Государственный бюджет

Найдено 41 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Государственный бюджет
план государственных доходов и расходов на год

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

Государственный бюджет
роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год).

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Государственный бюджет
представляет централизованный фонд денежных ресурсов, которые необходимы для функционирования государства.

Источник: Финансы, денежное обращение, кредит. Глоссарий к курсу лекций

Бюджет государственный
центральное звено общегосударственных финансов, представляющее форму образования и использования централизованного фонда денежных средств в государстве.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

Государственный бюджет
это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства на определенный период.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Государственный бюджет
утвержденная в законодательном порядке смета образования (доходов) и использования (расходов) денежных средств государства на определенный период времени; основной финансовый план (прогноз) государства.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Государственный бюджет
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций  

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
всесторонняя роспись (смета) государственных доходов и расходов на определенный срок (например, на год) по источникам поступлений и основным направлениям расходования, утвержденная в законодательном порядке.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Государственный бюджет
самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет него содержится армия, здравоохранение, просвещение. С его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Государственный бюджет
централизованный фонд денежных средств; сбалансированный перечень доходов и расходов государства, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти в виде финансового плана государства на определенный финансовый год.

Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации и Федерального Собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.

Источник: Экономический словарь.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.

Источник: Краткий словарь экономиста

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
смета денежных доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Б. г. составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательным и органами.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
План доходов и расходов государства. В нем представлены все виды поступлений в виде платежей из прибыли, различные налоги, доходы от внешней торговли и т.д. В расходной части показано за счет госбюджета финансирование содержания аппарата управления, направление средств на развитие госсектора экономики, на нужды обороны, здравоохранения, просвещения, культуры и т.п.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
(основной финансовый план страны) централизованный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении правительства. В структуру госбюджета входят доходы (формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных перечислений) и расходы (используются на содержание государственного управления, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций).

Источник: Термины рыночной экономики

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, отражающая перераспределение национального дохода В Б. г. указываются источники поступления государственных доходов и каналы, направления расходования государственных средств. Г.б. составляется правительством страны и утверждается высшими законодательными органами. Б.г. бывает консолидированным и представляет собой свод бюджетов различного территориального уровня.

Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999

Государственный бюджет
основной финансовый план государства, имеющий силу закона; утверждается законодательными органами власти - парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства - основное орудие перераспределения национального дохода.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
общегосударственный фонд централизованных денежных ресурсов, выражающий экономические отношения государства с предприятиями, организациями и населением в процессе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Государство использует Б.г. для осуществления перераспределения доходов предприятий и населения в целях эффективности развития экономики (регионов, отраслей производства), осуществления крупных социальных программ.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
(governmental budget) смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Гос. бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ гос. бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.

Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.

Бюджет государственный
основной финансовый план социалистического государства, в котором отражены все доходы и расходы государства. Посредством бюджета распределяется и перераспределяется более половины национального дохода (см.) между отраслями народного хозяйства, государством и кооперативно-колхозным сектором и населением, между производственной и непроизводственной сферами, между республиками и экономическими районами страны. В нашей стране Государственный бюджет утверждается Верховным Советом СССР.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Бюджет государственный
фр. budget, денежное выражение сбалансированной системы доходов и расходов на определенный период), документ, содержащий расписанные по статьям расходы и доходы государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Основную часть доходов составляют поступления от предприятий и учреждений в виде отчислений от прибыли. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом; если доходы превышают расходы, то образуется положительный остаток бюджета.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
выражает отношения распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода через концентрацию в государственном масштабе денежных средств и использование их в установленных целях. Основные источники формирования доходов государственного бюджета — налоги и платежи предприятий и организаций, а также налоги с населения. Основные расходы — финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
финансовый план государства на текущий год, роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Если государственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета, если же государственные доходы превышают расходы, то имеет место профицит государственного бюджета. В России Федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной Думой по представлению Правительства РФ и вносится после этого на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Исполнение Федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.

