Государственные финансы

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
(finance, public) См.: государственные финансы (public finance).

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

государственные финансы
расходы и доходы государства, налоги, официальные заимствования, управление государственным долгом и т. д.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Совокупность государственного бюджета и внебюджетных фондов. Утверждаются ежегодно в виде закона о бюджете.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Государственные финансы
(public finance, 国家财政) есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
финансовые отношения по формированию и использованию государственного бюджета и централизованных внебюджетных фондов.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

Государственные финансы
часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Источник: Экономический глоссарий. Проект www.ido.rudn.ru

Государственные финансы

Государственные финансы - раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Государственные финансы
(1) — система денежных отношений, регламентируемых государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Государственные финансы
(public (state) finance) - денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.

Государственные финансы
(2) — часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны. Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их расходованием в интересах общества.

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также финансовые отношения между различными уровнями государственной власти.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики, представляющий собой единый комплекс финансовых операций органов государственного и муниципального управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. В федеративных государствах объединяют финансы федерального, регионального и местного (муниципального) уровня.

Источник: Экономический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонники классической экономической ТЕОРИИ обратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне * государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономику ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц, государственных (казенных) предприятий. К общегосударственным финансам относятся: государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, различные внебюджетные фонды и т.д. Большая часть государственных финансов формируется за счет налогов. Через Г.ф. перераспределяется значительная часть национального дохода. Г.ф. регулируются законом о бюджете, принимаемым ежегодно, другим действующим законодательством и подзаконными актами исполнительной власти.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Государственные финансы
сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

Государственные финансы
(Public finance) совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте, в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества. Результатом этих отношений является создание системы общегосударственных денежных фондов, таких, как государственный бюджет, бюджеты различных административно-управленческих и территориальных единиц (территориальные бюджеты), внебюджетные социальные и экономические фонды, фонды государственных (казенных) предприятий, кредитный фонд государства (государственный кредит), государственный фонд страхования.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

государственные финансы
Традиционное название деятельности правительства по сбору и расходованию денежных средств. Такая деятельность обычно включает по крайней мере три функции, а именно: аллокацию ресурсов (allocation function), распределение доходов (distribution function) и стабилизацию (stabilization function). Государственные финансы связаны с принципами экономической деятельности и проблемами государственного сектора (public sector). Большое значение в последние годы приобрели анализ затрат и результатов (cost-benefit analysis) и финансовое планирование по производимой продукции (output budgeting) в государственном секторе. См. Pres!, Alan R., Public Finance in Theory and Practice, Weidenfeld and Nicolson, London (1985).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы (налогообложение), бюджетный дефицит и государственный долг. В рыночной экономике государство в лице правительства, несет непосредственную ответственность за справедливое распределение благ и социальную гарантию в обществе, а также за проведение эффективной макроэкономической политики. А это означает достижение таких целей, как экономический рост, полная занятость и т. д. Неудивительно, что оно занимается и вопросами распределения дохода и богатства между членами общества. И хотя влияние перераспределения дохода на благосостояние граждан трудно достоверно измерить, однако можно однозначно утверждать, что наличие государственных доходов и расходов объективно обусловлено самой природой рыночной экономики и существенно влияет на перераспределение ВНП.

Источник: Экономический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, дорожные фонды и др.); расходуются на цели, предусмотренные бюджетами, а также уставами внебюджетных фондов. Государство распоряжается также средствами, привлеченными путем выпуска государственных внутренних и внешних займов; 2) система государственных финансовых организаций, обеспечивающих формирование и целевое расходование государственных средств. К ним относятся органы исполнительной власти, отвечающие за финансовую деятельность государства, - министерства финансов (в некоторых странах - казначейства), налоговые, акцизные, таможенные службы, органы государственного финансового и валютного контроля, государственные банковские учреждения, прежде всего в большинстве стран принадлежащие государству центральные (национальные) банки, которые осуществляют денежную эмиссию, а также государственные внебюджетные фонды. В условиях повышения экономической роли государства значительно усиливается влияние Г.ф. на экономику не только в связи с ростом государственного потребления, но. и в связи с проведением государством определенной финансовой политики в области налогов, в том числе амортизационной политики, политики кредитования, денежной эмиссии. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т.д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти - парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Государственные финансы

Правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг. В 1980-х гг. управление государственными финансами изменилось после перехода к фискальному консерватизму – с его усилением контроля над инфляцией и государственным долгом и с гораздо большим вниманием к сокращению государственных расходов и ограничению прямого налогообложения. Есть основания утверждать, что финансовые ограничения 1980-х привели к переносу расходов с государства на плечи женщин (см. структурное урегулирование).
В 1990-х гг. на философию государственных расходов стала оказывать влияние «новая теория роста», подчеркивающая взаимосвязь роста и равенства. Эта теория считает, что долгосрочные стратегические инвестиции в общественное образование, здравоохранение, инфраструктуру и доступ к рынкам помогут стимулировать реакцию частного сектора. Вдохновленные идеями этой теории в отношении роста, а также их вниманием к взаимосвязи равенства и эффективности, феминистские экономисты стали утверждать, что фискальная политика, лежащая в основе мер по структурному урегулированию, может быть сформулирована таким образом, чтобы поддерживать реакцию предложения, особенно там, где рынки отсутствовали или характеризовались перекосами. Такой подход выступает в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру и человеческие ресурсы, которые позволят женщинам получить доступ к оплачиваемой работе. Например, ведущий экономист-плановик на Ямайке выступил за улучшение системы дорог в горной местности, где много женщин-фермеров, доказывая, что это позволит им добиться более высокой производительности. Адресное финансирование министерствами сельского хозяйства консультационных услуг для женщин-фермеров часто приводило к более высокой отдаче.
Аналогично, в плане повышения доходной части бюджета можно найти механизмы, исправляющие гендерные перекосы, например, через освобождение основных товаров (в основном приобретаемых женщинами) от НДС или через бесплатное предоставление услуг первичного уровня – например, начального образования или охраны материнства, где преобладают женщины и девушки. Гендерная перспектива может сделать государственные доходы и расходы более адресными и скоординированными, в т.ч. через признание межотраслевых интересов – например, улучшение медицинских услуг в пиковые периоды сельскохозяйственных работ.
См. также: анализ распределения благ; бюджеты гендерные.
Palmer 1995; Van de Walle and Nead; Waring.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.
К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.
Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.
Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово - распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально - ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Источник: Экономический словарь

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
англ. public finances) – денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др. Ф.г. являются составной частью финансовой системы страны. По экономич. содержанию Ф.г. неоднородны, они включают: государственный бюджет (в федеративных гос-вах – федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в зап. терминологии – спец. правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий. Благодаря разному функцион. назначению названных звеньев Ф.г. гос-во может оказывать разностороннее влияние на экономич. и соц. процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территор. проблем. Наиболее важную роль играет государственный бюджет. С его помощью в распоряжение гос-ва мобилизуются финанс. ресурсы. За их счет финансируются гос. целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию соц. сферы, выполнению междунар. и внутригос. обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, гос. управлению. Государственные внебюджетные фонды управляются органами гос. власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: гос. внебюджетные фонды соц. назначения, формируемые для реализации конституц. прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на соц. обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); др. целевые федер. и регион. фонды (инновац., экологич., регион. развития и т.д.), находящиеся в ведении мин-в и ведомств, а также субъектов РФ. Государственный кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные ден. средства юридич. и физич. лиц, к-рые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федер. и регион. органов гос. власти для финансирования расходов, не обеспеч. бюдж. доходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутр. финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и др. видов государственных ценных бумаг. Гос. кредит позволяет цивилизов. способом покрывать бюдж. дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере ден. обращения. Финансы гос. унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономич. условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы гос. унитарных пр-тий состоят из финансов предприятий (орг-ций, учр-ний), основ. на праве хозяйств. ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основ. только на праве оперативного управления. Ф.г. возникли в период становления товарно-денежных отношений и создания гос-ва как политич. надстройки общества. Однако первоначально объем ден. операций по обеспечению гос. потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торговли постепенно приводило к расширению ден. отношений: получали распространение тамож. пошлины (особенно внутр.), развивались налоговые платежи. По мере роста гос. потребностей и все большего разнообразия их видов возникала необходимость в ден. их обеспечении, что объективно обусловливало развитие Ф.г., постепенно становившихся материальной основой существования гос-ва и выполнения им своих функций. Формами функционирования Ф.г. являются гос. доходы и гос. расходы. Первые представлены той частью финансовых отношений, к-рая связана с формированием централиз. финанс. ресурсов в руках органов гос. власти (федер. и регион.) и децентрализ. финанс. ресурсов в распоряжении гос. пр-тий. Централизация финанс. ресурсов дает гос-ву: возможность проводить единую финансовую политику; обеспечивать развитие производств. и соц. инфраструктур; перераспределять средства в интересах регулирования экономики с целью повышения общей ее эффективности; добиваться выравнивания степени удовлетворения соц. потребностей граждан в пределах установл. соц. стандартов. Гл. источником гос. доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвыч. обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования гос. доходов выступает ранее накопленное нац. богатство, некрые элементы к-рого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хоз. оборот. Центр. место в гос. доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации гос. собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) гос. имущества; в связи с ростом бюдж. дефицита расширяются масштабы гос. заимствований. Гос. расходы выражены финанс. отношениями, возникающими в связи с использованием финанс. ресурсов на покрытие гос. потребностей. Содержание и характер гос. расходов непосредственно связаны с функциями гос-ва: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности об-ва при развитии экономики и соц. сферы, осуществлении гос. управления, охраны гос. границ, поддержании внутр. порядка в стране и т.п. Здесь гос-во выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему пр-тия, орг-ции, учрния. Гос. расходы состоят из прямых расходов гос-ва (через систему бюдж. и внебюдж. фондов) и расходов гос. унитарных пр-тий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования гос. внебюдж. фондов соц. назначения, удовлетворения др. потребностей гос-ва. Поскольку в разл. системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль гос-ва, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых госвом расходов.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
совокупность экономич. отношений общества, образование, распределение и использование гос-вом фондов ден. средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности. Сущность Г. ф., сфера их действия, назначение и роль в жизни общества зависят от способа произ-ва, классовой природы гос-ва.
В досоциалистич. общественно-экономич. формациях Г. ф. являются инструментом классового угнетения, орудием дополнит, эксплуатации нар. масс и обогащения имущих классов, распределения и перераспределения нац. дохода в пользу господствующих классов и групп. Осн. бремя расходов по содержанию гос. аппарата, выплате налогов и гос. займов ложится на трудящихся; в то же время выгоды и привилегии от функционирования Г. ф. приходятся на долю эксплуататоров (см. Государственные доходы, Государственные расходы).
При империализме Г. ф. используются гл. обр. на военные цели, содержание гос. аппарата. В США, напр., военные расходы увеличились с 19,7% бюджета в 1939/40 до 41,4% в 1969/70 финанс. году. После 2-й мировой войны 1939 - 45 Г. ф. широко используются для стимулирования и регулирования капиталистич. экономики. В Великобритании за счёт гос. средств осуществляется более половины всех капиталовложений в стране, во Франции гос-во в отд. годы финансировало по всем каналам до 50% всех инвестиций. Рост расходов, связанных с гонкой вооружений, гос.-монополистич. регулированием экономики, предоставлением огромных гос. субсидий и льгот отд. группам монополистич. буржуазии, финансирование внешнеэкономич. экспансии монополистич. капитала, рост расходов на содержание адм. и полицейского аппарата и т. п. привели к значит. увеличению бюджетного дефицита и, как следствие этого, к огромному росту государственного долга.
