Капитальные вложения
Источник: Глоссарий по теме Риски.
Источник: Глоссарий терминов ипотечного финансирования и секьюритизации, агентство Moody’s Investors Service
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
совокупность затрат, направляемых на создание и воспроизводство основных фондов. Главная часть капиталообразующих инвестиций.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Источник: Экономический словарь.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
К. в. в основные фонды осуществляются в форме нового строительства, реконструкции и модернизации.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Источник: Бюджетирование.
Источник: Словарь по менеджменту.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Словарь инновационных терминов 2016
Источниками финансирования капиталовложений могут являться: федеральный и местные бюджеты; кредиты банков и других кредитных учреждений; собственные средства юридических и физических лиц; средства иностранных государств, и также иностранных юридических и физических лиц.
Источник: Экономика недвижимости: словарь определений и терминов
Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
В составе капитальных вложений в основные средства выделяется стоимость следующих видов работ и затрат: строительных работ; работ по монтажу оборудования; оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в смете на строительство; инструмента и инвентаря, включаемых в смету на строительство; прочих капитальных работ и затрат.
Источник: Бухгалтерские термины и определения
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Объемы и направления К.в. определяются планами экономического и социального развития. Для народного хозяйства СССР характерны высокие темпы роста объемов К.в. К.в. направляются на строительство объектов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.
Источниками К.в. МТС являются средства, выделяемые по государственному плану из госбюджета, из фонда развития снабженческо-сбытовых организаций, а также банковские долгосрочные кредиты. Объемы этих средств определяются финансовыми планами.
Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985
Капитальные вложения в СССР растут более высокими темпами, чем в капиталистических странах. В XI пятилетке сумма капитальных затрат составила 700 млрд. руб.
Значительная часть этих средств направляется в отрасли, которые определяют темпы научно-технического прогресса: энергетику, машиностроение, топливную, химическую, нефтеперерабатывающую промышленность, черную и цветную металлургию. Для реализации Продовольственной программы СССР большие капитальные вложения направляются в сельское хозяйство и прежде всего на развитие нечерноземной зоны РСФСР.
Основная задача капитального строительства-повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение дальнейшего роста и качественного совершенствования основных фондов, быстрейшего ввода в действие и освоение новых производственных мощностей во всех отраслях народного хозяйства за счет улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
По источникам финансирования KB могут быть собственные и заемные и подразделяются на:
• централизованные (государственные) KB, или средства государственного бюджета, министерств и ведомств, а также государственных внебюджетных фондов;
• нецентрализованные (частные) KB или собственные средства предприятий, учреждений и физических лиц. По направлению использования рассматривается:
• социально-производственная структура KB, которая характеризует распределение средств между строительством новых объектов производственного и непроизводственного назначения;
• воспроизводственная структура KB, которая характеризует распределение средств между новым строительством, реконструкцией и техническим перевооружением действующих объектов;
• технологическая структура KB, позволяющая распределить денежные средства, предназначенные для строительства, в соответствии с видами работ и затрат, необходимых для реализации проекта.
Технологическая структура определяет направление KB на выполнение однотипных видов работ в соответствии с требованиями технологии, а именно:
• строительных (ремонтно-строительных) работ;
• монтажных работ;
• стоимости оборудования;
• прочих затрат и расходов. Сумма KB (инвестиций), необходимых инвестору для реализации проекта строительства, в соответствии с технологической структурой, определяется с использованием формулы:
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Источник: Большой бухгалтерский словарь
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Занимая примерно 4/5 в общей сумме затрат по воспроизводству основных фондов, К. в. играют решающую роль в обеспечении необходимых темпов и пропорций развития всего народного хозяйства СССР.
В объём К. в. включаются затраты на строит. работы, приобретение и монтаж оборудования, приобретение инструмента и инвентаря, включаемых в состав осн. фондов, и пр. затраты. Последние связаны со стр-вом, но не входят в состав стоимости строительно-монтажных работ, напр. затраты на проектно-изыскательские работы, буровые работы, по отводу зем. участков и переселению в связи со стр-вом (кроме строит. работ, связанных с переселением). Часть прочих затрат не увеличивает стоимости осн. фондов. К ним относятся расходы на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся предприятий, на геологоразведочные работы, не связанные со стр-вом определённых объектов (поисковые работы), и т. п. В практике учёта и планирования в СССР в общий объём К. в. не включаются в связи с особенностями финансирования нек-рые затраты по воспроиз-ву осн. фондов, в частности затраты на приобретение оборудования и инвентаря орг-циями, состоящими на гос. бюджете, на формирование осн. стада и приобретение продуктивного скота и нек-рые др.