Источник: Экономический словарь

Государственный бюджет
(state budget)-1) централизованный фонд денежных средств государства, его финансовый план, имеющий силу закона; 2) финансовый документ - роспись в денежной форме доходов государства (главным образом от сбора налогов) и его расходов (непроцентных - на социальные нужды, оборону, управление и т.п. и процентных - на выплату внешнего и внутреннего государственного долга). В условиях Российской Федерации государственным бюджетом считается федеральный бюджет. Региональные бюджеты субъектов Федерации вместе с федеральным в совокупности образуют консолидированный расширенный бюджет правительства.

Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.

Государственный бюджет

Государственный бюджет - бюджет государства на определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:
- перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и,
- перечень источников получения доходов.
Различают фактический, структурный и циклический государственные бюджеты.
В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается, высшими законодательными органами.
в США - ежемесячный индекс соотношения доходов и расходов государства. Обычно этот индекс используется для долгосрочного анализа экономики.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Бюджет Государственный

годовая смета доходов, поступлений и расходов государства, в которой указываются источники поступления государственных доходов и направления расходования средств. Г.б. составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.Поступления состоят из доходов и финансирования дифицита бюджета. Доходы - это поступления без роста долга, состоят из налоговых и неналоговых доходов. Расходы - это платежи, представленные безвозвратными платежами и бюджетными кредитами. Дефицит бюджета - разница между доходами и расходами, финансируемая за счет кредитов, займов, резервов. ???????

Источник: Бизнес-словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
это смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения. В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, территориальный (субъектов РФ), местных органов власти (города, округа, района и т. д.). Федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации, Федерального Собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ. Г. б. может быть сведен с излишком или недостатком.

Источник: Экономический словарь.

Государственный бюджет
система доходов и расходов государства. Основной общегосударственный фонд централизованных денежных ресурсов, выражающий экономические отношения государства с предприятиями, фирмами и населением в процессе распределения и перераспределения общегосударственного продукта и НД. Его доходная часть отражает поступления средств – платежей из прибыли предприятий и фирм, налогов с населения и др. В расходной части отражается направление средств на общегосударственные нужды. Государство использует бюджет для осуществления перераспределения доходов предприятий и населения в целях эффективного развития экономики (регионов, отраслей, производства), осуществление крупных социальных программ. Г.б. утверждается в законодательном порядке.

Источник: Словарь по экономической теории

Государственный бюджет
основной финансовый план страны, в настоящее время через его каналы распределяется и перераспределяется около половины национального дохода. Подавляющая часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от социалистического хозяйства: налога с оборота, платежей из прибыли предприятий и организаций, подоходного налога с кооперации, колхозов и некоторых других организаций, из государственных займов, средств государственного страхования. Налоги с населения составляют лишь незначительную часть доходов госбюджета. Расходуется же он на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, науку, оборону. Кардинальная экономическая реформа вносит существенные изменения в структуру как доходов, так и расходов госбюджета: перевод предприятий на самофинансирование резко сокращает сферу безвозвратного финансирования капиталовложений, введение платежей за природные и трудовые ресурсы делает бюджет более прочным и сбалансированным.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
утвержденная в законодательном порядке смета (роспись) образования (доходов) и использования (расходов) денежных средств государства на определенный период времени; основной финансовый план (прогноз) государства. Его доходная часть формируется за счет общегосударственных налогов и обязательных платежей, других источников. В расходной части предусматривается содержание органов государственной власти и управления, финансирование военных расходов, здравоохранения, науки, образования, культуры и просвещения и др. Законодательно установленным периодом составления, утверждения и исполнения Б. г. является годовой срок (бюджетный год). В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италия, Франция, Германия и др.), в некоторых, например Великобритания, Япония, - с 1 апреля по 31 марта, Канада - с 1 июля по 30 июня, США - с 1 октября по 30 сентября, Турция - с 1 марта по 28 февраля. См. Бюджет республиканский, Бюджеты местные, Бюджетная система.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Бюджет государственный
(Public budget) - система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства. Кроме того, различают следующие виды бюджетов: кассовый бюджет - отношения по поводу зачисления и выдачи из централизованного фонда денежных средств денежной наличности; бюджет развития (капиталовложений) - часть бюджета государственных органов власти (органов местного самоуправления), предназначенная для ассигнований в течение определенного периода инвестиционной и инновационной деятельности государства, связанной с капиталовложениями в материальные и нематериальные отрасли; бюджет текущих расходов - смета расходов на финансирование текущей операционной деятельности органов государственного управления, бюджетных учреждений, а также на оказание поддержки бюджетам других уровней и некоторым отраслям экономики.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

