ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Большой финансовый словарь
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
договор двух компаний, фирм, по которому одна из сторон договора берет на себя обязательства по обеспечению и обслуживанию хозяйственной деятельности другой стороны. В число Д.х. входят: договор поставки, договор подряда, договор перевозки.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.
соглашение, заключаемое между фирмами, компаниями, предприятиями, организациями в целях обеспечения и обслуживания их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств в процессе осуществления экономической, хозяйственной деятельности. Основные виды таких договоров: договор поставки, договор подряда на строительство, договор перевозки грузов.
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Хозяйственный договор должен строго соблюдаться обеими сторонами, заключившими это соглашение. В случае невыполнения договорных обязательств предприятие-нарушитель несет материальную ответственность.
XXVI съезд КПСС потребовал от всех хозяйственных руководителей обеспечить четкое выполнение договорных обязательств, укреплять государственную дисциплину.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Договорные обязательства также являются рычагом управления, инструментом хозяйственного механизма, определяющим отношения между предприятиями. Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение четкому выполнению договорных обязательств. В частности, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма (12 июля 1979 г.) указывается, что оценка результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий) промышленности, а также их экономическое стимулирование будут производиться исходя прежде всего из выполнения планов поставок продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по номенклатуре (ассортименту) и в сроки в соответствии с заключенными договорами (заказами). В процессе совершенствования хозяйственного механизма признано необходимым перевести производственные объединения и предприятия на прямые длительные хозяйственные связи. Долгосрочные Х.д. заключаются, как правило, на пять лет, но могут корректироваться по годам. Длительные Х.д. объединения (предприятия) будут иметь также с органами Госснаба СССР, транспортными организациями, предприятиями торговли. Такое комплексное взаимодействие связанных между собой коллективов способствует повышению эффективности производства (см. 1), достижению высоких конечных результатов.
Все заказы в срок! По такому принципу сегодня стремятся работать предприятия, ибо безусловное выполнение всех договоров и обязательств должно стать непреложным законом хозяйствования.
Дисциплина поставок не ограничивается соблюдением предусмотренных договором количеств, ассортимента и сроков выполнения заказов. Не меньшее значение имеет и качество поставляемой продукции, ибо невелика цена выполнения плана поставок, если изделие потом бракуется. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года поставлена задача продолжить совершенствование форм хозрасчетных отношений н взаимной экономической заинтересованности и ответственности за выполнение плановых заданий н договорных обязательств между поставщиками и потребителями, а также заказчиками и подрядчиками.
В 1983 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление по вопросу соблюдения договорных обязательств по поставкам продукции и повышения в этом деле ответственности министерств, ведомств и предприятий, которое было опубликовано в изложении в «Правде» 16 апреля 1983 г.
Участниками X. д. могут быть только социалистич. орг-ции (государственные, кооперативные, общественные). В хоз. механизме X. д. выполняет важные функции, вытекающие из планово-хозрасчётного характера хоз. отношений и особых свойств договора как формы (способа) регулирования обществ. отношений самими участниками. X. д. обеспечивает применение методов согласования и саморегулирования в процессе организации хоз. деятельности. Границы такого регулирования установлены в законодательстве с учётом действия экономич. законов и общих принципов управления х-вом (см. Экономические законы социализма, Управление народным хозяйством). Посредством X. д. реализуются такие важнейшие принципы хозрасчёта, как оперативно-хоз. и имуществ. самостоятельность (см. Хозяйственпо-оперативная самостоятельность социалистических предприятий), самоокупаемость и обеспечение рентабельности, поощрение и ответственность за результаты своей деятельности.
Большинство X. д. регулируют отношения в сфере товарно-ден. обращения, выступая юридич. формой движения социалистич. собственности. На основе договора изготавливается и передаётся продукция (договор поставки, контрактации и др.), транспортируются грузы (договоры перевозки различными видами транспорта), выполняются разнообразные работы (договоры капитального стр-ва, ремонта и др.), оказываются всякого рода услуги (договоры банковского счёта, хранения и др.) и т. д.
X. д. оказывает активное воздействие на развитие произ-ва, выступая, в частности, инструментом формирования производств. программы. Постановлением ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 12 июля 1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» предусмотрено, что производств. объединения (предприятия) и орг-ции определяют в годовых планах номенклатуру (ассортимент) производимой продукции по заказам потребителей в соответствии с заключёнными X. д.
