Государственная капиталистическая собственность

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Государственная капиталистическая собственность
форма собственности на средства производства и др. общественное богатство, образуемая буржуазным государством в результате национализации или иных предусмотренных законодательством норм ее образования в интересах класса капиталистов.
Государственная капиталистическая собственность появилась как инструмент стабилизации развития буржуазного общества. В эпоху империализма и общего кризиса капитализма она ведет к дальнейшему развитию государственно-монополистического капитализма, увеличению прибылей крупных капиталистов, ухудшению положения трудящихся масс, усилению гнета и военного деспотизма. Государственная капиталистическая собственность не устраняет стихийности и анархичности капитализма.
В высокоразвитых капиталистических странах заметно растущая доля государственного сектора во всей экономике достигла 20-30%, а иногда и больше (например, в Австрии). Усилилось и вмешательство государства в дела частного сектора. Но это не означает, что внутри капиталистической экономики образовался социалистический сектор хозяйства. Еще К. Маркс обращал внимание на то, что сущность и характер собственности не могут быть выведены из ее правовой формы или из элементов правовых отношений, а могут быть объяснены лишь исходя из ее экономического и социального содержания. Это означает, что с правовой точки зрения собственность, переходя от частного собственника к буржуазному государству и обретая «коллективную» правовую форму, тем не менее, остается составной частью капиталистического способа производства, основной целью которого является извлечение частнособственнической прибыли. С другой стороны, капиталистическое государство, становясь «новым» субъектом права собственности на средства производства, остается инструментом экономического и политического господства класса капиталистов над подавляющим большинством общества.
Государственная собственность при капитализме фактически представляет собой особую групповую форму частной собственности крупных капиталистов, переданную капиталистическому государству во временное пользование для целевого использования в общих корпоративных интересах этих капиталистов.
Осуществляемое капиталистическим государством огосударствление в силу своей сущности никоим образом нельзя идентифицировать с национализацией после революционного взятия власти рабочим классом. Ф. Энгельс подчеркивал, что «пока у власти остаются имущие классы, любое огосударствление будет не уничтожением эксплуатации, а только изменением ее формы» (М. и Э., т. 38, с. 51).

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
форма буржуазной собственности, при которой владельцем предприятий выступает не отдельный капиталист или объединение капиталистов, а буржуазное государство. Она возникает путем строительства за счет государственного бюджета предприятий в различных отраслях хозяйства, а также посредством капиталистической национализации (см.) ряда производств, ранее принадлежавших отдельным капиталистам или монополиям. Переход в собственность капиталистического государства ряда предприятий не меняет буржуазного характера собственности и капиталистических производственных отношений, так как государственная собственность представляет собой разновидность капиталистической собственности. На государственных предприятиях сохраняются отношения эксплуатации наемного труда, которые осуществляются совокупным капиталистом в лице государства, являющегося при империализме исполнительным комитетом монополистической буржуазии. Национализированные предприятия, как правило, управляются бывшими их владельцами, которым государство кроме высоких должностных окладов выплачивает огромные суммы в виде компенсации и процентов на капитал. В империалистических странах в современных условиях государственная собственность играет немаловажную роль в экономике. В них государству принадлежит железнодорожный транспорт, средства связи, значительная доля в выработке электроэнергии, производстве алюминия, добыче угля, нефти, автомобильной и химической промышленности. В Италии, Австрии и Франции на долю национализированных и вновь построенных государством предприятий приходится 25—30% промышленною производства. С развитием государственно-монополистического капитализма (см.) крупная монополистическая буржуазия фактически использует государственную собственность в своих интересах. Органы управления государственными предприятиями, как правило, состоят из ее представителей. Империалистическое государство, затратив на строительство предприятий огромные средства, пол\ценные за счет налогов на трудящихся, нередко сдает их в аренду или продает на выгодных условиях отдельным капиталистам и монополиям. В молодых освободившихся от колониального гнета странах, ставших на путь самостоятельного развития, государственная собственность на средства производства способствует созданию своей национальной экономики, независимой от иностранного монополистического капитала. Укрепление государственной собственности в этих странах обеспечивает подъем хозяйства, культуры и благосостояния народов бывших колоний и зависимых стран. Социалистические страны всемерно поддерживают стремление молодых развивающихся стран упрочить свою экономическую независимость путем укрепления и развития государственного сектора хозяйства, оказывают им всестороннюю хозяйственную, техническую и культурную помощь.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ
