Коносамент

Найдено 44 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коносамент
документ, содержащий условия договора морской перевозки.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

коносамент
документ, выдаваемый капитаном морского судна в удостоверение принятия им к перевозке определенного груза.

Источник: Справочный коммерческий словарь

КОНОСАМЕНТ
документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Коносамент
документ, содержащий условия перевозки груза. Играет роль расписки перевозчика в приеме груза, грузовой накладной.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

коносамент
транспортная накладная подготовленный грузоотправителем документ, которым перевозчик подтверждает получение товаров и который служит товарораспорядительным документом.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

КОНОСАМЕНТ
документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю.

Источник: Термины рыночной экономики

КОНОСАМЕНТ
документ, транспортная накладная, выданная перевозчиком грузоотправителю о принятии груза к отправке морским путем и передаче его в порту назначения непосредственно указанному в документе грузополучателю. Представляет собой один из видов ценных бумаг.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Коносамент
(фр. connaissement) – расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю расписки.

Источник: Словарь по менеджменту.

Коносамент
документ, в котором содержатся основные сведения о грузе, сданном перевозчику, важнейших условиях его перевозки. Необходимость предъявления коносамента – обычное условие контрактов, без соблюдения которого продавец, как правило, не может получить в банке платежи за товар.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

Коносамент
товарораспределительный документ, дающий краткое описание товаров и условий перевозки; подписывается владельцем судна и отправляется получателю груза (дает право на получение груза); может быть документом на предъявителя, именным, в виде приказа отправителя или получателя (ордерной).

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

КОНОСАМЕНТ
документ, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз грузополучателю. Существуют три вида КОНОСАМЕНТА: именной, ордерный, на предъявителя. Возможность передачи КОНОСАМЕНТА другому лицу придает ему характер товарораспорядительного документа.

Источник: Большой финансовый словарь

коносамент
товарораспорядительный документ на отгружаемые товары, в котором приводятся описание товара и условия перевозки; подписывается владельцем судна и отправляется получателю груза (дает право на получение груза); может быть документом на предъявителя; см. order bill of lading; straight bill of lading.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

Коносамент

Контракт между экспортером и транспортной компанией, в котором последняя обязуется транспортировать товар на определенных условиях, которые ограничивают ее ответственность. Это - документ, подтверждающий получение товара экспортером, а также свидетельство того, что товар был или будет получен.

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

Коносамент
неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю; документ стандартной формы, который используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую право владения перевозимым грузом, товаром.

Источник: Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

Коносамент

от фр. connaisement документ
выдаваемый перевозчиком груза отправителю, подтверждающий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. К. является договором о перевозке груза, заключаемым между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам К. является ценной бумагой.

Источник: Бизнес-словарь

Коносамент
документ, определяющий условия контракта между грузоотправителем и транспортной компанией, по которому груз надлежит перевезти между оговоренными пунктами за оговоренную плату. Обычно готовится грузоотправителем или его агентом на формах, предоставленных перевозчиком, служит свидетельством титула собственности, договором на перевозку и распиской в отношении грузов.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

КОНОСАМЕНТ
документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Выдастся организацией-перевозчиком при приеме груза к перевозке. Содержание К., порядок его составления и выдачи определяются кодексом торсового мореплавания Союза ССР. К. служит доказательством заключения договора морской перовозки, является документом, удостоверяющим прием перевозчиком указанного в нем груза, служит товарораспорядительным документом. Наибольшее значение имеет во внешней торговле.

Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985

КОНОСАМЕНТ
В страховании океанских и морских перевозок и в страховании внутренних перевозок: документ, определяющий условия договора перевозки груза между отправителем и перевозчиком груза, в котором также предусмотрены обязанности перевозчика и его ответственность за переданное ему имущество. Коносамент исполняет три основные функции, выступая в качестве: доказательства заключения договора перевозки; средства передачи права на товар третьим лицам во время транзита; расписки в получении.

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

Коносамент
(фр. connaissement; англ. bill of lading) – разновидность ценных (товарных) бумаг; расписка агента транспортной фирмы (судна, самолета) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. В нем указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров.

Источник: Внешнеэкономическая деятельность в таблицах схемах рисунках графиках.

Коносамент
(фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L,BOL)-транспортная расписка-документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет одновременно несколько функций: расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ. Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016

КОНОСАМЕНТ
(фр. conaissement) — документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза и относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают ценными, с указанием имени получателя груза, ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя, «на предъявителя», согласно которому груз выдается предъявителю коносамента.

Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.

