ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
(finance, public) См.: государственные финансы (public finance).
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
государственные финансы
расходы и доходы государства, налоги, официальные заимствования, управление государственным долгом и т. д.
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Совокупность государственного бюджета и внебюджетных фондов. Утверждаются ежегодно в виде закона о бюджете.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Государственные финансы
(public finance, 国家财政) есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
финансовые отношения по формированию и использованию государственного бюджета и централизованных внебюджетных фондов.
Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник
Государственные финансы
часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.
Источник: Экономический глоссарий. Проект www.ido.rudn.ru
Государственные финансы
Государственные финансы - раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Государственные финансы
(1) — система денежных отношений, регламентируемых государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Государственные финансы
(public (state) finance) - денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
Государственные финансы
(2) — часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны. Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их расходованием в интересах общества.
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также финансовые отношения между различными уровнями государственной власти.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики, представляющий собой единый комплекс финансовых операций органов государственного и муниципального управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. В федеративных государствах объединяют финансы федерального, регионального и местного (муниципального) уровня.
Источник: Экономический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
(public finance) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонники классической экономической ТЕОРИИ обратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне * государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономику ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц, государственных (казенных) предприятий. К общегосударственным финансам относятся: государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, различные внебюджетные фонды и т.д. Большая часть государственных финансов формируется за счет налогов. Через Г.ф. перераспределяется значительная часть национального дохода. Г.ф. регулируются законом о бюджете, принимаемым ежегодно, другим действующим законодательством и подзаконными актами исполнительной власти.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
Государственные финансы
сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
Государственные финансы
(Public finance) совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте, в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества. Результатом этих отношений является создание системы общегосударственных денежных фондов, таких, как государственный бюджет, бюджеты различных административно-управленческих и территориальных единиц (территориальные бюджеты), внебюджетные социальные и экономические фонды, фонды государственных (казенных) предприятий, кредитный фонд государства (государственный кредит), государственный фонд страхования.
Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.
государственные финансы
Традиционное название деятельности правительства по сбору и расходованию денежных средств. Такая деятельность обычно включает по крайней мере три функции, а именно: аллокацию ресурсов (allocation function), распределение доходов (distribution function) и стабилизацию (stabilization function). Государственные финансы связаны с принципами экономической деятельности и проблемами государственного сектора (public sector). Большое значение в последние годы приобрели анализ затрат и результатов (cost-benefit analysis) и финансовое планирование по производимой продукции (output budgeting) в государственном секторе. См. Pres!, Alan R., Public Finance in Theory and Practice, Weidenfeld and Nicolson, London (1985).
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы (налогообложение), бюджетный дефицит и государственный долг. В рыночной экономике государство в лице правительства, несет непосредственную ответственность за справедливое распределение благ и социальную гарантию в обществе, а также за проведение эффективной макроэкономической политики. А это означает достижение таких целей, как экономический рост, полная занятость и т. д. Неудивительно, что оно занимается и вопросами распределения дохода и богатства между членами общества. И хотя влияние перераспределения дохода на благосостояние граждан трудно достоверно измерить, однако можно однозначно утверждать, что наличие государственных доходов и расходов объективно обусловлено самой природой рыночной экономики и существенно влияет на перераспределение ВНП.
Источник: Экономический словарь.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, дорожные фонды и др.); расходуются на цели, предусмотренные бюджетами, а также уставами внебюджетных фондов. Государство распоряжается также средствами, привлеченными путем выпуска государственных внутренних и внешних займов; 2) система государственных финансовых организаций, обеспечивающих формирование и целевое расходование государственных средств. К ним относятся органы исполнительной власти, отвечающие за финансовую деятельность государства, - министерства финансов (в некоторых странах - казначейства), налоговые, акцизные, таможенные службы, органы государственного финансового и валютного контроля, государственные банковские учреждения, прежде всего в большинстве стран принадлежащие государству центральные (национальные) банки, которые осуществляют денежную эмиссию, а также государственные внебюджетные фонды. В условиях повышения экономической роли государства значительно усиливается влияние Г.ф. на экономику не только в связи с ростом государственного потребления, но. и в связи с проведением государством определенной финансовой политики в области налогов, в том числе амортизационной политики, политики кредитования, денежной эмиссии. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т.д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти - парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Государственные финансы
Правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг. В 1980-х гг. управление государственными финансами изменилось после перехода к фискальному консерватизму – с его усилением контроля над инфляцией и государственным долгом и с гораздо большим вниманием к сокращению государственных расходов и ограничению прямого налогообложения. Есть основания утверждать, что финансовые ограничения 1980-х привели к переносу расходов с государства на плечи женщин (см. структурное урегулирование).