Ряд вопросов заключения и исполнения X. д., имуществ. ответственности за его нарушение регламентируется в общем виде в Основах гражд. законодательства Союза ССР и союзных республик (1961). Более детальная регламентация содержится в спец. нормативных актах хоз. законодательства, утверждённых постановлениями Сов. Мин. СССР: 1) применительно к отд. видам X. д. («Положение о поставках продукции производственно-технич. назначения» и «Положение о поставках товаров нар. потребления», «Правила о договорах подряда но капитальному строительству» и др.); 2) ко всем видам X. д. («Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам»). значит. число нормативных актов о X. д. принято различными мин-вами и ведомствами.
X. д. обычно заключаются на основе плановых актов, прямо предписывающих обеим сторонам или одной из них вступить в договорные отношения (планы прикрепления, наряды, планы перевозок, лимиты кредитования и др.). При отсутствии подобных актов к заключению договоров побуждает необходимость выполнить задания, установленные в планах хоз. деятельности каждого контрагента. X. д. заключаются в письменной форме либо путём составления единого документа, подписываемого обеими сторонами, либо посредством обмена документами (письмами, телеграммами и т. д.), исходящими от каждой стороны. В ряде случаев к заключению договора приравнивается отсутствие возражений обеих сторон против планового акта (напр., принятие к исполнению специфицированного наряда).
Законодательство устанавливает сроки и спец. процедуру заключения X. д., к-рая включает преддоговорные контакты, непосредств. урегулирование разногласий самими контрагентами, разрешение преддоговорного спора арбитражем или иным уполномоченным органом. Арбитраж обязывает контрагента, необоснованно уклоняющегося от заключения договора, заключить его, а также разрешает разногласия по условиям X. д.
X. д. служит не только средством исполнения плановых заданий, но и инструментом планирования: стороны согласованно определяют условия выполнения плана, выявляют и устраняют недостатки и просчёты планирования, увязывают и координируют установленные им плановые задания, формируют планы хоз. деятельности и т. д. Использование договора в планомерно организуемом х-ве даёт возможность перевести выполнение плановых заданий в форму согласованных и конкретизированных взаимных обязательств сторон. Благодаря этому выполнение плановых заданий становится договорной обязанностью, ответственность перед гос-вом дополняется ответственностью перед контрагентом в виде штрафа, возмещения убытков или иных хоз. санкций (см. Санкции экономические).
Законодательство обязывает предъявлять претензии к контрагенту, нарушившему X. д. Применительно к договору поставки на контрагентов возложена обязанность накладывать санкции, установленные за его нарушение. Уплата штрафа и возмещение убытков не освобождают нарушителя X. д. от его исполнения в натуре (принцип реального исполнения X. д.). Исключение составляют случаи, когда плановое задание, на к-ром было основано хоз. обязательство, утратило силу. Должностные лица, виновные в невыполнении X. д., могут привлекаться персонально к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Единство плановых и хозрасчётных начал, отражённое в договоре, создаёт условия и делает необходимым непосредств. влияние выполнения договора на оценку результатов хоз. деятельности. Применительно к поставке установлено, что невыполнение договорных обязательств по номенклатуре и ассортименту влечёт за собой уменьшение отчислений в фонд материального поощрения; должностные лица, виновные в невыполнении договора, могут быть лишены установленных премий.
X. д. может выступать не только юридической формой обмена, но также инструментом хозяйственного руководства как на уровне непосредств. производителей, так и на иных уровнях хоз. механизма. Свидетельством тому служит использование договора между союзглавснабсбытами и управлениями пром. объединений, посредством которого органы хоз. руководства совместно решают вопросы планирования произ-ва продукции и организации снабжения ею нар. х-ва, т. е. выполняют управленч. функции в договорной форме. Заключение пятилетних соглашений между гл. управлениями Мин-ва торговли СССР (оптовыми орг-циями мин-в торговли союзных республик) и пром. объединениями (гл. управлениями мин-в), в рамках к-рых стороны предусматривают взаимные обязательства и ответственность, призвано обеспечить более полное удовлетворение спроса населения.
25-м съездом КПСС и последующими постановлениями ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР предусмотрено расширение функций хоз. договоров в числе мер, необходимых для совершенствования управления экономикой, и усиление воздействия хоз. механизма на повышение эффективности произ-ва и качества работы. Это подчёркивает значение договора как инструмента хоз. руководства и означает расширение методов согласования и саморегулирования в управлении х-вом.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.