ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гармонизация Налогов

система мер по координации налоговых систем и налоговой политики государств, входящих в международные союзы или объединения, заключающаяся в выравнивании в ставках налога различных государств и устранении двойного налогообложения.

Источник: Бизнес-словарь

Гармонизация налогов

Гармонизация налогов - систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки. Гармонизация налогов проявляется в создании таможенных союзов, объединяющих ряд государств, проводящих единую таможенную политику.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ
важное направление налоговой политики ряда государств, включающее унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки (объединения). Первоначально гармонизация налогов нашла выражение в создании таможенных союзов (возникли в конце XIX – начале XX вв.), объединявших ряд государств для проведения единой таможенной политики. Гармонизация налогов осуществляется ныне в рамках Европейского союза (ЕС). После отмены таможенных пошлин в торговле между странами ЕС проводились мероприятия по гармонизации первоначально косвенных, а затем и прямых налогов. В этих странах был введен НДС, который уплачивается на всех стадиях производства и реализации товаров. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от этого налога. Осуществляется также гармонизация пяти акцизов – на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино и бензин, разрабатываются реформы систем налогообложения прибыли корпораций и личного подоходного налога в направлении исчисления их по единой схеме и сближения ставок. Установление единой системы обложения корпорационным налогом имеет целью обеспечение свободного передвижения капиталов в рамах сообщества, создание западноевропейского рынка капиталов. Поставлена задача гармонизации налоговых законодательств в рамках стран-участниц Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Молдова и Украина являются наблюдателями ЕврАзЭС.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ
англ. tax harmonization) – систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения. Г.н. впервые начала осуществляться в конце XIX – нач. ХХ в. при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления междунар. экономич. интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и нац. налогового права разл. госв. Тенденции обусловлены: внешнеэкономич. интернационализацией контактов в разл. сферах деятельности на межгос. уровне, приведением внутреннего правового регулирования и экономич. отношений в соответствие с принципами и нормами междунар. экономич. права; внешнеполитич. обстоятельствами. Г.н. способствует преодолению ряда отрицат. налоговых явлений: двойного налогообложения, ухода от налогов и др. Г.н. означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем разл. государств на основе междунар. договоров и межгос. соглашений. Несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации нац. налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957, что послужило началом создания Европейского Содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финанс. политику, европейские гос-ва стали создавать условия для сближения налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться проблемы междунар. двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торг. политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания тер. с единым налоговым режимом. Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС: нац. налоговая политика не должна препятствовать свободе продвижения товаров; свободе передвижения лиц; не должна вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС. Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налоговых систем проявляется также в процессе согласования налогового законодательства стран – участниц ЕС. В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран – участниц ЕС проводилась обязат. и последоват. унификация взимания косвенных налогов. В частн., введено новое налоговое регулирование по НДС путем унификации принципов его исчисления и введения единых правил взимания при проведении экспортно-импортных операций, сближения уровней налоговых ставок. Акцизы на нек-рые товары (чай, соль, сахар) были отменены, а на ост. товары установлены единые ставки. Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 – с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80–90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др. Государства – члены ОПЕК создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в гос. казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на тер. стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся междунар. экономич. процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН. Расширение внешнеэкономич. сотрудничества требует согласования экономич. и финанс. политики, в т.ч. принципов налоговой политики стран – участниц СНГ. Объясняется это высокой степенью интегрированности и взаимосвязями всех хоз. секторов стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих экономич. ущерб друг другу, проведения скоординированных экономич. реформ, направленных на создание рыночной экономики, в к-рой главными экономич. регуляторами являются налоги, пр-ва СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов в интересах всех гос-в, входящих в Содружество. Поскольку одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности, согласование налоговой политики стран СНГ направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также др. формах финансово-хоз. деятельности на их территории. В соглашении стран – участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как: правила определения субъектов и объектов налогообложения, порядок учета затрат на произ-во и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий), принципы определения облагаемых доходов и не подлежащих налогообложению доходов (по подоходному налогу с физич. лиц); применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты. По вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих стран СНГ должна заключать новые соглашения между собой и с др. иностранными гос-вами и выполнять их самостоятельно. 15 мая 1992 в Ташкенте подписан Протокол об унификации подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Главы правительств стран – участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, к-рое определяет унифицир. подходы и условия при подготовке соотв. соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран – участниц СНГ. (См. также Евразийское Экономическое Сообщество.)