Для сравнения объёмов К. в. разных лет в СССР применяется оценка их в сопоставимой сметной стоимости, т. е. стоимости указанных выше элементов К в. по нормам, ценам, тарифам и т. п., применявшимся в сметах определённого года.
Главным источником К. в. в социалистич. х-ве является фонд накопления национального дохода. Меньшая часть (примерно 1/5) обеспечивается за счёт амортизации производств. осн. фондов, а также путём привлечения средств населения в стр-ве жилых домов (кооперативное и индивидуальное жил. стр-во). В общем объёме К. в. в 1973 удельный вес обобществлённого х-ва - гос. и кооперативных предприятий и орг-ций - составил 98,3% (в т. ч. колхозов - 9,7%), остальные 1,7% относятся к капитальным затратам населения на стр-во собственных жилых домов и квартир (за счёт средств населения и с помощью гос. кредита).
Преимущества социализма, в частности отсутствие паразитич. потребления и планомерность развития экономики, дают возможность социалистич. странам направлять на расширенное воспроиз-во осн. фондов значительно большую долю ресурсов, обеспечивая тем самым более высокие темпы развития всего нар. х-ва по сравнению с капиталистич. странами. Нац. доход СССР в 1973 был на 34% меньше нац. дохода США, объём же К. в. в СССР достиг примерно 100% их объёма в США. Общий объём К. в. в нар. х-во СССР неуклонно и быстро возрастает. Он составил (в сопоставимых ценах) в 1-й пятилетке 8,8, во 2-й - 19,9, в 3-й (до 1 июля 1941) - 20,6, в 4-й - 48,1, в 5-й - 91,1, в 6-й - 170,5, в 7-й - 247,6, в 8-й - 353,8, по плану 9-й пятилетки - 501 млрд. руб. Высокие темпы роста К. в. в нар. х-ве характерны и для др. социалистич. стран. В 1973 К. в. возросли по отношению к 1950 в СССР в 7,7 раза, Болгарии - в 13, Венгрии - в 4,7, ГДР - в 10, МНР - в 29, Польше - в 8,7, Румынии - в 17, Чехословакии - в 5,8, в Югославии (1953 - 71) - в 4,9 раза.
Из общего объёма К. в. в нар. х-во СССР за 1918 - 73 более трети было направлено в пром-сть. За 1973 введено в действие более 400 новых крупных пром. предприятий. Наряду с огромным размахом капитального стр-ва в производств. сфере непрерывно и высокими темпами возрастают осн. фонды в отраслях непроизводств. сферы. Особое внимание уделяется жил. стр-ву, к-рое в 1973 занимало 15,3% в общем объёме К. в. в нар. х-во СССР. За 1973 11,4 млн. чел. получили жилую площадь или построили собственные квартиры.
Эффективность К. в. в социалистич. х-ве определяется в конечном счёте степенью их влияния на удовлетворение потребностей общества. Однако К. в. влияют на удовлетворение потребностей общества не непосредственно, а путём их воздействия на мн. стороны социалистич. расширенного воспроиз-ва, в частности на пропорции экономич. развития, технич. прогресс в производств. отраслях, на рост осн. фондов в непроизводств. сфере. В повышении эффективности К. в. участвуют многообразные факторы. Обобщённое выражение рост эффективности К. в. в производств. сферу находит в показателе повышения производительности общественного труда.
Темпы и пропорции всего социалистич. воспроиз-ва, особенно в перспективе ряда лет, прямо зависят от распределения К. в. между отраслями и их размещения по стране. Прогрессивные изменения отраслевых и территориальных пропорций К. в. - важнейший нар.хоз. фактор повышения их эффективности. В первые пятилетки подавляющая часть гос. К. в. в СССР направлялась на развитие тяжёлой индустрии (см. Индустриализация социалистическая). Это дало возможность осуществить в короткие сроки социалистич. индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, укрепить оборонную мощь страны. В совр. условиях темпы роста К. в. в тяжёлой пром-сти и в отраслях, непосредственно выпускающих предметы потребления и сырьё для их изготовления (лёгкая и пищевая пром-сть, с. х-во), значительно сблизились. Прогрессивные изменения в топливно-энергетич. балансе страны осуществлены путём относительного увеличения К. в. в нефтяную и газовую пром-сть по сравнению с другими топливными отраслями. Освоение гигантских сырьевых богатств воет, р-нов страны достигается усиленным притоком К. в. в эти р-ны. Комплексное развитие нар. х-ва союзных республик обеспечивается соответствующим распределением К. в.
