ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ
ведущая форма советской торговли, имеющая в своей основе общенародную, государственную собственность. Государственная торговля охватывает подавляющую часть оптового товарооборота и примерно две трети розничного. Основную часть товаров государственные торговые организации получают от социалистической промышленности. Доводя товары до потребителей и учитывая их запросы, государственная торговля стимулирует увеличение производства нужных населению товаров, способствует расширению их ассортимента и повышению их качества. Государственная торговля товарами личного потребления обслуживает по преимуществу население городов и промышленных районов, осуществляется торговой сетью — магазинами, лавками, базами и др.—министерств торговли, управлений рабочего снабжения на транспорте, в угольной, нефтяной, металлургической и других отраслях промышленности. К государственному товарообороту относится также оборот предприятий общественного питания — фабр и к-кухонь, ресторанов, столовых и т. д. Основой расширения сети государственной торговли и увеличения в ней продажи товаров является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Государственная торговля направляется народнохозяйственным планом, цены на товары устанавливаются в плановом порядке, государственные торговые предприятия осуществляют свою деятельность на хозрасчетных началах. В течение шестой пятилетки предусмотрено увеличить розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли примерно на 50%, число рабочих мест в торговой сети — не менее чем на 40%, сеть столовых — не менее чем на 50%. Интересы народного хозяйства и роста благосостояния народа требуют всемерного развития и совершенствования советской торговли (см. Кооперативная торговля в СССР, Колхозная торговля).
Источник: Краткий экономический словарь. 1958