Я-образ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

«Я-образ»
концепция осуществления собственного «я» самой личностью. Один из компонентов, определяющих поведение человека. Его суть – осознание личностью своей индивидуальности, в оценках себя в прошлом, настоящем и будущем, в представлениях о своих интересах, склонностях, ценностных ориентациях, самоуважении, уверенности в себе и т. п. Поведенческий механизм в концепции «я-образ» проявляется в соотнесении (сопоставлении) своего «я» с поведением и оценками других людей и реакции на окружающий мир. Стабильный «Я-образ» – основа стабильного поведения личности. При этом могут возникать три варианта самооценки своего «я»: объективное, завышенное и заниженное. При объективной самооценке субъект правильно воспринимает окружающих людей и мир в целом. Он адекватно реагирует на поведение других и возникающие ситуации. При завышенной самооценке возможно высокомерие, отвергание мнения других, непризнание критики своих действий и мнений и т. п. Заниженная самооценка приводит к неуверенности индивида в себе, к частым сомнениям и переживаниям, к ощущениям некой ущербности, неполноценности, к попыткам поиска компенсации неудовлетворенности собой и т. п. Организм человека должен находиться в психологическом равновесии, для чего в нем заложены механизмы психологической защиты своего «Я-образа», к которым он прибегает сознательно или иногда бессознательно. В качестве таковых, например, могут применяться вымещения, проекция, идеализация.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник

Я-ОБРАЗ
один из компонентов, определяющий поведение личности; система управления личностью. Суть Я.-о. состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я» и то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Понятие «Я.-о.» включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе. Операционный или практический смысл Я.-о. состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего «Я», из того факта, как реакция окружающих со-относится с собственной реакцией индивида. Стабильность Я.-о. является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид в рамках своих представлений о себе стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку др. людям. В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют Я.-о. Напр., если индивид оценивает объективно свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно реагирует (при пр. равных условиях) и воспринимает замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я», они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, напр., критических замечаний, т.к. нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Каждый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, иногда на бессознательном уровне.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
166.04 кб

«я»-образ как субъект формирования правовых норм (часть i)

Иванский В. П.
В статье раскрываются научные подходы к понятию «Я»-образ. Рассматриваются стадии процесса образования права, в котором «Я»-образ выступает его основополагающим компонентом.
Читать PDF
282.23 кб

«я»-образ как субъект формирования правовых норм (часть II)

Иванский Валерий Прокопьевич
В статье раскрываются научные подходы к понятию «Я»-образ. Рассматриваются стадии процесса образования права, в котором «Я»-образ выступает его основополагающим компонентом.
Читать PDF
1.21 мб

«я»-образ как особая правовая реальность межсубъектных взаимодействий

Иванский В. П.
В статье раскрываются научные подходы к понятию «Я»-образ. Рассматриваются стадии процесса образования права, в котором «Я»-образ выступает его основополагающим компонентом.
Читать PDF
169.84 кб

Социально-психологические аспекты влияния общественного мнения на "Я-образ" сотрудников ГИББД

Ложкина Наталья Владимировна
В статье раскрываются основные аспекты формирования профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД под влиянием общественного мнения.
Читать PDF
442.31 кб

Экономический образ мышления как основа решений субъекта хозяйственных отношений

Иванов А. А.
Читать PDF
147.30 кб

Методические подходы к анализу и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образ

Балабанова Елена Александровна
Рассматриваются организационные аспекты стратегического планирования, которые являются актуальными для Российской Федерации, а также общие проблемы социально-экономического развития муниципального образования.
Читать PDF
212.10 кб

Совершенствование региональной системы анализа социально-экономического развития муниципальных образ

Елькин Владимир Анатольевич, Хорохонов Дмитрий Юрьевич
Выявлены недостатки действующей на региональном уровне системы осуществления анализа социально-экономического положения муниципальных образований.
Читать PDF
249.71 кб

Программно-целевое планирование как инструмент развития коммунального комплекса муниципального образ

Шуплецов Александр Федорович, Ергодоева Оксана Бакасовна
Выявлены особенности программно-целевого планирования развития коммунального комплекса муниципального образования.
Читать PDF
513.83 кб

Повышение уровня жизни населения как фактор стабильного развития средних и малых муниципальных образ

