ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
1) совокупность отд. сфер (звеньев) финанс. отношений, опосредствующих при капитализме образование, распределение и использование фондов ден. средств в интересах господствующего класса; 2) система финанс. учреждений; иногда в неё включают также кредитные учреждения и рассматривают как финансово-кредитную систему.
Ф. с. к. с. являются средством дополнит. финанс. эксплуатации трудящихся, осуществляемой в процессе перераспределения нац. дохода между различными классами капиталистич. общества (см. Финансы капиталистических стран). В эпоху домонополистич. капитализма финанс. система включала два звена — гос. бюджет и местные бюджеты, к-рые обеспечивали формирование фондов ден. средств для осуществления гос-вом его политич. и экономич. функций. В период империализма, особенно в условиях гос.-монополистич. капитализма, по мере усиления и расширения вмешательства бурж. гос-ва в экономику и социальные отношения образовались новые звенья — финансы гос. предприятий и отраслей и спец. фонды. Крупные изменения произошли внутри таких традиц. звеньев финанс. системы, как гос. и местные бюджеты.
Для финанс. систем промышленно развитых капиталистич. стран характерно отсутствие их внутр. единства. Это выражается в том, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в гос. бюджет, в федеративных гос-вах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в гос. (федеральный) бюджет. Разобщённость финанс. системы состоит и в том, что помимо гос. бюджета имеются различные автономные и присоединённые бюджеты, спец. фонды, через к-рые перераспределяются крупные средства.
В развитии финанс. системы усиливаются гос.монополистич. тенденции. Увеличивается доля нац. дохода, перераспределяемого через все её звенья. Так, в Великобритании в 1955 через финанс. систему перераспределялось 36,8% ВНП (валового нац. продукта), а в 1978 — 53,0%. Во Франции на гос. расходы в сер. 70-х гг. приходилось 50% ВНП против 24% в 1922. Ускоряется централизация финанс. ресурсов в руках гос-ва как выразителя интересов крупного монополистич. капитала. Происходит усиление зависимости местных органов власти, гос. предприятий от Центр. пр-ва. Это связано прежде всего с тем, что финансирование текущих и особенно капитальных расходов местных властей и гос. предприятий в значит. мере осуществляется за счёт субсидий и кредитов из гос. бюджета. Расширяется финанс. программирование по т. н. системе ППБ (планирование, программирование, разработка бюджета), охватывающее не только составление гос. бюджета, но и выработку в ряде стран сводных долгосрочных программ расходов всех звеньев финанс. системы.
Получают развитие наднац. финансово-кредитные методы гос.-монополистич. регулирования экономики, осуществляемые через органы региональных интеграц. группировок (напр., «Общий рынок»).
Ведущим звеном Ф. с. к. с. выступает гос. бюджет — централизов. фонд ден. ресурсов, находящийся в непосредственном распоряжении пр-ва. В нём сосредоточиваются осн. доходы и расходы гос-ва и через него перераспределяется от 30 до 40% нац. дохода. В условиях высокоразвитой гос.-монополистич. экономики гос. бюджеты развитых капиталистич. стран резко возросли. Это отражает заинтересованность пр-в капиталистич. стран в возможно большей концентрации финанс. ресурсов, что позволяет с наибольшей эффективностью, с точки зрения правящего класса, их использовать. Так, за период 1937/38 по 1976/77 общая сумма гос. расходов в США возросла в 33 раза, в т. ч. расходы федерального пр-ва — в 48 раз, а расходы бюджетов штатов и местных бюджетов — в 20 раз. В результате доля расходов федеральных властей в общей сумме гос. расходов за эти годы повысилась с 47,5% до 67,8%, а доля доходов — соответственно с 41,1% до 62,2%.
Важным звеном Ф. с. к. с. являются спец. правительств. фонды. К ним относятся автономные фонды социального страхования, целевые фонды и фонды отдельных гос. и полугос. финансово-кредитных учреждений. С усилением неустойчивости капиталистич. экономики число спец. фондов стало возрастать, и они всё шире используются как средство регулирования социальных отношений и смягчения кризисных ситуаций. Наибольшее развитие получили фонды социально го страхования, к-рые фактически подчинены Центр. пр-ву. Они образуются за счёт взносов трудящихся, предпринимателей и гос. дотаций. Взносы трудящихся носят обязат. характер и представляют собой прямой вычет из их заработной платы и др. трудовых доходов. По отношению к заработной плате эти взносы в кон. 70-х гг. составляли в США 6,45%, Великобритании — 6,5%, Франции — 8%. Взносы предпринимателей в основном через механизм ценообразования перелагаются на широкие слои населения. За счёт фондов социального страхования выплачиваются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособия по болезни, безработице и др. Однако выплата пенсий по старости и пособий по болезни и безработице зависит от суммы взносов. При уплате трудящимся меньше положенной суммы взносов пенсия и пособие сокращаются или вовсе не выплачиваются. В большинстве стран пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 65 лет, женщинам — 60 лет и составляют от 22 до 40% средней заработной платы. Пособия по безработице в результате различных ограничений в ряде стран получают менее половины официально зарегистрированных безработных. Фактически мн. фонды представляют собой правительств, резерв, который в случае финанс. затруднений используется для повышения манёвренности финанс. системы. Ряд спец. фондов (напр., фонд экономич. и социального развития во Франции) используется для поддержания гос. и частной пром-сти. Уравнительный валютный фонд в Великобритании предназначен для стабилизации платёжного баланса. Создание спец. фондов, находящихся вне парламентского контроля, используется в интересах укрепления господства крупного монополистич. капитала.