КОНОСАМЕНТ
ценная бумага, документ, выдаваемый перевозчиком, удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать законному держателю. К. бывают: 1) именные, в которых указан определенный получатель груза; 2) ордерные, содержащие указание «приказу отправителя» или «приказу получателя»; 3) на предъявителя К. составляется обычно в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. При выдаче груза по одному остальные теряют силу.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

КОНОСАМЕНТ
расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю К. В торговом обращении К. – важнейший юридический документ, который удостоверяет наличие договора перевозки и конкретизирует его условия. К. является ценной бумагой, передача которой осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза.

Источник: Экономический словарь.

Коносамент
(bill of lading, 提货单)-документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем; расписка, которую перевозчик оформляет для заказчика транспортировки с целью удостоверения в принятии товара к грузоперевозке. В коносаменте содержатся обязательства по передаче товара получателю. Иными словами, коносамент-это договор о перевозке груза между компанией, оказывающей экспедиторские услуги, и отправителем. Коносамент считается ценной бумагой и может быть оформлен как именной, ордерный или «для предъявителя».

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

КОНОСАМЕНТ
документ, определяющий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза в международном судоходстве. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю К., который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза, подтверждает наличие договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем, представляет грузоотправителю или иному обозначенному в нем лицу право распорядиться грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа, т.е. является товарораспорядительным документом.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

КОНОСАМЕНТ
(Bill of Lading) — товарораспорядительный документ, с помощью которого оформляется морская транспортировка грузов. Перечень обязательных реквизитов и условия составления этого документа определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора между ними. Как ценная бумага коносамент может быть именным (указано наименование конкретного получателя груза), ордерным (груз выдается по приказу отправителя, получателя или банка), на предъявителя (грузополучателем может быть любое лицо, предъявившее этот документ).

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006

КОНОСАМЕНТ
(англ. bill of lading, way bill, consigment note, B/L ) – документ, устанавливающий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза в международном судоходстве. К. выдастся перевозчиком отправителю, подтверждает получение груза для транспортировки морем, является доказательством договора перевозки, а также товарораспределительным документом. В К. указываются условия договора и вытекающие из этих условий основные обязательства сторон. К. – документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю, содержащий условия договора по перевозке груза морским транспортом. Транспортная накладная.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

коносамент
документ, который подтверждает наличие договора перевозки груза морским путем и принятие или погрузку груза перевозчиком и по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа. Подобным обязательством является наличие в документе положения о том, что груз должен быть доставлен по приказу указанного лица, или по приказу, или предъявителю (Конференция Организации Объединенных Наций по морским перевозкам). Примечание: в некоторых странах, например, в Канаде и СоединенныхШтатах Америки, термин „Bill of Lading“ («коносамент») используется для обозначения понятия «оборотный коносамент» (ЕЭК ООН/ФАЛ).

Источник: Упрощение процедур торговли: англо-русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание). Нью-йорк Женева Москва.

КОНОСАМЕНТ
документ, подтверждающий отправку грузоотправителем какого - либо груза, как правило, морским путем. Определяет взаимоотношения перевозчика и грузовладельца. По существующим правилам после приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент, который является доказательством приема указанного в нем груза и наличия договора о перевозке. В документе указывается: наименование транспортного средства перевозчика, отправителя, получателя, место приема и погрузки, назначение груза, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи (фрахт); время и место выдачи документа. Выписывается владельцем судна, оригинал отсылается грузополучателю, а копии остаются у капитана судна и отправителя груза.

Источник: Экономический словарь

Коносамент
документ установленной формы, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимого водным путем, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю. Оригиналы коносаментов в международной торговой практике служат товарораспорядительными и расчетными документами. При перевозке грузов на линейных судах, в отсутствие чартер-партии, коносамент выполняет роль договора морской перевозки. Коносаменты бывают: именными, т.е. выпи санными на определенного грузополучателя; ордерными, выданными приказу получателя; предъявительскими. Сквозной коносамент-это транспортный документ, покрывающий перевозку груза до окончательного пункта назначения, включая перевалку в промежуточном порту.

Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016

КОНОСАМЕНТ
Документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским судном. Служит следующим целям: 1) удостоверяет принятие перевозчиком груза к перевозке; 2) является товарораспорядительным документом, т. е. служит основанием для продажи товара, который находится в пути; 3) является единственным доказательством наличия договора перевозки на регулярных морских линиях. Содержит сведения: название судна и его владельца, тоннаж судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумма фрахта и место его уплаты, число выданных экземпляров коносамента. Коносамент бывает: именной, ордерный, на предъявителя, прямой, сквозной. Товарораспорядительным может быть только один из коносаментов, имеющих пометку «оригинал».