Государственный бюджет
основной макроэкономический баланс государства, представленный как соотношение доходов и расходов общества в течение определенного промежутка времени (чаще всего за год). Целевой тенденцией в практическом составлении бюджета является равенство потенциальных доходов (основу их составляют налоговые поступления) и потенциальных расходов государства (сумма государственных закупок, трансфертных платежей и процентных выплат по государственному долгу). Существуют две концепции бюджетной политики: (1) стремление к ежегодно сбалансированному бюджету, к достоинствам которого можно отнести количественную определенность «расходного» и «доходного» инструментов бюджетной политики; недостатком ежегодного баланса бюджета является игнорирование долговременных тенденций циклического развития экономики и возможное «подталкивание» инфляции; (2) допустимость циклически сбалансированного бюджета, при котором баланс доходов и расходов рассчитывается в течение экономического цикла. Результатом данного подхода является возможность проведения маневренной антициклической политики.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
(budget (government)) — смета планируемых государственных доходов и расходов на финансовый год. Главными источниками текущих доходов, как это показано на рис. 12а, являются: налогообложение (особенно подоходный налог и налог на потребление) и ГОСУДАРСТВЕННЫЕ страховые взносы. Главные текущие государственные РАСХОДЫ: предоставление товаров и услуг (прежде всего зарплаты работникам медицинской, образовательной сфер, полиции и других секторов общественных услуг) и трансфертные ПЛАТЕЖИ (пенсии по старости и т. д.).
Основные назначения бюджета: (а) он формирует основу для долгосрочного планирования государством своих экономических и социальных задач; (б) он служит инструментом фискальной политики при регулировании уровня (и структуры) СОВОКУПНОГО СПРОСА в экономике. БЮДЖЕТНЫЙ излишек (превышение доходов над расходами) сокращает уровень совокупного спроса. Напротив, бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами) повышает совокупный спрос. На рис. 126 показан бюджетный дефицит (и излишек) за прошедшее десятилетие.
См. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Государственный бюджет
перечень запланированных доходов и расходов государства. Государственному бюджету присущ ряд свойств. 1. Государственный бюджет имеет форму бухгалтерского баланса, т.е. разделен на доходную и расходную части, которые сопоставляются друг с другом. 2. Государственный бюджет принимается парламентом страны и является законом, обязательным для исполнительных органов государственной власти (правительства и местные администрации, которые исполняют бюджет). Поправки в бюджет также принимаются парламентом в виде отдельных постановлений. 3. Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги, которые обеспечивают 60-80% всех поступлений. Расходная часть бюджета содержит множество блоков и статей, крупнейшими из которых являются социальные расходы, расходы на поддержание правопорядка и обороноспособности страны, расходы на поддержание экономического развития, на региональное развитие и т.п. 4. Согласно кейнсианской теории, сбалансированный государственный бюджет стимулирует увеличение ВВП на величину бюджета, т.к. некоторая часть дохода, которая была бы направлена на сбережение, изымается в виде налогов в госбюджет и затем в виде государственных расходов (закупок) возвращается в реальную экономику, через эффект мультипликатора доводя дополнительные требования к производителям до величины, равной расходам государственного бюджета. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Источник: Экономическая теория в терминах и понятиях.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
план денежных доходов и расходов государства, центральное звено финансовой системы. Его основная функция — проведение в жизнь финансовой программы государства, обеспечение важнейших социально-экономических задач, решаемых государственной экономической политикой. Расходная часть Б. г. направлена на решение социальных задач (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны, обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры, финансирование различных государственных программ развития страны. В зависимости от решаемых задач структура расходов Б. г. может меняться: в странах, ориентированных на применение кейнсианских (см.: Кейнсианство) программ, большую долю в расходах занимают расходы на социальные и хозяйственные нужды, а при использовании монетаристских методов эти расходы сокращаются. Доходы Б. г. в рыночной экономике формируются в основном за счет подоходного налога (до 80% все поступлений) и других форм налоговых поступлений, а также за счет доходов от различных видов государственной деятельности. В современных условиях Б. г. становится важным средством регулирования общественного хозяйства: через систему налоговых льгот и кредитов стимулируется развитие наиболее перспективных производств и отраслей, решаются задачи ускорения НТП. В развитых странах через Б. г. перераспределяется до 40% вновь созданной стоимости, финансируется из бюджета от 40 до 60% всех НИОКР. Система государственных закупок, финансируемых из Б. г., создает дополнительный спрос и поддерживает равновесие на национальном рынке. Идеальное исполнение Б. г. — это полное покрытие расходов доходами.