Важным фактором повышения эффективности К. в. в каждой отрасли является оптимальная пропорция между К. в. в новые объекты и в реконструкцию действующих осн. фондов. Новое стр-во по сравнению с реконструкцией позволяет более свободно внедрять технич. новшества и изменять географию отраслей путём размещения новостроек в тех пунктах, где это наиболее целесообразно с обществ. точки зрения. Реконструкция действующих предприятий, поскольку она касается гл. обр. активной части осн. фондов, имеет другое важное преимущество: сроки ввода в действие новых мощностей по сравнению с новым стр-вом сокращаются, а стоимость единицы дополнит. мощности ниже.
На эффективность К. в. в огромной степени влияет качество проектов. Проектирование предопределяет степень использования след. важных факторов повышения эффективности К. в.: установка на строящихся предприятиях наиболее совершенного оборудования, обеспечивающего максимально возможное повышение производительности обществ. труда; экономичные проектные решения, позволяющие увеличить удельный вес активной части производств. осн. фондов - оборудования - в общей стоимости осн. фондов и тем самым способствовать повышению фондоотдачи; внедрение наиболее прогрессивной технологии строит. произ-ва, превращение строит. площадки в место сборки готовых конструкций и деталей заводского изготовления. На практике эти резервы повышения эффективности К. в. используются пока недостаточно. В частности, об этом свидетельствует весьма медленное увеличение удельного веса оборудования в технология, структуре К. в. Так, удельный вес оборудования, инструмента и инвентаря в общем объёме К. в. гос. и кооперативных орг-ций (без колхозов) по объектам производств. назначения повысился за период с 6-й пятилетки по 1973 лишь с 39% до 40%. В свою очередь, качество проектов зависит не только от работы проектных орг-ций, но и от степени развития отраслей тяжёлой пром-сти, поставляющих оборудование и строит. материалы для стр-ва.
В связи с длительностью проектирования, стр-ва и освоения крупных предприятий, мелиоративных систем и т. п. К. в. оказывают влияние на темпы и пропорции расширенного воспроиз-ва не сразу, а по мере их овеществления в действующих осн. фондах. Отсюда особая роль фактора времени в повышении эффективности К. в. В целях быстрейшего получения эффекта от них принимаются меры, направленные на стимулирование сокращения сроков проектирования, стр-ва и освоения объектов. Хоз. реформа в стр-ве, проведение к-рой развернулось в годы 9-й пятилетки (1971 - 75), ставит доходы строителей в прямую зависимость от конечных результатов - своевременного ввода в действие строящихся объектов. Сроки стр-ва сокращаются также благодаря концентрации средств на пусковых объектах, ликвидации практики распыления К. в. по многочисл. объектам.
Эффективность К. в. в огромной степени также зависит от качества строит. и монтажных работ. Практика показывает, что исправление строит. недоделок после ввода в действие объектов значительно повышает стоимость осн. фондов, снижает фондоотдачу и увеличивает сроки окупаемости К. в. Фактором повышения эффективности К. в. являются также сроки освоения введённых в действие объектов. Чем быстрее проектная мощность осваивается, тем скорее нар. х-во получает эффект от К. в. и тем больше размер этого эффекта за период функционирования осн. фондов, в к-рых воплощены К. в. Хоз. реформа способствует макс. усилению действия всех факторов повышения эффективности К. в. Очень существенно, что в использовании К. в. на цели модернизации оборудования и частичных усовершенствований техники и технологии действующего произ-ва резко усилена роль самих предприятий.
Подавляющая часть К. в. направляется на капитальное строительство - создание новых, реконструкцию и расширение действующих зданий и сооружений, а также монтаж оборудования на строящихся объектах. Лишь затраты на приобретение немонтируемого оборудования (тракторы, автомобили, дорожные машины, подвижной состав ж. д. и т. п.) прямо не связаны с процессом капитального стр-ва. Однако косвенно и эти затраты связаны с ним, поскольку нормальная эксплуатация подвижных осн. фондов требует создания дорог, рем. мастерских, депо, автобаз ит. п.