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Коносамент
коносаментом называется документ (фрахтовый договор), подписанный капитаном парохода или представителем пароходного общества, которым удостоверяется принятие на пароход определенного груза для доставки его по назначению и определённому сроку. Коносамент дает право на получение груза по его прибытии на место назначения, но он не определяет принадлежности груза обладателю документа; в виду этого, коносамент может быть передаваем другому лицу. При фрахтовом договоре судохозяин обязывается сдать груз в. таком виде, в каком он был принят им; ответственность за его гибель или повреждение груза отпадает лишь в том случае, если будет доказано, что несчастный случай произошел не по его вине. Вознаграждение за перевозку груза (фрахт) устанавливается по весу или объему,

Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925

КОНОСАМЕНТ
1) документ, согласно которому капитан судна признает, что он получил груз и обязуется перевезти его по назначению и предоставить его в распоряжение любого лица, которое предъявит ему этот коносамент. Этот документ, представляющий собой свидетельство на право владения грузом, играет важную роль в области морских перевозок и в использовании документарного аккредитива. К. может также служить контракт на речную или воздушную перевозку. Для наземных видов транспорта соответствующими К. документами являются международная транспортная накладная или почтовая квитанция; 2) документ, подтверждающий принятие на борт судна груза и обязывающий выдать его грузополучателю. Является распиской перевозчика и доказательством о приемке груза. Содержит основные условия перевозки. Служит ценной бумагой.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

КОНОСАМЕНТ

документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, фирмой. Коносамент относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают: именными, с указанием имени получателя груза; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; "на предъявителя", согласно которому груз выдается предъявителю коносамента. Коносамент называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Коносамент

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.
В коносаменте указываются:
- наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);
- наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;
- место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);
- наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;
- количество мест и/или вес и/или объем груза;
- данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;
- количество составленных экземпляров коносамента;
- подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

КОНОСАМЕНТ
расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю К. В торговом обращении К. - важнейший юридический документ, который удостоверяет наличие договора перевозки и конкретизирует его условия. К. является ценной бумагой, передача которой осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчика, отправителя, получателя, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Застрахованный коносамент включает в себя страховой полис.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

КОНОСАМЕНТ
товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза (статья 2 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь). Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет одновременно несколько функций: расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ. Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары. Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Источник: Таможенное дело. Толковый словарь

КОНОСАМЕНТ
важнейший документ в коммерческих операциях; представляет собой свидетельство морской перевозки, которое выдается перевозчиком груза или лицом, уполномоченным им, на партию товара, принятую им для отправки водным путем. В Нем оговорены соответствующие условия транспортировки товара. К. является ценной бумагой; он олицетворяет товар, отправленный водным путем. Только владелец К. может распоряжаться товаром. В большинстве случаев К. выставляется как оборотный документ, т.е. его можно передать посредством индоссамента (передаточной надписи). Как правило, К. выдается в нескольких экземплярах (оригинал и копии).
Различают три вида К.; бортовой К. — выставляется после того, как товар погружен на борт; содержит конкретные данные о том, когда и на борт какого судна отправлен товар; К. на груз, принятый к перевозке, лишь подтверждает тот факт, что перевозчик принял товар, предназначенный к перевозке; сквозной К. покрывает весь путь товара, который перегружается с одного судна на другое или доставляется различными транспортными средствами (судном или железной дорогой).

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000

КОНОСАМЕНТ
(фр. connaissement) - документ, содержащий условия договора перевозки груза морем; расписка, выдаваемая капитаном судна или агентом морского транспортного предприятия (пароходства) грузоотправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать адресату (грузополучателю). Могут быть имен и ы м и - с указанием конкретного получателя груза, ордерными, содержащими указание (приказ) отправителя или получателя, и на предъявителя. Составляются обычно в нескольких экземплярах и их количество указывается в каждом из них. При выдаче груза (товара) по одному из них остальные теряют юридическую силу. К. содержит основные реквизиты: наименование судна и перевозчика; места приема или погрузки груза; наименование отправителя; место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или отправки судна; наименование получателя и груза, имеющиеся на нем марки, число мест или количество и (или) вес, объем, фрахт к яр., причитающиеся перевозчику платежи; время и место выдачи Кд подпись капитана судна. Его функции: расписка в получении груза; товарораспределительный документ в международной торговле; доказательство наличия и содержание договора о перевозке, определяющее одновременно правовые отношения между перевозчиком груза и его получателем.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

КОНОСАМЕНТ
1) расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю К. В торговом обращении К. - важнейший юридический документ, который удостоверяет наличие договора перевозки и конкретизирует его условия. К. является ценной бумагой, передача которой осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерной К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчика, отправителя, получателя, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Застрахованный К. включает в себя страховой полис; - документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. Указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или приказу, или предъявителю, представляет собой такое обязательство;3) - товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

