Генезис механизма формирования товарного предложения

Найдено 1 определение
Генезис механизма формирования товарного предложения
Истории развития отечественного потребительского рынка известны различные периоды, отличающиеся степенью участия органов государственного управления в формировании товарного предложения. Для потребительского рынка в 1900—1917 гг. было характерно преобладание частных форм торговли и соответствующих механизмов формирования товарного предложения. Основным источником формирования товарного предложения на внутреннем рынке в период 1900—1917 гг. было сельскохозяйственное производство, дававшее в 1913 г. свыше 2/3 продукции народного хозяйства тогдашней Белоруссии. Сельское хозяйство не только обеспечивало потребности внутреннего рынка, значительное количество продукции вывозилось за его продукции, появились неходовые товары. С 1951 г. была возобновлена система предварительных заказов торгующих организаций по отдельным видам товаров. Система заказов при нормальном ее функционировании ориентировала предприятия промышленности и торговли на изучение спроса населения, предполагала ответственность за обоснованность решений в процессе формирования товарного предложения и потребительского рынка в целом. Однако практическое ее использование обнаружи ло ряд недостатков. В 1964 г. был принят новый порядок работы с заказами, предусмат ривающий укрепление обоюдной экономической заинтересованности производства и торговли в формировании товарного предложения и плановую основу заказов. Общая схема составления заявок-заказов в механизме формирования товарного предложения на потребительском рынке, характерная для периода 1960—1990-х годов, выглядела следующим образом: заключение пятилетних соглашений между органами управления торговлей и оптовыми организациями республик, с одной стороны, и отраслями промышленности, выпускающими товары народного потребления, с другой стороны. На основе этих соглашений определялись проекты пятилетних планов производства товаров; разработка и согласование заявок на потребность и производство товаров на очередной планируемый год оптовыми организациями; согласование проектов производственных программ и подготовка промышленными предприятиями коллекций образцов товаров; прикрепление покупателей (торговых организаций) к поставщикам (промышленным предприятиям); формирование и представление торговыми организациями заказов на производство и поставку товаров по внутригрупповому ассортименту в рамках планов прикрепления; проведение оптовых ярмарок и заключение договоров на поставку товаров; уточнение органами торговли и промышленности проектов планов производства по итогам ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления. С 1998 г. в качестве одной из мер стабилизации товарного предложения на потребительском рынке Республики Беларусь введена система квотирования товаров, подлежащих поставке на внутренний рынок. Анализ ситуации на потребительском рынке позволяет сделать вывод о недейственности механизма квотирования как инструмента формирования товарного предложения. В настоящее время ситуация такова, что предприятия торговли не несут практически никакой ответственности за необоснованность потребности в товарах, а промышленность не отвечает за нарушение формальных соглашений о поставках товаров в торговлю.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник