Государственный кредит
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
кредит в виде государственного займа, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора - физические и юридические лица.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Государственный кредит - в узком смысле - кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
кредит, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора - физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации, казначейские сертификаты и др.).
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Экономический словарь.
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
Кредит, к-рым пользуются правительство страны, штат, округ, муниципалитет и т. п. Г.к. основан на тех же принципах, что и коммерческий, с.-х. и банковский кредиты, а также кредит в др. формах. Т. о., правительство, штат или муниципалитет могут иметь хорошую или плохую кредитоспособность в зависимости от их способности платить по своим обязательствам и репутации
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).
По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).
Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.
Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.
Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.
Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.
Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.
В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru
Г. к. способствуют обогащению буржуазии. Свободные ден. капиталы, лежащие без употребления у банкиров, накапливались ещё в период мануфактуры, к-рая из-за узости своей технич. базы препятствовала вложению в промышленность крупных капиталов. Эти свободные денежные капиталы нашли выгодную сферу приложения в виде государственных займов, к-рые давали высокий гарантированный доход. Толчком в развитии Г. к. явилось образование акц. обществ. Разрешение на их образование нередко обусловливалось предоставлением пр-вам ден. ссуд (напр., учреждённый в 1694, как частное общество, англ. банк начал свою деятельность ссудами пр-ву из расчёта 8% годовых). Г. к. - одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от др. форм капиталистич. кредита, Г. к. служит для привлечения ден. средств гл. обр. на воен. расходы гос-ва, т. е. на непроизводпт. цели. Он используется для покрытия дефицита гос. бюджета. Прямым следствием Г. к. являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигаций гос. займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов), что свидетельствует о его паразитич. характере. Маркс писал, что бурж. гос-во «...нуждается в деньгах для того, чтобы осуществлять угнетение внутри страны и за ее пределами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 45). Возрастающие расходы гос. бюджета на милитаризацию экономики и гонку вооружений, на содержание адм.-полицейского аппарата, на прямое и косвенное субсидирование капиталистов гос-во покрывает преим. за счёт налогов и займов.
Полученные с помощью Г. к. ден. средства не участвуют, как правило, в кругообороте капитала, т. е. в произ-ве материальных благ. Вызывая рост гос. расходов по размещению и погашению займов, выплате процентов по ним и по управлению гос. долгом, капиталистич. Г. к. не создаёт и источника средств для покрытия этих расходов. Поэтому растущие процентные и др. платежи вызывают новые бюджетные дефициты и займы. Причина постоянно растущего гос. долга заключается в постоянном превышении расходов гос-ва над его доходами, к-рое является одновременно и причиной, и следствием системы гос. займов. В гос. ценные бумаги вложена подавляющая часть средств эмиссионных банков, а также большая часть средств коммерч. банков. Предоставляя деньги взаймы гос-ву, кредиторы, как отмечал Маркс, ничего на теряют, «...так как ссуженные ими суммы превращаются в государственные долговые свидетельства, легко обращающиеся, функционирующие в их руках совершенно так же, как и наличные деньги» (там же, т. 23, с. 764).
Источником средств для погашения Г. к. и уплаты процентов, как и всех др. расходов гос-ва при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, тяжёлым бременем ложащиеся на трудящихся. С ростом гос. долга автоматически растут и налоги. При этом рабочие, служащие и мелкая буржуазия (крестьяне, ремесленники и т. д.) оплачивают не только суммы, полученные пр-вом в форме займов, но и суммы, выплаченные банком за их посредничество в размещении займов. Т. о., Г. к., гос. долг и налоги играют важную роль «...в превращении богатства в капитал и в экспроприации масс...» (там же, с. 766).
Материальная основа Г. к. - ссудный капитал, огромный рост к-рого при империализме объясняется ростом слоя рантье, увеличением массы высвобождающихся ден. капиталов в пром-сти и др. отраслях х-ва и концентрацией в банках ден. сбережений различных классов и слоёв общества. В период общего кризиса капитализма Г. к. становится органич. частью финанс. систем бурж. гос-в, используемых на прямое финансирование капиталистич. монополий и обеспечение им монопольно-высоких прибылей за счёт ограбления трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём, если раньше бурж. гос-ва прибегали к займам в целях покрытия чрезвычайных расходов, то для совр. капиталистич. гос-в характерно использование Г. к. для финансирования обычных расходов хронически дефицитных гос. бюджетов. Так, фашистская Германия, покрывая за счёт гос. займов значит. долю расходов на подготовку 2-й мировой войны 1939 - 45, увеличила свой гос. долг до начала войны более чем в 2 раза - с 24,3 до 59,1 млрд. марок. В период войны с целью мобилизации средств населения на воен. нужды она ввела систему т. н. железных сбережений, с помощью к-рой часть заработной платы рабочих и служащих зачислялась на блокированные счета в сберегат. кассах и помещалась в облигации гос. займов и казначейские векселя.
После войны империалисты интенсивно используют Г. к. для финансирования гонки вооружений и милитаризации экономики. значит. долю мобилизуемых с помощью Г. к. средств бурж. гос-ва расходуют на оплату воен. заказов, передаваемых монополиям. Помимо регулярного дохода в виде процентов, держатели облигаций гос. займов получают и др. выгоды (в виде скидок с нарицательной стоимости облигаций - обычно 10 - 20%); полное или частичное освобождение доходов по займам от налогов; выкуп казначейством облигаций с выплатой надбавки против её номинала ит. п. С ростом Г. к. растут и суммы процентных платежей по гос. займам. Так, выплаты процентов по займам возросли в федеральных и центр. бюджетах: в США с 23 млн. долл. в 1913/14 до 19,7 млрд. долл. в 1971/72; в Великобритании соответственно с 24 до 2020 млн. ф. ст.; в ФРГ - с 260 млн. марок в 1951 до 3,7 млрд. в 1971. Разбухание Г. к. - одно из проявлений паразитизма, означающего рост непроизводительного потребления и числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В условиях гос.-монополистич. капитализма, как указывал Ленин ещё в 1917, «...все эти шаги к большей монополизации и большему огосударствлению производства неизбежно сопровождаются усилением эксплуатации трудящихся масс, усилением гнета, затруднением отпора эксплуататорам, усилением реакции и военного деспотизма и вместе с тем неизбежно ведут к неимоверному росту прибыли крупных капиталистов за счет всех остальных слоев населения, к закабалению трудящихся масс на много десятилетий данью капиталистам в виде уплаты миллиардных процентов по займам» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 449 - 50).
Иную роль стал играть Г. к. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, - Индии, Бирме, Египте, Ираке и др., где часть средств, мобилизуемых с помощью Г. к., направляется на финансирование производит. целей гос. сектора х-ва, укрепляющих экономич. самостоятельность и политич. независимость этих стран.
Для послевоен. периода характерен быстрый рост внеш. долгов, используемых империалистич. странами-кредиторами для усиления своего экономич. и политич. господства в странах-должниках. Ещё после 1-й мировой войны 1914 - 18 США использовали своё положение осн. кредитора стран капиталистич. мира (в т. ч. стран Европы) для их эксплуатации и закабаления. В годы 2-й мировой войны и особенно после её окончания США стали применять Г. к. в целях порабощения др. гос-в. Доходность частных и гос. капиталовложений, а равно и их отд. видов различна. Но если взять среднюю ставку в 5%, то и тогда ежегодная дань, получаемая США от стран-должников, составляет примерно 7 млрд. долл. Кредитная экспансия империалистич. держав приводит к быстрому росту внеш. задолженности развивающихся гос-в. Так, в 1968 общая сумма обязательств развивающихся стран капиталистич. странам-кредиторам превысила 53 млрд долл., в т. ч. стран Южной и вост. Азии - 17,9, Лат. Америки - 4,5 млрд. долл. За 1945 - 70 амер. корпорации вложили в экономику развивающихся стран 17,7 млрд. долл., сумма же их прибылей составила 49,2 млрд. долл. За 1960 - 70 среднегодовой рост выплат по погашению, иностр. долгов и уплате процентов составил 17 %, что более чем втрое превышает прирост валового продукта развивающихся гос-в и намного выше прироста экспорта и притока кредитов и субсидий за эти же годы. Увеличение долговых обязательств по отношению к США, Великобритании и др. империалистич. державам не только препятствует оконч. освобождению развивающихся гос-в от колониализма и неоколониализма, но и таит угрозу их нового закабаления. В этих условиях особенно большое значение для развивающихся гос-в имеет финанс. помощь со стороны социалистич. стран.