В 1990-х гг. на философию государственных расходов стала оказывать влияние «новая теория роста», подчеркивающая взаимосвязь роста и равенства. Эта теория считает, что долгосрочные стратегические инвестиции в общественное образование, здравоохранение, инфраструктуру и доступ к рынкам помогут стимулировать реакцию частного сектора. Вдохновленные идеями этой теории в отношении роста, а также их вниманием к взаимосвязи равенства и эффективности, феминистские экономисты стали утверждать, что фискальная политика, лежащая в основе мер по структурному урегулированию, может быть сформулирована таким образом, чтобы поддерживать реакцию предложения, особенно там, где рынки отсутствовали или характеризовались перекосами. Такой подход выступает в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру и человеческие ресурсы, которые позволят женщинам получить доступ к оплачиваемой работе. Например, ведущий экономист-плановик на Ямайке выступил за улучшение системы дорог в горной местности, где много женщин-фермеров, доказывая, что это позволит им добиться более высокой производительности. Адресное финансирование министерствами сельского хозяйства консультационных услуг для женщин-фермеров часто приводило к более высокой отдаче.
Аналогично, в плане повышения доходной части бюджета можно найти механизмы, исправляющие гендерные перекосы, например, через освобождение основных товаров (в основном приобретаемых женщинами) от НДС или через бесплатное предоставление услуг первичного уровня – например, начального образования или охраны материнства, где преобладают женщины и девушки. Гендерная перспектива может сделать государственные доходы и расходы более адресными и скоординированными, в т.ч. через признание межотраслевых интересов – например, улучшение медицинских услуг в пиковые периоды сельскохозяйственных работ.
См. также: анализ распределения благ; бюджеты гендерные.
Palmer 1995; Van de Walle and Nead; Waring.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.
К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.
Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.
Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово - распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально - ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.
Источник: Экономический словарь
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
англ. public finances) – денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др. Ф.г. являются составной частью финансовой системы страны. По экономич. содержанию Ф.г. неоднородны, они включают: государственный бюджет (в федеративных гос-вах – федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в зап. терминологии – спец. правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий. Благодаря разному функцион. назначению названных звеньев Ф.г. гос-во может оказывать разностороннее влияние на экономич. и соц. процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территор. проблем. Наиболее важную роль играет государственный бюджет. С его помощью в распоряжение гос-ва мобилизуются финанс. ресурсы. За их счет финансируются гос. целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию соц. сферы, выполнению междунар. и внутригос. обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, гос. управлению. Государственные внебюджетные фонды управляются органами гос. власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: гос. внебюджетные фонды соц. назначения, формируемые для реализации конституц. прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на соц. обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); др. целевые федер. и регион. фонды (инновац., экологич., регион. развития и т.д.), находящиеся в ведении мин-в и ведомств, а также субъектов РФ. Государственный кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные ден. средства юридич. и физич. лиц, к-рые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федер. и регион. органов гос. власти для финансирования расходов, не обеспеч. бюдж. доходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутр. финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и др. видов государственных ценных бумаг. Гос. кредит позволяет цивилизов. способом покрывать бюдж. дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере ден. обращения. Финансы гос. унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономич. условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы гос. унитарных пр-тий состоят из финансов предприятий (орг-ций, учр-ний), основ. на праве хозяйств. ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основ. только на праве оперативного управления. Ф.г. возникли в период становления товарно-денежных отношений и создания гос-ва как политич. надстройки общества. Однако первоначально объем ден. операций по обеспечению гос. потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торговли постепенно приводило к расширению ден. отношений: получали распространение тамож. пошлины (особенно внутр.), развивались налоговые платежи. По мере роста гос. потребностей и все большего разнообразия их видов возникала необходимость в ден. их обеспечении, что объективно обусловливало развитие Ф.г., постепенно становившихся материальной основой существования гос-ва и выполнения им своих функций. Формами функционирования Ф.г. являются гос. доходы и гос. расходы. Первые представлены той частью финансовых отношений, к-рая связана с формированием централиз. финанс. ресурсов в руках органов гос. власти (федер. и регион.) и децентрализ. финанс. ресурсов в распоряжении гос. пр-тий. Централизация финанс. ресурсов дает гос-ву: возможность проводить единую финансовую политику; обеспечивать развитие производств. и соц. инфраструктур; перераспределять средства в интересах регулирования экономики с целью повышения общей ее эффективности; добиваться выравнивания степени удовлетворения соц. потребностей граждан в пределах установл. соц. стандартов. Гл. источником гос. доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвыч. обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования гос. доходов выступает ранее накопленное нац. богатство, некрые элементы к-рого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хоз. оборот. Центр. место в гос. доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации гос. собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) гос. имущества; в связи с ростом бюдж. дефицита расширяются масштабы гос. заимствований. Гос. расходы выражены финанс. отношениями, возникающими в связи с использованием финанс. ресурсов на покрытие гос. потребностей. Содержание и характер гос. расходов непосредственно связаны с функциями гос-ва: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности об-ва при развитии экономики и соц. сферы, осуществлении гос. управления, охраны гос. границ, поддержании внутр. порядка в стране и т.п. Здесь гос-во выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему пр-тия, орг-ции, учрния. Гос. расходы состоят из прямых расходов гос-ва (через систему бюдж. и внебюдж. фондов) и расходов гос. унитарных пр-тий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования гос. внебюдж. фондов соц. назначения, удовлетворения др. потребностей гос-ва. Поскольку в разл. системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль гос-ва, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых госвом расходов.
Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
совокупность экономич. отношений общества, образование, распределение и использование гос-вом фондов ден. средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности. Сущность Г. ф., сфера их действия, назначение и роль в жизни общества зависят от способа произ-ва, классовой природы гос-ва.
В досоциалистич. общественно-экономич. формациях Г. ф. являются инструментом классового угнетения, орудием дополнит, эксплуатации нар. масс и обогащения имущих классов, распределения и перераспределения нац. дохода в пользу господствующих классов и групп. Осн. бремя расходов по содержанию гос. аппарата, выплате налогов и гос. займов ложится на трудящихся; в то же время выгоды и привилегии от функционирования Г. ф. приходятся на долю эксплуататоров (см. Государственные доходы, Государственные расходы).
При империализме Г. ф. используются гл. обр. на военные цели, содержание гос. аппарата. В США, напр., военные расходы увеличились с 19,7% бюджета в 1939/40 до 41,4% в 1969/70 финанс. году. После 2-й мировой войны 1939 - 45 Г. ф. широко используются для стимулирования и регулирования капиталистич. экономики. В Великобритании за счёт гос. средств осуществляется более половины всех капиталовложений в стране, во Франции гос-во в отд. годы финансировало по всем каналам до 50% всех инвестиций. Рост расходов, связанных с гонкой вооружений, гос.-монополистич. регулированием экономики, предоставлением огромных гос. субсидий и льгот отд. группам монополистич. буржуазии, финансирование внешнеэкономич. экспансии монополистич. капитала, рост расходов на содержание адм. и полицейского аппарата и т. п. привели к значит. увеличению бюджетного дефицита и, как следствие этого, к огромному росту государственного долга.
Г. ф. используются для обогащения крупных империалистич. монополий и финанс. олигархии, для дальнейшего ограбления трудящихся. Бурж. гос-во предоставляет монополиям различные льготы, субсидии; оплачивает корпорациям высокоприбыльные воен. и др. заказы; устанавливает для монополий заниженные цены на продукцию гос. предприятий, трансп. и др. услуги; приобретает у частных корпораций товары по высоким ценам; оказывает монополиям помощь в конкурентной борьбе на мировых рынках субсидиями, премиями и т. д.
Финанс. система капиталистич. гос-в находится в состоянии глубокого кризиса. Он выражается в огромном росте воен. расходов, хронич. дефицитности гос. бюджетов, увеличении гос. долга, росте налогообложения, почти хронич. инфляции, непроизводительном расточении финанс. ресурсов (см. Бюджеты государственные капиталистических стран, Финансы капиталистических стран).
Коммунистич. и рабочие партии капиталистич. стран решительно выступают за изменение гос. финанс. политики - облегчение налогового бремени трудящихся и усиление обложения имущих классов, ограничение деятельности монополий, широкое участие трудящихся в управлении гос. сектором, сокращение огромных непроизводительных расходов, особенно на воен. цели, увеличение ассигнований на социально-культурные нужды.
В развивающихся странах Г. ф. используются для создания и развития нац. пром-сти, проведения преобразований в с. х-ве, укрепления экономич. самостоятельности, на цели здравоохранения, просвещения, культуры.
Г. ф. при социализме. Социалистич. финансы - совокупность экономич. отношений, на основе к-рых обеспечиваются образование и использование фондов ден. ресурсов для расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения на этой основе благосостояния трудящихся. В переходный период от капитализма к социализму гос-во берёт в свои руки командные высоты в экономике, создаёт социалистич. сектор нар. х-ва и на его базе - систему социалистич. Г. ф. Проводятся национализация и централизация банковского дела, всей системы финансов. Т. о., Г. ф. становятся одним из важнейших орудий экономич. и финанс. политики социалистич. гос-ва, осуществления социалистич. преобразований. В этот период Г. ф. используются: для ограничения, вытеснения и ликвидации частнокапиталистич. элементов города и деревни; укрепления и развития социалистич. производственных отношений; финансирования социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва; проведения культурной революции; подъёма материального и культурного уровня жизни трудящихся. При социализме Г. ф. обеспечивают ден. ресурсами потребности социалистич. произ-ва, содействуют наиболее полному использованию резервов нар. х-ва. В условиях развитого социалистич. общества Г. ф. способствуют ускоренному развитию производит. сил страны, созданию материально-технич. базы коммунизма, совершенствованию социалистич. производственных отношений и постепенному перерастанию их в коммунистич. отношения, подъёму уровня жизни населения, развитию и упрочению товарищеской взаимопомощи социалистич. стран. Характерными чертами социалистич. Г. ф. являются их устойчивость, производительное использование ресурсов, быстрый кругооборот средств, тесная, неразрывная связь с материальным произ-вом. Финансы социалистич. предприятий и отраслей нар. х-ва являются исходной основой Г. ф., гл. источником, питающим финанс. систему. В свою очередь, Г. ф. обеспечивают необходимыми ден. ресурсами потребности социалистич. предприятий, всех отраслей нар. х-ва.
Система Г. ф. СССР включает общегос. финансы - гос. бюджет, гос. имущественное, личное и социальное страхование, а также финансы нар. х-ва - социалистич. предприятий и отраслей х-ва. Источниками гос. финанс. ресурсов являются: доходы и накопления гос. социалистич. предприятий и отраслей х-ва, подоходный и с.-х. налоги с прибыли, получаемой в кооперативно-колхозном секторе, налоги и сборы с населения и т. д. (см. Бюджеты государственные социалистических стран), Г. ф. при социализме используются в плановом порядке для финансирования развития нар. х-ва, науки и техники, подготовки высококвалифицированных кадров специалистов, подъёма материального и культурного уровня жизни нар. масс, содержания органов гос. власти и управления, укрепления обороноспособности страны.
Составной частью единой системы финансов СССР являются финансы отраслей нар. х-ва - гос. предприятий и хоз. орг-ций, производственных объединений, колхозов и кооперативных орг-ций. Гл. роль среди них играют финансы предприятий. В связи с экономич. реформой 1965 и расширением хоз. самостоятельности предприятий повышается удельный вес финансов отраслей нар. х-ва и предприятий в Г. ф. Снижается доля прибыли (при её абсолютном росте), отчисляемой предприятиями в бюджет, и увеличивается её доля, оставляемая в распоряжении предприятий и хоз. орг-ций. Удельный вес собственных средств предприятий и хоз. орг-ций в финансировании нар. х-ва повысился с 40% в 1961 до 50% в 1970. Ведущую роль в планомерном образовании и использовании гос. финанс. ресурсов и в системе Г. ф. играет гос. бюджет - центр. звено финанс. системы. Доходы бюджета СССР составляют более 50% объёма нац. дохода. Гос-во обеспечивает проведение единой политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, цен, оплаты труда, финансов. Гос. бюджет связывает в единое целое движение всех финанс. ресурсов социалистич. общества; он воплощает в себе принцип единства социалистич. системы финансов. Г. ф. при социализме служат для образования и распределения гос. фондов ден. ресурсов (распределительная функция); осуществления учёта и контроля рублём над планомерным образованием, распределением и использованием совокупного общественного продукта, распределением и перераспределением нац. дохода, деятельностью предприятий (контрольная функция). При посредстве Г. ф. обеспечиваются нар.-хоз. пропорции и связи и осуществляется планомерное распределение трудовых, материальных и ден. ресурсов между отраслями нар. х-ва, союзными республиками и отд. районами, I и II подразделениями общественного произ-ва, фондами накопления и потребления в нац. доходе, централизованными и децентрализованными фондами, производственной и непроизводственной сферами.
Неуклонно возрастает роль Г. ф. в развитии и упрочении экономич. сотрудничества между социалистич. странами, в экономич. связях с развивающимися и капиталистич. гос-вами (см. Финансы социалистических стран).
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.