Г. ф. используются для обогащения крупных империалистич. монополий и финанс. олигархии, для дальнейшего ограбления трудящихся. Бурж. гос-во предоставляет монополиям различные льготы, субсидии; оплачивает корпорациям высокоприбыльные воен. и др. заказы; устанавливает для монополий заниженные цены на продукцию гос. предприятий, трансп. и др. услуги; приобретает у частных корпораций товары по высоким ценам; оказывает монополиям помощь в конкурентной борьбе на мировых рынках субсидиями, премиями и т. д.
Финанс. система капиталистич. гос-в находится в состоянии глубокого кризиса. Он выражается в огромном росте воен. расходов, хронич. дефицитности гос. бюджетов, увеличении гос. долга, росте налогообложения, почти хронич. инфляции, непроизводительном расточении финанс. ресурсов (см. Бюджеты государственные капиталистических стран, Финансы капиталистических стран).
Коммунистич. и рабочие партии капиталистич. стран решительно выступают за изменение гос. финанс. политики - облегчение налогового бремени трудящихся и усиление обложения имущих классов, ограничение деятельности монополий, широкое участие трудящихся в управлении гос. сектором, сокращение огромных непроизводительных расходов, особенно на воен. цели, увеличение ассигнований на социально-культурные нужды.
В развивающихся странах Г. ф. используются для создания и развития нац. пром-сти, проведения преобразований в с. х-ве, укрепления экономич. самостоятельности, на цели здравоохранения, просвещения, культуры.
Г. ф. при социализме. Социалистич. финансы - совокупность экономич. отношений, на основе к-рых обеспечиваются образование и использование фондов ден. ресурсов для расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения на этой основе благосостояния трудящихся. В переходный период от капитализма к социализму гос-во берёт в свои руки командные высоты в экономике, создаёт социалистич. сектор нар. х-ва и на его базе - систему социалистич. Г. ф. Проводятся национализация и централизация банковского дела, всей системы финансов. Т. о., Г. ф. становятся одним из важнейших орудий экономич. и финанс. политики социалистич. гос-ва, осуществления социалистич. преобразований. В этот период Г. ф. используются: для ограничения, вытеснения и ликвидации частнокапиталистич. элементов города и деревни; укрепления и развития социалистич. производственных отношений; финансирования социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва; проведения культурной революции; подъёма материального и культурного уровня жизни трудящихся. При социализме Г. ф. обеспечивают ден. ресурсами потребности социалистич. произ-ва, содействуют наиболее полному использованию резервов нар. х-ва. В условиях развитого социалистич. общества Г. ф. способствуют ускоренному развитию производит. сил страны, созданию материально-технич. базы коммунизма, совершенствованию социалистич. производственных отношений и постепенному перерастанию их в коммунистич. отношения, подъёму уровня жизни населения, развитию и упрочению товарищеской взаимопомощи социалистич. стран. Характерными чертами социалистич. Г. ф. являются их устойчивость, производительное использование ресурсов, быстрый кругооборот средств, тесная, неразрывная связь с материальным произ-вом. Финансы социалистич. предприятий и отраслей нар. х-ва являются исходной основой Г. ф., гл. источником, питающим финанс. систему. В свою очередь, Г. ф. обеспечивают необходимыми ден. ресурсами потребности социалистич. предприятий, всех отраслей нар. х-ва.
Система Г. ф. СССР включает общегос. финансы - гос. бюджет, гос. имущественное, личное и социальное страхование, а также финансы нар. х-ва - социалистич. предприятий и отраслей х-ва. Источниками гос. финанс. ресурсов являются: доходы и накопления гос. социалистич. предприятий и отраслей х-ва, подоходный и с.-х. налоги с прибыли, получаемой в кооперативно-колхозном секторе, налоги и сборы с населения и т. д. (см. Бюджеты государственные социалистических стран), Г. ф. при социализме используются в плановом порядке для финансирования развития нар. х-ва, науки и техники, подготовки высококвалифицированных кадров специалистов, подъёма материального и культурного уровня жизни нар. масс, содержания органов гос. власти и управления, укрепления обороноспособности страны.
Составной частью единой системы финансов СССР являются финансы отраслей нар. х-ва - гос. предприятий и хоз. орг-ций, производственных объединений, колхозов и кооперативных орг-ций. Гл. роль среди них играют финансы предприятий. В связи с экономич. реформой 1965 и расширением хоз. самостоятельности предприятий повышается удельный вес финансов отраслей нар. х-ва и предприятий в Г. ф. Снижается доля прибыли (при её абсолютном росте), отчисляемой предприятиями в бюджет, и увеличивается её доля, оставляемая в распоряжении предприятий и хоз. орг-ций. Удельный вес собственных средств предприятий и хоз. орг-ций в финансировании нар. х-ва повысился с 40% в 1961 до 50% в 1970. Ведущую роль в планомерном образовании и использовании гос. финанс. ресурсов и в системе Г. ф. играет гос. бюджет - центр. звено финанс. системы. Доходы бюджета СССР составляют более 50% объёма нац. дохода. Гос-во обеспечивает проведение единой политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, цен, оплаты труда, финансов. Гос. бюджет связывает в единое целое движение всех финанс. ресурсов социалистич. общества; он воплощает в себе принцип единства социалистич. системы финансов. Г. ф. при социализме служат для образования и распределения гос. фондов ден. ресурсов (распределительная функция); осуществления учёта и контроля рублём над планомерным образованием, распределением и использованием совокупного общественного продукта, распределением и перераспределением нац. дохода, деятельностью предприятий (контрольная функция). При посредстве Г. ф. обеспечиваются нар.-хоз. пропорции и связи и осуществляется планомерное распределение трудовых, материальных и ден. ресурсов между отраслями нар. х-ва, союзными республиками и отд. районами, I и II подразделениями общественного произ-ва, фондами накопления и потребления в нац. доходе, централизованными и децентрализованными фондами, производственной и непроизводственной сферами.
Неуклонно возрастает роль Г. ф. в развитии и упрочении экономич. сотрудничества между социалистич. странами, в экономич. связях с развивающимися и капиталистич. гос-вами (см. Финансы социалистических стран).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.16 кб

