Креативный учет

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Креативный учет
creative accounting). Использование таких способов и методов бухгалтерского учета, которые позволяют создать видимость достижения желаемого состояния компании, вместо того чтобы отражать действительность.

Источник: Финансовый менеджмент для неспециалистов

креативный учет
вид учета, при котором даже в случае соблюдения организацией всех правил ведения учета и составления отчетности результаты се деятельности все-таки получают пристрастную оценку (обычно завышенную). См. window-dressing.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ
(Creative Accounting) - совокупность операций учетного характера, имеющих целью представление имущественного и финансового положения фирмы в желаемом или целесообразном ракурсе, причем подобное приукрашивание не обязательно находится в рамках действующих регулятивов (вспомним, что в дореволюционном российском учете подобные процедуры назывались вуалированием баланса). Элемент креативности присутствует в учете всегда, однако его значимость, целевой характер и последствия могут в той или иной степени противоречить концепции достоверности и непредвзятости. Когда приукрашивание отчетных данных имеет целью скрыть определенные недостатки, финансовая отчетность формирует скорее желаемую, нежели фактическую картину о финансовом положении фирмы. К основным проявлениям креативного учета относятся: (а) манипулирование прибылью, (б) манипулирование оценками активов, (в) создание скрытых резервов, (г) создание забалансовых источников финансирования.
Понятие креативности было введено представителями англо-американской бухгалтерской школы в ходе разработки теории бухгалтерского учета в контексте агентской теории. Можно говорить о следующих двух причинах появления креативного учета: (а) разделение функций по управлению фирмой, проистекающих соответственно из права собственности (носители — собственники фирмы) и права оперативного управления активами фирмы (носители — топ-менеджеры фирмы); (б) принципиальная невозможность абсолютно строгого регулирования учета.
Смысл первой причины очевиден: учет и отчетность находятся под контролем администрации фирмы, а потому, отчитываясь о результатах своей работы перед собственниками фирмы путем представления отчетности, наемные топ-менеджеры стремятся по возможности завуалировать негативные и «выпятить» позитивные стороны имущественного и финансового положения управляемой ими фирмы. Что касается второй причины, то ее логика такова: безусловная однозначность в формировании картины об имущественном и финансовом положении фирмы возможна лишь в том случае, если будут однозначно регламентированы все возможные операции, задействованные в них оценки и методы отражения этих операций в учете. Поскольку подобное в принципе невозможно, всегда остается свобода действий в трактовке сути операции, применяемых оценок и методов учета; иными словами, невозможно регулировать все и вся.
Именно последнее обстоятельство дает основание некоторым ученым полагать, что креативный учет может применяться и исходя из позитивных побуждений (например, в регулятивах не прописаны методы учета некоторых новых активов, обязательств, операций, а потому бухгалтер вынужден отражать их по собственному усмотрению), а его проявление в этом качестве можно видеть в случае ведения учета и составления отчетности в соответствии с концепцией достоверности и непредвзятости (true and fair view). Тем не менее основная трактовка термина «креативность» имеет, как правило, негативный оттенок. Весьма образно о креативном учете именно в таком понимании высказался британский ученый И. Гриффитс (I. Griffiths): «Все компании ... совершают махинации с прибылью ... Всякий стоящий бухгалтер подтвердит, что это не голословное заявление» [Цит,: Мэтьюс, Перера, с. 457]. Иными словами, прибыль, показанная в отчетности, это всегда, образно говоря, «креатура», т.е. творение топ- менеджеров и бухгалтеров фирмы.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
3.20 мб

КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Устинова Я.И.
Предмет. Феномен креативного учета получил широкое распространение по всему миру, в связи с чем интерес представляет анализ его последствий.Цели.
Читать PDF
118.60 кб

КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЛИ ОТКРОВЕННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО?

Устинова Я.И., Шапошников А.А.
Данная статья рассматривает вопрос о понятии креативного учета. В ней изложены анализ термина «креативный учет», факторы, способствующие его развитию, и результаты его использования.
Читать PDF
3.76 мб

КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, МОТИВЫ И ТЕХНИКА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Устинова Я.И.
Предмет. Развитие бухгалтерского учета на рубеже XIX-ХХ вв. сопряжено с постоянным усложнением правил формирования показателей финансовой отчетности.
Читать PDF
1.28 мб

Креативный учет в контексте концепции достоверного и добросовестного взгляда: Pro et contra

Баранов П.П.
Предмет.
Читать PDF
173.36 кб

Как организовать учет интеллектуально-креативного капитала инновационно-активных организаций

Мельников О.Н., Абрамов Е.Г.
Основной задачей любого высокотехнологичного инновационно-активного предприятия является безусловное и экономически эффективное выполнение тех бизнес-задач, ради которых оно создавалось.
Читать PDF
264.91 кб

Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой комме

Солоненко Анна Александровна
Интегрированная учетная система является преобразователем экономической информации, которая в процессе полного учетного цикла перекодируется, передается, опредмечивается и является воспроизведением реальных экономических событий в
Читать PDF
130.02 кб

Повышение эффективности инновационной деятельности с учетом факторов, влияющих на креативность лично

Зенова Елена Сергеевна
Рассматриваются некоторые факторы влияния на креативность личности. Анализируются различные точки зрения исследователей данной области, приведены эмпирические и статистические показатели.
Читать PDF
170.01 кб

Основные принципы расширения возможностей учета нематериальных активов в условиях креативной экономи

Абрамов Е.Г.
Известно, что многие из объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам, в настоящее время невозможно подвергнуть бухгалтерскому учету.