Тарханова Л. А.
Читать PDF
159.07 кб

Уровень, качество и образ жизни населения России Е. И. Капустин; Ин-т экономики РАН. - М. : Наука. -

Карпухин Д. Н.
Читать PDF
71.87 кб

Модели взаимодействия КемГУ с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образ

Поварич Илья Прохорович, Сурков Евгений Анатольевич
Рассматриваются различные модели взаимодействия вузов с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования на примере Кемеровского государственного университета.
Читать PDF
139.41 кб

Когнитивная информационная технология распределения дефицитных ресурсов в подсистемах системы «Образ

Зюзина Лариса Васильевна
В статье содержится структурированное описание когнитивной информационной технологии распределения дефицитных ресурсов в слабо структурированных подсистемах системы «Образование».
Читать PDF
176.96 кб

Разработка методики оценки уровня социально-экономической конкурентоспособности муниципального образ

Кузин Д. А.
Рассматриваются теоретико-методические основы социально-экономического развития муниципального образования.
Читать PDF
1.80 мб

Образ жизни как условие и фактор воспроизводства человеческого капитала

Семыкин В. А., Сафронов В. В., Овсянников Е. В.
Читать PDF
282.34 кб

Образ будущего. Форсайт Каку

Каку Митио

Похожие термины:

  • Брэнд , торговая марка: образ и ценности

    Торговая марка (брэнд) - это "имя, термин, знак, символ или рисунок, или их комбинация, которые существуют для идентификации товаров или услуг определенного продавца или группы продавцов, и отличают
  • Система ценностей и образ жизни

    англ. Values and Lifestyles System): психографические характеристики, учитываемые при сегментировании потребительского рынка.  
  • Поисковый образ документа

    Поисковый образ документа - поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа. Поисковый образ документа содержит: - признаки, необходимые для поиска документа по запросу; + иден
  • Образ фирмы

    представление о туристической фирме, которое складывается у различных контактных аудиторий фирмы, в первую очередь у целевого рынка турфирмы - той его части, которая рассматривается для нее как ц
  • Образ Компании

    представление о компании, возникающее у потенциальных клиентов на основе информации, которая распространяется благодаря рекламе, средствам массовой информации, мнениям потребителей товаров или
  • Образ корпорации

    впечатление, которое организация оказывает на сотрудников, клиентов и общественность в целом.
  • ОБРАЗ

    характер, склад, направление чего-либо.
  • Торговый образ

    персонифицированная марка товара, включающая имя владельца предприятия или создателя товара.
  • Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера

    Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера - способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, прожива
  • Поисковый образ

    Поисковый образ - текст, состоящий из лексических единиц информационно-поискового языка, выражающий содержание документа или информационного запроса и предназначенный для реализации информацио
  • Поисковый образ запроса

    Поисковый образ запроса - поисковый образ, выражающий смысловое содержание информационного запроса.
  • ОБРАЗ ТОВАРА

    конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.
  • ОБРАЗ-ВАМПИР

    Образ-вампир - элемент, который «стягивает» внимание аудитории и может «затмить» собой более важные и нужные объекты: самого тренера; методическое содержание обучения; рекламируемые товары и/или
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

    устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.
  • Образ (имидж) марки

    направление бренд-исследований, основная цель которого установить, как потребители воспринимают конкретную торговую марку, с чем ее ассоциируют, какими характеристиками наделяют и насколько это
  • Образ территории

    цельное представление о территории, сформированное в сознании; система аналитических соотношений территории с другими присутствующими в сознании понятиями. О. т. также часто называют «чувственн
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

    (social image) – ощущение индивидом своей принадлежности к той или иной потребительской группе. Также см. Имидж.
  • Имидж (образ) бренда

    (brand image) — набор ассоциаций, мнений и чувств потребителей, существующий по отношению к атрибутам или коммуникациям бренда. И. б. часто определяют как целостное восприятие товара («гештальта»), торг
  • ОБРАЗ ФИРМЫ ЛИЦО ФИРМЫ

    Целостный обобщённый образ предприятия, т.е. «общая идентичность». Образ фирмы это и предпринимательская культура, и фирменный знак, и качество обслуживания, тон обхождения на фирме, и взаимоотнош