Финансовый контроль

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Финансовый контроль
контроль над деятельностью предприятия со стороны финансовых и налоговых органов, кредитно-финансовых учреждений.

Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007

Финансовый контроль

Управление издержками и расходами компании с целью их контроля в рамках расходов, предусмотренных бюджетом.

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

финансовый контроль
контроль результатов деятельности подразделений путем установления диапазона целевых финансовых показателей и мониторинга их фактического достижения.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль, осуществляемый уполномоченными органами за ведением финансовой отчетности со стороны физических и юридических лиц, ее соответствием действующим нормативам.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; - контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок, юридическими и физическими лицами.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспечения интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств.

Источник: Экономический словарь

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
контроль за деятельностью фирмы (предприятия) со стороны банка, который осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей и охватывает производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.

Источник: Краткий словарь экономиста

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
совокупность действий и операций, осуществляемых органами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

Финансовый контроль
это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Разновидность финансового контроля, осуществляется соответствующими органами государственного финансового контроля.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Финансовый контроль
это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Источник: Словарь терминов теневой экономики

Финансовый контроль
элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

Финансовый контроль
«Финансовый контроль является необходимым функциональным элементом развития нашего общества — это составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан» (ссылка на «Новую экономическую энциклопедию», С. 452). Волкова О. Финансовый контроль и финансовая преступность в России. В сборнике: Студенческая доктрина. Сборник научных статей. И. Ю. Ташбекова (отв. редактор). Курск, 2014. С. 37. http://elibrary.ru/download/37877480.pdf.

Источник: Новая экономическая энциклопедия. Послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики 2017

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
деятельность по проверке финансовых и хозяйственных операций с применением специфических форм и методов ее организации. В зависимости от субъектов, осуществляющих Ф.к., выделяют государственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. Государственный Ф.к. реализуется через общегосударственный и ведомственный. Аудит – независимый вид Ф.к. Аудит по субъектам подразделяется на внешний, проводимый специализированными аудиторскими фирмами или независимыми аудиторами, и внутренний. По объектам различают аудит финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным требованиям и аудит финансово-хозяйственной деятельности. По формам проведения Ф.к. делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный Ф.к. проводится до совершения финансово-хозяйственных операций. Он направлен на предотвращение нарушений законов и нормативных актов. Текущий Ф.к. проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Он позволяет своевременно реагировать на отклонения от правил и установленных норм, законов. Последующий Ф.к. осуществляется после завершения финансово-хозяйственных операций.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами; 3) контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. К. ф. присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание К. ф. в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном правлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫЙ
англ. financial control) – функция государственного финансового управления. К.ф. представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования ден. фондов гос-ва и местного самоуправления. К.ф. является формой гос. контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюдж. средств, сохранности гос. и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финанс. дисциплины. Осн. задача К.ф. – обеспечение четкого соблюдения норм финанс. права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств федер. и местных бюджетов, внебюдж. фондов, средств гос. и муницип. Унитарных предприятий. К.ф. должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финанс. политики, эффективному использованию финанс. ресурсов и получению наибольшей отдачи. К.ф. выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в гос-ве. Особое место в К.ф. занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых орг-циях. К.ф. способствует пресечению расточительства и финанс. злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью К.ф. оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финанс. операций и сделок между юридич. и физич. лицами. К.ф. подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч. аудиторские. В развитых странах К.ф. осуществляют счетные палаты (аппарат гл. аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоч. аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных орг-ций, внебюджетных фондов

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
одна из форм гос. контроля, осуществляемого в процессе образования, распределения и использования фондов ден. средств во всех звеньях финанс. системы.
В капиталистических странах Ф. к. носит ограниченный, антинар. характер, поставлен на службу монополистич. капиталу. На антинар. направленность контроля и его составной части Ф. к. при капитализме указывал В. И. Ленин: «В сущности говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 175).
Ф. к. в капиталистич. странах сводится гл. обр. к контролю за исполнением гос. бюджета, в первую очередь его расходной части (проверка правильности назначения расходов, наличия достаточных средств для их финансирования, соблюдения всех правил учёта и отчётности). После 2-й мировой войны 1939—45 в организац. формах и методах проведения Ф. к. произошли изменения, к-рые отразили новые тенденции в развитии финансовых систем капиталистических стран. Прежде всего расширилась сфера Ф. к. Он стал распространяться также на финансы местных органов власти и гос. предприятий. Кроме того, в функции Ф. к. стала входить проверка не только правильности расходования тех или иных сумм, но и эффективности гос. расходов с точки зрения правящего класса.
Ф. к. в известной мере распространяется и на частную предпринимательскую деятельность, гл. обр. на проверку правильности составления налоговых деклараций. Однако он носит во многом формальный характер и фактически стоит на страже интересов правящей финанс. олигархии, о чём свидетельствуют многочисл. факты укрывательства от налогового обложения доходов высших должностных лиц. Уменьшению размеров облагаемой прибыли служит, в частности, коммерч. тайна. Классовый характер Ф. к. проявляется и в самой организации контрольного аппарата. Контролёры — это в основном ставленники буржуазии и монополий, представители крупных частных банков. При внеш. видимости строгой законности Ф. к. нацелен в основном на выявление нарушений финанс. дисциплины на уровне низших и средних звеньев финанс. аппарата, к-рые, как правило, незначительны. Ещё Ленин отмечал, что наказания за злоупотребления существуют только для мелких сошек. «Мелкий вор — на каторгу, а крупный вор, все эти тузы, министры, директора банков..., хапающие десятки и сотни тысяч казенного имущества...», остаются безнаказанными (там же, т. 4., с. 403, прим.).
Организация Ф. к. в отд. капиталистич. странах имеет свои особенности, обусловленные как спецификой гос. устройства (федеративное или унитарное гос-во), структурой финанс. системы, так и характером самих контрольных органов. Ф. к. осуществляют парламенты, спец. ведомства гос. контроля, мин-ва финансов и их управления (бюджетные, налоговые и др.), отраслевые ведомства, контрольно-ревизионные отделы местных органов власти и гос. предприятий. Парламентский контроль в области финансов проводится в процессе рассмотрения и утверждения проекта гос. бюджета и отчёта об его исполнении. С этой целью во всех странах создаются бюджетные комиссии. Важное значение в системе Ф. к. в развитых капиталистич. странах принадлежит спец. органам: в США — Главному контрольно-ревизионному управлению; Великобритании — Управлению главного контролёра; Франции — Счётной палате и т. д. Хотя формально эти органы выступают как независимые от пр-ва, в действительности их деятельность направлена на защиту интересов крупного капитала. Постоянную борьбу за демократизацию Ф. к. в капиталистич. странах ведут коммунистич. и рабочие партии и все прогрессивные силы.
В социалистических странах Ф. к.— особая отрасль гос. контроля над произ-вом и распределением обществ. продукта и нац. дохода, использованием принадлежащих обществу огромных материальных ценностей и фондов ден. средств. Его осн. назначение — обеспечение сохранности социалистич. собственности, рационального использования централизов. и децентрализов. фондов ден. средств для достижения наиболее высокой эффективности обществ. произ-ва. Важнейшие черты Ф. к. при социализме: всеобъемлющий и всесторонний характер; реальность и действенность; массовость, основанная на широком вовлечении трудящихся в управление делами общества.
В СССР в условиях развитого социализма Ф. к. направлен на обеспечение динамичного и пропорционального развития обществ. произ-ва, повышение его эффективности, ускорение научно-технич. прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях нар. х-ва. Он охватывает производств. и непроизводств. сферу и нацелен на совершенствование планирования и повышение действенности экономич. стимулирования, выполнение всеми предприятиями и орг-циями количеств. и качеств. показателей производств. планов, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых и финанс. ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводит. расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства, выявление резервов повышения эффективности обществ. произ-ва. Одна из важнейших задач Ф. к.— проверка точного соблюдения законодательства по финанс. вопросам, своевременности и полноты выполнения финанс. обязательств перед гос. бюджетом, банками, а также взаимных обязательств предприятий и орг-ций по расчётам и платежам.
Ф. к. в СССР осуществляют высшие органы гос. власти и гос. управления: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и местные Советы нар. депутатов через соответствующие постоянные комиссии. Контроль проводится гл. обр. в процессе рассмотрения и утверждения проектов Гос. бюджета СССР и гос. бюджетов союзных республик и местных бюджетов и отчётов об их исполнении. Контрольные функции выполняют также к-ты нар. контроля, наделённые широкими правами. Осн. роль в системе Ф. к. принадлежит Мин-ву финансов СССР, мин-вам финансов союзных республик и местным финанс. органам. Важное место в организации Ф. к. занимают Контрольно-ревизионные управления, созданные в составе указанных мин-в, учреждения Стройбанка СССР и Госбанка СССР, к-рые осуществляют контроль в процессе финансирования, кредитования и расчётов в нар. х-ве страны, а также органы внутриведомственного Ф. к., т. е. контроля со стороны мин-в, ведомств за финанс. деятельностью подотчётных управлений и предприятий. Ответственность и контроль за правильным ведением бухгалтерского учёта и отчётности, законное расходование средств возложены на бухгалтерский аппарат.
В зависимости от сроков и методов Ф. к. подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварит, контроль направлен на предупреждение нарушений законов и нерационального расходования средств. Он предшествует затратам ден. ресурсов и материальных ценностей. Такой контроль осуществляется при составлении проекта гос. бюджета, рассмотрении балансов доходов и расходов пром. предприятий, объединений, смет мин-в, ведомств, орг-ций. Предварит, контроль распространяется также на открытие кредитов и перечисление бюджетных средств.
Текущий контроль проводится повседневно финанс. и хоз. орг-циями путём анализа периодич. отчётности, систематич. проверок и обследований. Его задача — обеспечить своевременное выполнение всеми предприятиями и орг-циями обязательств перед бюджетом и содействовать тому, чтобы средства из бюджета выделялись с учётом выполнения предприятиями и орг-циями их планов.
Последующий контроль проводится на основе материалов учёта и отчётности после того, как расходы были произведены или доходы поступили в бюджет. Задача такого контроля состоит в проверке правильности, законности, целесообразности и эффективности произведённых расходов; полноты и своевременности поступления предусмотренных планом средств; сохранности денежных ресурсов и материальных ценностей; экономии их.
К главным методам Ф. к. относятся ревизии (плановые и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, тематические и комплексные), счётные проверки бухгалтерских балансов и отчётов, анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий, встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей.
В зарубежных социалистич. странах Ф. к., как и в СССР, осуществляется в интересах всего народа. Он направлен на решение задач социалистич. строительства, повышение материального благосостояния трудящихся. Органы общегос. контроля (Гос. контроль в МНР, Верховная контрольная палата в ПНР и т. д.) осуществляют проверку выполнения директив партии и пр-ва в области финанс. политики. Оперативный Ф. к. проводят в основном специализиров. органы финансово-банковской системы. К контрольной работе привлекаются широкие слои общественности.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
191.87 кб

Финансовый контроллинг

Жабыко Л. Л.
Читать PDF
322.36 кб

Объекты финансового контроля

Биба Анна Николаевна
Сформированы перечни объектов государственного финансового контроля, соответствующие международным требованиям высших органов финансового контроля и положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Читать PDF
2.19 мб

Финансовый бюджетный контроль

Четверикова Галина Валентиновна, Марченко Юлия Александровна, Бородина Наталья Владимировна
В статье подробно рассмотрены задачи финансового бюджетного контроля, классификация его форм по времени проведения.
Читать PDF
1.14 мб

Финансовый контроль организации

Карелина Е.Ю., Малеваник А.А.
В статье поднимается вопрос необходимости постоянного финансового контроля организации, в частности внутреннего финансового контроля.
Читать PDF
1.35 мб

К вопросу о финансовом контроле

Олейникова Светлана Геннадьевна, Миронова-Гаврилова Ирина Анатольевна
В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля занимает важное место в системе финансового права.
Читать PDF
407.42 кб

Финансовый контроль как категория

Волков Андрей Юрьевич, Волков Михаил Андреевич
В статье излагаются основы понятия «финансовый контроль». Основное внимание сосредоточено на контроле вообще, множественности понятий финансового контроля и их сопоставлении с правом и практикой контрольной деятельности.
Читать PDF
1.09 мб

Корпоративный финансовый контроль

Артамонов Никита Алексеевич, Антоненко Всеволод Валерьевич
В данной статье рассматриваются особенности ведения корпоративного финансового контроля. Рассмотрен порядок предоставления консолидированной финансовой отчетности, процесс её составления и контроля.
Читать PDF
398.76 кб

Проблемы финансового контроля в РФ

Казанкова Татьяна Николаевна, Трифонова Светлана Андреевна
В статье освещены основные вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в России, и пути разрешения проблем финансового контроля.
Читать PDF
937.41 кб

Финансовый контроль на предприятии

Мотыгуллина Дина Райнуровна
В статье рассмотрены современные теоретические аспекты управления финансовой деятельностью. Определены сущность и функции финансового контроля. Приведены принципы финансовой деятельности предприятия.
Читать PDF
312.50 кб

Государственный финансовый контроль

Измоденов Андрей Константинович
Анализируются теоретические и практические вопросы становления и развития государственного финансового контроля на территории Российской Федерации.
Читать PDF
229.72 кб

О муниципальном финансовом контроле

Киселев Игорь Александрович
В настоящее время в субъектах Российской Федерации используются различные варианты формирования контрольных органов местного самоуправления в зависимости от финансовой и кадровой обеспеченности муниципалитетов.
Читать PDF
164.53 кб

Финансовый контроль: вопросы теории

Лагутин И. Б.
Статья посвящена исследованию развития категории финансовый контроль в нашей стране.
Читать PDF
838.44 кб

Аудит в системе финансового контроля

Салимурзаева Лариса Иманмурзаевна
В статье анализируется трансформация государственного финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, которая сводится к расширению функций государственного финансового контроля за счет внедрения ауд
Читать PDF
229.86 кб

Правовые аспекты финансового контроля

Ворона-сливинская Л. Г., Сливинский Е. В.
Анализируются общие черты, присущие различным видам финансового контроля. Даются практические рекомендации методологического, нормативного, организационного характера для построения адекватной системы финансового контроля.
Читать PDF
422.02 кб

Система внешнего финансового контроля

Бобошко В. И.
Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без финансового контроля.

Похожие термины:

  • ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ

    [financial controlling] система контроля, обеспечивающая концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений
  • Местный финансовый контроль

    контроль со стороны органов местного самоуправления за составлением и исполнением местных бюджетов и внебюджетных местных фондов, а также за финансовой деятельностью муниципальных предприятий.
  • КОНТРОЛЕР ФИНАНСОВЫЙ ГЛАВНЫЙ

    руководитель специального органа, осуществляющего контроль за мобилизацией и использованием фондов государственных денежных средств. Назначается на этот пост пожизненно или на длительный срок.
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ТЕКУЩИЙ

    финансовый контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяй
  • Премия за финансовый контроль

    (financial control premium) - один из видов фундаментальных корректировок в рамках интегрированной теории оценки бизнеса (см. Финансовый контроль). Применение П.з.ф.к. должно быть ограничено ситуациями, в котор
  • ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    внутренний контроль для обеспечения: - зашиты активов от несанкционированного использования или передачи: - надлежащего ведения бухгалтерских записей и надежности финансовой информации, использ
  • КОНТРОЛЬ, АУДИТОРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ

    аудиторская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансов
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ

    финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т.
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ

    финансовый контроль, который осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль: а) предс
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

    финансовый контроль, который проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ВЕДОМСТВЕННЫЙ

    финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятель
  • Государственный финансовый контроль

    контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных контрольных органов (Счетная палата, Госналогслужба и др.) за соблюдением законодательства в сфере г
  • КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

    финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений фина
  • Негосударственный финансовый контроль

    контроль, проводимый аудиторскими фирмами, руководством и финансовыми службами предприятий и организаций, акционерами, коммерческими банками, страховыми фирмами за финансовым состоянием и ликв