(главк) – производственно-хозяйственный комплекс в социалистических странах, в состав которого входят производственные предприятия, иные хозяйственные организации и руководящий аппарат главного управления отраслевого министерства или местного совета депутатов трудящихся. Главк как хозяйственная система не является юридическим лицом. В то же время главк в ряде случаев является самостоятельным субъектом хозяйственного права. В частности, в СССР главк являлся адресатом и исполнителем плановых заданий, субъектом права оперативного управления централизованными резервами и фондами и т.д. Некоторым главкам расчеты с государственным бюджетом по внесению платы за фонды и свободного остатка прибыли разрешалось производить централизованно по всей подотрасли. В таком случае субъектом этих расчетных отношений (а тем самым и субъектом ответственности за несвоевременное внесение платежей) также являлась подотрасль. Некоторые главки участвовали в хозяйственной деятельности, вступая между собою в договорные отношения, – например, межреспубликанские поставки нефтепродуктов производились в СССР на основании договоров, заключавшихся между главнефтеснабами союзных республик. Во всех случаях, когда субъектом правоотношений является главк как хозяйственная система, управленческий аппарат главка является органом хозяйственного руководства, представляющим систему и выступающим от ее имени в ее интересах. Вместе с тем, будучи центром хозяйственной системы, управленческий аппарат главка является субъектом хозяйственных правоотношений внутри возглавляемой им системы. В этих отношениях главк имеет те же задачи и функции, что и министерство или местный совет депутатов трудящихся, но меньшие по объему, поскольку главк как орган хозяйственного руководства является структурным подразделением центрального аппарата министерства или исполкома совета депутатов трудящихся. Выполняя свои функции в подотрасли, главк как центр хозяйственной системы вступает в правоотношения с подчиненными ему предприятиями и организациями, доводя до них плановые задания по установленным показателям, руководя техническим и экономическим развитием подотрасли, обеспечивая материально-техническое снабжение предприятий и организаций, организуя и контролируя выполнение народнохозяйственного плана во всей подотрасли. В аппарате главка в качестве совещательного органа в СССР, как правило, создавался совет директоров, в состав которого входили начальник главка (он же председатель этого совета), его заместители, другие руководящие работники центрального аппарата главка и директоры предприятий и иных организаций подотрасли, а также представитель ЦК профсоюза отрасли (подотрасли). Совет директоров на своих заседаниях рассматривал основные вопросы деятельности и развития подотрасли. Решение совета директоров проводились в жизнь начальником главка. Положение о совете директоров и состав совета утверждал министр или председатель местного совета депутатов трудящихся.
Предприятиями местного подчинения руководили в СССР управления и отделы исполнительных комитетов областных, краевых и городских советов депутатов трудящихся. Эти органы хозяйственного руководства осуществляли те же по своей сущности функции, что и главки министерства. Наиболее крупные из таких управлений именовались главными управлениями, например, Главное управление промышленности строительных материалов и строительных деталей при Мосгорисполкоме (Главмоспромстройматериалы), Главмосстрой и т.д. Управления (отделы) областных, краевых и городских Советов депутатов трудящихся обычно находились в двойном подчинении, т.е. были подчинены как соответствующему исполнительному комитету, так и вышестоящему отраслевому органу хозяйственного руководства, например, Куйбышевское городское управление бытового обслуживания было подчинено исполнительному комитету Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся и Куйбышевскому областному управлению бытового обслуживания. В СССР было в свое время признано необходимым передать дополнительно в подчинение районным и городским Советам депутатов трудящихся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население данного района или города.
415.09 кб
Проблемы главного управления культуры города Красноярска
Зачастую, в сфере муниципального управления уделяется недостаточное внимание вопросам организации управления культурой.