ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Институционализм
американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

Источник: Экономический словарь.

Институционализм
(лат. institutum) – научное направление, в котором основой рассмотрения проблем общества, государства и права считают «институцию», под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели.

Источник: Словарь по менеджменту.

Институционализм
течение в экономической теории, возникшее в конце XIX - в первой половине XX вв. и основанное преимущественно на неэкономическом истолковании сущности и движущих сил экономических процессов капитализма. Наибольшее распространение получил в США. Ее представителями были американские экономисты: Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж. Колешонс, У. Митчел, Дж. Гэлбрейт.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф.Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении конкретных данных, а субъектом исследований является "человек экономический".

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Институционализм
направление экономической теории. Институционалисты претендуют на создание теории, объясняющей процессы развития человеческого общества в целом. Анализ экономических процессов они связывают с анализом социальных, правовых, политических, психологических и других общественных отношений. Общество рассматривается как постоянно обновляющаяся и развивающаяся система. В основу изменений кладутся технологические сдвиги

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Институционализм
одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е гг. XX столетия в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой.

Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"

Институционализм
(institutionalism, 制度主义) − одна из наиболее распространённых школ современной экономической мысли, возникшей на рубеже 19–20 вв. в США. Особенностью является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение,-это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Дж. К. Гэлбрейт (р. 1909).

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Сложившееся в конце XIX начале XX века направление экономической мысли, уделяющее большое значение роли различных институтов в сфере обоснования и принятия решений. Родоначальники институционализма Т.Веблен, Д.Коммонс и У.Митчелл своим подходом по сути расширили границы экономической науки. Под «институтами» понимаются явления как экономического, так и неэкономического порядка государство, общественные структуры, обычаи, законодательство и т.п. Институционалисты подвергли критике теоретические концепции автоматического регулирования рыночной экономики и подчеркивают необходимость учета общественных мотивов поведения людей. Институционализм получил распространение как в связи с усилением монополизации, так и в условиях возрастания экономической роли государства.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Институционализм
возник в США в начале ХХ в. Его основоположником был Торстейн Веблен. Согласно взглядам институционалистов, развитие экономики определяется в первую очередь характером существующих в ней институтов. Институты - это структурные элементы экономики, определяющие "правила игры" ( например, профсоюз или такая форма поведения людей как забастовка, политические партии и др. ). По их мнению, цены, объемы спроса и предложения, ставки процента и т.п. сами по себе мало что говорят. Последствия их изменений зависят от институциальной сферы, которая сложилась в обществе. Поэтому верное объяснение смысла экономических процессов можно дать только принимая во внимание институты. Кроме того, у них есть и особое отношение к функциям государства, которому вменяется в обязанность непосредственное участие в экономической деятельности в виде общественного контроля над бизнесом.

Источник: 350 терминов и понятий рыночной экономики: Справочное учебное пособие

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
одно из направлений современной экономической мысли. Его сторонники включают в предмет науки не только чисто экономические отношения, но и все отношения между людьми, так или иначе влияющие на их хозяйственную практику. Метод основывается на подробном изучении конкретных данных, субъектом исследования является так называемый «человек экономический». Большое значение по сравнению с представителями других направлений экономики они придают исследованию не столько самой практики функционирования рынка, сколько анализу его социальных последствий, необходимости совместных действий государства и профсоюзов против диктата предпринимателей, государственному контролю над важнейшими сферами социальной жизни: здравоохранением, просвещением, охраной окружающей среды и др. Возникло в XI X в., основатели Ф. Симиан и Л. Брокер. Однако основоположником считается американский ученый Т. Веблен (1856-1929 гг.). Основной труд «Теория праздного класса» (1899 г.). Его идеи позднее развивали У. К. Митчелл, Д. К. Гэлбрейт, Дж. Коммонс, Я. Тинберген и др.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
одно из течений современной экономической теории, рассматривающее влияние социальных явлений и процессов на экономику. Возник в начале ХХ в., его основоположником считают американского экономиста, социолога и антрополога Т. Веблена, который считал необходимым анализировать экономические процессы с учетом теории общественной эволюции. В раннем И. выделяют социально-правовое направление (Дж. Р. Коммонс) и эмпирическое (У. К. Митчелл). Работа сторонников этой теории основывались на междисциплинарном и историческом подходах. В основе анализа лежали институты — совокупность общественных обычаев, в которых закрепился преобладающий образ мышления отдельной группы или всего народа. После Второй мировой войны лидером И. становится Дж. К. Гэлбрейт, который проанализировал роль государства в современной экономике и стал одним из основоположников теории нового индустриального общества. Современные сторонники И. больше использует позиции неоклассического направления и рассматривает в первую очередь теорию трансакций (сделок), теорию общественного выбора, теорию прав собственности и организационно-контрактные перспективы.

Источник: Словарь эффективной экономики.

Институционализм
одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е гг. XX столетия в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли. Его главными методологическими особенностями являются: во-первых, использование функционального и исторического методов научного исследования (посредством исследования всей совокупности социально-экономических факторов и институтов, рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте); во-вторых, применение эволюционизма – методологического принципа, в соответствии с которым процесс развития экономической системы рассматривается как медленное, в том числе посредством реформ, изменение количественных характеристик, позволяющих констатировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений через призму идеи социального контроля общества над экономикой; в-третьих, приверженность междисциплинарному подходу, согласно которому развитие экономической системы должно увязываться с изменениями в природе, общественных процессах, включая культуру, политику и иные системы.

Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"

Институционализм
направление экономической мысли, в соответствии с которым экономическая жизнь общества определяется институтами, а экономическое развитие представляет собой эволюцию институтов. Впервые понятие «институт» было произнесено в 1919 году на съезде американской экономической ассоциации американским экономистом Гамильтоном. Основатель институционализма – американский экономист норвежского происхождения Торнстейн Веблен.
Основные положения институционализма сводятся к регулирующей роли институтов в производстве, распределении, размещении ресурсов, воспроизводстве людей, их социализации, соблюдении порядка, поддержании моральных норм. Экономика рассматривается как переплетение политики, социологии, права, традиций, идеологий. Экономика – часть целого и ее можно понять, изучая только это целое. Общество и институты находятся в развитии. Вечной экономической правды, вечных экономических законов не может быть в принципе. Только изменения постоянны. Решение практических проблем требует знаний не только экономики.
Люди – коллективные создания. Они организуются в группы для защиты интересов. Интересы групп не совпадают, а иногда – взаимоисключают друг друга. Например, интересы таких групп как производители – потребители, импортеры – отечественные производители, работодатели – работники. Отсюда необходимость примиряющей роли государства.
В основные течения современной экономической мысли институционализм проникает мало. Он только дополняет магистральное направление буржуазной экономической теории – экономикс.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
(от лат. institutum — установление, учреждение, обычай, порядок) - альтернативное неоклассической теории направление экономической мысли, расширительно трактующее факторы, влияющие на экономические процессы. Принято считать, что термин «институциональная экономическая теория» был впервые употреблен В. Гамильтоном на собрании Американской экономической ассоциации в 1918 г.
Институционализм сформировался в США в конце XIX в., хотя его методологические корни уходят в немецкую историческую школу. Институционалисты выступили против традиционной для экономической науки модели «экономического человека», в соответствии с которой человек рассматривался как рационально действующий эгоист, стремящийся к достижению своего материального интереса. Кроме того, критике институционалистов подвергся методологический индивидуализм, когда экономически закономерности выводились из анализа поведения отдельного хозяйствующего субъекта.
В противовес функциональному анализу, важнейшему для неоклассической школы, институционализм выдвинул идею анализа эволюции экономических отношений в исторической перспективе. Анализ экономических явлений институционалисты тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений. Институционалисты рассматривают человеческое общество как единое целое, а деятельность человека интерпретируют исключительно в социальном контексте.
Под институтами понимается широкий круг явлений общественной жизни, нормы и правила, которые выполняют функции ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил.
Институционализм — достаточно неоднородное направление экономической мысли. Хронологически в нем выделяют «старый» институционализм и неоинституционализм.
В старом институционализме оформилось несколько направлений. Основатель социально-психологического направления Т. Веблен (1857-1929) среди движущих элементов развития общества считал главными социальные человеческие инстинкты. Лидер социально-правового направления Дж.Р. Коммонс (1862— 1945), основой экономического развития считал юридические отношения и правовые нормы, а экономические институты категориями юридического порядка. У.К. Митчелл (1874— 1948), основоположник конъюнктурно-статистического (эмпирического) институционализма, в первую очередь занимался анализом конъюнктуры, рассматривая экономические циклы как неповторяющиеся феномены экономического развития, в основе которых лежат изменения денежных факторов (цен, курсов акций, денежной массы и т.д.)
Во второй половине XX в. институционализм возродился в социологическом направлении Дж.К. Гэлбрейта (1908-2006).

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

Институционализм
одно из направлений английской классической политической экономии. Это направление развития экономической теории вобрало в себя в качестве отправных методологических положений институции (нормы поведения, обычаи, традиции), которые закреплены государством в качестве законов и различных форм государственного устройства в виде учреждений и организаций. В этом прослеживается связь институционализма с исторической школой. Институционализм, как течение экономической мысли, выделился в Соединенных Штатах Америки, где в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической теории ряд экономистов отстаивали концепции социального контроля над экономикой. В институционализме определились три течения, каждое из которых, соответ-ственно, связывают с именами и учениями экономистов: социально-психологический (технократический) — Торстейн Веблен, социально-правовой (юридический) — Джон Роджерс Коммонс и конъюнктурно-статистический — Уэсли Клэр Митчелл. Вместе с тем основатель институционализма, его технократического направления, Т. Веблен, хотя и основывался на предыдущих, разработанных ранее экономической теориях, тем не менее, по характеру собственных разработок и теоретических положений был весьма противоречив. Свою исследовательскую программу он противопоставил всем современным ему экономическим теориям, будь то классическая или неоклассическая, марксистская или австрийская. Хотя в основу теории институционализма была положена база исторической школы, тем не менее, он также критически отнесся и к ней, считая, что она дала лишь описательный обзор явлений, но не характеристику развертывающегося экономического процесса. Свое исследование Т. Веблен базирует не на абстрактном «Homo economicus», а на потребителе, который приобретает блага не столько по степени их полезности, сколько под различными аспектами психологического давления. Происходит это в значительной мере потому, что традиции и взгляды людей более консервативны, вследствие чего они отстают от изменений в технологии производства. Он считал, что институты — это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. Поэтому институты должны постоянно обновляться, но их обновление должно осуществляться на основе законов эволюции. Т. Веблен ввел термин «престижное потребление», который вошел в экономическую теорию под названием «эффект Веблена». «Престижное потребление» характерно для богатых людей, которые приобретают товары и блага не по их полезным свойствам, а чтобы выделиться из окружающего общества. На основе этого Т. Веблен считал, что рыночная экономика характеризуется не целесообразностью, а демонстративной расточительностью.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Данная взаимосвязь конституирует социальные институты. Это - организации, формирующие социально - экономическую среду рыночного хозяйства (акционерные общества и другие собственники, союзы предпринимателей, профсоюзы, государство, судебная система, политические партии, неприбыльные организации различного вида, семья, образовательные учреждения и др.). Под институтами понимаются также различные неформальные отношения, регулируемые традициями, неписаными правилами поведения, достигнутыми соглашениями и т. д.
Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857 - 1929), Д. Коммонсом (1862 - 1945), У. Митчеллом (1884 - 1948). В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством.
Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями. Защитники теорий конвергенции, техноструктуры, постиндустриального общества, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые определяют действия индивидов (К. Пол - аньи, Дж. Гэлбрейг, Д. Белл, О. Тоффлер). В отличие от этих концепций методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансак - ционных издержек служит неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики. Теория прав собственности (Р. Коуз) анализирует коллективные, государственные и акционерные формы собственности и их сравнительную эффективность в проведении сделок на рынке. Роль государства, ответственного за установление «правил игры» на рынке и защиту прав собственности, отражается в теории общественного выбора (Д. Бьюке - нен). Теория трансакционных издержек относит к ним все издержки, возникающие при совершении сделки (Р. Коуз, О. Уильямсон). Неоинституциональная новая экономическая история (Д. Норт) применяет теорию трансакционных издержек и прав собственности к историческому анализу. В основе этой ветви неоинституциональных теорий лежит методология индивидуализма: во главу угла ставится независимый индивид, который участвует в уже сложившихся институтах или формирует новые в соответствии со своими интересами. По этой методологии индивиды первичны, институты - вторичны.

Источник: Экономический словарь

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
англ. institutionalism, от лат. instituto – образ действия, обычай; а также institutum – установление, учреждение) – направление в экономической науке, трактующее развитие общества и экономики с социальнопсихологических позиций (т.н. институциональная экономическая теория – institutional economics). И. возник в конце XIX в., получил распространение в 20-е гг. и не потерял своего значения в конце ХХ в. Возникновение и эволюция И. прошли три этапа. Старая негативная школа И. получила широкое распространение в 20–30 гг. ХХ в. Родоначальник – Торстейн Веблен (1857–1929), амер. социолог и экономист, основавший социально-психологич. направление И. Осн. идеи Веблена изложены в книгах: «Теория праздного класса» (1898), «Место науки в современной цивилизации и другие очерки» (1919). Термин И. ввел У. Гамильтон. Дж. Коммонс (1862––1945) – создатель социально-правового направления в И.; У.К. Митчелл (1874–1948) и Т. Карвер – представители конъюнктурно-статистич. И.Митчелл создал и возглавлял Национальное бюро экономических исследований, к-рое разработало систему циклов (малые циклы от 3 до 5 лет и большие циклы до 100 лет). Он отстаивал гл. требование И. – создание системы соц. гос. контроля над экономикой. Поздний И. послевоенного времени до сер. 60-х – нач. 70-х гг. характеризовался позитивизмом, использованием демографии, антропологии и истории профсоюзного движения для аргументации своих положений. Представители И. 50-х гг.: Дж. М. Кларк (1884–1963), проф. экономики Колумбийского ун-та США – осн. работа «Экономические институты и благосостояние людей»; А. Берли, помощник президента Рузвельта – осн. работы: «Власть без собственности» (1959) и совместно с Г. Минзом «Современная корпорация и частная собственность» (1955). Социально-институциональное направление середины 60–70-х гг. – неоинституционализм. Методологические вопросы нео-И. разрабатывали Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль, Дж. Бьюкенен, Р. Хейлбронер и др. Дж. К. Гэлбрейт (р. 1908), проф. Гарвардского ун-та, президент Ассоциации амер. экономистов, посол США в Индии, принимал участие в разработке экономич. программы президента Кеннеди. Осн. работы: «Общество изобилия» (1958), «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономические теории и цели общества» (1973). Гэлбрейт внес в И. проблемы соотношения роли корпорации, техноструктуры и планирования. Власть в корпорации, по Гэлбрейту, принадлежит не собственнику, а техноструктуре (менеджменту и аппарату управления), к-рая, создавая сеть договоров между корпорациями, вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед. Цель техноструктуры – выживание, безопасность, прочные позиции на рынке, а не погоня за прибылью. Отсюда опора на внутреннее финансирование и максимизацию роста с помощью маркетинга, рекламы и поддержки общества (т.н. «культ валового национального продукта»). Неоинституционалисты в отличие от «традиционного» И. Веблена отстаивают систему частного предпринимательства, шире трактуют предмет политической экономии, разрабатывают теорию индустриальной системы, включающей рыночную систему лишь как один из компонентов. В центре их внимания – культурносоц. подход, а также проблема бедности и нищеты населения США. Гэлбрейт описал новую «невидимую» бедность населения, а также амер. об-во, к-рое в безудержном стремлении к частному изобилию разрушает общее богатство и благосостояние нации. Амер. экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 Дж. М. Бьюкенен (род. в 1919) в 1957 основал совместно с Дж. Наттером Центр исследований в области политической экономии им. Т. Джефферсона с целью учредить сообщество ученых, к-рые мечтали сохранить соц. строй, основанный на индивидуальной свободе, а также воспрепятствовать росту технич. специализации в экономике. Шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 Карл Гуннар Мюрдаль (1898–1987) – в 1933 зав. кафедрой политической экономии и финансов Стокгольмского ун-та; генеральный секретарь Экономической комиссии ООН для Европы (1947–57); директор Института исследований мировой экономики (с 1961), – своими исследованиями по экономич. политике Швеции и США в области народонаселения и расовой проблеме в Америке внес заметный вклад в развитие И. Так, рассматривая экономич. развитие с учетом политич., институционал., демографич., образоват. и др. факторов, Мюрдаль утверждал, что предоставляемая развитыми странами экономич. помощь из-за накладываемых ограничений в долгосрочной перспективе не соответствует интересам развивающихся стран. И. трактовал экономич. явления как результат воздействия обществ. психологии, таких институтов, как традиции, обычаи, общепризнанные привычки, а также способ мышления и поведение, преобладающее для группы людей или целого народа. К институтам представители И. относили соц. явления – семью, гос-во, профсоюзы и т.д. Большое внимание сторонники И. уделяли изучению истории институтов – истории нравов, обычаев, традиций. Действенными рычагами считали реформы в области распределения годных для обработки земель, здравоохранения и образования, для азиатских стран – контроль над ростом народонаселения. И. противостоял распространенным в конце XIX – начале ХХ вв. теориям стихийного, автоматического установления экономич. равновесия, а также теориям, признававшим свободную торговлю и частное предпринимательство лучшим и единственным средством функционирования экономики. И. позднего периода, нео-И., ставил экономич. процессы в зависимость от технократии, технологического детерминизма. Представители нео-И. разработали теорию трансакционных издержек, экономическую теорию прав собственности, теорию общественного выбора и др. И. всех направлений характеризуется нравственнопсихологич. подходом к оценке экономики; требованием реформирования совр. экономич. системы с позиций соц. контроля и гос. регулирования в интересах всего об-ва; критическим отношением к индивидуальному обогащению в ущерб социально-культурному развитию нации в целом. И. основан на признании, что обществ. прогресс предполагает совершенствование институциональной системы и развитие инфраструктуры

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
(англ. institutionalism, от лат. institutio - образ действия, обычай; наставление, указание), течение в бурж. политич. экономич. возникшее в конце 19 - 1-й пол. 20 вв. и основанное преим. на неэкономич. истолковании сущности и движущих сил экономич. процессов капитализма. Наибольшее распространение И. получил в США. Основоположник И. - амер. экономист Т. Веблен, виднейшие представители - амер. экономисты У. Гамильтон (автор термина И.)? Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Голбрейт. Появление И. вызвано изменением идеология, и практич. потребностей буржуазии как класса в связи с переходом от капитализма свободной конкуренции к империализму. Опасность раскрытия внутр. законов развития капитализма и потребность в практич. рекомендациях экономич. науки возрастали одновременно по мере развития капиталистич. обобществления произ-ва, его монополизации и огосударствления. И. подменяет анализ экономич. законов капитализма поверхностным описанием и систематизацией различных социальных явлений, именуемых его представителями «институциями». Категория «институции» - центральная у И. - облегчала бурж. политич. экономии приспособление к новым история, условиям в эпоху господства капиталистич. монополий и возрастания экономич. роли бурж. гос-ва, когда обнаружилась несостоятельность концепций «совершенной конкуренции» и «рыночного равновесия». Эта категория в трактовке И. весьма неопределённа, под ней понимаются либо различного рода социальные явления как базисного, так и надстроечного характера: налоги и семья, гос-во и профсоюзы, конкуренция и монополия, частная собственность и финанс. система и т. п., либо лежащие в их основе, как полагают институционалисты, различного рода психология., правовые, этич., технич. и др. явления (в т. ч. и обычаи). «Институции, - писал Гамильтон, - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа». обществ. обычаи, по Гамильтону, регулируют хоз. деятельность людей. В действительности же нравы и обычаи, хотя они и оказывают нек-рое влияние на форму экономич. отношений, ни в коей мере не определяют их сущность. Более того, они сами в решающей мере определяются характером господствующих общественно-производств. отношений.
И. не имеет единого определения основы экономич. процессов. Веблен считает такой основой психологию, биологию и антропологию, Коммонс - психологию и право, Митчелл - весьма значит. группу неэкономич. явлений, Р. Эли - этику, Голбрейт - технику, к-рая трактуется им как применение систематизированных знаний для решения практич. задач. Это обстоятельство объясняет, почему И. не имеет сколько-нибудь единой экономич. теории. Объединяет же его представителей в особое течение вульгарной бурж. политич. экономии методология. Давая неэкономич. трактовку социально-экономич. явлениям и процессам капитализма, И., в отличие от ряда др. школ бурж. политич. экономич. как правило, не опирается на товарно-фетишистскую форму этих явлений и процессов и в то же время не выходит за рамки вульгарной характеристики их сущности. Обществ.-производств. отношения людей растворяются И. в «институциях» и тем самым подменяется собственно политич. экономия вульгарной бурж. социологией. По этой причине И., прежде всего его совр. разновидность, трактуется как социально-экономич. или социологии, направление в совр. бурж. политич. экономии (см., напр., вступит, статью к книге: Дж. Гэлбрейт, Новое индустриальное общество, М., 1969, с. 6 - 7). Институционалисты опираются на метод «социальной психологии»: в своей трактовке социально-экономич. явлений И., в отличие от австрийской школы, исходит из определяющей роли не индивидуальной, а «групповой психологии», стремясь направить бурж. политич. экономию, ранее ориентированную на апологию частного индивидуального предпринимательства, на защиту интересов монополистич. объединений и гос.-монополистич. капитализма. Подход к экономич. процессам с точки зрения «социальной психологии», при всей его вульгарности, позволяет институционалистам дать описание нек-рых социальных аспектов экономич. жизни, что исключалось с позиции методологии маржинализма. С появлением И. в бурж. политич. экономии произошёл сдвиг от описания и апологии преим. исторического прошлого капитализма, характерных для исторической школы и в значит. мере оторванных от реальной жизни схоластич. абстракций маржинализма, к описанию и классификации действительно существующих экономич. явлений капитализма, хотя сущность их получила в категории «институции» вульгарно-апологетич. истолкование. Другая черта методологии И. - плоский эволюционизм, не признающий революц. форм обществ. развития. В этом отношении И. выступает как своего рода наследник исторической школы бурж. политич. экономии. Вместе с тем, в отличие от австрийской и истории. школ, методология И. позволяет дать описание важнейших социально-экономич. процессов капитализма 20 в. и в то же время затушевать их сущность, отрывая их от капиталистич. способа произ-ва.
И. - одно из первых течений бурж. политэкономич. выступившее с оправданием государственно-монополистического капитализма, именуемого нек-рыми его представителями «административным капитализмом». Гос. вмешательство в экономику в интересах монополий изображается как введение «социального контроля» над произ-вом или организация «регулируемой экономики» (см. Регулируемого капитализма теории). Представители И. стремятся затушевать экономич. сущность империализма - господство капиталистич. монополий - либо путём отождествления монополий с крупным произ-вом, преследующим якобы социальные цели, либо путём отрицания капиталистич. сущности господствующих в экономике крупных корпораций. Категория «институции» используется для затушёвывания классового деления бурж. общества и классовых антагонизмов, вызванных установлением господства монополий. И. стремился растворить в этой категории и различие между двумя осн. сторонами капиталистич. способа произ-ва - производит. силами и производств. отношениями - и тем самым увести от понимания неизбежности обострения осн. противоречия капитализма, неизбежности пролет, революции с ростом обобществления капиталистич. произ-ва. С помощью категории «институции» облегчалась переориентация предмета политич. экономии: вместо хотя бы и вульгарного рассмотрения экономич. законов капитализма на первый план в этом случае выдвигался вопрос о том, как различного рода социальные, правовые, этич. процессы влияют на экономич. отношения капитализма. Тем самым И. поставил важную для монополистич. капитализма проблему - вопрос об орг. и правовом оформлении экономич. отношений капитализма с переходом на империалистич. стадию развития, с развитием гос. монополистич. капитализма. И., испытавший на себе значит. влияние философии прагматизма, уделял большое внимание выработке определённых практич. рекомендаций для экономич. политики монополий и бурж. гос-ва.
Общие проблемы, связанные с обоснованием гос. вмешательства в экономику (необходимость создания своего рода «мозгового треста» при пр-ве, существ. усиления влияния технич. специалистов - теория технократии), были разработаны Вебленом. значит. часть работ Коммонса посвящена изучению влияния правовой надстройки капитализма, его орг., адм. форм на экономич. отношения этого способа произ-ва. Митчелл и его последователи разрабатывали статистические приёмы изучения и оправдания капиталистических порядков.
Практич. направленность И., критика его представителями концепции действия при капитализме механизма автоматич. восстановления утраченного равновесия (одной из основ теории «свободного предпринимательства»), внимание к количеств, анализу экономич. процессов, прикладным экономич. исследованиям, постановка вопроса о необходимости гос. регулирования экономики делают И. одним из ближайших и важнейших предшественников кейнсианства.
И. представлен следующими четырьмя направлениями: 1) психобиологическим - во главе с Вебленом, пропагандировавшим концепцию «социального дарвинизма»; 2) социально-правовым - во главе с Коммонсом; 3) эмпирическим - во главе с Митчеллом - одним из видных представителей амер. школы конъюнктуроведения; 4) социологическим - видным представителем которого является Голбрейт. Позиция «социального дарвинизма» Веблена исторически связана с вульгаризаторской попыткой Г. Спенсера распространить биология. закономерности на историю человечества. Рассматривая в качестве движущей силы обществ. эволюции «иррациональную психологию» борющихся между собой социальных групп, Веблен стремился применить биология, закономерности, связанные с борьбой биология. видов за существование и естеств. отбором, к объяснению социально-экономич. явлений. Противоречивость теоретич. позиций Веблена - отражение противоречивого положения немонополизированной (в т. ч. мелкой) буржуазии в эпоху империализма. Веб лен выступает с резкой критикой алчности, расточительства, жестокости монополистич. бизнеса. По Веблену, сфера деятельности «бизнеса» - финанс. махинации в целях максимизации прибылей «праздного класса» (монополистич. буржуазии). «Бизнесу» Веб лен противопоставляет «индустрию», сфера деятельности к-рой - «реальное производство», создающее материальные блага. Фактически под «индустрией» Веб лен имеет в виду немонополизированный сектор экономики, представляющий, с его точки зрения, интересы произ-ва как такового. Идеализация «индустрии» подводит Веблена к бурж.-реформистской теории технократии.
Основой социально-правового направления И. послужило формирование бурж. социологии во 2-й пол. 19 в. Его особенностью является трактовка правовых отношений как определяющих социально-экономич. отношения капитализма. Такой подход позволяет представителям данного направления И. выхолащивать действит. эксплуататорское содержание капиталистич. отношений произ-ва, сводя их, как это делает Коммонс, к различным формам правовых отношений: к «коммерческой сделке» при купле - продаже рабочей силы, в к-рой труд и капитал выступают как якобы равноправные стороны, и к «административной сделке», будто бы характеризующей отношения труда и капитала на предприятии и сводящейся лишь к юридич. подчинённости рабочего. Представители эмпирия, течения И. (Митчелл, С. Кузнец, С. Фабрикант и др.) разрабатывали проблемы экономич. циклов и кризисов: теории «бескризисного цикла», «больших циклов», «конъюнктуры» (см. Больших циклов теория, Конъюнктуристское направление в буржуазной политической экономии). Немалое место в их работах занимают вопросы экономического прогнозирования и подготовки практических рекомендаций монополиям и бурж. пр-вам. Важная особенность совр. И. состоит в том, что он уже не может полностью игнорировать столь явно обозначившуюся б настоящее время зависимость социально-экономич. отношений от уровня развития производит. сил, переживающих научно-технич. революцию, что было характерно для И. 1-й пол. 20 в. Однако действит. характер этой зависимости затушёвывается в работах совр. И., рассматривающих социальные изменения как прямое следствие развития техники, безотносительно к характеру социально-экономич. строя. На этой методология. основе базируются Индустриального общества теория, Конвергенции теория, теория постиндустриального общества.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Институционализм
 (лат. institutum – учреждение) – одно из направлений современной экономической мысли, объектами исследования которого являются определенные институты (корпорации, государство, профсоюзы), а также правовые, психологические и морально-этические аспекты (обычаи, привычки, инстинкты и др.). Эти институты, по мнению представителей институционализма, – движущие силы развития человеческого общества.
Учредителями институционализма в конце XIX в. были американские ученые Т. Веблен, Дж. Коммонс, В. Митчелл, английский экономист Дж. Гобсон и др. Значительное влияние на формирование институционализма имели труды представителей исторической школы политической экономии и развитие социологии. Современные представители институционализма – американские экономисты Дж. Гэлбрейт, Г. Хейлброннер, Д. Норт и др.
По мнению Т. Веблена и В. Гамильтона, институты – это обычаи, традиции и способы мышления, которые стали навыками отдельной группы людей, большинства населения и даже всего народа. Они имеют в основном психологический характер и организуют и регулируют поведение людей, формируют их духовный мир.
