Кейнсианская модель потребления

Найдено 1 определение
Кейнсианская модель потребления

Категория потребления имеет большое значение в теории дохода и занятости. Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного.

К субъективному фактору относится – «психологическая» склонность людей к потреблению, а к объективным факторам – уровень дохода и его распределение, запасы богатства, наличные средства (ликвидные активы), цены, норма процента и т.д.

Исследованиями установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению и средней склонностью к потреблению. В экономической науке эта закономерность понимается как «психологический закон», отражающий желание людей покупать потребительские товары.

Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода (С) ко всему национальному доходу (У), т. е.:

.                                             (14)

Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так:

  .                       (15)

Здесь отражена следующая функциональная зависимость: когда реаль­ный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Размер потребительских расходов определяется, главным образом, уровнем дохода. Следовательно, МРС будет всегда меньше единицы, т. к. У > С. Отсюда следуют выводы:

1) если МРС = О, то все приращение дохода будет сберегаться, т. к. сбережение есть та часть дохода, которая не потребляется;

2) если МР = ½, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

3) если МРС = 1, то все приращение дохода будет израсходовано на потребление)

Итак, МРС выступает как реальная категория, которой можно опери­ровать в макроэкономическом анализе.

Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склон­ность к сбережению (символ «АРS») выражается как отношение сбере­гаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (У), т. е.

 .                                                    (16)

Предельная склонность к сбережению (символ «МРS») представ­ляет собой, аналогично МРС, отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

 .                           (17)

Легко заметить, что если С + S = У (т. е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то ∆С + ∆S = ∆У.

Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

 .                                                  (18)

 .                        (19)

 .                                          (20)

Взаимозависимость двух показателей позволила американскому эконо­мисту П. Самуэльсону сказать, что предельная склонность к потреблению – это сиамский близнец предельной склонности к сбережению.

Потребление может быть производительным и непроизводительным. От этого будет зависеть характер сбережения. Если предприниматель накапливает часть прибыли в форме денежного капитала, чтобы позднее инвестировать, то экономисты рассматривают это тоже, как «сбережение», и не проводят никаких различий между предпринимателем и наемным рабочим, который отложил немного денег для покупки какого-то предмета или на «черный день».

Источник: Экономическая теория в вопросах и ответах