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Жусупов А.Д.
В данной статье дается характеристика финансов государственных учреждений, а также выделяется разновидность их финансирование, и правовой режим регулирования
Читать PDF
312.50 кб

Государственный финансовый контроль

Измоденов Андрей Константинович
Анализируются теоретические и практические вопросы становления и развития государственного финансового контроля на территории Российской Федерации.
Читать PDF
92.03 кб

Государственное финансирование спорта

Алёшин Е. В., Хавалиц В. И.
Финансирование спорта на сегодняшний день является актуальной проблемой. Какая часть государственных расходов отводится на развитие спорта в Украине, целесообразны ли эти расходы?
Читать PDF
129.54 кб

Управление государственными финансами

Т. И. Чернышева
Читать PDF
453.59 кб

Исторические типы государственных финансов

Берёзкин Юрий Михайлович
В статье сделана попытка выделить необходимые условия существования двух исторических типов государственных финансов: западно-европейского и советского.
Читать PDF
857.65 кб

Оценка устойчивости государственных финансов

Ермакова Е. А.
В статье отмечается, что основная проблема проведения полноценного финансового анализа государственных финансов заключается в отсутствии четких критериев и системы показателей, позволяющих оценить финансовое состояние государства.
Читать PDF
1.12 мб

Оценка устойчивости государственных финансов

Ермакова Е.А.
В статье отмечается, что основная проблема проведения полноценного финансового анализа государственных финансов заключается в отсутствии четких критериев и системы показателей, позволяющих оценить финансовое состояние государства.
Читать PDF
941.65 кб