форма бурж. собственности на средства произ-ва, при к-рой владельцем их выступает капиталистич. гос-во. Образуется в результате гос. строительства за счёт средств гос. бюджета и национализации частных предприятий. На ранних стадиях развития капитализма, в условиях недостатка ден. капитала у отд. лиц и отсутствия свободной рабочей силы феод. гос-во организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, создавало монополии (на соль, водку) и смешанные гос. частные монополистич. компании (Ост-Индская в Великобритании, Рус.-Амер. в России ит. и.). Гос. предприятия в этот период базировались на крепостном труде. Феод. гос-во было и крупным зем. собственником. С кон. 18 в., по мере развития капитализма, крепнущая буржуазия ведёт борьбу против опеки феод. гос-ва. Гос. земли расхищаются буржуазией и обуржуазившимися помещиками. Оставшиеся в гос. собственности земли, леса становятся источником рентного дохода, их пром. эксплуатация переходит в руки капиталистич. предпринимателей. Гос. предприятия в пром-сти также постепенно переходят в частную собственность. В то же время в странах, отстававших в развитии капитализма, в связи со слабостью индивидуальных и даже ассоциированных капиталов гос-во непосредственно выступает в качестве предпринимателя (ж.-д. строительство в России и Германии).
Гос-во организует почту, телеграф, коммунальное х-во, чёткое функционирование к-рых нуждается в централизованном руководстве. Гос. собственность связана также с различными функциями убавления и охраны общих условий капиталистич. произ-ва, выполняемыми бурж. гос-вом (тюрьмы, казармы, воен. сооружения, арсеналы, монетные дворы, адм. здания и др. казённое имущество), служит фискальным целям (гос. табачные, спиртовые, соляные и пр. монополии). Т. о., с развитием капитализма, с одной стороны, старая гос. собственность сокращается, с другой - возникает новая гос. собственность в виде пром., финанс. и др. предприятий, ускоряющая капиталистич. развитие за счёт средств гос-ва.
Выступая против тех, кто рассматривал рост гос. собственности как «государственный социализм», Ф. Энгельс подчёркивал двойственный характер гос. собственности при капитализме: «... Не следует забывать, - писал он, - что всякая передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может иметь в наши дни двоякий смысл и двоякий результат, смотря по обстоятельствам: либо реакционный - шаг назад к средневековью, либо прогрессивный - шаг вперед к коммунизму» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 255). Огосударствление ж. д. в Пруссии и введение табачной монополии Бисмарком Ф. Энгельс считал шагом назад, способным лишь усилить реакц. прусское гос-во. Шагом вперёд он считал такое огосударствление, к-рое объективно порождалось развитием производит. сил и общественным прогрессом. С развитием в империалистич. странах государственно-монополистического капитализма гос. собственность приобретает новое качество и входит составной частью в систему гос.-монополистич. капитализма.
Процесс огосударствления во всех его формах, в т. ч. и в форме гос. собственности, порождается противоречиями капитализма и особенно бурно развивается в периоды их чрезвычайного обострения: во время войн, послевоенных экономич. и политич. потрясений, кризисов перепроиз-ва, в периоды резкого обострения классовой борьбы. Поскольку прямое огосударствление производства есть вторжение в сферу частной собственности, монополистический капитал прибегает к нему лишь в случаях крайней необходимости, когда невозможно иными путями справиться с возникающими трудностями.
В ходе 1-й мировой войны 1914 - 18 процесс огосударствления наиболее ярко проявился в Германии. В. И. Ленин подчёркивал, что именно Германия внесла начала огосударствления капиталистич. произ-ва, соединение гигантской силы капитализма с гигантской силой гос-ва в один механизм (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 83). экономич. мощи своих противников герм. империализм стремился противопоставить собственное превосходство в области хоз. организованности. В странах Антанты огосударствление шло преим. по линии гос. регулирования экономики и гл. обр. путём воен. гос. контроля и финансирования пр-вом воен. произ-ва на частных предприятиях. Так, в США уд. вес гос-ва в общем строительстве в 1915 - 18 составил 29,4%, в пром. строительстве - 18,6%, а в расширении производств. аппарата в целом - 10%.
