерб. За 1946 - 50 объём краткосрочных кредитов с. х-ву возрос в 2,5 раза. В последующие годы К. п. гос-ва была направлена на ускорение развития всех отраслей нар. х-ва, повышение качественных показателей работы предприятий, мобилизацию внутренних резервов и снижение себестоимости продукции. Существенные изменения в характер взаимоотношений кредитной системы с х-вом страны внесло пост. Сов. Мин. СССР и ЦК КПСС от 21 авг. 1954 «О роли и задачах Государственного банка СССР». Госбанк начал проводить дифференцированную политику кредитования в зависимости от результатов хоз. и финанс. деятельности предприятий-клиентов. Хорошо работающим предприятиям при кредитовании предоставлялись льготы, а к плохо работающим (не выполняющим заданий по снижению себестоимости и планов накоплений, допускающим сверхплановые убытки и т. д.) применялись более жёсткие условия кредитования и в отд. случаях они переводились на особый режим кредитования и расчётов. Эти меры преследовали цель мобилизации внутр. резервов и способствовали повышению ответственности руководителей предприятий за их работу.
В решениях партии и пр-ва неоднократно подчёркивалась необходимость дальнейшего расширения и совершенствования кредитных отношений. В период осуществления хоз. реформы К. п. была направлена на наиболее эффективное использование кредитных ресурсов для развития прогрессивных отраслей и методов произ-ва, макс. увеличения выпуска необходимой нар. х-ву продукции, расширения платных услуг, повышения доходности предприятий и дальнейшего укрепления ден. обращения. Новая система планирования и экономич. стимулирования позволила более широко использовать кредитные операции для повышения эффективности обществ. произ-ва. Усиление роли кредита нашло, в частности, отражение в существенном расширении объектов банковского кредитования. В соответствии с пост. Сов. Мин. СССР от 3 апр. 1967 «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» предприятиям было рекомендовано ещё шире пользоваться ссудами Госбанка для образования нормативных запасов товарно-материальных ценностей и на выплату заработной платы в несезонных отраслях на условиях долевого участия собственных оборотных средств и банковского кредита. Расширилась практика использования кредита для налаживания новых производств и освоения новых видов продукции. Повысилась также роль кредитных отношений в осуществлении своеврем. расчётов за поставленную продукцию. В конце 60-х гг. значительно возросли кредитные вложения Госбанка в пром-сть, с. х-во и др. отрасли нар. х-ва.
Роль кредитных отношений возросла на стадии развитого социализма. Это определяется необходимостью и возможностью усиления воздействия банковских органов на более полную мобилизацию резервов производства и повышение его эффективности. На Госбанк СССР и Стройбанк СССР возложена задача при кредитовании предприятий и орг-ций усиливать воздействие на выбор наиболее эффективных объектов строительства и технич, перевооружения произ-ва, предоставляя преимущества в кредитовании объектам, обеспечивающим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетворение первоочередных нужд нар. х-ва.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.