К финансам местных органов власти относятся местные бюджеты, спец. фонды местных органов власти и финансы предприятий, находящихся в ведении местных властей. На совр. этапе наблюдается быстрый рост расходов местных бюджетов. Это связано с тем, что на это звено финанс. системы пр-ва капиталистич. стран переложили значит. часть затрат на развитие экономич. и социальной инфраструктуры, а также часть затрат на воспроиз-во квалифициров. рабочей силы. Особенно высокими темпами увеличиваются бюджеты городов, уд. вес к-рых в общей сумме муниципальных расходов составляет от 40 до 55%. Процесс урбанизации вызывает рост расходов на социальные нужды, жил. стр-во и реконструкцию городов, охрану окружающей среды. Рост расходов местных бюджетов при ограниченности собств. доходов вызывает их постоянный дефицит. Особенно остро дефицитны бюджеты городов, поэтому от 20 до 50% расходов местных бюджетов покрывается субсидиями и кредитами из гос. бюджета, что усиливает зависимость местных органов от Центр. власти.
Структура местных финансов определяется гос. устройством (федеративное или унитарное гос-во) и соответствующим делением адм. органов. Так, в США в состав местных финансов входят бюджеты 50 штатов, а также графств, спец. округов, городов. Все эти подразделения имеют относительно автономную организац. структуру и обладают определ. функциональными полномочиями. В ФРГ к местным бюджетам относятся бюджеты 10 земель, общин и городов. В унитарных гос-вах (Великобритания, Франция, Япония, Италия) структура местных финансов несколько проще. В Великобритании, напр., к местным бюджетам относятся только бюджеты графств и округов.
Финансы гос. предприятий стали развиваться в основном после 2-й мировой войны. Расширение предпринимав деятельности гос-ва наблюдается прежде всего в таких странах, как Великобритания, Франция, Австрия, Италия, ФРГ. Гос. предприятия создаются в основном в базисных отраслях экономики — электроэнергетике, газовой и угольной пром-сти, транспорте, связи. В эти отрасли направляется от 30 до 50% всех гос. капитальных затрат в пром-сть (см. Государственная собственность капиталистическая). Финанс. деятельность гос. предприятий подчинена интересам крупного монополистич. капитала. В результате установления низких цен на продукцию, отпускаемую частнокапиталистич. монополиям, высоких компенсационных выплат бывшим владельцам этого имущества прибыль гос. предприятий невелика. За счёт собств. ресурсов (амортизация, прибыль) предприятия не могут покрыть расходы по расширенному воспроиз-ву и широко используют гос. субсидии и кредиты, а также средства от выпуска займов, гарантированных пр-вом. Таким путём происходит постоянное перераспределение нац. дохода в пользу финанс. олигархии.
На совр. этапе финансы гос. предприятий, с одной стороны, служат орудием гос. вмешательства в экономику, способствуют развитию производит. сил, обобществлению произ-ва и тем самым вызреванию материальных предпосылок перехода к социализму, а с другой — выступают как средство перекачки прибавочной стоимости, созданной рабочими гос. предприятий, в сейфы частнокапиталистич. монополий, что ведёт к обострению социальных противоречий.
К финансовым учреждениям, входящим в Ф. с. к. с., относятся: Мин-во финансов и его органы, местные финанс. управления, финанс. отделы гос. предприятий, а также контрольно-ревизионные управления, к-рые в отд. странах именуются по-разному (Счётная палата — во Франции, Управление главного контролёра — в Великобритании, и т. д.). Эти учреждения осуществляют след. функции: составление и исполнение гос. и местных бюджетов, а также финанс. планов гос. предприятий; сбор налогов и других гос. доходов; расходование средств; выпуск займов и управление гос. долгом; разработку финанс. законодательства. Осн. роль в управлении финансами и осуществлении финансовой политики страны принадлежит Мин-ву финансов или Казначейству.
Финансовые системы развивающихся стран включают гос. бюджет, финансы местных органов власти, финансы национализиров. и вновь создаваемых гос. предприятий. Главное место занимает гос. бюджет. Он составляется в виде обычного бюджета, т. е. бюджета текущих доходов и расходов, и бюджета капиталовложений — основы планов развития этих стран. В странах, осуществляющих экономич. и социальные преобразования на пути становления независимой экономики, рост бюджетов капиталовложений намного опережает увеличение обычных бюджетов. Доходная часть текущего бюджета формируется за счёт налогов, в основном косвенных. Наименее развитые страны (по классификации ООН к ним в 1976 относилось 29 стран) сводят свои бюджеты с дефицитом, который в значит. мере покрывается за счёт внеш. субсидий и кредитов, что ведёт к огромному росту внеш. задолженности.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.