Представители институционализма критиковали классическую школу политэкономии в лице А. Смита и Д. Рикардо за их теорию роли индивидуальных интересов как движущей силы развития, за проповедование индивидуалистической конкуренции и др. Веблен выступал против марксистского материалистического подхода к анализу общества, в частности доминирующей роли производительных сил, определяющей роли базиса. Следуя постулаты исторической школы политической экономии, он считал историко-генетический метод исследования своеобразным применением теории дарвинизма в политической экономии, а свою концепцию рассматривал как дарвинистское учение об эволюции экономических институтов, то есть как постепенные эволюционные изменения обычаев, морали, общественной психологии. Его теория является своеобразной разновидностью социального дарвинизма. Поэтому концепции Веблена свойственны противоречия между психологическим и биологическим толкованиями экономических явлений и процессов, попыткой раскрыть их с помощью психологических и биологических явлений. Он, в частности, рассматривал жизнь человека как борьбу за существование, а значит, как процесс отбора и приспособления. Аналогично, по его мнению, в процессе развития общества проходят отбор и приспособления самих институтов. Они являются не только результатом отбора и приспособления, в процессе которых осуществляется формирование господствующего вида духовных позиций и склонностей, темпераментов и обычаев, мышления, но и специальными методами жизни и человеческих отношений, эффективными факторами такого отбора. Речь идет о естественном отборе институтов в сфере психологи, морально-этических норм и т.п. Нормальное развитие общества продолжается до тех пор, пока структура его институтов соответствует существующим условиям. С ростом количества населения, накоплением знаний и повышением квалификации работников и др. институты прекращают, по мнению Веблена, играть роль движущей сипы общественного развития, стареют и превращаются в консервативные факторы. Таким образом, Веблен формулирует идею о роли противоречий между старым и новым в общественном развитии. Однако эти противоречия он не связывает с эволюцией экономической системы и ее элементами (производительными силами, отношениями собственности и др.).
Главными чертами капитализма Веблен считал машинный процесс и инвестиции ради получения прибыли, а противоречие между ними как между «индустрией» и «бизнесом» – основой этого строя. К индустрии он относил машинную технологию, непосредственный процесс производства, базирующегося на машинной технике, а к бизнесу – деньги, кредит, конкуренцию, монополию. Это противоречие проявляется в том, что духовная, психологическая (а следовательно, институциональная) сущность бизнеса тормозит развитие машинного производства. В то же время машинная техника ослабляет систему бизнеса, духовную основу «предприятия бизнеса».
Веблен остро критикует механизм господства и обогащения магнатов финансового капитала, которых называет бездеятельным и консервативным классом, который пытается сохранить устаревшие обычаи, образ мышления. Он отмечает, что отношение этого класса к экономическому процессу – денежное отношение корысти и эксплуатации, а не производства и предоставления услуг.
Значительное внимание он уделил и выяснению противоречия между интересами общества в целом (потребность в производстве большего количества лучшей продукции и предоставленных услуг) и интересами корпорации (получение максимальной прибыли с помощью лучших для нее цен, распространения ценных бумаг и т.д.). Погоня за прибылью формирует, по его мнению, грабительскую национальную политику, разрастание государственного аппарата, его превращение в департамент бизнеса. В то же время Веблен необоснованно пытается доказать возникновение трестов сугубо духовными и расовыми мотивами – инстинктом соревнования, психологией определенной расы (в этом случае северной).
Вместо противоречия между трудом и капиталом он называет денежные и кредитные отношения, вместо финансового капитала – фиктивный капитал. Доля владельцев материального капитала (тех, кто обладает материальными благами) зависит от владельцев незаметной собственности (тех, кто не владеет промышленным оборудованием, нематериальными активами). Веблен характеризуя «систему участия» как метод экономического господства финансовой олигархии, называет противоречие между большим финансовым капиталом и мелкой и средней буржуазией (защищая интересы последней). При этом он считает, что финансовая олигархия препятствует развитию современной индустрии.
Недостаточно основательно он проанализировал причины экономических кризисов, видя их в системе бизнеса, точнее, в привычках, обусловливающих существование денег и цен, а также в стремлении предприятий получать прибыли (эта точка зрения обоснована). Первоначальными причинами экономических депрессий и возбудителями оживления считал психологические факторы, отрицая наличие кризисов перепроизводства. При этом он утверждал, что при наличии коалиции между корпорацией и контролем за ней может быть устранено противоречие между индустрией и бизнесом (что сближает его взгляды с концепцией регулируемого капитализма).
Спорным является также тезис Веблена об уменьшении роли и значении труда в процессе перехода от ремесленничества к эпохе бизнеса, которая осуществляется в результате снижения роли рабочих в производстве и переходе решающей роли к самой машине, технологическому оборудованию. Поэтому, по его мнению, теория трудовой стоимости Маркса сохраняет свое значение лишь для эпохи ремесленного производства, а марксизм в целом Веблен отождествлял с утопическим социализмом. Отрицая решающую роль рабочего класса, он отводил эту роль технической интеллигенции, которая должна осуществлять неограниченный контроль за производством, а «гильдии инженеров» – управлять всем народным хозяйством, что устраняет противоречия между индустрией и бизнесом.
В отличие от Веблена, Дж. Коммонс основой экономического развития считал юридические отношения, нормы права, а экономические институты – категориями юридического порядка, сводил сущность экономических отношений к сделкам с титулами собственности. Он также отмечал решающую роль рынка в различных сферах общественного воспроизводства (что делало его сторонником меновой концепции). Коммонс утверждал, что производство является предметом не институциональной, а инженерной политической экономии, а в сфере обращения осуществляется, прежде всего, перемещение титулов собственности. Совокупность таких соглашений формирует «подвижный интерес» (интерес в действии), что является основой каждого хозяйственного предприятия, а институты – интересами в действии вместе с правилами, которые поддерживают это движение. Конкретными формами таких институтов называл семью, акционерные компании, союзы предпринимателей, государство. Составными элементами соглашений Коммонс считал конфликт, взаимодействие и решение конфликта. Возможность разрешения противоречий при капитализме является основой концепции «гармонии интересов».
Важнейшую роль в юридических отношениях Коммонс отводил «титулам собственности», потому разграничивал вещественную, невещественную (долги, долговые обязательства) и невидимую собственность (ценные бумаги). В купле-продаже ценных бумаг он видел главную особенность капитализма, важнейшую категорию этого строя, а следовательно, отводил решающую роль фиктивному капиталу. Относительно практических мер, то его предложение снизить налоги на капиталистов была сомнительной.