Риски и государственное финансовое управление

Лукин А.Г.
Предмет. В статье отмечается, что в последнее время все больше внимания уделяется вопросам риск-менеджмента в государственном финансовом управлении. На прошедшем в Самаре в октябре 2015 г.
Читать PDF
572.65 кб

Понятие государственного финансового контроля

Подшивалов Юрий Игоревич
Рассматривается актуальный вопрос современной теории государства и права и конституционного права понятие государственного финансового контроля в Российской Федерации
Читать PDF
297.39 кб

Трансформация системы государственных финансов

Белоусов Дмитрий Рэмович
Статья посвящена формированию новой модели государственных финансов после кризиса 1998 г.
Читать PDF
120.71 кб

Проблемы финансирования государственных проектов

Копельчук Станислав Юльевич
Развитие субъектов РФ в настоящее время является актуальной проблемой.
Читать PDF
3.31 мб

Финансовый механизм в сфере государственных услуг

Карловская Е.А.
В статье представлены теоретические обобщения, раскрывающие содержание финансового механизма в сфере государственных услуг.
Читать PDF
189.33 кб

Государственное регулирование финансов организаций

Гаранина Светлана Александровна
Читать PDF
339.14 кб

Система государственного финансового регулирования

Адаменко І.П.
Предметом дослідження є теоретичні та практичні питання функціонування системи державного фінансового регулювання.
Читать PDF
150.35 кб

Государственная финансовая поддержка сферы туризма

Едронова В.Н., Овчаров А.О.
В статье проанализированы направления государственной финансовой политики в туристском секторе экономики.

Похожие термины:

  • УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ

    совокупность методов исполнения финансовых планов и подтверждения операций, производимых государством или органами государственного управления. В РФУ.г.ф.о. осуществляется Министерством финанс
  • Теория государственных финансов

    раздел «экономикс», который исследует государственные расходы и доходы.
  • Государственный финансовый контроль

    контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных контрольных органов (Счетная палата, Госналогслужба и др.) за соблюдением законодательства в сфере г
  • Статистика государственных финансов

    (Government finance statistics) - формирование данных о государственных финансах на основе обобщения сведений по отдельным финансовым операциям, посредством которых органы государственного управления через с
  • БУХГАЛТЕР ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФИНАНСАМ

    в зарубежной практике это дипломированный бухгалтер, специализирующийся на учете в государственном секторе. Основная функция бухгалтера по государственным финансам - подготовка финансовых отче
  • Государственные финансовые учреждения

    (Public financial institutions) - учреждения, принадлежащие и/или контролируемые органами государственного управления, которые занимаются принятием финансовых обязательств и покупкой финансовых активов, прие
  • Государственные финансы нового образца

    Государственные финансы нового образца - подход к формированию государственного бюджета, при котором дефицит бюджета и государственный долг рассматриваются с точки зрения их полезности для экон
  • Public finance. Государственные финансы

    Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты-классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. нало
  • Государственные финансы старого образца

    Государственные финансы старого образца - требование ежегодной сбалансированности государственного бюджета. При таком подходе государственный долг рассматривается как абсолютно разлагающий о
  • ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

    это система отношений в процессе формирования доходов и финансирования расходов бюджетов бюджетной системы, управления активами и обязательствами публично-правовых образований.
  • государственные источники финансирования

    финансирование приоритетных научных и научно-технических разработок за счет различных статей бюджета (например, государственная поддержка фундаментальных научных исследований, переподготовка
  • золотое правило государственных финансов

    максимальное увеличение заимствований на длительные сроки при сокращении удельного веса краткосрочных заимствований.
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

    англ. International Institute of Public Finance) — международная научная неправительственная ассоциация, объединяющая ученых и специалистов в области государственных финансов и государственной экономики, а также
  • РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ

    это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к и