INVESTOR RELATIONS, IR

Найдено 1 определение
INVESTOR RELATIONS, IR
англ. — связи с инвесторами] — технология коммуникационного менеджмента (см.), направленная на установление и развитие двусторонних связей с инвесторами, акционерами, финансовыми аналитиками, инвестиционными банками, властными структурами, кредиторами компании. Эта технология реализуется через организацию взаимосвязанных информационных, аналитических и PR-мероприятий в сфере подготовки и распространения финансовой отчетности. IR — неотъемлемая часть стратегии организации. Успех IR во многом зависит от отношения к нему руководства. К инструментам коммуникационного менеджмента, через которые осуществляется связь с инвестиционным сообществом, относятся: годовой отчет компании; годовое собрание акционеров; квартальные отчеты компании перед акционерами и финансовым сообществом; база данных контактов с инвесторами; пресс-релизы, брифинги для целевой аудитории; реклама в СМИ (как финансовых, так и общего содержания); корпоративные тематические объявления, представляющие особый интерес для акционеров и потенциальных инвесторов (о новых продуктах и услугах, переменах в менеджменте, приобретениях и инвестициях, реорганизации); корпоративный интернет-сайт (использование баз данных, услуги в режиме он-лайн, в том числе презентации финансовых результатов, электронная почта); конференции и семинары, презентации идей и стратегий; видеокассеты, посвященные финансовой проблематике; бесплатные телефонные номера для связи с компанией; индивидуальные встречи менеджеров компании с представителями правительства и бирж, посвященные финансовым вопросам (в том числе roadshow для продажи ADR или корпоративных облигаций), а также серьезным изменениям в корпоративной структуре или стратегии управления бизнесом; постоянные контакты со СМИ, в первую очередь финансовыми. Расходы на IR очень дифференцированы. У западных финансовых компаний и банков они составляют почти 80% коммуникационного бюджета. Учет финансовых рисков, рыночные лимиты на разные виды деятельности, коррективы, вносимые в оперативную деятельность, требуют дополнительных пояснений для акционеров компании, партнеров: адресатам необходимо заранее знать о существующих рисках и намерениях компании, ее стратегии поведения на рынке, чтобы адекватно реагировать на события. В компаниях, специализирующихся на производстве товаров народного потребления, доля расходов на IR не превышает 10—18% (понятно, что у этих компаний меньше стратегических инвесторов, да и для партнеров, дистрибуторов, участников производственной цепочки в данном случае более важна маркетинговая стратегия, на основании которой строится сотрудничество). Доля расходов на IR промышленных предприятий находится в диапазоне от 12 до 30%. Термин «IR» появился в 1953 г. благодаря Ральфу Кординеру, в то время президенту General Electric, который так обозначил систематическое общение с существующими и потенциальными инвесторами. Спустя сорок лет об IR заговорили в России. Но несмотря на важность задач признанной корпоративной функцией IR еще не стали. На многих российских предприятиях не сформулирована стратегия их деятельности, а если сформулирована, то не доведена до инвесторов и акционеров, не опубликована. Большинство компаний, представленных на российском рынке, работают в авральном стиле, т.е. IR применяются тогда, когда событие уже произошло и на него необходимо реагировать. В абсолютном выражении такие авралы стоят дешевле ведения стабильной политики в сфере IR, но в относительном выражении (по стоимости и эффективности в пересчете на месяц) — намного дороже. Применительно к России некоторые эксперты в области IR называют эту технологию «черной» (по аналогии с «черным» пиаром). Речь идет о том, что, поскольку большинство российских компаний хотя бы частично живут в условиях теневой экономики, практически ни один инвестор не в состоянии определить границы эффективной и неэффективной работы предприятия в России. У российских компаний прибыль может быть небольшой, а компании будут расти, развиваться и открывать свои филиалы. Российский предприниматель понимает, что это единственный способ выжить, для менталитета же западного инвестора это непонятно и недопустимо, ведь если западный инвестор идет на сговор с управляющими российскими предприятиями, налоговые и административные риски для него повышаются. Российская специфика (высокие налоги, неплатежи, отсутствие четкого регулирования и защиты прав собственности) ведет к изобретению