Креативный учет
Креативный учет
creative accounting). Использование таких способов и методов бухгалтерского учета, которые позволяют создать видимость достижения желаемого состояния компании, вместо того чтобы отражать действительность.
Источник: Финансовый менеджмент для неспециалистов
креативный учет
вид учета, при котором даже в случае соблюдения организацией всех правил ведения учета и составления отчетности результаты се деятельности все-таки получают пристрастную оценку (обычно завышенную). См. window-dressing.
Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004
КРЕАТИВНЫЙ УЧЕТ
(Creative Accounting) - совокупность операций учетного характера, имеющих целью представление имущественного и финансового положения фирмы в желаемом или целесообразном ракурсе, причем подобное приукрашивание не обязательно находится в рамках действующих регулятивов (вспомним, что в дореволюционном российском учете подобные процедуры назывались вуалированием баланса). Элемент креативности присутствует в учете всегда, однако его значимость, целевой характер и последствия могут в той или иной степени противоречить концепции достоверности и непредвзятости. Когда приукрашивание отчетных данных имеет целью скрыть определенные недостатки, финансовая отчетность формирует скорее желаемую, нежели фактическую картину о финансовом положении фирмы. К основным проявлениям креативного учета относятся: (а) манипулирование прибылью, (б) манипулирование оценками активов, (в) создание скрытых резервов, (г) создание забалансовых источников финансирования.
Понятие креативности было введено представителями англо-американской бухгалтерской школы в ходе разработки теории бухгалтерского учета в контексте агентской теории. Можно говорить о следующих двух причинах появления креативного учета: (а) разделение функций по управлению фирмой, проистекающих соответственно из права собственности (носители — собственники фирмы) и права оперативного управления активами фирмы (носители — топ-менеджеры фирмы); (б) принципиальная невозможность абсолютно строгого регулирования учета.
Смысл первой причины очевиден: учет и отчетность находятся под контролем администрации фирмы, а потому, отчитываясь о результатах своей работы перед собственниками фирмы путем представления отчетности, наемные топ-менеджеры стремятся по возможности завуалировать негативные и «выпятить» позитивные стороны имущественного и финансового положения управляемой ими фирмы. Что касается второй причины, то ее логика такова: безусловная однозначность в формировании картины об имущественном и финансовом положении фирмы возможна лишь в том случае, если будут однозначно регламентированы все возможные операции, задействованные в них оценки и методы отражения этих операций в учете. Поскольку подобное в принципе невозможно, всегда остается свобода действий в трактовке сути операции, применяемых оценок и методов учета; иными словами, невозможно регулировать все и вся.
Именно последнее обстоятельство дает основание некоторым ученым полагать, что креативный учет может применяться и исходя из позитивных побуждений (например, в регулятивах не прописаны методы учета некоторых новых активов, обязательств, операций, а потому бухгалтер вынужден отражать их по собственному усмотрению), а его проявление в этом качестве можно видеть в случае ведения учета и составления отчетности в соответствии с концепцией достоверности и непредвзятости (true and fair view). Тем не менее основная трактовка термина «креативность» имеет, как правило, негативный оттенок. Весьма образно о креативном учете именно в таком понимании высказался британский ученый И. Гриффитс (I. Griffiths): «Все компании ... совершают махинации с прибылью ... Всякий стоящий бухгалтер подтвердит, что это не голословное заявление» [Цит,: Мэтьюс, Перера, с. 457]. Иными словами, прибыль, показанная в отчетности, это всегда, образно говоря, «креатура», т.е. творение топ- менеджеров и бухгалтеров фирмы.
Понятие креативности было введено представителями англо-американской бухгалтерской школы в ходе разработки теории бухгалтерского учета в контексте агентской теории. Можно говорить о следующих двух причинах появления креативного учета: (а) разделение функций по управлению фирмой, проистекающих соответственно из права собственности (носители — собственники фирмы) и права оперативного управления активами фирмы (носители — топ-менеджеры фирмы); (б) принципиальная невозможность абсолютно строгого регулирования учета.
Смысл первой причины очевиден: учет и отчетность находятся под контролем администрации фирмы, а потому, отчитываясь о результатах своей работы перед собственниками фирмы путем представления отчетности, наемные топ-менеджеры стремятся по возможности завуалировать негативные и «выпятить» позитивные стороны имущественного и финансового положения управляемой ими фирмы. Что касается второй причины, то ее логика такова: безусловная однозначность в формировании картины об имущественном и финансовом положении фирмы возможна лишь в том случае, если будут однозначно регламентированы все возможные операции, задействованные в них оценки и методы отражения этих операций в учете. Поскольку подобное в принципе невозможно, всегда остается свобода действий в трактовке сути операции, применяемых оценок и методов учета; иными словами, невозможно регулировать все и вся.
Именно последнее обстоятельство дает основание некоторым ученым полагать, что креативный учет может применяться и исходя из позитивных побуждений (например, в регулятивах не прописаны методы учета некоторых новых активов, обязательств, операций, а потому бухгалтер вынужден отражать их по собственному усмотрению), а его проявление в этом качестве можно видеть в случае ведения учета и составления отчетности в соответствии с концепцией достоверности и непредвзятости (true and fair view). Тем не менее основная трактовка термина «креативность» имеет, как правило, негативный оттенок. Весьма образно о креативном учете именно в таком понимании высказался британский ученый И. Гриффитс (I. Griffiths): «Все компании ... совершают махинации с прибылью ... Всякий стоящий бухгалтер подтвердит, что это не голословное заявление» [Цит,: Мэтьюс, Перера, с. 457]. Иными словами, прибыль, показанная в отчетности, это всегда, образно говоря, «креатура», т.е. творение топ- менеджеров и бухгалтеров фирмы.