Источник: Словарь эффективной экономики.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.


Доходы государства складываются из налоговых поступлений - налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.


Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.


Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.


Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.


В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».


Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.


Основные параметры государственного бюджета РФ на 2010 год: доходы – 6,95 трлн, расходы – 9,87 трлн рублей. При этом 3,19 трлн (приблизительно 46%) доходов приходятся на нефтегазовую отрасль. Бюджетный дефицит - 2,9 трлн рублей.

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Смета доходов и расходов государства на определенный период, как правило па год. с указанием источников доходов и направлений их использования. В условиях роста экономической роли государства в большинстве стран после второй мировой войны роль бюджета как рычага перераспределения национального дохода значительно возросла. Г.б.  можно разделить на бюджеты центральных органов власти (федеральные бюджеты в РФ, США и т.д.) и бюджеты местных органов власти (бюджеты субъектов Федерации в РФ, бюджеты штатов в США, бюджеты районов, городов и т.д.). Соединенные вместе бюджеты центральных и местных органов власти представляют собой консолидированные бюджеты соответствующих стран. Основные расходы Г.б. связаны с содержанием армии и государственного аппарата, финансированием здравоохранения, образования, фундаментальных научных исследований, различных социальных выплат (пенсий, пособий по безработице и т.п.). Растут государственные расходы на финансирование развития инфраструктуры, а в ряде стран, особенно развивающихся, - некоторых отраслей производства. Совокупные расходы государства на капиталовложения составляют в большинстве стран 25-30%, а иногда достигают 1/, всего объема валовых капиталовложений. Расходуются государственные средства на финансирование внешнеэкономической деятельности, особенно стимулирование экспорта. Основным источником доходов бюджета являются налоги, взимаемые в масштабе всей страны и на уровне отдельных регионов. Большую часть доходов бюджета дают прямые налоги (налоги на доходы физических лиц и налоги на прибыль) и косвенные налоги (в основном налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины; последние особенно в развивающихся странах). Кроме того, взимаются налоги на недвижимость, налоги на наследство и др. В ряде стран часть поступлений в бюджет дают государственные (казенные) предприятия (например, почта) и другие государственные учреждения. Для большинства стран характерна дефицитность Г.б., которая покрывается государственными займами (выпуском государственных ценных бумаг). Во многих странах бюджеты делятся на текущие (ординарные) и бюджеты капиталовложений (бюджеты развития). Последние почти целиком финансируются за счет привлечения займов и кредитов. В финансировании дефицита бюджета многих, особенно развивающихся, стран существенную роль играют внешние источники. Например, бюджеты бывших французских колоний в Африке частично финансировались за счет дотаций бывшей метрополии. Ряд стран на покрытие дефицита ординарного бюджета и финансирование бюджетов развития получают займы Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов, других международных финансовых организаций. Страны прибегают к выпуску внешних займов, размещаемых на зарубежных рынках ценных бумаг. Покрытие дефицитов бюджетов за счет займов ведет к росту государственного долга (как внутреннего, так и внешнего).

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Государственный бюджет
ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, сущность которого наиболее полно проявляется в его функциях: перерас-пределение национального дохода, вмешательство в процесс воспроизводства, осуществление государственной социальной политики, обеспечение обороноспособности страны. Государственный бюджет Республики Беларусь включает республиканский бюджет и местные бюджеты. Доходы, поступающие на территории республики полностью зачисляются в бюджет (налог на прибыль, подоходный налог с граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства). Для расходов основными видами классификации являются: ведомственная, предметная, экономическая классификация, классификация по функциональным признакам и смешанная. При ведомственной классификации расходы бюджета распределяются по административному признаку, т. е. по ведомствам, а затем внутри ведомства — по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. При предметной, или отраслевой, классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру. Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д. Группировка расходов по функциональным признакам производится в соответ-ствии с основными функциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона). Смешанная классификация сочетает различные виды классификаций. На практике обычно применяются три метода исчисления доходов и расходов, используемые при составлении государственного бюджета: автоматический, статистический и метод непосредственных оценок. При использовании автоматического метода в бюджет предстоящего года включаются суммы исполнения бюджета по отдельным статьям за прошедший год с учетом имевшихся законодательных изменений (установление новых налогов, изменение налоговых ставок и т. д.). Статистический метод (метод мажораций или минораций) предполагает включение в бюджет сумм, выведенных на основании цифр исполнения бюджета предшествующего года, с поправочным коэффициентом, который устанавливается исходя из среднего процента прироста (мажорация) или уменьшение (минорация) доходов и расходов за несколько лет. Сущность метода непосредственных оценок заключается в том, что размеры бюджетных назначений на предстоящий год устанавливаются министерством финансов на основе изучения динамики показателей хозяйственной конъюнктуры. Превышение расходов государственного бюджета над доходами характеризует дефицит государственного бюджета. Основными направлениями сокращения дефицита бюджета являются: рост доходов в результате осуществления рациональной налоговой политики; поступления средств от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности; отчислений от займов; совершенствования внешнеэкономической деятельности (привлечение иностранного капитала, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.). Значительное повышение налогов может иметь кратковременный эффект, а в ближайшей перспективе будет отрицательно воздействовать на экономическую активность предприятий и предпринимателей. Денежные средства на покрытие дефицита обеспечиваются за счет использования системы государственного долга. Важным путем сокращения дефицита государственного бюджета является уменьшение централизованных капитальных вложений, административно-управленческих и военных расходов. Для покрытия дефицита государственного бюджета используется и денежная эмиссия, которая, в конечном счете, приводит к обесценению национальной валюты.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
подробная смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования средств. Состояние государственных финансов, ключевые ориентиры и особенности бюджетной и налоговой политики ведущих стран находят отражение в регулярно публикуемых официальных бюджетных документах, важнейшим среди которых является собственно бюджет центрального правительства. В настоящее время масштабы финансовых операций государственного бюджета сделали его важнейшим параметром экономического развития. Сейчас через каналы государственного бюджета перераспределяется в среднем от 1/4 до 1/2 валового внутреннего продукта (ВВП). Общей тенденцией является устойчивое участие государства в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансирует затраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры (дороги, транспорт, связь). Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров. Государственный бюджет – важный источник финансирования социальных расходов. Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Здесь же аккумулируются взносы в фонды социального страхования, а также процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций. От 75 до 90 % (в зависимости от страны) всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов населения, остальные 10–25 % приходятся на обложение имущества и капитала. Налоговая (фискальная) политика является методом государственного воздействия на хозяйственные процессы. Меняя ставки подоходного обложения, правительство может регулировать сумму средств, остающихся «на руках» у населения и корпораций. Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам ряда стран Запада удавалось посредством изменения уровня государственных расходов и налогообложения регулировать такой важнейший макроэкономический параметр, как объем совокупного спроса в экономике, т. е. величину потребительских и инвестиционных расходов, и тем самым смягчить колебания экономической конъюнктуры. Экспансивная бюджетная политика государства, выражающаяся в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, используется для преодоления экономических кризисов, ускорения темпов экономического развития. Рестриктивная (рестрикция – одна из форм монополистического объединения в капиталистических странах, имеющая целью соглашение об ограничении производства или экспорта) бюджетная политика оправдала себя как важнейший инструмент нормализации экономической конъюнктуры, ослабления инфляционных тенденций. Эффективность бюджетного механизма определяяется в значительной степени тем, насколько он увязан с мероприятиями в кредитно-денежной системе. Экспансивная (экспансия – от лат. слова expansio – расширение, распространение границ, влияние и пр.) бюджетная политика, не подкрепленная ограничениями в области денежной эмиссии и кредита, чревата инфляцией в то время, как рестриктивная бюджетная политика в сочетании с жесткими кредитно-денежными мерами может вызвать экономический кризис. Особенностью бюджетного процесса в развитых странах является то, что разработка очередного бюджета начинается фактически за год до очередного финансового года. Утверждение бюджета представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, в которой исполнительной власти (правительству) отводится основная роль на ранних стадиях подготовки проекта центрального бюджета, в то время как законодатели (члены парламента) обладают мощными инструментами воздействия на объем и структуру государственных расходов при прохождении бюджета через парламент.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
как объективная экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства (реализацию его функций). Как особая форма распределительных (перераспределительных) отношений государственный бюджет выражает отношения, связанные с аккумулированием в бюджетном фонде страны определенной части произведенного валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей. Как правовая категория государственный бюджет представляет собой финансовый план государства, имеющий силу закона, выступающий в виде росписи денежных доходов и расходов государства на бюджетный год. В федеративных государствах, включая Россию, и некоторых унитарных, в бюджетных законодательствах отсутствует термин «государственный бюджет». Поэтому на практике данная категория используется в узком и широком значениях: в узком значении - это бюджет, утверждаемый высшим законодательным органом страны, формируемый и используемый в интересах всего общества; в широком - бюджет, включающий бюджеты всех уровней бюджетной системы.
Социально - экономическое содержание государственного бюджета проявляется в процессе реализации его функций, наиболее важное значение из которых имеют распределительная (перераспределительная) и контрольная. Функции бюджета всегда имеют конкретную форму проявления: они реализуются в отношениях между бюджетам и отдельными лицами (физическими и юридическими), а также в межбюджетных отношениях. Распределительная функция (часто называемая регулирующей) реализуется в процессе аккумулирования денежных средств в бюджетном фонде страны (при поступлении доходов в бюджет) и их направления на удовлетворение общегосударственных потребностей (финансирование расходов на государственное управление, национальную оборону, поддержку важнейших отраслей экономики, социально - культурные мероприятия и пр.). Объективная потребность в бюджетном перераспределении денежных средств возникает, таким образом, в тех случаях, когда общественные потребности не могут быть удовлетворены иным способом, например за счет частного капитала. В сферу бюджетного перераспределения вовлекаются почти все участники общественного производства: либо как субъекты формирования доходов бюджета (налогоплательщики и другие субъекты), либо как бюджетополучатели. Налогоплательщик и бюджетополучатель может быть одним и тем же лицом (например работник бюджетного учреждения), однако в большинстве случаев это - разные лица. В этом и состоит суть и смысл перераспределительной функции бюджета: осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов первичных звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе первичного распределения доходов и финансовых ресурсов. В перераспределительной функции бюджета особенно ярко проявляется его императивный характер. В условиях рыночной экономики значение распределительной (перераспределительной) функции бюджета не ослабевает Рыночные отношения предполагают свободное движение финансовых и товарных потоков, что ведет к стихийному формированию макроэкономических пропорций, поэтому государственное, в частности бюджетное регулирование позволяет корректировать действие рыночного механизма в нужном направлении. Объектом бюджетного распределения является прибавочный продукт, но это не исключает необходимости и возможности перераспределения необходимого продукта (фонда возмещения), а иногда - и национального богатства. Масштабы бюджетных распределительных отношений (доля бюджета государственного в валовом национальном продукте) определяются многими факторами и прежде всего - национальными традициями; общеэкономической ситуацией; сложностью и масштабностью социально - экономических задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе развития (потребностями структурной перестройки, степенью социальной напряженности, внешнеполитической ситуацией и др. факторами).
Контрольная функция бюджета неразрывно связана с распределительной (перераспределительной) и осуществляется одновременно с ней. Контрольная функция проявляется в процессе осуществления бюджетного контроля за движением потоков денежных средств: своевременным и полным поступлением в бюджет законодательно установленных сумм доходов, а также целевым и эффективным использованием (расходованием) бюджетных средств. В силу особой значимости контрольной функции для эффективного функционирования бюджетной системы Положения, регламентирующие бюджетный контроль, содержатся в особом разделе Бюджетного кодекса.