Социалистич. страны предоставляют развивающимся гос-вам кредиты преим. двух видов: долгосрочные на основе межправительств, соглашений (осн. форма) и краткосрочные в виде товарных кредитов внешнеторг. объединений фирмам развивающихся стран. К кон. 60-х гг. страны - члены СЭВ предоставили развивающимся странам долгосрочных кредитов на сумму ок. 8 млрд. валютных руб., из них 5 млрд. - СССР. Эти кредиты предоставлены на льготных условиях сроком на 8 - 12 и больше лет из расчёта 2,5 - 3% годовых, что в 2 - 3 раза ниже процентных ставок по кредитам капиталистич. стран. Погашаются кредиты поставками товаров традиционного экспорта развивающихся стран. Кредитная помощь этим странам оказывается в первую очередь для создания отечеств, пром-сти, развития и укрепления нац. экономики и подготовки нац. кадров специалистов.
Бурж. экономисты в различные периоды развития капитализма по-разному относились к Г. к. Так, основоположник школы физиократов Ф. Кенэ считал, что гос-во должно избегать займов, т. к. они отвлекают средства от производит. использования в земледелии. Классики бурж. политэкономии А. Смит и Д. Рикардо также отмечали непроизводит. характер гос. займов и считали, что Г. к. - тормоз развития производит. сил, т. к. погашение капитальной суммы гос. долга и уплата процентов требуют огромных расходов. Причину роста задолженности гос-ва они видели в отсутствии бережливости и требовали для покрытия гос. расходов использовать не займы, а налоги. Отношение буpж. экономистов к Г. к. решительно меняется, когда буржуазия становится господствующим классом общества. Они стали рассматривать Г. к. в качестве рычага развития нар. х-ва, роста нац. богатства, больше того - нивелировки доходов всех социальных слоёв общества и сглаживания его классовых противоречий. Начиная с мирового экономич. кризиса 1929 - 33 рост Г. к. рассматривается как средство подъёма покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Так, англ. бурж. экономист Дж. М. Кейнс и его амер. последователи А. Хансен, Г. Маултон, С. Харрис и др. провозгласили Г. к. в качестве осн. источника средств для покрытия огромных расходов совр. капиталистич. гос-в. Эти расходы они объявляют общественно полезными и даже производительными. В 1940 Кейнс, ссылаясь на «опыт» Германии и Великобритании, заявил, будто с помощью финансирования за счёт гос. займов можно добиться полной занятости в условиях совр. индустриальной экономики. Апология бюджетного дефицита и гос. долга имеет целью оправдать финанс. и кредитную политику совр. капиталистич. гос-в, финансирование милитаризации, войн и обогащения монополистич. буржуазии.
Природа и назначение Г. к. в условиях социализма коренным образом отличаются от капиталистического, что определяется социалистич. способом произ-ва. Здесь Г. к. используется в качестве одного из методов мобилизации временно свободных ден. средств и сбережений населения на всемерное развитие нар. х-ва и подъём благосостояния народа. В СССР средства, полученные с помощью Г. к., как составная часть общегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва, используются производительно. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств - важное, коренное отличие социалистич. Г. к. от капиталистического. Способствуя росту обществ. произ-ва в СССР вместе с тем - одно из средств увеличения "ден. доходов населения. производит. использование привлекаемых с помощью Г. к. средств позволяет Сов. гос-ву выплачивать держателям облигаций гос. займов определ. доход в виде выигрышей и своевременно погашать свою задолженность. Сов. Союз, строивший социалистич. общество в капиталистич. окружении, не мог рассчитывать на кредиты и займы извне. Огромные капиталовложения были осуществлены за счёт внутр. накоплений социалистич. х-ва. Важным дополнит, источником средств служил Г. к. (см. Государственные займы).
Опыт организации Г. к. в СССР используется др. социалистич. странами для привлечения временно свободных ден. средств и растущих сбережений населения на производит. и общественно необходимые цели строительства социализма. Огромное значение в укреплении экономики этих стран имеет их всестороннее экономич. сотрудничество и, в частности, помощь СССР, в т. ч. помощь кредитная, предоставляемая как в форме займов, так и путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.