Финансовый контроль
контроль над деятельностью предприятия со стороны финансовых и налоговых органов, кредитно-финансовых учреждений.
Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007
Финансовый контроль
Управление издержками и расходами компании с целью их контроля в рамках расходов, предусмотренных бюджетом.
Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"
финансовый контроль
контроль результатов деятельности подразделений путем установления диапазона целевых финансовых показателей и мониторинга их фактического достижения.
Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль, осуществляемый уполномоченными органами за ведением финансовой отчетности со стороны физических и юридических лиц, ее соответствием действующим нормативам.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; - контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок, юридическими и физическими лицами.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспечения интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств.
Источник: Экономический словарь
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль за деятельностью фирмы (предприятия) со стороны банка, который осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей и охватывает производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.
Источник: Краткий словарь экономиста
КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
совокупность действий и операций, осуществляемых органами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Финансовый контроль
это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Разновидность финансового контроля, осуществляется соответствующими органами государственного финансового контроля.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Финансовый контроль
это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Источник: Словарь терминов теневой экономики
Финансовый контроль
элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
Финансовый контроль
«Финансовый контроль является необходимым функциональным элементом развития нашего общества — это составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан» (ссылка на «Новую экономическую энциклопедию», С. 452). Волкова О. Финансовый контроль и финансовая преступность в России. В сборнике: Студенческая доктрина. Сборник научных статей. И. Ю. Ташбекова (отв. редактор). Курск, 2014. С. 37. http://elibrary.ru/download/37877480.pdf.
Источник: Новая экономическая энциклопедия. Послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики 2017
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
деятельность по проверке финансовых и хозяйственных операций с применением специфических форм и методов ее организации. В зависимости от субъектов, осуществляющих Ф.к., выделяют государственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. Государственный Ф.к. реализуется через общегосударственный и ведомственный. Аудит – независимый вид Ф.к. Аудит по субъектам подразделяется на внешний, проводимый специализированными аудиторскими фирмами или независимыми аудиторами, и внутренний. По объектам различают аудит финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным требованиям и аудит финансово-хозяйственной деятельности. По формам проведения Ф.к. делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный Ф.к. проводится до совершения финансово-хозяйственных операций. Он направлен на предотвращение нарушений законов и нормативных актов. Текущий Ф.к. проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Он позволяет своевременно реагировать на отклонения от правил и установленных норм, законов. Последующий Ф.к. осуществляется после завершения финансово-хозяйственных операций.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами; 3) контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. К. ф. присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание К. ф. в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном правлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
англ. financial control) – функция государственного финансового управления. К.ф. представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования ден. фондов гос-ва и местного самоуправления. К.ф. является формой гос. контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюдж. средств, сохранности гос. и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финанс. дисциплины. Осн. задача К.ф. – обеспечение четкого соблюдения норм финанс. права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств федер. и местных бюджетов, внебюдж. фондов, средств гос. и муницип. Унитарных предприятий. К.ф. должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финанс. политики, эффективному использованию финанс. ресурсов и получению наибольшей отдачи. К.ф. выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в гос-ве. Особое место в К.ф. занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых орг-циях. К.ф. способствует пресечению расточительства и финанс. злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью К.ф. оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финанс. операций и сделок между юридич. и физич. лицами. К.ф. подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч. аудиторские. В развитых странах К.ф. осуществляют счетные палаты (аппарат гл. аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоч. аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных орг-ций, внебюджетных фондов
Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
одна из форм гос. контроля, осуществляемого в процессе образования, распределения и использования фондов ден. средств во всех звеньях финанс. системы.
В капиталистических странах Ф. к. носит ограниченный, антинар. характер, поставлен на службу монополистич. капиталу. На антинар. направленность контроля и его составной части Ф. к. при капитализме указывал В. И. Ленин: «В сущности говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 175).
Ф. к. в капиталистич. странах сводится гл. обр. к контролю за исполнением гос. бюджета, в первую очередь его расходной части (проверка правильности назначения расходов, наличия достаточных средств для их финансирования, соблюдения всех правил учёта и отчётности). После 2-й мировой войны 1939—45 в организац. формах и методах проведения Ф. к. произошли изменения, к-рые отразили новые тенденции в развитии финансовых систем капиталистических стран. Прежде всего расширилась сфера Ф. к. Он стал распространяться также на финансы местных органов власти и гос. предприятий. Кроме того, в функции Ф. к. стала входить проверка не только правильности расходования тех или иных сумм, но и эффективности гос. расходов с точки зрения правящего класса.
Ф. к. в известной мере распространяется и на частную предпринимательскую деятельность, гл. обр. на проверку правильности составления налоговых деклараций. Однако он носит во многом формальный характер и фактически стоит на страже интересов правящей финанс. олигархии, о чём свидетельствуют многочисл. факты укрывательства от налогового обложения доходов высших должностных лиц. Уменьшению размеров облагаемой прибыли служит, в частности, коммерч. тайна. Классовый характер Ф. к. проявляется и в самой организации контрольного аппарата. Контролёры — это в основном ставленники буржуазии и монополий, представители крупных частных банков. При внеш. видимости строгой законности Ф. к. нацелен в основном на выявление нарушений финанс. дисциплины на уровне низших и средних звеньев финанс. аппарата, к-рые, как правило, незначительны. Ещё Ленин отмечал, что наказания за злоупотребления существуют только для мелких сошек. «Мелкий вор — на каторгу, а крупный вор, все эти тузы, министры, директора банков..., хапающие десятки и сотни тысяч казенного имущества...», остаются безнаказанными (там же, т. 4., с. 403, прим.).
Организация Ф. к. в отд. капиталистич. странах имеет свои особенности, обусловленные как спецификой гос. устройства (федеративное или унитарное гос-во), структурой финанс. системы, так и характером самих контрольных органов. Ф. к. осуществляют парламенты, спец. ведомства гос. контроля, мин-ва финансов и их управления (бюджетные, налоговые и др.), отраслевые ведомства, контрольно-ревизионные отделы местных органов власти и гос. предприятий. Парламентский контроль в области финансов проводится в процессе рассмотрения и утверждения проекта гос. бюджета и отчёта об его исполнении. С этой целью во всех странах создаются бюджетные комиссии. Важное значение в системе Ф. к. в развитых капиталистич. странах принадлежит спец. органам: в США — Главному контрольно-ревизионному управлению; Великобритании — Управлению главного контролёра; Франции — Счётной палате и т. д. Хотя формально эти органы выступают как независимые от пр-ва, в действительности их деятельность направлена на защиту интересов крупного капитала. Постоянную борьбу за демократизацию Ф. к. в капиталистич. странах ведут коммунистич. и рабочие партии и все прогрессивные силы.
В социалистических странах Ф. к.— особая отрасль гос. контроля над произ-вом и распределением обществ. продукта и нац. дохода, использованием принадлежащих обществу огромных материальных ценностей и фондов ден. средств. Его осн. назначение — обеспечение сохранности социалистич. собственности, рационального использования централизов. и децентрализов. фондов ден. средств для достижения наиболее высокой эффективности обществ. произ-ва. Важнейшие черты Ф. к. при социализме: всеобъемлющий и всесторонний характер; реальность и действенность; массовость, основанная на широком вовлечении трудящихся в управление делами общества.
В СССР в условиях развитого социализма Ф. к. направлен на обеспечение динамичного и пропорционального развития обществ. произ-ва, повышение его эффективности, ускорение научно-технич. прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях нар. х-ва. Он охватывает производств. и непроизводств. сферу и нацелен на совершенствование планирования и повышение действенности экономич. стимулирования, выполнение всеми предприятиями и орг-циями количеств. и качеств. показателей производств. планов, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых и финанс. ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводит. расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства, выявление резервов повышения эффективности обществ. произ-ва. Одна из важнейших задач Ф. к.— проверка точного соблюдения законодательства по финанс. вопросам, своевременности и полноты выполнения финанс. обязательств перед гос. бюджетом, банками, а также взаимных обязательств предприятий и орг-ций по расчётам и платежам.
Ф. к. в СССР осуществляют высшие органы гос. власти и гос. управления: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и местные Советы нар. депутатов через соответствующие постоянные комиссии. Контроль проводится гл. обр. в процессе рассмотрения и утверждения проектов Гос. бюджета СССР и гос. бюджетов союзных республик и местных бюджетов и отчётов об их исполнении. Контрольные функции выполняют также к-ты нар. контроля, наделённые широкими правами. Осн. роль в системе Ф. к. принадлежит Мин-ву финансов СССР, мин-вам финансов союзных республик и местным финанс. органам. Важное место в организации Ф. к. занимают Контрольно-ревизионные управления, созданные в составе указанных мин-в, учреждения Стройбанка СССР и Госбанка СССР, к-рые осуществляют контроль в процессе финансирования, кредитования и расчётов в нар. х-ве страны, а также органы внутриведомственного Ф. к., т. е. контроля со стороны мин-в, ведомств за финанс. деятельностью подотчётных управлений и предприятий. Ответственность и контроль за правильным ведением бухгалтерского учёта и отчётности, законное расходование средств возложены на бухгалтерский аппарат.
В зависимости от сроков и методов Ф. к. подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварит, контроль направлен на предупреждение нарушений законов и нерационального расходования средств. Он предшествует затратам ден. ресурсов и материальных ценностей. Такой контроль осуществляется при составлении проекта гос. бюджета, рассмотрении балансов доходов и расходов пром. предприятий, объединений, смет мин-в, ведомств, орг-ций. Предварит, контроль распространяется также на открытие кредитов и перечисление бюджетных средств.
Текущий контроль проводится повседневно финанс. и хоз. орг-циями путём анализа периодич. отчётности, систематич. проверок и обследований. Его задача — обеспечить своевременное выполнение всеми предприятиями и орг-циями обязательств перед бюджетом и содействовать тому, чтобы средства из бюджета выделялись с учётом выполнения предприятиями и орг-циями их планов.
Последующий контроль проводится на основе материалов учёта и отчётности после того, как расходы были произведены или доходы поступили в бюджет. Задача такого контроля состоит в проверке правильности, законности, целесообразности и эффективности произведённых расходов; полноты и своевременности поступления предусмотренных планом средств; сохранности денежных ресурсов и материальных ценностей; экономии их.
К главным методам Ф. к. относятся ревизии (плановые и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, тематические и комплексные), счётные проверки бухгалтерских балансов и отчётов, анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий, встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей.
В зарубежных социалистич. странах Ф. к., как и в СССР, осуществляется в интересах всего народа. Он направлен на решение задач социалистич. строительства, повышение материального благосостояния трудящихся. Органы общегос. контроля (Гос. контроль в МНР, Верховная контрольная палата в ПНР и т. д.) осуществляют проверку выполнения директив партии и пр-ва в области финанс. политики. Оперативный Ф. к. проводят в основном специализиров. органы финансово-банковской системы. К контрольной работе привлекаются широкие слои общественности.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.