КАЧЕСТВО ПРОДУКТА

Найдено 1 определение
КАЧЕСТВО ПРОДУКТА
англ. Product Quality] — в традиционном для маркетинга смысле — степень удовлетворения потребностей клиента, решения его проблем. Это состав и уровень потребительских свойств, потребительская ценность продукта, выража70 ющие его существенную определенность, благодаря чему продукт является именно этим, а не иным. Для покупателей «качественный товар» необязательно означает высокий комфорт и роскошь; но он должен улучшать качество жизни, доставлять удовольствие, т.е. соответствовать потребностям и ожиданиям определенной целевой группы. Потребитель воспринимает товары как совокупности свойств (атрибутов), выполняющих базовую функцию, а также другие, дополнительные функции и выгоды. Он, по мнению Д. Гарвина, особенно неравнодушен к следующим составляющим качества товара: - эффективность использования товара или услуги, способность товара выполнять свою основную функцию; -уникальные особенности: совокупность других преимуществ, которые предлагает товар в дополнение к своей основной функции; -конформность в смысле соответствия нормам и стандартам, отвечающим определенному уровню превосходства; -надежность: отсутствие дефектов или перебоев в работе в течение установленного периода; -долговечность: период нормальной эксплуатации (ресурс) товара или частота его использования до выхода из строя; -сервис: масштаб, быстрота и эффективность сервисных услуг, предлагаемых до, во время и после покупки; -эстетичность, или внешний вид: дизайн, облик, цвет, вкус товара и т.д. (это весьма субъективная составляющая); -воспринимаемое качество: репутация или имидж товара или торговой марки. В XX в. понятие К. п. даже применительно только к потребителю прошло существенную эволюцию: от выполнения продуктом базовой функции соблюдения сугубо технических требований через требования безопасности, сервиса к статусным характеристикам, степени вклада в основные виды деятельности клиента и вплоть до влияния на его саморазвитие. Современный стандарт ISO 9000:2000 дает следующее определение: «Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования». На первый взгляд кажется, что определение неполное: остается неясным, ни чьи это характеристики, ни чьим требованиям они должны удовлетворять. На самом деле современный взгляд на качество, зафиксированный в международном стандарте, обращает внимание на два принципиальных момента, отмеченных ниже. 1. Понятие «К. п.» включает не только качество самого товара (услуги и др.) как степени удовлетворения потребности и разрешения проблем, но и комфортность его приобретения, сопутствующие услуги и товары и др. Компоненты К. п. различаются в зависимости от того, является продукт физическим товаром индивидуального потребления типа FMCG, товаром длительного пользования, предметом производственного потребления, услугой, идеей, территорией и др. 2. Требования к К. п. предъявляются не только потребителем, но и разработчиком, производителем, посредниками и другими участниками цепочки создания ценностей. Если, например, индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, упаковкой, то для других участников цепочки радикально иным является само воплощение К. п. Это воплощение зависит от роли участника цепочки создания ценностей. Маркетолог прежде всего оценит: - четкость постановки финансовых и маркетинговых (по целевым аудиториям и долям рынка) целей разработки и продаж продукта; -возможность реализовать в продукте устойчивое конкурентное преимущество фирмы и обеспечить ее длительное превосходство на рынке; -адекватность идеи продукта реализуемой стратегии маркетинга, непротиворечивость в соотношении ее компонентов. Проектировщик сочтет наиболее принципиальной концептуальную составляющую задач обеспечения К. п.: качество выбора общей идеи создания нового продукта и его перспективность, проработанность определяющих свойств продукта (маркетинговую составляющую качества), качество технического задания. Производственник обратит внимание на проектно-конструкторско-технологическое качество: существенные проектно-конструкторские основы, закладываемые в проект; тщательность и детальность проработки узлов и агрегатов; соблюдение конструкторскотехнологических требований и норм и внятность их контроля. Сборщики, наладчики, ремонтники по достоинству оценят универсальность, стандартность узлов и комплектующих (производственную составляющую качества); простоту инструкций по сборке и применению изделия; ремонтопригодность; качество упаковки; утилизируемость брака. Работники складского и транспортного хозяйств, логисты предпочтут легкость складирования и погрузки-выгрузки, компактность и т.п.; устойчивость к внешним механическим и температурным воздействиям (в т.ч. упаковки); длительный срок хранения. Снабженцам больше всего будут важны цена и качественные характеристики требуемого сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, оперативность поставок и невысокие транспортные расходы, полнота ассортимента у поставщиков, их репутация, квалификация персонала, возможности получения консультаций и справочной литературы, быстрота реакции на пожелания клиента, возможность получения кредита, рассрочки платежа или оформления необходимого оборудования в лизинг или на основе взаиморасчетов. Работники организации в целом заинтересованы в стабильном развитии коллектива организации, улучшении условий труда и отдыха, возможностей идентификации с фирмой. Владельцы фирмы, акционеры и другие стейкхолдеры больше всего оценят влияние продукта и его продаж на величину прибыли и в целом на уровень капитализации, рыночную стоимость фирмы. Посредники прежде всего обратят внимание на меновые характеристики продукта, среди которых спрос и его динамика, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная упаковка, срок хранения и т.п. Общество в лице государственных и общественных институтов демонстрирует свою заинтересованность в таких характеристиках продукта, его продаж и потребления, как: - позитивность влияния на решение актуальных социальных и других проблем, в т.ч. тех, для решения которых существуют эти институты; здесь вполне уместно процитировать тезис П. Диксона: «качество многих наших культурно значимых товаров и услуг — это важный символ национальной самооценки»; -отсутствие опасности возникновения новых социальных проблем в связи с продажей и потреблением продукта. Качество — важнейшая характеристика конкурентоспособности (хотя оно может быть достаточно высоким и при отсутствии конкурентов). Сопоставление товаров по качеству корректно, если товары предназначены для удовлетворения одних и тех же потребностей и осуществляется с учетом цены. Прежде всего оцениваются т. наз. нормативные параметры на предмет соответствия их значений нормам, обязательным для соблюдения в отношении заданных целевых групп потребителей. Затем оценке подлежат другие, «жесткие» параметры («жестким» называется любой параметр, показатель, поддающийся объективной оценке); наконец, экспертным путем оцениваются «мягкие» (не формализуемые, «вкусовые») потребительские параметры. Оценка конкурентоспособности товаров предполагает сопоставление отдельно параметрических индексов потребительских свойств (часто кроме обязательных к выполнению нормативных) и отдельно ценовых индексов товаров. Оценка представляет собой процедуру, объединяющую определение значений объективных показателей с их субъективным взвешиванием, определением значимости показателей (параметров) для потребителей из конкретной целевой группы. Управление К. п. как раз и предполагает разбиение общего, или тотального, понятия качества на более мелкие составляющие с целью установления норм или стандартов для каждой из них. В современном мире управление К. п. воплощено в концепции всеобщего управления качеством и связано с именами Э. Деминга, Дж. М. Джурана, стандартизацией, метрологией и сертификацией продукции, защитой потребителя. Маркетинговая разработка стратегии в отношении К. п. предполагает прежде всего сегментационный анализ рынка. Учитывая многообразие потребностей, уровень конкурентоспособности каждого товара необходимо определять для каждого целевого сегмента в отдельности. Это означает, что конкретному уровню превосходства и диапазону приемлемых цен соответствуют свои выгоды или ценности. Можно утверждать, что качество и цена суть зеркальные отражения друг друга, причем именно в обе стороны. А.П. Панкрухин Короткий Ю.Г. Проблема качества в маркетинге на современном этапе // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2004. С. 538—541. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2007. С. 238—240. Garvin D.A. Competing on the Eight Dimensions of Quality // Harvard Business Review, 65, November — December, 1987. Р. 101—109. Groocock J.M. The Chain of Quality, New York, John Wiley&Sons, 1986.

Источник: Маркетинг. Большой толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.74 кб

Интегральное качество продуктов питания

Михайлов Н. А.
Читать PDF
305.31 кб

Качество производства продуктов питания

Шапкина Л.Н.
вступление в ВТО, открытие границ, свободная конкуренция выдвигают проблему развития отечественного производства продовольствия в качестве одной из важнейших
Читать PDF
252.08 кб

Оценка качества продуктов переработки амаранта

Ланиця И.Ф.
Комбинирование белков растительного и животного происхождения находит широкое приложение в производстве мясных изделий, так как позволяет расширить сырьевые ресурсы, а также улучшить качество продуктов питания, повысить их биологи
Читать PDF
104.59 кб

Комплексная оценка качества йогуртных продуктов

Дунченко Н. И., Янковская В. С., Кущёв С. Н.
Предложена формула комплексного показателя качества (КПК) йогуртных продуктов, учитывающая показатели безопасности и идентификационные показатели как «коэффициенты вето», а также относительные показатели качества, учитывающие потр
Читать PDF
276.14 кб

\ программный продукт \ секрет качества - в деталях

Мусорина Виктория
Читать PDF
131.34 кб

Особенности обеспечения качества страхового продукта

Алиев Г. М., Джабраилов У. А.
Уточнено понятие качества страхового продукта, предложена технология формирования комплексного страхового продукта на основе типовых модулей, позволяющих получить требуемое его содержание
Читать PDF
1.79 мб

Качественные методы оценки конкурентоспособности продукта

Носова Мальвина Юрьевна
В статье осуществлена попытка осветить все самые известные современные качественные методы оценки конкурентоспособности продукта.
Читать PDF
222.58 кб

Разработка системы менеджмента качества пищевых продуктов

Матвеева С.С.
В статье рассмотрена разработка системы менеджмента безопасности пищевых продуктов согласно требованиям FSSC 22000 ver 4.
Читать PDF
1.34 мб

Системный подход к оценке качества речного круизного продукта

Безрукова Наталья Львовна
В условиях стабильного динамичного развития круизного сегмента рынка как части международного туризма становится актуальным рассмотрение вопроса качества круизного продукта.
Читать PDF
293.20 кб

Критерии качества торфяного сырья и продуктов его переработки

Цветков И.В., Пухова О.В., Тимофеев А.Е.
Дана характеристика критериев качества формованных кусков из торфяного сырья. Установлено влияние механической переработки торфяного сырья на прочностные свойства продукции.
Читать PDF
245.94 кб

Оценка качества и конкурентоспособности программных продуктов

Юрьев В.Н.
Предложен алгоритм и методика оценки качества и конкурентоспособности современных программных продуктов с использованием функции желательности.
Читать PDF
372.93 кб

О возможности количественной оценки качества пищевых продуктов

Хлебников В. И., Жебелева И. А.
Читать PDF
395.28 кб

Разработка методики оценки грейда качества туристского продукта

Устюгова Е. В.
В статье рассмотрена авторская концепция грейдов качества как способа разграничения продуктов по степени персонализации качества и вариативности цены для установления наиболее приемлемого для клиента соотношения «качество/цена».
Читать PDF
288.50 кб

Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости

Рождественская Лада Николаевна, Липатова Людмила Павловна
Гарантия прослеживаемости пищевой цепи и исключение возможности попадания на рынки пищевой продукции ННН (незаконной, несообщаемой и нерегулируемой) является обязательным условием производства конкурентной на мировом продовольстве
Читать PDF
771.12 кб

Особенности управления качеством продукта бюджетной организации

Кардапольцев Кирилл Владимирович, Усольцев Сергей Викторович
В данной статье были рассмотрены особенности системы управления качеством, специфика продукта бюджетной организации.

Похожие термины:

  • Качество продукта/услуги

    обобщенный эффект продукта/услуги, который определяет степень удовлетворенности его/ее потребителя.
  • Контроль качества пищевых продуктов

    обязательная деятельность регулирующего характера, посредством которой центральные или местные органы власти защищают потребителей и добиваются того, чтобы в процессе производства, транспортн
  • КАЧЕСТВО ПО ВЫХОДУ ГОТОВОГО ПРОДУКТА

    показатель, определяющий качество конечного продукта, который должен быть получен из сырья (например, сахар-рафинад из сахара-сырца, пряжа из шерсти, масло из семян). Может быть установлен в процен
  • Inferior product. Продукт низкого качества

    Товар или услуга, эластичность спроса по доходу которых отрицательна, т.е. по мере увеличения дохода спрос на такой продукт падает (например, спрос молодых супружеских пар на небольшие квартиры). К