Экономич. кризис 1920 - 21 и особенно мировой экономич. кризис 1929 - 33 вызвали новую волну огосударствления. Бурж. гос-ва проводили т. н. спасательные, или оздоровительные, операции, оказывая огромную финанс. помощь крупнейшим банковским и пром. монополиям, находившимся на грани банкротства, путём скупки их акций. Во время кризиса 1920 в Италии большая часть банков перешла под контроль гос-ва. В Германии в 1919 - 23 в гос. собственность почти полностью перешло произ-во алюминия, расширился круг гос. предприятий в области электроэнергетики; к концу 1933 в гос. собственности находилось от 35% до 91% акций крупнейших банков, значит. доля пакета Стального треста, судоходных компаний и т. п. В Италии «спасательная» операция 1930 - 33 обошлась гос-ву в 11 млрд. лир (в ценах 1933). В США гос. собственность начала создаваться лишь в ходе правительственных мероприятий по преодолению кризиса. В гос. собственности оказались крупные заводы по произ-ву вооружения, тепловые и гидроэлектростанции, металлургия., химия., лесопильные, судостроит. и др. предприятия. В 1932 - 37 гос. строительство в США превышало частное. Практика «оздоровления» ещё раз подтвердила ленинское положение о том, что всякая гос. монополия при капитализме служит средством «... повышения и закрепления доходов для близких к банкротству миллионеров той или иной отрасли промышленности» (там же, т. 27, с. 334). Беря под контроль в частичную или полную собственность близкие к банкротству предприятия, гос-во действует в интересах финанс. капитала в целом, предотвращая экономический крах капиталистической системы.
Тотальный характер 2-й мировой войны 1939 - 45 имел своим результатом широкие масштабы огосударствления. В Германии этот процесс начался ещё в ходе подготовки к войне сразу после захвата власти фашизмом и охватил все осн. отрасли х-ва. К 1943 из 83 крупнейших акц. об-в (с капиталом 50 млн. марок и более) 35 находилось целиком или большей частью в гос. собственности. Из И млрд. марок акц. капитала этих об-в гос-ву принадлежало 50%, т. е. 25% всего акц. капитала страны. С учётом косвенного участия гос. собственность составляла ок. 1/3 всей собственности капиталистич. компаний. В Великобритании в 1939 гос. строительство составляло одну треть общего строительства по сравнению с 3% в 1929 - 33. В США в 1940 - 45 доля гос-ва в общем строительстве достигла 59%, а в пром. - 65%. За счёт гос-ва почти целиком были созданы такие отрасли, как самолётостроение, судостроение и судоремонт, произ-во алюминия, синтетич. каучука, взрывчатых веществ, атомная пром-сть.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 предпринимательская деятельность гос-ва также теснейшим образом связана с милитаризацией бурж. об-ва и гонкой вооружения. Победа над нацистской Германией привела к коренному изменению соотношения сил на междунар. арене в пользу сил мира, демократии и социализма. В этих условиях пар. массы требовали ликвидации власти монополий - виновников войны, выдвигая лозунг национализации собственности концернов, воен. преступников и лиц, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами. Национализацию рабочий класс рассматривал как выход из послевоен. затруднений, как одно из важных орудий борьбы за коренные демократии, преобразования, за социализм. Наиболее последовательно за национализацию выступили коммунисты. Стремясь не потерять своего влияния на массы, за национализацию высказались и правые социалисты. Ряд бурж. партий в целях маневрирования и сохранения своего положения также с теми или иными оговорками формально поддерживал требование национализации. Буржуазия, вынужденная в Великобритании, Франции, Италии и Австрии провести национализацию, постаралась вытравить её демократич. содержание и придать ей бурж. характер. Бурж. характер национализации проявился в её ограниченном объёме, сохранении в руках монополий важнейших отраслей и крупных предприятий в пром-сти, банковском и страховом деле, капиталистич. формах управления и организации гос. собственности, захвате руководящих позиций ставленниками финанс. капитала, выплате крупных компенсаций гос-вом бывшим собственникам, использовании гос. собственности в интересах монополий. Широкие масштабы национализация приняла в Австрии, охватив большую часть тяжёлой индустрии и почти всю кредитную систему. В Великобритании были национализированы ж.-д., сталелитейная и угольная пром-сть; во Франции - угольная и газовая пром-сть, электроэнергетика, ж.-д. транспорт, частично нефтепереработка, нек-рые предприятия машиностроения, ряд банков и страховых компаний. В И-талии принцип национализации был записан в конституции, однако образование гос. собственности, достигшей в стране больших размеров, пошло по пути создания смешанных гос.-частных компаний. В Зап. Германии осуществлению национализации воспрепятствовали империалистич. державы, заинтересованные в возрождении герм. монополий.
