ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации; ежегодно утверждается Федеральным Собранием РФ как закон. Ф.б. – главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование осн. направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение осн. принципов построения межбюджетных отношений. Доходы Ф.б. формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, средств по взаимным расчетам с бюджетами субъектов РФ, др. безвозмездных перечислений, а также остатка средств на конец предыдущего года. К осн. налоговым доходам Ф.б. относятся: НДС, акцизы на отд. виды товаров (услуг) и отд. виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, экологический налог, федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др. Неналоговые доходы Ф.б. формируются за счет: доходов от использования или продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ), прибыли Банка России (по нормативам, установленным федеральными законами); доходов от внешнеэкономич. деятельности, доходов от реализации гос. запасов и резервов. В соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в доходы Ф.б. включаются также средства целевых федеральных бюджетных фондов. Бюджетная статистика свидетельствует, что осн. поступления в Ф.б. России состоят из налоговых платежей, на долю к-рых приходится более 80% поступлений; при этом в Ф.б. преобладают доходные поступления от косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Косвенное налогообложение создает надежную и легко контролируемую доходную базу, но, в конечном итоге, дальнейший рост данных налогов приводит ко все большему переложению налогового бремени на плечи конечного потребителя. В то же время, напр., современная федеральная налоговая система США образуется за счет трех осн. источников: подоходного налога с населения, налога на прибыль, налогов и взносов в фонды социального страхования. В совокупности эти 3 налога дают более 90% всех доходов. Ост. бюджетные поступления в США складываются из акцизов и нек-рых др. видов налогов. Распределение доходов, сложившееся в американском обществе, делает гражданина основным получателем денежных доходов, в результате чего он и выступает главным налогоплательщиком. Расходы Ф.б. складываются, с одной стороны, из тех затрат, которые финансируются исключительно из Ф.б., а с др. – их расходов, связанных с предметами совместного ведения. К первым относятся расходы по обеспечению деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, др. расходы на общегосударственное управление; расходы на осуществление междунар. деятельности в общефедеральных интересах; расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства и граждан; на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; на гос. поддержку атомной энергетики; расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов гос. власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств Ф.б.; пополнение гос. запасов драгоц. металлов и драгоц. камней, гос. материального резерва; расходы по осуществлению федеральной инвестиционной программы; по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов др. уровней; по обеспечению осуществления отд. государственных полномочий, передаваемых на др. уровни власти; финансовая поддержка субъектов РФ; и др. В наст. время самой большой статьей расходов Ф.б. России является обслуживание государственного долга, в то время как все расходы на социальные цели (образование; культура, искусство и кинематография; здравоохранение и физическая культура; социальная политика) едва «дотягивают» до половины расходов на обслуживание государственного долга. Расходы только на выплату процентов по государственному внутреннему и внешнему долгу в федеральном бюджете на 2001 запланированы в размере 20%. Значительными по своему уровню являются и расходы на национальную оборону – 18%. Бюджетные расходы на финансирование отраслей реального сектора экономики (пром-сть, стр-во и др.) запланированые на уровне 3,7%, что недостаточно для целенаправленного финансового регулирования отраслевой и территориальной структуры общественного производства.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
845.39 кб

Статистика федерального бюджета Российской Федерации

Махашева Петимат Руслановна, Арсакаев Ильяс Шаманович
В представленной работе рассматриваются основные источники финансирования дефицита российского федерального бюджета, суть которой заключается в том, что при правильном ведении и регулировании бюджетной политики, Россия могла бы су
Читать PDF
3.78 мб

Системная модель федерального бюджета Российской Федерации

Уманец О.П.
В статье освещаются теоретические подходы к определению системной организации и построению системно-функциональной модели федерального бюджета.
Читать PDF
3.58 мб

Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации

Уманец О.П.
В статье рассмотрены теоретические подходы к определению организационной структуры бюджета, и представлена структурно-логическая модель федерального бюджета РФ. Уточнена взаимосвязь определенности понятий с аспектами управления.
Читать PDF
3.59 мб

Федеральный бюджет российской Федерации: компонентный анализ

Уманец О.П.
В статье рассматриваются теоретические подходы к определению компонентной структуры федерального бюджета РФ; представлена сравнительная характеристика его параметров; рассмотрены возможности управления компонентами.
Читать PDF
75.01 кб

Понятие, сущность и значение доходов федерального бюджета Российской Федерации

Черленяк Р. Н.
Despite the fact that federal revenues are the basis of the financial system of the Russian Federation, the legal regulation in this area is developed insufficiently.
Читать PDF
453.28 кб

Факторный анализ нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации

Гореев Антон Валерьевич
В последние годы существенные отрицательные для нашей страны конъектурные изменения на мировом рынке нефти должны были вызвать незамедлительное падение нефтегазовых доходов, однако воздействие других факторов (курса валюты, базово
Читать PDF
470.86 кб

О необходимости обеспечения устойчивости федерального бюджета российской федерации

Сухарев А.Н.
В статье раскрыто воздействие внешнеэкономической конъюнктуры на устойчивость федерального бюджета. Приведены и рассчитаны количественные данные, характеризующие такую зависимость.
Читать PDF
1.02 мб

Совершенствование контроля за исполнением федерального бюджета Российской Федерации

Колиев Леонид Владимирович
В статье анализируются сущность государственного финансового контроля; система государственного контроля; понятие федерального бюджета и его функции; бюджетный контроль как один из видов государственного финансового контроля; акту
Читать PDF
221.84 кб

Анализ доли доходов федерального бюджета от нефтегазового сектора Российской Федерации

Гореев Антон Валерьевич
На протяжении нескольких десятилетий формирование доходной части федерального бюджета России зависит от налоговых поступлений компаний нефтегазового комплекса.
Читать PDF
1.01 мб

Влияние вывозных таможенных пошлин на доходы федерального бюджета Российской Федерации

Попов Максим Алексеевич
Рассмотрены основные категории товаров, в отношении которых установлена ставка вывозной таможенной пошлины.
Читать PDF
707.05 кб

Федеральный бюджет российской Федерации: вопросы управления и проблема неопределенности

Уманец О.П.
В статье рассмотрены теоретические вопросы, связанные с проблемой неопределенности экономических понятий в аспекте влияния на методологию управления государственными финансами на федеральном уровне.
Читать PDF
486.54 кб

Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации

Демич Ирина Евгеньевна
В статье подвергнуты анализу динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ. Сделано предположение о положительной динамике поступлений в федеральный бюджет РФ
Читать PDF
563.76 кб

Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации

Уманец О.П.
В статье отмечается, что в связи с существующей проблемой многозначности терминов, которая приводит к неопределенности понятий и в настоящее время получила в экономической науке значительное распространение, рассматриваются вопрос
Читать PDF
404.36 кб

Совершенствование механизма сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации

Рябинина Элина Николаевна, Митрофанова Марина Юрьевна
Цель исследования выявление основных направлений совершенствования механизма обеспечения сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации.
Читать PDF
341.73 кб

Бюджеты городов федерального значения в структуре бюджетной системы Российской Федерации

Петручак Анастасия Валерьевна
В статье рассматриваются подходы к пониманию бюджета как основополагающей категории бюджетного права. Автор приходит к выводу о необходимости закрепления в Бюджетном кодексе РФ понятия «бюджет субъекта Российской Федерации».