Строит, и монтажные работы осуществляет особая отрасль производств. сферы нар. х-ва - строительство, к-рое создаёт новые материальные ценности в виде зданий и сооружений, а также осуществляет монтаж оборудования. Продукцией стр-ва являются введённые в действие осн. фонды. В связи с длит. производств. циклом в стр-ве наряду с осн. показателем - вводом в действие осн. фондов, учитывается и планируется годовой объём строит. и монтажных работ. Стоимость этих работ входит в качестве валовой продукции стр-ва в состав совокупного обществ. продукта.
Стр-во в СССР в подавляющей части осуществляется постоянно действующими специализированными подрядными строительно-монтажными орг-циями. На их долю в 1973 приходилось 92% всех строит. и монтажных работ. Остальные 8% осуществлены т. н. хоз. способом. Совокупность подрядных строительно-монтажных организаций, оснащённых совр. машинной техникой и укомплектованных постоянными квалифицированными кадрами, представляет собой строительную индустрию.
Материально-технич. база стр-ва в СССР быстро развивается. Если в 1960 стр-во располагало 36,8 тыс. шт. экскаваторов, то в 1973 их число увеличилось до 125,5 тыс. шт., скреперов соответственно 12,2 и 35,8 тыс. шт., бульдозеров - 40,5 и 125,3 тыс. шт., кранов передвижных - 55,0 и 141,7 тыс. шт. Парк машин в стр-ве расширяется значительно быстрее, чем объём строительно-монтажных работ. Ускоренными темпами развивается произ-во эффективных строит. материалов. Для ускорения и удешевления стр-ва, а вместе с тем и повышения эффективности К. в. особенно большое значение имеет форсирование развития произ-ва сборных конструкций и деталей. Повышение степени заводской готовности этих конструкций и деталей позволяет в перспективе решить центр. задачу индустриализации стр-ва - превращения строит. площадки в место механизированной сборки готовых конструкций и деталей.
Производительность труда в стр-ве увеличилась к 1973 в 5,2 раза по сравнению с 1940. Это высокие темпы роста производительности труда. Однако в стр-ве предстоит ещё решить мн. задачи по экономии труда, в частности проблемы более полной механизации штукатурных, малярных работ и др. В 1973 в стр-ве было занято более 10 млн. рабочих и служащих, что составляло 10,4% общей численности рабочих и служащих в нар. х-ве.
Управление строит. индустрией осуществляется союзными и союзно-республик. мин-вами, каждому из к-рых подчинены строительно-монтажные орг-ции, специализированные на стр-ве объектов определённой группы отраслей. Это связано с тем, что стр-во объектов в разных отраслях имеет существенные особенности. В функции Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам строительства (Госстрой СССР) входят обеспечение технич. прогресса в стр-ве, осуществление единой технич. политики в проектировании, разработка и утверждение строит. норм, экспертиза проектов и т. д.
Вслед за пром-стью в стр-ве всё шире применяются новые методы планирования и экономич. стимулирования. Специфика этих методов в стр-ве связана гл. обр. с длительностью производств. цикла. В течение мн. месяцев осуществляя работы, но не реализуя готовой продукции, строит. орг-ции нуждаются в больших кредитах для пополнения оборотных средств. Тем не менее осн. принципы хоз. реформы и прежде всего экономич. стимулирование своевременности ввода в действие и высокого качества осн. фондов вполне применимы в строительстве.
Планирование К. в. осуществляется всей системой плановых органов от Госплана СССР до плановых подразделений отд. предприятий, однако с разной степенью детальности. Госплан СССР планирует материальное обеспечение всего объёма К. в., но разрабатывает гос. задания только в той их части, к-рая детально, пообъектно рассматривается и утверждается в централизованном порядке. Эта часть носит название гос. централизованных К. в. В связи с хоз. реформой и расширением прав и инициативы предприятий в общей сумме К. в. по нар. х-ву увеличилась доля нецентрализованных и уменьшилась доля централизованных К. в. В 1973 удельный вес гос. централизованных К. в. составил 71% против 76% в 1965. С переходом на новую систему планирования и экономич. стимулирования гос. предприятия получили в своё распоряжение два крупных источника финансирования нецентрализованных К. в. - фонд развития произ-ва и фонд социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва.