КОНОСАМЕНТ
1) транспортная накладная, товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю и удостоверяющий принятие груза к перевозке, а также содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его грузополучателю. К. предоставляет его держателю право распоряжения грузом и является ценной бумагой. К. удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить груз после завершения перевозки. При составлении К. в нескольких подлинных экземплярах выдача груза по первому предъявленному К. прекращает действие остальных экземпляров. Передача К. или иного товарораспорядительного документа в руки нового держателя приравнивается к передаче вещи (груза, указанного в К. или ином документе) в собственность этого лица. Таким образом, К. выполняет функции: документа, подтверждающего заключение и наличие договора перевозки между отправителем и перевозчиком; документа, подтверждающего, что перевозчик принял груз к перевозке; документа, позволяющего получить груз от перевозчика лицу, которое указано в К. К. бывают именными, на которых указывается конкретный грузополучатель; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу грузоотправителя или грузополучателя, «на предъявителя», в соответствии с которым груз выдается предъявителю коносамента. Отправитель груза может потребовать его выдачи до отхода судна либо в промежуточном порту себе или тому лицу, которое указано в К., при условии предъявления перевозчику всех экземпляров К. Такое же право принадлежит любому лицу, являющемуся законным держателем всех экземпляров коносамента. Переуступка К. совершается по общим правилам, применяемым ко всяким соответствующим ценным бумагам. Вместе с переуступкой (залогом) переуступается (закладывается) право распоряжения грузом, которое переходит на приобретателя (залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства); 2) документ, содержащий условия договора морской перевозки; расписка, выдаваемая капитаном судна грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке с обязательством доставить его грузополучателю.

Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999

КОНОСАМЕНТ
(bill of lading)—документ, выдаваемый перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю. Кроме функции расписки в принятии груза к перевозке, К. выступает в роли товарораспорядительного документа (см.), а также является доказательством наличия и содержания договора морской перевозки (см.) Поскольку содержание К. определяет правоотношения между перевозчиком и грузовладельцем, условия какого-либо договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя груза лишь в том случае, если в К. сделана ссылка на тот документ, в котором они изложены. К. может быть составлен: на имя определенного получателя (именной); приказу отправителя или получателя (ордерный) и на предъявителя. По именному К. груз выдается в порту назначения указанному в нем получателю либо на основании передаточной надписи (см.) последнего другому лицу, предъявившему такой К. По советскому законодательству (ст. 126 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР — см.) передача получателем именного К. может иметь место только в порядке, установленном для передачи долгового требования (см. Уступка требования). По ордерному К. груз выдается его отправителю или получателю либо согласно их приказу иным лицам. Передача ордерного К. совершается по именной или бланковой (без обозначения лица, в пользу которого она сделана) передаточной надписи. К. составляется обычно в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. При выдаче грузов по одному из экземпляров К. остальные теряют силу. Обязательные реквизиты К. устанавливаются законодательством. В соответствии со ст. 124 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР К. должен содержать следующие обязательные данные: наименование судна и перевозчика, место приема или погрузки груза, наименование отправителя, место назначения, наименование получателя или указание, чьему приказу выдан К., наименование груза (с указанием количества и имеющихся на нем марок), размер фрахта (см.) и других причитающихся перевозчику платежей, время и место выдачи К. и количество выданных подлинных экземпляров, подпись капитана или иного представителя перевозчика. Кроме того, обычно в К. содержатся и другие условия, отражающие особенности перевозки некоторых грузов, законодательства стран погрузки и выгрузки, и направления перевозки. Как правило, все проформы К. содержат на оборотной стороне отпечатанные типографским способом стандартные условия перевозки, принятые в торговом мореплавании. К ним относятся, обычно: толкование принятых в К. терминов (перевозчик, груз, держатель); условия о юрисдикции, первостепенности закона, девиации (см.), лихтеровке (см.), опционе (см.). залоговом праве (см.), общей аварии (см.) и спасании, фрахте и расходах; оговорка о замене судна (см. Субститут), перегрузка и экспедиции, а также ряд других условий, характерных для сферы применения данной проформы К. В практике международного судоходства применяется большое количество стандартных форм К. При перевозке грузов на советских судах в заграничном плавании предпочтительно применение советских К. формы КЭ-2.4.Т и КЭ-2.4.Л. Однако в ряде случаев при перевозке грузов между иностранными портами это встречает возражения со стороны грузовладельцев. При таких обстоятельствах предпочтение следует отдать К., разработанным Балтийской и международной морской конференцией (БИМКО). К ним относятся: «Конджен-бил» (Congenbill), в основном применяемый при перевозке грузов по чартеру (см.) «Дженкон»; «Дженбил» (Genbill), предназначенный для перевозок, совершаемых без чартера; «Конлайнбил» (Conlinebill), предназначенный специально для перевозок грузов на судах регулярных линий; «Конлайнтрубил» (Conlinethroughbill), применяемый при перевозке грузов на линейных судах в прямом сообщении с перевалкой с одной линии на другую. К., рекомендованные БИМКО, в равной степени обеспечивают интересы перевозчиков и грузовладельцев и широко применяются в практике торгового мореплавания. Основные положения, определяющие права, а также объем ответственности судовладельцев при перевозках грузов по К., предусмотрены Гаагскими правилами (см.).