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
326.24 кб

Гармонизация налогового законодательства в рамках ЕАЭС

Чернобровкина Екатерина Борисовна
Гармонизацией является сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативно-правового регулирования в отдельных сферах, которое, в отличие от унификации, не приводит к созд
Читать PDF
206.85 кб

Процесс гармонизации налоговых систем европейского союза

Богославец Татьяна Николаевна
Читать PDF
370.62 кб

Налоговая гармонизация в странах СНГ: перспективы развития

Ранчинская Юлия Сергеевна
Рассматривается процесс налоговой гармонизации на территории стран СНГ с начала 1990-х гг.
Читать PDF
3.22 мб

Направления и результаты налоговой гармонизации в странах ес

Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.
В статье отмечается, что в условиях глобализации экономики совершенствование налоговых систем становится важнейшей задачей как отдельных государств, так и их альянсов.
Читать PDF
233.81 кб

Налоговая гармонизация в странах ЕС и СНГ: общее и особенное

Голодова Ю.С.
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве ежегодно усиливаются. Активизация взаимодействия между странами, их взаимозависимость приводят к возрастанию роли региональных группировок.
Читать PDF
286.15 кб

Отдельные проблемы налоговой гармонизации в европейском Союзе

Пономарева Карина Александровна
Рассматриваются направления налоговой гармонизации в сфере прямых налогов в ЕвропейскомСоюзе. Затрагиваются вопросы позитивной и негативной интеграции в области налогообложения натерритории Европейского Союза.
Читать PDF
179.65 кб

Гармонизация налогового контроля трансфертного ценообразования

Грундел Л.П.
Предмет/тема.Проблема легитимности и необоснованного занижения налоговых обязательств компаний перед бюджетной системой Российской Федерации в результате использования трансфертного ценообразования, требует решения. Цели/задачи.
Читать PDF
1.25 мб

Гармонизация финансового и налогового учета банковских операций

Киризлеева А.С.
Предмет.
Читать PDF
2.80 мб

Гармонизация финансового и налогового учета банковских операций

Киризлеева А.С.
Предмет.
Читать PDF
515.14 кб

Гармонизация косвенных налогов в странах снг и таможенного союза

Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.
В статье отмечается, что усиление интеграционных процессов между отдельными странами СНГ в рамках Таможенного союза (ТС) сопровождается сближением экономической политики государств членов альянса, в том числе в области косвенного
Читать PDF
539.23 кб

Гармонизация налогов как ключевой элемент интеграционных процессов

Филиппова Наталья Владимировна
Анализируется необходимость сближения налоговых систем стран, обусловленная усилением в мире интеграционных процессов и налоговой конкуренцией между странами. Рассмотрены основные типы сближения налоговых систем.
Читать PDF
234.37 кб

Особенности гармонизации бухгалтерского и налогового учета в России

Голышева Н. И., Максимова Е. Н.
Государство, отстаивая свои фискальные интересы, заинтересовано в росте налоговых платежей.
Читать PDF
128.67 кб

Пути гармонизации бухгалтерского и налогового учета основных средств

Мирошниченко Е.А., Гордиенко А.А.
Рассмотрена проблема принципиальных различий учета основных средств в бухгалтерском и налоговом учете, которые в целом усложняют учетную работу предприятий всех отраслей национальной экономики.
Читать PDF
486.09 кб

Анализ гармонизации косвенных налогов в странах СНГ и Таможенного союза

Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.
В статье отмечается, что усиление интеграционных процессов между отдельными странами СНГ в рамках Таможенного союза (ТС) сопровождается сближением экономической политики государств членов альянса, в том числе в области косвенного
Читать PDF
467.58 кб

Гармонизация налоговых законодательств в условиях глобализации (на примере ЕС)

Петросян Е.Г.
В статье рассмотрены общемировые тенденции изменений налоговых систем стран мира за последнее двадцатилетие в связи с глобализационными процессами, которые привели к усилению конкуренции между странами в области налогово-бюджетной