ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.

Источник: Термины рыночной экономики

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
принцип экономической политики, основанный на разделении полномочий между федеральными и местными властями в области сбора налогов и их расходования.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Фискальный федерализм

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.
В США - система трансфертов, на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства, предоставление ему расширенных полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами. За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств, направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления.

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

Фискальный федерализм
(Fiscal federalism) в условиях федеральной формы демократического управления государством фискальный федерализм представляет собой систему ведения и управления государственными финансами, основанную на разграничении налоговых и расходных полномочий между различными уровнями государственного управления при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы и общества в целом. Обоснованием эффективности данной системы служит точка зрения, согласно которой некоторые общественные блага должны предоставляться только на общегосударственном уровне (например, национальная оборона), в то время как другие - на местном уровне.
В Российской Федерации фискальный федерализм известен больше под названием бюджетно-налоговый федерализм и понимается как совокупность межбюджетных отношений, формирующихся между органами власти различных уровней государственного управления по вопросам разграничения на постоянной (долговременной) основе отдельных видов расходов, а также доходов (полностью или частично), поступающих в бюджетную систему страны, нормативного распределения регулирующих налогов и перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой в целях создания условий для сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Фискальное и экономическое неравенство российских регионов весьма велико, а действующий механизм фискального выравнивания регионов довольно сложен, нестабилен и «непрозрачен», способствует принятию во многом субъективных решений (см. Межправительственные финансовые инструменты).

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

фискальный федерализм
Система налогообложения (taxation) и государственных расходов (public expenditure), при которой правами на получение доходов и управление расходами наделяются различные уровни государственного управления - от общенационального правительства до самых малых местных адми-нистраций. В большинстве промышленно развитых стран в различной степени реализуется принцип фискального федерализма, хотя, например, автономия местных администраций в США значительно шире, чем в Великобритании. Система многоуровневого финансирования может быть оправдана с точки зрения аллокационной эффективности (allocative efficiency) на основании того, что некоторые общественные блага (publicgoods), такие, например, как национальная оборона, предоставляются только на общегосударственном уровне, а другие, - например, сбор отходов, имеют более ограниченный охват. Утверждается, что при принятии решений на местном уровне относительно предоставления и финансирования общественных благ последнего типа значительно легче достичь оптимального (optimal) уровня эффективности. Кроме того, считается, что предоставление права определять комбинацию выплачиваемых налогов и получаемых коммунальных услуг на местах обеспечивает индивидам возможность выбрать условия жизни, более соответствующие их предпочтениям. (См. Tiebout model.) Экономическая теория фискального федерализма анализирует оптимальные размеры и число местных администраций, разделение полномочий по сбору налогов и расходам между различными уровнями управления. Такой анализ близок к экономической теории клубов (clubs),

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
система финансовых отношений субъектов иерархической структуры административно-территориальных образований, в которой каждый субъект является членом более чем одного образования. Это понятие, с одной стороны, выходит за чисто бюджетные рамки, с др., – не замыкается на отношениях между центром и регионами, включая и финансы муниципальных образований. Неразделимость осн. функций разных уровней власти (образование, здравоохранение, соц. обеспечение, правопорядок одинаково важны и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом) не позволяет говорить о какой-то единой модели Ф.ф. В высокой степени здесь отражаются историч. особенности формирования государственности и нац. традиции. Для России с ее характерно высокой централизацией внедрение либеральных идей в 90-х гг. проходило особенно остро (провозглашение «районных суверенитетов», образование муниципальной милиции, желание иметь местную налоговую службу, отказ федерального бюджета от подоходного налога, местное налоготворчество). Региональные и местные налоги всегда в той или иной форме находятся под общегос. контролем, чтобы гос-во могло проводить единую налоговую политику, обеспечивать системность налогов, управлять их общей тяжестью, не допускать ущемления доходной базы одних бюджетов за счет др., регулировать механизм перераспределения части средств между бюджетами, предотвращать возможные случаи ошибочных решений на местах. В мире используется две модели Ф.ф.: соответственно с высокой и низкой долей подоходного налога в бюджетах низших уровней. При этом во всех странах действуют системы межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью социально-экономич. развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Огромное значение для России с т.з. бюджетного регулирования имеет усиление роли центра в перераспределении ресурсов и повышение его доли в консолидированном бюджете. Из всех федераций Россия относится к числу стран с самой низкой долей центрального бюджета. Решение главных проблем Ф.ф. связано с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов. Поэтому налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и инициировать запуск инвестиционного процесса. Отсюда следует неизбежность усиления роли налогов в выходе России из финансово-экономич. кризиса. Важным шагом в этом направлении стало принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
645.46 кб

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В СТРАНАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ

Сергеев Егор Александрович
Исследование содержит ретроспективный анализ фискальной децентрализации в В4.
Читать PDF
532.05 кб

Перспективы совершенствования фискального федерализма

Читать PDF
773.62 кб

Два поколения фискального федерализма: взаимосвязь развития

Пешина Э.В., Стрекалова А.А.
Предмет/тема. В статье исследуются вопросы первого и второго поколений фискального федерализма в зарубежной научной мысли.
Читать PDF
3.34 мб

Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами

Пешина Э.В., Стрекалова А.А.
Тема. В статье исследуются вопросы общего и различного в понятиях «фискальный федерализм», используемого в англоязычной среде, и «фискальный (бюджетный) федерализм», используемого в российской литературе.
Читать PDF
120.38 кб

Проблемы перераспределения бюджетно-налоговых ресурсов в рамках концепции фискального федерализма

Рощупкина В.В.
В статье рассматривается сложившаяся система разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Анализируется практика распределения бюджетно-налоговых ресурсов.
Читать PDF
96.55 кб

Актуальные аспекты фискального федерализма в системе налогообложения субъектов российской Федерации

Денисенко Ю. Н.
В статье отражены проблемы фискального федерализма в системе регионального налогообложения, отношений федеральной власти с нижестоящими субъектами регионами и муниципалитетами по поводу распределения налоговых доходов бюджетов.
Читать PDF
123.96 кб

2007. 02. 039. Чжен Ю. Фискальный федерализм и политика налогообложения иностранных инвесторов в про

Кузнецов Н. С.
Читать PDF
355.33 кб

Феномен фискального федерализма в контексте целей макроэкономической политики: роль налогово-бюджетн

Иващенко Оксана Андреевна
В статье проанализирован феномен фискального федерализма. Исследованы риски потери фискального суверенитета и положительные последствия от унификации фискальной политики в рамках валютного союза.