Источник: Краткий морской коммерческий словарь-справочник.

КОНОСАМЕНТ
англ. bill of lading; фр. connaissement) – документ, составленный по определенной согласованной форме и применяемый при морских перевозках грузов. Правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется с помощью положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ); нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апр. 1999; Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, подпис. в Брюсселе 25 авг. 1924; Протокола об изменении Конвенции о коносаментах 1924, принятого в Брюсселе 23 февр. 1968; Протокола 1968 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, принятой 30 марта 1978 (Гамбургские правила 1978); Международных правил толкования торговых терминов 2000 и др. нормативно-правовых актов, а также междунар. договоров России и обычаев делового оборота. Применение норм междунар. конвенций (договоров, соглашений) обусловлено участием в них России и (или) включением этих норм в отеч. законодательство (напр., § 3 гл. 8 КТМ РФ воспроизводит осн. положения Конвенции о коносаментах 1924, в применяемых российской стороной коносаментах содержатся условия, соотв. нормам Конвенции с учетом последующих дополнений и изменений). Особенно это важно учитывать в междунар. морских перевозках по К. В практике перевозок также применяются междунар. обычаи и правила, на к-рые при оформлении К. следует обязательно делать ссылки, иначе они не имеют юридич. силы. К ним относятся: Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, правила и обычаи морских портов (имеются в каждом порту) и т.п. Конкретные нормативно-правовые акты применяют в зависимости от того, что представляет собой К.: товарораспорядит. документ на груз, на основании к-рого владельцу предоставляется возможность распоряжаться этим документом так же, как и самим грузом (залог, купля–продажа и др.); расписку о принятии груза перевозчиком на борт судна; доказательство заключения договора мор. перевозки. Согласно ст. 143 ГК РФ К. отнесен к ценным бумагам, на него распространяется действие гл. 7 ГК РФ (регламентирующей требования к ценной бумаге, субъекты прав, ею удостоверяемых, передачу прав и исполнение по ценной бумаге, ее восстановление). В п. 2 ст. 785 ГК РФ подтверждается целесообразность договора о перевозке посредством составления и выдачи отправителю груза К. или иного документа, предусмотр. соотв. трансп. уставом или кодексом. Эта отсылка к трансп. законодательству означает применение КТМ РФ, в частн., его ст. 142–149. Различают линейный и чартерный К. В линейном подробно излагаются условия договора мор. перевозки, осуществляемой по заранее определ. расписанию на судоходных линиях между определ. портами. С его помощью регулируют взаимоотношения перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза. Чартерный применяется в трамповых перевозках (англ. tramp – бродяга; трамповая перевозка – без расписания, не на линии). В этом случае чартер регулирует правоотношения перевозчика и получателя груза, а К., выдав. отправителю, служит распиской о принятии груза на борт судна, а также товарораспорядит. документом. Условия К. должны совпадать с условиями чартера, к-рый обладает приоритетом перед К. Перечень включаемых в К. данных, определяемый ст. 144 КТМ РФ, не является исчерпывающим: по соглашению сторон он может быть расширен, в него могут быть включены иные данные и оговорки. Подписанный капитаном судна К. считается подписанным от имени перевозчика. В зависимости от того, в какой момент выдан К. (до погрузки груза на борт судна или после погрузки), различают К. бортовой и небортовой. Допускается обмен небортового К. на бортовой. Это важно для банков, т.к. ст. 18 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов предусматривает, что при отсутствии в аккредитиве др. указаний К. должен подтверждать наличие груза на борту судна. КТМ РФ предусматривает три вида К. как ценных бумаг: именной, ордерный, предъявительский. Именной К. передается по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установл. для уступки требования; ордерный – по именным или бланковым передаточным надписям; предъявительский – посредством простого вручения. «Чистым» называют К. без оговорок о дефектах груза. На «чистоту» К. не влияет оговорка «качество неизвестно». Иногда применяется практика выдачи в обмен на «чистый» К. «гарантийных писем», содержащих обязательство отправителя возместить перевозчику ущерб в случае возложения на него ответственности за принятый к перевозке поврежд. груз. Оговорка «количество неизвестно», внесенная в К., не снимает с перевозчика ответственность за груз, но обязывает предъявителя К. доказать, что имела место вина перевозчика в недостаче груза, а не вина отправителя. В К. чаще всего указывается лишь характеристика внешнего вида груза (напр., «погружен во внешне хорошем виде и состоянии» – тем самым констатируется только факт внешнего осмотра перевозчиком груза без принятия обязательства доставки его в таком же состоянии). Согласно ст. 145 КТМ РФ, если в К. не указано внешнее состояние груза, считается, что оно хорошее

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

КОНОСАМЕНТ
BILL OF LADING
Расписка, выданная перевозчиком, выступающим в качестве получателя груза, подтверждающая, что он получил перечисленные в расписке товары от указанного в ней отправителя для транспортировки в указанное место назначения указанному грузополучателю или в соответствии с приказом любого лица. Кроме выполнения роли расписки, выданной в подтверждение приема груза, и документа, при посредстве к-рого оформляется договор перевозки груза, К. выполняет функции идентификации (полное описание груза, участвующих сторон, маршрута и т. д.) и функцию информации (как источник данных для подготовки др. документов морским перевозчиком)Выступая в качестве расписки, подтверждающей получение груза (товаров), К. должен содержать такое описание груза (товаров), чтобы его можно было незамедлительно идентифицировать. Он не должен вызывать сомнение о количестве груза или указывать на его ненадлежащее состояние и (или) дефекты его упаковки, а также не должен содержать условий об ограничении ответственности перевозчика (напр., таких оговорок, как `заявленное как существующее`, `погрузка и счет грузоотправителя` и т. д. Др. словами, К. должен быть `чистым`.Выступая в качестве документа, позволяющего оформить договор перевозки, К. должен содержать подписи перевозчика или его агента и содержать указание пунктов отправки и назначения груза.Функции К. как товарораспорядительного документа, т. е. документа, к-рый подтверждает право собственности на груз, зависят от типа К. Федеральный закон о К. проводит четкое различие между именным и ордерным К. Первый указывает на то, что товары должны быть отгружены или доставлены указанному грузополучателю, и используется главным образом для перевозок внутри страны; второй определяет отгрузку товаров по приказу любого лица и используется как для внутренних, так и зарубежных перевозок. Исходя из этого, именной К. должен быть помечен как `необоротный`; такая же пометка должна содержаться и в его копии. Право собственности на товар принадлежит грузополучателю и при передаче своего права посредством индоссамента, или поставки; собственники не могут передавать правовой режим собственности больший, чем им принадлежал. Т. о., кредитор по именному К. на имя неправомерного лица лишен защиты даже в случае добросовестного кредитования и в отсутствие осведомленности о нарушении права собственности. Напротив, ордерный К. может быть оборотным, и когда он индоссирован должным образом, любой его добросовестный владелец имеет безоговорочное право на владение товарами. Т. о., ордерный К. может быть хорошим банковским обеспечением.Инциденты с правовыми последствиями по К. контролируются Федеральным законом о К., принятым 29 августа 1916 г. и вступившим в силу с 1 января 1917 г. с поправками; Законом о единой транспортной накладной (Uniform Bill of Lading Act) (дейсding Act) (действующим на территории 29 штатов и на Аляске); Федеральным законом о перевозке грузов морем 1936 г. (Federal Carriage of Goods by Sea Act), а также Законом о единообразии продаж (Uniform Sales Act) (действующим в 34 штатах, округе Колумбия и двух территориях). Закон о перевозке грузов морем содержал основное положение в отношении К. по морским перевозкам, т. е. это означало, что подобный К. подлежит регулированию на основании положений Гаагских правил (принятых на международной конференции в Гааге в 1921 г.). Авиагрузовая накладная является соглашением об отправлении и доставке между воздушным перевозчиком и грузоотправителем; если отправка груза осуществляется ж.-д. экспресс-агентством или др. экспресс-агентством, то авиагрузовая накладная выдается этим агентством. Содержание единой авиагрузовой накладной в международной торговле определяется положениями раздела III Соглашения о воздушных перевозках (Air Transportation Convention (Warsaw, 1929), к-рое было декларировано президентом США в 1934 г. В отношении грузов, отправляемых на экспорт, по перевозкам внутри страны будет выдаваться ж.-д., воздушным или автомобильным транспортным агентом для транспортировки товаров в пункт отгрузки, в то время как К. на паромные перевозки, а также трансокеанские авиагрузовые К. будут обмениваться (заменяться) на К. на перевозки внутри страны.Единообразный торгово-коммерческий кодекс, подготовленный уполномоченными по единообразным законам и Амер. институтом права и представленный для утверждения штатами начиная с 1953 г., в целом повторяет формулировки и модернизирует межштатные правила, регулирующие документы на право собственности, включая Закон о складских накладных, Закон о транспортных накладных и Закон о продажах. Статья 7 Кодекса, касающаяся складских накладных, К. и др. титульных документов, разрешает конфликты, возникающие при толковании штатами Закона о единой транспортной накладной, а Федеральный закон о К. регулирует отношения по перевозке грузов между штатами. Для того чтобы быть применимым для регулирования отношений по перевозке грузов в заграничном сообщении и между штатами, Кодекс должен быть введен в действие на федеральном уровне.