В гос. плане К. в. мин-вам, ведомствам и Сов. Мин. союзных республик утверждаются задания по вводу в действие производств. мощностей и осн. фондов, по общему объёму К. в. и их структуре, а также по отд. стройкам и объектам.
Задания по отд. стройкам и объектам носят название титульных списков капитального стр-ва. В нар.-хоз. плане утверждаются титульные списки только тех вновь начинаемых строек производств. значения, сметная стоимость к-рых равна или выше 3 млн. руб. Титульные списки по переходящим стройкам, требующим централизованных К. в., утверждают сами мин-ва и ведомства, согласовывая их с Гос г планом СССР в части наиболее крупных строек. По нецентрализованным К. в. титульные списки утверждаются самими предприятиями и орг-циями. Титульные списки содержат пообъектные задания по вводу в действие производств. мощностей и осн. фондов, а также по необходимому объёму К. в., в т. ч. строительно-монтажных работ, с распределением по годам на весь период стр-ва.
В каждый данный период К. в. обеспечивают не только необходимый ввод в действие производств. и непроизводств. осн. фондов, но и создание строит. задели для след. периода в виде не завершённых стр-вом объектов. В связи с этим одной из центр. задач планирования К. в. является установление оптимального размера той доли общего объёма К. в., к-рая направляется на создание строит. задела. Недостатки планирования К. в. и осуществления строит. программы, в частности распыление средств по многочисл. стройкам и объектам, приводят к излишнему росту объёма незавершённого стр-ва в ущерб вводу в действие осн. фондов. Излишний, необоснованный объём незавершённого стр-ва означает омертвление средств, задержку их оборачиваемости и тем самым замедляет темпы воспроиз-ва. Необходимы строгое соблюдение нормативных сроков стр-ва и сведение объёма незавершённого стр-ва до научно обоснованного минимума.
В гос. плане наряду с перечисл. заданиями утверждаются также осн. задания проектным и изыскательским, строит. и монтажным орг-циям.
План К. в. имеет ярко выраженный перспективный характер. Планирование К. в. предопределяет важнейшие изменения в отраслевой и территориальной структуре нар. х-ва, масштабы технич. прогресса, темпы и пропорции социалистич. воспроиз-ва в перспективе ряда лет. Поэтому основой методологии планирования К. в. является вся развёрнутая система планируемых материальных, трудовых и финанс. балансов. Непосредственно план К. в. формируется на основе баланса нар. х-ва, определяющего общий объём К. в. и его распределение по отраслям нар. х-ва, балансов производств. мощностей и осн. фондов по отраслям, балансов оборудования, строит. материалов, строит. конструкций и деталей, балансов рабочей силы, балансов доходов и расходов хоз. орг-ций и гос. бюджета. Однако проблема состоит не только в сбалансировании плана К. в. с развитием различных отраслей и р-нов. В процессе разработки плана К. в. решается задача максимально возможного использования всех факторов повышения эффективности К. в. - прогрессивных изменений в отраслевых и территориальных пропорциях перспективного развития нар. х-ва, оптимальных соотношений между новым стр-вом и реконструкцией, совершенствования технич. и проектных решений в намечаемых к стр-ву объектах и т. д. В совр. условиях в связи с огромными масштабами капитального стр-ва и усложнением нар.-хоз. связей успешное решение указанной задачи прямо связано с переходом к методам оптимального планирования с помощью электронно-вычислительной техники.
Наряду с разработкой наиболее совершенных методов комплексной межотраслевой оценки вариантов К. в. (особенно в крупные объекты) с точки зрения потребностей общества, на практике применяются упрощённые методики ориентировочного определения эффективности К. в. Большое распространение получила, в частности, методика сравнения эффективности различных проектных вариантов объектов производств. назначения с помощью т. н. приведённых затрат. Суть этой методики состоит в том, что лучшим вариантом считается тот, который характеризуется наименьшей суммой двух величин: годовой себестоимости продукции будущего предприятия и объёма К. в. в его стр-во, умноженного на нормативный коэфф. эффективности. Поскольку в основу этого норматива кладутся наиболее прогрессивные, оправдавшие себя на практике проектные решения, то указанная методика служит хорошей ориентировкой в проектной и плановой практике. Однако она не учитывает большого числа таких факторов, к-рые имеют межотраслевой характер. Поэтому форсирование работ по внедрению методов оптимального планирования межотраслевых связей в масштабе нар. х-ва является одной из важнейших задач совершенствования планирования К. в. в нар. х-во.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.