В условиях совр. капитализма существуют различные формы гос. собственности, отличающиеся по историч, происхождению, способу огосударствления, характеру управления, особенностям юридич. установлений, роли в экономике. Это - гос. собственность, унаследованная от эпохи феодализма и домонополистич. капитализма: гос. зем. угодья, к-рые, напр., в Великобритании составляют 2 - 3% всех с.-х. земель, в США 20% стоимости всей земли (40 млрд. долл.), без учёта стоимости участков под жилыми постройками; фискальные монополии - соляная (Франция, ФРГ, Австрия), спиртовая и спичечная (Франция), тотализаторы (Франция, Австрия); «казённые» предприятия - гос. типографии (Австрия, ФРГ), пивоваренные заводы (ФРГ), предприятия, обслуживающие вооруж. силы, но не являющиеся юридически самостоятельными, и т. п. В гос. собственности в большинстве стран Зап. Европы находятся ж.-д. транспорт, почта, телеграф, телефон, радио. К гос. собственности относятся муниципальная собственность и предприятия акц. типа, функционирующие в пром-сти, кредитном деле, коммунальном х-ве, капитал к-рых полностью или частично принадлежит гос-ву. Гос-во в отношении таких об-в располагает лишь правами и обязанностями собственника капитала. Управление ими осуществляется на обычных частнокапиталистич. принципах.
По расчётам бурж. экономистов, доля гос-ва в нац. доходе в 60-х гг. составляла: во Франции 42%, Австралии 30%, Японии 22%, Нидерландах 18%, Канаде 15%, Бельгии 14%, США 13%. В Австрии в гос. собственности находилось 70 - 80% всего акц. капитала страны; в гос. секторе было сосредоточено ок. У4 всех занятых и производилось 27 - 30% валового нац. продукта; на долю гос-ва приходилось 75 - 100% добычи каменного и бурого угля, нефти, железной, медной, цинковой и свинцовой руд, выплавки чугуна, стали, цветных металлов и алюминия, произ-ва проката и азотных удобрений. Контроль гос-ва в строительстве, текстильной, швейной и кожевенной пром-сти, пищевкусовой, деревообрабатывающей, машиностроительной, стекольно-керамической и бум.-полиграфич. отраслях составлял 42 - 77%. Финансы и кредит огосударствлены почти на 80%. В Великобритании на гос. предприятиях и в учреждениях работало ок. 1/4 всего самодеят. населения страны. В гос. собственности находилось 20% пром-сти, в т. ч. полностью произ-во электроэнергии, газа, добыча угля, ж. д. Во Франции рабочие и служащие гос. предприятий составляли ок. 14% общего числа занятых в пром-сти и торговле и производили ок. 1/б валового нац. продукта. В гос. собственности находилось 97% произ-ва газа, 95% добычи угля, 80% произ-ва электроэнергии, 80% авиационной и 40% автомоб. пром-сти, 30% произ-ва азота, 75% акций морских компаний, больше половины кредитных учреждений (по объёму операций). В Италии на гос. предприятиях было занято ок. 1/4 рабочих и служащих пром-сти и транспорта. Их доля в валовом нац. продукте составляла ок. У5. Уд. вес гос-ва в добыче жел. руды составлял 77%, выплавке чугуна 82%, стали 51%, в произ-ве проката 55%, электроэнергии 25%, в машиностроении 24%. Гос-во контролировало ок. 90% всех банковских операций. В ФРГ в гос. собственности находилось 18% акц. капитала, на гос. предприятиях работало 13% всех занятых. Доля гос-ва в добыче угля составляла 25%, произ-ве кокса 18%, добыче жел. руды 50%, выплавке алюминия 72%, произ-ве автомобилей 42%. Наименьшее развитие Г. с. к. имеет в США. Так, доля гос. предприятий в общей численности занятых равнялась 1,4%, в нац. доходе 1,4%. Особенностью США является преобладание государственной собственности, находящейся в руках местных органов власти и входящей в инфраструктуру.