Среди американских институционалистов заслуживает внимание учение В. Митчелла об экономических циклах. Он обосновал наличие «коротких циклов» (3-7 лет), выдвинул идею о «длинных циклах конъюнктуры» возрастного порядка. Он считал, что сам экономический цикл – это колебания не одной совокупности (например, национального дохода и занятости), а многих величин.
Другой американский экономист Е. Хансен причинами упадка капитализма называл исчерпание внешних импульсов (открытия и изобретения), рост населения, разведывание новых месторождений природных ресурсов.
В 30-е гг. XX в. получила распространение теория регулируемого, или планового капитализма, которую отстаивали Ст. Чейз, Дж. Миллет и др. Ее возникновение было связано с активным вмешательством государства в экономику во время кризиса 1929-33 гг. В частности, в 1933 г. было создано национальное плановое управление народным хозяйством.
Представители институционализма резко критиковали маржинализм, неоклассическую теорию рыночного равновесия с ее методологическим принципом предельной полезности и производительности (считали их формализованными абстракциями), доказывали ограниченность рынка и рыночного равновесия как универсального механизма распределения ограниченных ресурсов и самого капитализма. Кроме того, они утверждали, что классическое общество свободной конкуренции XIX в. не отвечало реалиям современности, а рынок превратился в один из экономических институтов. Другими элементами таких институтов стали корпорация, государство. Корпорация, в которой происходит отделение собственности от управления и осуществляется планомерное развитие в сочетании со стихией мелкого и среднего предпринимательства, образуется качественно новый элемент экономических институтов. Однако ключевым экономическим институтом и основой современного ему общества, новой системы, представители институционализма считали государство, которое осуществляет активную социальную политику, применяет индикативное планирование и регулирование хозяйственной жизни, а идеалом общества провозглашали социальное благоденствие, которое нуждается в социальном контроле.
Анализируя корпорации, сторонники институционализма особое внимание уделяли процессу отделения собственности от контроля за производством, ввели понятие «абсентеистической» собственности (собственности, которой нет, она рассеивается среди акционеров, которые теряют контроль над средствами производства), что привело к принципиальным изменениям в системе управления производством. Такое управление осуществляет не предприниматель, а управляющие, которые заботятся о свои узкогрупповых интересах и контролируют корпорации. Эту систему американский экономист Г. Минз называет «коллективным капитализмом». Наиболее логичное продолжение эта идея получила в теории «техноструктуры» Дж. Гэлбрейта, к которой он относил профессиональных руководителей (управляющих) – от высших менеджеров до руководителей низшего звена – бригадиров, мастеров, лиц, занимающихся рекламой, и т.д.
Представители современного институционализма – американские социологи Д. Белл и Дж. Гэлбрейт, – считая главной движущей силой общественного прогресса внедрение достижений науки и техники в производство, сформулировали концепцию «индустриального» и «постиндустриального общества», дополненную позже теорией «информационного общества». Основным недостатком этих теорий является применение принципа технологического детерминизма, то есть попытка обосновать появление новых типов общества лишь развитием техники, появлением нового элемента в системе производительных сил – информации. В то же время в работах Гэлбрейта конструктивным является разделение существующей экономической системы капитализма на рыночную и планировочную. В первой функционируют преимущественно малые фирмы, во второй – крупные. Эти подсистемы не являются обособленными, находятся в тесном взаимодействии. В планирующей подсистеме главной положительной чертой техноструктуры Гэлбрейт считал рост фирмы, что характеризует такую цель только со стороны производительных сил, а следовательно, она становится подчиненной другой более важной цели – присвоению максимального дохода, что отражает природу корпоративной собственности. Основное средство защиты цен и расходов, по Гелбрейту, – контракты. Планирующая система существует в тесной взаимосвязи с государством, которое обеспечивает ее квалифицированными кадрами, гарантированным рынком сбыта части продукции, оплачивает технические разработки (благодаря этому, по его мнению, возникли атомная энергетика, вычислительная техника, современный воздушный транспорт, космическая связь и некоторые другие отрасли), дополнительными капитальными вложениями, кредитует отдельные крупные корпорации (спасая их от банкротства). И рыночная, и планирующая системы (особенно последняя) вступают с государством в бюрократический симбиоз, а планирующая адаптируется государством. Государство также влияет на выравнивание доходов. Эксплуатация, по его мнению, существует только в рыночной системе, а в планирующей системе работники находятся под защитой профсоюзов и государства (это не соответствует действительности).
В отличие от старого социализма, который потерял свою привлекательность, Гэлбрейт считает, что необходимость нового социализма обусловлена экономической необходимости в существовании государственной собственности в таких областях, как жилищное строительство, здравоохранение, транспорт, охрана окружающей среды. Представители современного институционализма выступают за участие граждан в собственности и управлении ею, предоставление им социальных гарантий. Значительное внимание они уделяют проблемам эколого-экономического выживания человечества и др.
Г. Мюрдаль и другие ученые подчеркивают важность в развитии общества социально-политических институтов, в рамках которых функционирует экономика, используют в экономическом исследовании методы политологии и социологии.
Учитывая особенности существующей в странах бывшего СССР экономической системы, Гэлбрейт предостерегает от слишком высокой цены таких преобразований. По его мнению, в рекомендациях этим странам не учтены личные и общественные расходы, которые может повлечь такой переход, и навязано такое видение капитализма, которое не могло бы рассматриваться терпимым на Западе.
Гэлбрейта, Хейлброннера и других одновременно считают представителями нового инстиутционализма или неоинституционализма. Наиболее полно неоинституционализм представлен в концепции «прав собственности», «общественного выбора» и др.

Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
550.76 кб

Региональный институционализм: terra incognita или terra ficta?

Гареев Тимур Рустамович
В основу статьи положен вопрос о правомерности использования понятия региональный институционализм для характеристики особого направления в социально-экономических науках.
Читать PDF
356.89 кб

Институционализм (глава из учебника «История экономического анализа»)

Розмаинский Иван Вадимович
Читать PDF
144.41 кб

Методологические проблемы современной экономической науки: неоклассика и институционализм

Огородникова Татьяна Владимировна
Рассмотрены методологические проблемы неоклассической теории. Проанализированы институциональные усовершенствования методологии традиционной экономической теории.
Читать PDF
308.46 кб

Институционализм: торжество мультидисциплинарности

Вольчик Вячеслав Витальевич
Читать PDF
238.54 кб

Институционализм: собственный взгляд на традиционную экономическую философию и роль монополий

Афанасьев С. В.
Читать PDF
173.31 кб

Постсоветский институционализм в России: попытка обзора

Кирдина С. Г.
Автор анализирует историю адаптации институциональной теории в российской экономической науке.
Читать PDF
500.88 кб

Откуда есть пошел русский институционализм?

Белоусов В. М.
Читать PDF
297.99 кб

Марксизм и институционализм: сравнительное исследование (доклад международной политэкономической асс

Бузгалин Александр Владимирович, Колганов Андрей Иванович
Авторы проводят сравнительный анализ современного марксизма и институциональной экономической теории и артикулируют методологические и теоретические общие черты и различия марксистской политэкономии и классического институционализ
Читать PDF
362.41 кб

Институционализм и современные течения кейнсианства: аспекты методологического взаимодействия

Гайдай Татьяна Викторовна
В статье предпринят сравнительный методологический анализ институционализма и течений современного кейнсианства с позиций дескриптивной методологии.
Читать PDF
79.44 кб

1) Постсоветский институционализм 2) Постсоветский институционализм-2006: власть и бизнес

Расков Д. Е.
Читать PDF
203.34 кб

Институционализм как отражение социокультурного подход а в экономике

Вахтина М. А.
Читать PDF
187.23 кб

2008. 01. 057. Постсоветский институционализм - 2006: власть и бизнес / под ред. Р. М. Нуриева. - Ро

Положихина М. А.
Читать PDF
85.02 кб

Марксизм и институционализм: сравнительное исследование

Бузгалин Александр Владимирович, Колганов Андрей Иванович, Московский Александр Иванович
В представленной статье авторы проводят сравнительный анализ современного марксизма и институциональной экономической теории и особо отмечают методологические и теоретические сходства и различия марксистской политэкономии и класси
Читать PDF
344.93 кб

Новый институционализм: «Ловушки», трансакционные издержки, «Теорема Коуза» и время

Сухарев О. С.
В статье рассматривается основная проблема нового институционализма — оценка неэффективности институтов, анализируется возможность представлять эту неэффективность в виде некой «ловушки», либо описывать за счет изменения глубины д

Похожие термины:

  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

    (institutional economics) Направление экономической теории, которое подчеркивает важность институтов при определении того, как реально функционирует экономика стран. Например, законодательство о собственн
  • Ранний институционализм

    в конце 19 – нач. 20 вв. в США зародилось течение, родственное новой исторической школе и получившее название – институционализм. Один из теоретиков институционализма И. Гамильтон предложил следующ
  • Институционализм или институциональная экономика

    одно из основных направлений экономической мысли, объясняющее функционирование и развитие человеческого общества изменением институтов.
  • Институционализм конъюнктурно-статистический

    это направление в экономической теории связано с именем американского экономиста, статистика, ученика Т.Веблена Уэсли Митчелл (1874-1948). Митчелл вошел в историю эконом, науки как специалист по иссле
  • Институционализм социально-правовой

    это направление в экономической теории связано с именем американского экономиста и психолога Дж. Коммонса (1862-1945), автора известных книг «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная
  • Институционализм социально-психологический

    это психологическая теория экономического развития, неэкономическая трактовка экономических явлений. Основателем этого направления институционализма был Т.Веблен - американский экономист и со
  • Старый институционализм

    подход к изучению институтов, согласно которому предполагается, что они оказывают детерминирующее воздействие на поведение индивидов. В методологии старого институционализма активно используе
  • Институционализация рынка ценных бумаг

    формирование института профессиональных финансовых посредников, не являющихся коммерческими банками (например, инвестиционных фондов).
  • Институционализация

    признание человеком внешней нормы в качестве неотъемлемого элемента внутренней системы ценностей.
  • Институционализация стратегии

    процесс правового и организационного закрепления системного подхода, обеспечивающего сбалансированность и общее направление роста организации.
  • Институциональная структура

    (англ. institutional structure) – то же, что и организационная структура.
  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА

    устойчивая исторически сложившаяся система базовых общественных институтов.
  • Институциональное изменение

    изменение как формальных, так и неформальных правил, а также способов и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений.
  • КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

    установление, устройство, учреждение, которое служит иллюстрацией намерения авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. К.и. – это развитие экономики, связанно
  • НВЕСТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ

    кредитно-финансовый институт, выступающий в роли держателя акций.
  • Институциональный человек

    человек, имеющий сложную систему мотивов, которая определяется усвоенными им институтами. Цель его поведения состоит в гармонизации взаимоотношений с внешней социальной средой.
  • Безработица институциональная

    безработица, связанная с выплатой высоких социальных пособий.
  • ЕДИНИЦА, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

    institutional unit) - хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами.
  • Институциональная экономическая теория

    Тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций вопределении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США
  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    направление экономической науки, исследующее причины неустойчивости системы и структурных изменений в сфере экономических отношений.