сложных и непрозрачных инвестиционных схем, комбинирующих всевозможные формы финансирования, что противоречит стремлению инвесторов к открытости ведения бизнеса. Далеко не все российские компании понимают, что эффективность IR базируется на информационной открытости организации. Это условие является таким же важным конкурентным преимуществом российских корпораций в борьбе за средства инвесторов, как и перевод финансовой отчетности на западные стандарты, финансовая прозрачность, оптимальное налоговое планирование. Предоставление недостоверной, неполной или несвоевременной информации может отрицательно сказаться на репутации компании и стоимости ее акций. IR в силу своей коммуникативно-информационной природы позволяет решать задачу эффективного общения с акционерами и инвесторами; в противном случае компания обречена на громкие скандалы, наносящие ущерб деловой репутации. Основные принципы взаимоотношений топ-менеджеров организации с акционерами и инвесторами регулируются Кодексом корпоративного поведения, осуществление и даже внедрение которого невозможны без раскрытия компаниями информации о своей практике корпоративного управления и о том, насколько эта практика соответствует рекомендациям этого Кодекса. IR-специалисты — это новая профессия на российском рынке труда. Главная ценность IR-менеджера заключается в умении создавать новую стоимость. Основной задачей профессионалов является четкое понимание того, какие группы акционеров и инвесторов, а также других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) важны для компании. Так, для одной компании в зависимости от ее стратегии более важна группа стратегических, а не миноритарных акционеров. Для другой компании в качестве инвесторов предпочтительнее банки, а не покупатели облигаций. Менеджеры, специализирующиеся в области отношений с инвесторами, формируют приверженность акционеров к компании и обеспечивают их информированность, чтобы поддержать контрольную стоимость ценных бумаг компании. Для IR-специалиста чрезвычайно важна возможность постоянного контакта с высшим руководством компании, что уже поднимает его статус в глазах инвесторов. Хотя такой специалист и не принимает стратегических решений, он должен знать о компании все, иначе невозможно увеличивать ее капитал. Несмотря на имеющиеся проблемы, темпы, которыми развивается в последние годы спрос на IR-услуги в России, позволяют считать, что эта технология коммуникационного менеджмента получила в нашей стране статус стратегически важной, а возможно, и наиболее перспективной для профессионалов-управленцев. Учитывая необходимость выхода на международные рынки капитала, другие задачи, в крупных публичных компаниях создаются IR-подразделения. Точно так же, как подразделение компании, отвечающее за сбыт, борется за своих клиентов, отделы по связям с инвесторами борются за внимание мирового инвестиционного сообщества. Руководители компании начинают понимать, что грамотно спланированная подача инвесторам даже самой рядовой новости может значительно увеличить капитализацию компании, а бездействие в общении — нанести урон как финансам, так и репутации. Наградой за корпоративные усилия в области IR становится цена акции, справедливо отражающая стоимость бизнеса, более легкий доступ к пулу институциональных инвесторов и позволяющая меньше платить за привлеченный капитал — все в соответствии с международными стандартами. Т.М. Орлова Буш Д., Джонстон Д. Управление финансами в международной нефтяной компании. М., Олимп-Бизнес, 2003. С. 227—236. Беликов И. Собственники корпораций пока еще не полностью доверяют своим менеджерам // RBC Daily. 2003. 11 авг. Инвесторы на связи // Карьера, № 43 (140). 2006. Козицын С. Инвесторы недооценили российские компании // Коммерсант. 2002. 14 марта. Кублицкая Т., Тимошин А. Боязнь открытого пространства // Секрет фирмы. 2002. Февр.

Источник: Маркетинг. Большой толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
5.67 мб

Investor Relations: international context, Russian practice

Olga N. Volkova
The article discusses the evolution and the state of the art of IR (Investor Relations) in Western and Russian companies.
Читать PDF
158.91 кб

Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компан

Варвус Светлана Анатольевна
В статье рассматривается сущностное содержание категории «Investor Relations», причины возникновения, институциональное назначение категории, раскрывается роль IR в привлечении инвестиционных ресурсов на примере японской компании