Источник: Экономический словарь

Государственный бюджет
смета доходов и расходов государства на определенный период времени (обычно, на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении называется бюджетным процессом. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения издержек. Такое «урезание» запланированных бюджетом затрат называется секвестром.
Сущность государственного бюджета каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Государственный бюджет в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год..." (М. и Э., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства государственного бюджета используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода. В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства государственный бюджет отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.
Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имущества и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс все более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажноденежной эмиссии.
Главную часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают прямые и косвенные военные расходы. В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счет государственного бюджета, колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в государственном бюджете многих капиталистических стран занимают расходы по выплате процентов по государственному долгу. Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.
Важной статьей расходов государственного бюджета являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и ее регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 гг. широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120-200 млн. фунтов стерлингов, во Франции – более 200 млн. франков. Растут расходы государственного бюджета на инфраструктуру – строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства государственного бюджета расходуются на содержание государственного аппарата – чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В современной России проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Государственный бюджет социалистических стран выражает экономические отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Так, в Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социальноэкономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке. Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета. Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды. В государственный бюджет СССР включался также бюджет государственного социального страхования, составлявшийся ВЦСПС и исполнявшийся профсоюзами.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
924.70 кб

Расходы государственного бюджета

Зарецкая Л.П., Овчинников А.А.
В статье рассматриваются проблемы формирования и распределения федерального бюджета РФ. Авторами проведён общий анализ структуры государственного бюджета с 2014 по 2016 гг.
Читать PDF
1.18 мб

Доходы и расходы государственного бюджета

Сюсюра К.С.
Проведена характеристика статьи о государственном бюджете. В данной статье рассматривается зависимость государственного бюджета от экономической структуры государства.
Читать PDF
232.19 кб

Государственный аудит региональных бюджетов

Бликанов А.В.
Читать PDF
625.03 кб

Прогнозы доходов государственного бюджета РФ

Рубинштейн Евгения Даниэльевна, Блинова Ольга Николаевна
В статье рассматривается прогнозирование государственного бюджета. Рассчитан трендовый прогноз доходов государственного бюджета РФ. Из пяти моделей выбрана линейная трендовая модель.
Читать PDF
323.92 кб

Анализ доходов государственного бюджета Украины

Малишко В.В.
Предметом дослідження є доходи державного бюджету України. Метою дослідження є аналіз доходів державного бюджету України.
Читать PDF
284.75 кб

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит?

Тиманкина Юлия Ильинична
В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.
Читать PDF
382.30 кб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Читать PDF
586.31 кб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

По данным Минэкономразвития России публикуются показатели экономического развития России.
Читать PDF
2.58 мб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Публикуются данные Минэкономразвития России об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 г.
Читать PDF
2.27 мб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Публикуются данные Минэкономразвития России о текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января февраля 2012 г.
Читать PDF
2.72 мб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Публикуются данные Минэкономразвития России об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе июле 2012 г
Читать PDF
555.00 кб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Читать PDF
3.32 мб

Исполнение федерального бюджета. Государственный долг

Публикуются данные Минэкономразвития России об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе августе 2011 г.
Читать PDF
242.01 кб

Роль органов государственной власти в бюджетной сфере

Саттарова Н. А.
Читать PDF
342.72 кб

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сабирова Р. К., Косаев Д., Куанышев У.

Похожие термины: