ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
1) в широком смысле — совокупность сфер и звеньев финанс. отношений, посредством к-рых в стоимостной форме путём образования фондов ден. средств осуществляется распределение обществ. продукта в интересах развития социалистич. экономики и повышения благосостояния трудящихся. Все подразделения взаимосвязаны и образуют единые финанс. системы социалистич. стран, базирующиеся на обществ. социалистич. собственности на средства произ-ва; 2) в узком смысле — система финанс. учреждений страны, осуществляющих мобилизацию ден. средств и их распределение по финансированию и кредитованию нар. х-ва.
Ф. с. с. с. обслуживают всё обществ. х-во и соответственно его структуре включают три крупных сферы: общегос. (межотраслевые) финансы, финансы материального произ-ва и финансы непроизводств. сферы. Эти сферы имеют свои функциональные отличия, вытекающие из места и роли в обществ. воспроиз-ве, свою систему ден. фондов. Органич. взаимодействие всех трёх сфер позволяет обеспечивать бесперебойное и синхронное функционирование обществ. х-ва, создаёт основу для динамичного, сбалансиров. развития социалистич. экономики.
Каждая сфера финанс. системы в свою очередь делится на звенья применительно к той классификации, к-рая свойственна данной области обществ. х-ва. Признаками такого деления могут быть формы социалистич. собственности, отраслевое и адм.-территориальное деление х-ва, функциональное назначение. Организация каждого звена, их взаимоотношения регламентируются общим финанс. законодательством страны.
Ф. с. с. с. строятся на основе принципов демократия, централизма, что находит своё выражение в первую очередь в том, что значит. доля финанс. средств централизуется в руках гос-ва при одновременной децентрализации части средств по многочисленным предприятиям (объединениям), орг-циям, учреждениям. Централизация позволяет концентрировать средства на гл. направлениях развития экономики и повышения жизненного уровня народа, децентрализация — решать местные задачи, носящие локальный характер. К централизов. финансам относятся гос. бюджет, финансы социального, гос. имущественного и личного страхования; к децентрализованным — финансы предприятий (объединений), орг-ций и учреждений материального произ-ва и непроизводств. сферы. Вместе с тем в самом материальном произ-ве и непроизводств. сфере имеются такие подразделения, как мин-ва, ведомства, пром. объединения и т. п., организация финансов к-рых характеризуется известной степенью централизации в рамках отрасли.
Ленинская нац. политика в области организации финансов проявляется в обеспечении финанс. ресурсами развития всех наций и нац. групп, создании наиболее благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни ранее отсталых наций.
Общегосударственные (межотраслевые) финансы характеризуются широким диапазоном действия и высокой степенью централизации. Эта сфера включает три звена: гос. бюджет, социальное обеспечение и страхование, гос. имущественное и личное страхование. Особая роль принадлежит гос. бюджету. Он занимает Центр. место в финанс. системе, выступая в качестве гл. механизма перераспределения доходов предприятий (объединений) и отраслей нар. х-ва, регулирования финанс. деятельности как материального произ-ва, так и непроизводств. сферы. С помощью гос. бюджета происходит централизация средств в руках гос-ва для решения общегос. задач — планирования обществ. произ-ва, реализации технич. политики, укрепления обороны страны, создания материальных резервов и т. д. (см. Бюджеты государственны4 социалистических стран).
Назначение финансов социального страхования заключается в формировании и использовании фондов для нетрудоспособных. В связи с этим возникают финанс. отношения, связанные с платежами предприятий и орг-ций в этот фонд и выплатами из фонда пенсий и пособий. Финансы гос. имущественного и личного страхования имеют свои функции — формирование и использование страхового фонда на случай возникновения стихийных бедствий.
Финансы материального произ-ва разделяются прежде всего по формам социалистич. собственности на финансы гос. предприятий (объединений) и финансы кооп. предприятий. Кроме того, они делятся по отраслевому признаку (финансы тяжёлой, лёгкой, пищевой пром-сти, финансы с. х-ва и т. д.). Эта сфера финансов обслуживает произ-во, где непосредственно создаётся нац. доход и имеет место начальная стадия распределения. Она включает финанс. отношения хозрасчётных предприятий, связанные с формированием ден. фондов, используемых для удовлетворения потребностей самого предприятия (объединения), отношения с гос. бюджетом по линии платежей в бюджет и бюджетного финансирования и, наконец, взаимоотношения с вышестоящими орг-циями (мин-вами, ведомствами, пром. объединениями и т. п.) по перераспределению финанс. ресурсов внутри отрасли.
Финансы непроизводственной сферы обслуживают процесс распределения в той области обществ. воспроиз-ва, где обществ. продукт доходит в своём движении до последней стадии — личного потребления. Образование этой особой сферы финанс. системы связано с тем, что потреблению обществ. продукта в нематериальном произ-ве предшествует сложный процесс распределения стоимости по различным ступеням непроизводств. сферы (отраслям, мин-вам, ведомствам, учреждениям и орг-циям) и целевому назначению.
Функционирование финансов в непроизводств. сфере характеризуется существ. особенностями: источником формирования ден. фондов выступают ресурсы, получаемые извне — из гос. бюджета и от предприятий и орг-ций материального произ-ва; использование подавляющей части ден. фондов отражает завершение распределит, процесса и переход средств в сферу личного потребления; в преобладающей части учреждений и орг-ций непроизводств. сферы организация финансов базируется на сметно-бюджетном финансировании.
Финансы непроизводств. сферы имеют в своём составе ряд отраслевых звеньев, формирование и использование ден. фондов в к-рых отличается большой спецификой. Это финансы обществ. орг-ций, финансы науки, образования, здравоохранения и т. д.
Ф. с. с. с. формировались постепенно — по мере становления и развития социалистич. сектора нар. х-ва развития и совершенствования социалистич. производств. отношений. При этом своеобразие в формах и методах социалистич. строительства в каждой из стран мировой системы социализма накладывало отпечаток на отд. элементы финанс. системы, обусловливало особенности во взаимоотношениях её сфер и звеньев. Так, в большинстве социалистич. стран финанс. и кредитная системы существуют самостоятельно (хотя и функционируют в тесном взаимодействии) и управляются раздельно финанс. органами (мин-вами финансов и банками). В ЧССР и ГДР мин-во финансов возглавляет всю финансово-кредитную систему, проводит мероприятия в области финансов, ден. обращения и кредита, валютных отношений. Существенные особенности в организации финанс. системы имеются на Кубе, где нет чёткого разграничения между финансами материального произ-ва и гос. бюджетом, поскольку производств. предприятия в своей деятельности сочетают метод сметно-бюджетного финансирования с элементами хозрасчёта. В СРВ слабо развито такое звено финанс. системы, как финансы гос. имущественного и личною страхования. По-разному организуются бюджетные системы. В СССР и мн. др. социалистич. странах существуют единые гос. бюджеты, включающие в себя все бюджетные звенья. В ЧССР и Югославии нет общего бюджета, а федеральные бюджеты выделяются в качестве самостоят. звеньев; в Югославии имеются различные внебюджетные фонды целевого назначения.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.