Единые межштатные накладные на отгрузку товаров по ж. д. предписаны Комиссией по торговле между штатами, напр., единая накладная для внутренних перевозок, единая экспортная и единая накладная на перевозку скота. Эти формы, соответствующие требованиям Федерального закона о транспортной накладной, в свою очередь повлияли на формы штатных накладных, применяемых для межштатных перевозок. Гос. К. предписаны гос. стандартными формами для коммерческих перевозок гос. учреждениям в случаях, когда гос-во оплачивает расходы по фрахту. Обязательства судоходных компаний в соответствии с К. на перевозку грузов, в соответствии с международной торговлей, а не торговлей внутри страны, регулируются Федеральным законом о перевозке грузов морем. Отношения по речным перевозкам грузов относятся к юрисдикции Комиссии по торговле между штатами и регулируются Законом о торговле между штатами, касающимся обязательств по перевозке. Поправка Кармака (1906) (Carmack Amendment) и Поправка Камминза (Cummins Amendment) (1915-1916). В связи с законодательством правовой статус публичных перевозчиков определяется нормативами предельного права в отношении обязательств, ответственность по к-рым ограничивается в размере, устанавливаемом судом. На Седьмом Конгрессе международной торговой палаты в 1938 г. нормативные правила по документарным аккредитивам, к-рые соблюдаются отделами международных операций амер. банков, были приняты представителями США и 12 др. стран.Прежде чем принять К. в качестве обеспечения обязательства, необходимо тщательно рассмотреть следующие элементы К.:1) дата, к-рая должна быть достаточно близкой к текущему моменту, чтобы не создалось впечатление, что товар уже был доставлен (накладная не должна `устареть` - датирование прошедшим числом может вызвать подозрение в мошенничестве);2) имя выдавшего документ перевозчика, к-рый должен быть ответственной ж.-д., авиатранспортной или судоходной компанией;3) пункты отправления и назначения груза;4) имена грузоотправителя и грузополучателя (в ордерном К. имена этих сторон могут быть те же самые, и в таком случае грузоотправитель должен сделать индоссамент на бланке или специальный индоссамент, для того чтобы передать право собственности его держателю);5) описание груза, к-рое должно быть ясным и соответствовать, в случае морского К., связанным с ним документам, напр. счету-фактуре продавца, свидетельству о происхождении товара, консульскому документу, свидетельству о весе и досмотре и т. д.;6) нахождение груза в партиях, к-рый, будучи определен как партия груза, должен быть полностью укомплектован, будь то две, три или четыре партии;7) обязательство перевозчика, к-рое должно быть четко определено с целью определения ограничений по нему. В Юр. словаре Блэка (Black`s Law dictionary) содержатся следующие термины, относящиеся к К.Бортовой коносамент (On board bill). К., свидетельствующий о том, что погрузка завершена.Коносамент на доставку за рубеж (Overseas bill). В случае, если запродажный контракт предусматривает поставку за рубеж и содержит условия СИФ (C.I.F.), или С и Ф (C. & F.), или ФОБ (F.O.B.), продавец, если не имеется др. договоренностей, должен получить оборотный К., подтверждающий, что товары были погружены на борт или, как в случае условия СИФ, С и Ф, или ФОБ, получены для погрузки раздел 2-323(1).Коносамент на определенное лицо (Straight bill). К., в к-ром указано, что груз доставляется указанному лицу.Коносамент с оговорками (нечистый коносамент) (Foul bill). К., содержащий указание на то, что полученные перевозчиком товары имели дефекты.Накладные в комплекте (Bills in a set). Серия К., каждый из к-рых имеет свой номер, удостоверяющий тот факт, что какой-либо К. имеет силу при условии, что груз не был доставлен по др. накладной (раздел 7-304 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).Морской коносамент (Ocean bill). Оборотный К., применяемый при морских перевозках.Оборотный коносамент (Negotiable bill). К., к-рый по своим условиям предполагает доставку груза предъявителю, или по приказу поименованных лиц, или по распоряжениям, признаваемым во внешней торговле, если груз направляется к поименованным лицам или назначенным лицам.Общее право (Common Law). Письменное подтверждение договора перевозки груза морем и доставки груза за соответствующий фрахт. Письменный меморандум, выдаваемый лицом, управляющим торговым судном, подтверждающий принятие на борт судна товаров в надлежащем состоянии, к-рое он совершает, с учетом уплаты фрахта, для доставки этих товаров в полной исправности (за исключением опасностей моря) в указанное место грузополучателю, указанному в накладной, или лицу, им назначенному.Ордерный коносамент (Order bill). К., в к-ром указывается, что товары доставляются по приказу любого лица, вписанного в него.Сквозной коносамент (Through bill). К., по к-рому ж. д. заключает договор на перевозку вагонных партий груза за пределы ж. д. на определенное расстояние, а также на доставку того же самого груза к соприкасающимся линиям для доставки к месту назначения по фиксированной ставке платы за вагонную партию груза соразмерно всему расстоянию. Выражает действия, к-рые должны быть частично осуществлены лицами, выступающими в качестве агента отправителя (раздел 7-302 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).Чистая накладная (Clean bill). Накладная, не содержащая никаких оговорок, относящихся к положениям К.БИБЛИОГРАФИЯ:AMERICAN LAW INSTITUTE. Uniform Commercial Code, Articles 2 ad 7. International. Chamber of Commerce. Incoterms, 1980 rev.. Uniform Customs and Practice for Documentary Credits, Publication No. 290, 1974 rev.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
438.78 кб

О некоторых аспектах возможности применения электронного коносамента в практике нефтетрейдеров

Голубчик Андрей Моисеевич, Катюха Павел Борисович
Электронные технологии очень прочно вошли в нашу жизнь.

Похожие термины:

  • КОНОСАМЕНТ Ф.Б.Л

    основной перевозочный документ для смешанных перевозок ФИАТА (Международная федерация экспедиторов). Является одним из видов сквозного коносамента. Выписывая К. Ф.Б.Л., экспедитор берет на себя от
  • КОНОСАМЕНТ ОРДЕРНЫЙ С БАНКОВСКОЙ ПЕРЕДАТОЧНОЙ НАДПИСЬЮ

    документ, позволяющий оформить передачу права требования выдачи груза новому владельцу; состоит из подписи прежнего владельца на оборотной стороне коносамента или специально прикрепленном лист
  • КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

    Документ, подтверждающий отгрузку товара по морю. Коносамент выдается перевозчиком владельцу груза и удостоверяет обязательство передать груз в порту назначения грузополучателю. В коносаменте
  • КОНОСАМЕНТ БОРТОВОЙ

    См. Коносамент бортовой
  • КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ

    (clean bill of lading) См.: коносамент (bill of lading).
  • КОНОСАМЕНТ, ДОЛЕВОЙ

    См. Деливери ордер
  • Грязный Коносамент

    См. Коносамент грязный
  • КОНОСАМЕНТ, ГРУППОВОЙ

    коносамент сборный.
  • КОНОСАМЕНТ ИМЕННОЙ

    коносамент с указанием имени получателя груза.
  • КОНОСАМЕНТ ДРУЖЕСКИЙ

    ACCOMMODATION BILL OF LADINGКОНОСАМЕНТ, выданный агентом линейной судоходной компании до выдачи сохранной расписки, обычно для того, чтобы дать возможность продавцу представить его документы в банк до истече
  • КОНОСАМЕНТ, КРАТКАЯ ФОРМА

    В страховании океанских и морских перевозок и в страховании внутренних перевозок: коносамент, который в отличие от его обычной формы не содержит всех условий перевозки и обязанностей сторон по до
  • Гарантия На Коносамент

    производится в случае, если при прибытии товара в порт назначения коносамент отсутствует, а получатель хочет получить товар. Г.н.к. выдается получателем владельцу судна для возможного возмещения
  • КОНОСАМЕНТ НА ГРУЗ, ПРИНЯТЫЙ К ПЕРЕВОЗКЕ

    документ-расписка в получении товара для перевозки независимо от того, погружен он уже или находится на складе.
  • КОНОСАМЕНТ ИНДОССИРОВАННЫЙ

    коносамент с отметкой о передаче права владения.
  • КОНОСАМЕНТ НЕЧИСТЫЙ

    коносамент с оговорками.
  • Коносамент Неполный

    См. Коносамент неполный
  • КОНОСАМЕНТ, ОКЕАНСКИЙ

    коносамент на перевозку грузов по морям и океанам.
  • КОНОСАМЕНТ НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ

    коносамент, согласно которому груз выдается предъявителю коносамента.
  • КОНОСАМЕНТ, ОБОРОТНЫЙ

    коносамент, владелец которого обладает правом собственности на товары, а также правом на их выдачу по своему усмотрению.
  • КОНОСАМЕНТ, ОЦЕНЕННЫЙ

    В страховании океанских и морских перевозок: товарораспорядительный документ, оформляемый перевозчиком после приема груза к перевозке с указанием его стоимости, заявленной грузоотправителем. П