Гос. собственность стала важным фактором экономич. жизни совр. капитализма и прежде всего стран Зап. Европы. Гос. собственность и гос. сектор в целом являются важным инструментом антикризисной политики, приобретшей большие масштабы со 2-й пол. 50-х гг. На базе гос. собственности возникает и развивается гос. экономич. программирование, ставшее новой формой гос.-монополистич. регулирования.
Финанс. капитал использует гос. собственность в максимально возможной степени для укрепления своего экономич. господства, для увеличения прибылей за счёт эксплуатации трудящихся и перераспределения нац. дохода. Выгоды огосударствления для монополий состоят в низких тарифах на ж.-д. перевозки и электроэнергию, заниженных отпускных ценах на уголь и металлы, что даёт дополнит, прибыль монополиям обрабатывающей пром-сти; в технич. реконструкции отсталых малорентабельных отраслей; в развитии за счёт гос-ва новых и капиталоёмких отраслей; в спасении от банкротства кредитных учреждений. Монополии получают огромные прибыли от скупки и аренды построенных гос-вом предприятий, от компенсации за национализацию. Гос. собственность по своей тенденции является наиболее завершённой формой гос.-монополистич. капитализма, поскольку выражает высшую антагонистич. стадию обобществления, возможную при капитализме. Суть производственных отношений остаётся неизменной, капиталистической, однако сам факт гос. собственности является юридич. признанием и оформлением общественного характера производительных сил уже в рамках капиталистич. произ-ва. Бурж. гос. собственность содержит в себе отрицание частной собственности как таковой, раскрывая паразитич. характер последней, утверждает возможность обойтись без частного присвоения. Самим фактом своего существования гос. собственность опровергает миф о «незаменимости» частного предпринимательства. Это одна из важнейших причин того, что, идя в тех или иных случаях на прямое огосударствление, финанс. капитал в принципе выступает против национализации. Поэтому крупная буржуазия стремится к реприватизации гос. предприятий в тех отраслях и сферах, где она может обойтись без экономич. помощи гос-ва.
Огосударствление собственности вносит новые элементы в классовую борьбу трудящихся. На гос. предприятиях ведущих отраслей произ-ва занято большое количество наёмных рабочих. Любая забастовка на гос. предприятиях противопоставляет трудящихся не отд. капиталисту, а всему механизму бурж. гос-ва в целом. Отвергая реформистские иллюзии на счёт «социалистического» характера национализации в условиях капитализма, рабочий класс стремится использовать её для подрыва монополий, стремится к проведению её демократич. методами, к установлению демократич. контроля над управлением гос. собственностью. Национализация может быть мощным оружием рабочего класса при коренном изменении соотношения классовых сил в той или иной стране в пользу трудящихся. В этих условиях создаётся возможность путём устранения капиталистов и их ставленников с руководящих постов в национализированном секторе непосредственно обратить его на службу всего народа. Гос. собственность может быть исходным пунктом ликвидации экономич. господства капитала.
Коммунистич. партии выступают с требованием изъятия ведущих отраслей х-ва из частной собственности, т. к. огосударствление создаёт более благоприятные условия для борьбы за социализм, за национализацию на демократич. началах, соответствующих интересам нар. масс.
В развивающихся странах гос. собственность на средства произ-ва способствует созданию нац. экономики (см. Государственный капитализм).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.